Автор: Полякова Марина Ованесовна
Должность: методист (по социальной работе) отдела воспитательной работы
Учебное заведение: ФГКОУ
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: "Рекомендации педагогам и родителям по повышению мотивации к обучению"
Раздел: полное образование
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
Учиться и жить есть одно и то же.
Н. Пирогов, русский хирург, педагог и общественный деятель
Мотивация – это желание и готовность что-либо делать. Мотивация
временная и изменчивая величина. Мотивированный человек может ставить
перед
собой
долгосрочные
цели,
например,
стать
профессиональным
писателем, или краткосрочные, например, выучить одно иностранное слово.
Отношение
ребёнка
к
учению,
т.е.
учебная
мотивация,
играет
важнейшую роль в формировании личности школьника.
1. КАК РОДИТЕЛЯМ ПОВЫШАТЬ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ
ШКОЛЬНИКОВ
1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень
важно.
2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе.
Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.
3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе,
который он должен сделать.
4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь,
что они тратят по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику
уроков.
5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его
прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо
ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого
поведения.
6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание
только на его негативных действиях или плохом поведении.
7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен
или тест.
8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная
помощь учителя, домашнего репетитора.
9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках,
которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы
в учебе.
10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями
вашего
ребенка,
которые
следят
за
успеваемостью
и
поведением
вашего
ребенка в школе.
11.
Чётко
ставьте
цели
перед
подростком:
чего
хотим
добиться,
какими
знаниями обладать.
12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я
это исправлю, выучу).
13.
По
возможности,
определяйте
прикладную
направленность
обучения.
(Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
14.
Чёткое
и
своевременно
отслеживайте
результаты
деятельности
собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за
дело – стимулируйте мотивацию.
16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный
совет лучше порицания.
17.
Формируйте
положительный
стимул
для
обретения
новых
знаний
в
школе.
18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование,
обучение
должно
происходить
через
общение.
Оцените
положительные
действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из
класса, это может привести к раздражению.
20. Любите ребенка.
Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной
деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется.
Основными
факторами,
влияющими
на
формирование
положительной
мотивации к учебной деятельности, являются
:
1. Содержание учебного материала
Т.к.
само
по
себе
содержание
обучения,
учебная
информация
вне
потребностей
ребенка
не
имеет
для
него
какого-либо
значения,
а,
следовательно, не побуждает к учебной деятельности, то учебный материал
должен
подаваться
в
такой
форме,
чтобы
у
школьников
вызвать
эмоциональный
отклик,
активизировать
познавательные
психические
процессы.
Для этого необходимы:
1.
Особый
подход
к
освещению
учебного
материала,
характер
его
преподнесения (аналитический (разъяснительный, критический, логический,
проблемный), деловой, необычный);
2.
Использование,
показ,
подчеркивание
различных
элементов,
привлекательных сторон содержания (важность отдельных частей, трудность,
сложность (простота, доступность), новизна, познавательность материала,
открытие нового в известном, историзм, современные достижения науки,
интересные факты, противоречия, парадоксы);
3.
Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами;
4.
Показ
значимости
знаний,
умений
(общественной,
личностной,
межпредметной связи).
2. Стиль общения педагога и воспитанника
На
формирование
мотивов
учения
оказывает
стиль
педагогической
деятельности,
взаимоотношений
с
учащимися.
Авторитарный
стиль
формирует
«внешнюю»
мотивацию
учения,
мотив
«избегания
неудачи»,
задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль
педагога,
наоборот,
способствует
внутренней
мотивации,
а
либеральный
(попустительский) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив
«надежды на успех».
В плане общения, отношения с учащимися очень важны:
1.
Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление
доверия к силам и возможностям учащихся;
2.
Проявление
личного
отношения
учителя
к
ученику,
классу,
высказывание собственного мнения;
3.
Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане
общения,
эрудиции,
отношения
к
предмету,
деловых
качеств
и
т.д.)
и
побуждение учащихся к подобным проявлениям;
4.
Организация
друже ских
взаимоотношений
в
ко л л е к т и в е
(взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности
При организации учебной деятельности изучение каждого раздела
или темы должно состоять из 3 этапов: мотивационного, операционально-
познавательного и рефлексивно-оценочного.
1 этап – мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего
учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная
задача
данной
работы.
На
данном
этапе
важно
обратить
внимание
на
предъявление требований к учащимся. Они могут быть: по содержанию: к
дисциплине,
к
работе;
по
форме:
развернутые,
свернутые
(указания,
замечания,
мимика);
алгоритмы;
единые
и
индивидуальные,
групповые,
общие и детальные, прямые и косвенные.
2
этап –
операционально-познавательный.
Здесь
важно,
чтобы
учащийся начинал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций
различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия,
противоречия,
ссора):
игрового
(познавательной
игры,
соревнования),
эмоционального (успеха, увлеченности темой). Важно сказать, что групповая
форма
учебной
деятельности
создает
лучшую
мотивацию,
чем
индивидуальная.
Также
важны
положительные
эмоции,
возникающие
от
деятельности и достигнутого результата.
3 этап – рефлексивно-оценочный. Связан с анализом проделанного,
анализом
ошибок
и
оказанием
необходимой
помощи,
сопоставлением
достигнутого
с
поставленной
задачей
и
оценкой
работы.
Важно
уделять
внимание
подведению
итогов
так,
чтобы
учащиеся
испытывали
удовлетворение
от
проделанной
работы,
ор
преодоления
возникших
трудностей и познания нового, что приведет к формированию ожидания
таких же эмоциональных переживаний в будущем. Поэтому, этот этап должен
служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к
формированию ее устойчивости.
Мотивирующая
роль
оценки
результатов
учебной
деятельности
не
вызывает сомнения. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не
количественный
анализ
учебной
деятельности
учащихся,
подчеркивались
положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, являлись
причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.
Оценки
не
должны
стать
самоцелью
для
учащихся,
потому
что
может
произойти
сдвиг
учебной
мотивации
с
самой
деятельности,
с
процесса
познания
и
результата
на
отметку,
которая
добывается
«нечестными
способами».
Это
приводит
к
угасанию
мотива
собственно
учебной
(познавательной) деятельности, к деформации развития личности учащегося.
2. КАК ПЕДАГОГАМ ПОВЫШАТЬ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ
ВОСПИТАННИКОВ
1. Предоставление частичной свободы выбора .
2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в
процессе обучения
3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления
детей.
4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого
стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться
ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу
разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать.
Если,
ребенок
в
каком
то
виде
деятельности
достигнет
мастерства,
то
внутренняя мотивация будет расти.
5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней
мотивации.
6.
Отмечайте
достижения
ребенка.
Оценка
его
достижений
поможет
продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому,
чтобы он стал самостоятельным.
7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх
и
напряжённость
затрудняет
процесс
обучения.
Неудачи
снижают
мотивацию.
8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный
материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).
9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было
интересно.
10. Изменять методы и приемы обучения.
11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику,
осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или
неправильно понятое.
12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных
этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в
основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды
памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не
только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.
14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы
своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами,
обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе –
быть
самим
интересным,
сделать
интересными
методы
преподнесения
информации и сделать интересной свою дисциплину.
16.
Игра
является
мощным
стимулом
интереса
к
окружающей
жизни.
Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает,
что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в
среднем
школьном
возрасте.
Младшие
более
управляемы,
старшие
—
взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять
чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно
различные
игры.
Связано
это
с
теми
новообразованиями,
которые
формируются
в
психике
человека
по
мере
взросления.
Игры
младшего
возраста
более
линейны,
младшего
среднего
—
командные,
старшего
среднего
—
подразумевают
яркую
реализацию
в
личных
поступках,
в
старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых
образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст
находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный
эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.
17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для
всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.
18.
Положительный
эмоциональный
настрой,
через
создание
на
уроке
доброжелательной
атмосферы
доверия
и
сотрудничества,
яркую
и
эмоциональную речь учителя.
19.
Рефлексия,
через
оценку
собственной
деятельности
и
деятельности
других,
оценку
результата
деятельности,
вопросы,
требующие
многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли,
узнали на уроке?» и т.д.).
20.
Занимательность,
необычное
начало
урока,
через
использование
музыкальных
фрагментов,
игровые
и
соревновательные
формы,
юмористические минутки.
21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию
работы
в
группах,
игровые
и
соревновательные
формы,
взаимопроверку,
коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок»,
оказание учащимися помощи друг другу.
22. Необычная форма преподнесения материала.
23.
Сотрудничество
на
уроке,
через
совместное
решение
проблемы
и
разрешение
противоречий,
эвристическую
беседу,
учебную
дискуссию,
выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение,
моделирование.
24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное
поощрение,
выставку
лучших
работ,
оказание
учителем
незначительной
помощи, усложнение заданий.
25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение
учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с
проблемными сторонами.
26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен
контакт с ребенком и доверительная атмосфера.
27.
Создание
атмосферы
энтузиазма,
оптимизма
и
веры
детей
в
свои
способности и возможности.
28. Применяйте новые информационные технологии.
29.
Игра
является
самым
сильным
мотивирующим
фактором,
который
удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и
разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает
широкие возможности для активизации учебного процесса.
30. Уважайте личность каждого ребенка.