Автор: Мельник Валентина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в образовательном процессе с детьми раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Мельник В.Ю., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района
Санкт-Петербурга
Использование ИКТ в образовательном процессе с детьми раннего возраста.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличатся от
мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к
дошкольному воспитанию как к первому звену непрерывного образования: образования с
использованием
современных
информационных
технологий
(компьютер,
планшет,
интерактивная доска и т.д.).
Информационные
технологии
входят
в
жизнь
детей
очень
рано.
И
сила
их
воздействия на детскую психику велика. Использование данной технологии требует и
новых
умений,
и
знаний
от
воспитателя:
находить
нужную
информацию
в
информационном
пространстве
интернета,
составлять
презентации,
включать
в
НОД
интерактивные
игры
и
т.
д.
ИКТ
делает
процесс
интересным
и
привлекательным,
информационно
насыщенным,
повышает
мотивацию,
расширяет
границы,
реализует
возможность восприятия того объекта, обеспечить который в реальности сложно.
Информационно-коммуникативные
технологии
в
ДОУ
используются
по
всем
направлениям воспитательной и образовательной деятельности с раннего возраста.
Для
работы
с
детьми
раннего
возраста
используется
разное
оборудование:
Информация в электронном формате (видео, аудио, анимация, изображение - слайд).
-Информационные носители (Флэш-памяти, DVD, CD).
-Мультимедиа (презентации).
-Аудиовизуальное оборудование (ноутбук, компьютер, проектор, интерактивная доска).
Формы использования ИКТ в процессе развития и обучения детей раннего возраста:
1. Презентации в PowerPoint/ Видео.
2. Создание дидактических игр.
3. Аудиозаписи бытовых, городских, транспортных шумов, голоса животных и т. д. с
подтверждением картинкой.
4. Картотеки предметных картинок.
5. Физкультминутки
6. Гимнастика для глаз
7. Фонотека для режимных моментов
Слайды или видеофрагменты позволяют показать моменты из окружающего мира:
например, идёт дождь, движение волн или рост цветка, воспроизведение звуков природы.
Звук,
движение
или
мультипликация
привлекает
надолго
внимание,
способствует
повышению интереса к занятию, развивает память, воображение, творчество.
В
наше
время
доступен
обширный
выбор
ИКТ,
педагоги
стали
для
детей
проводниками в мир новых, современных технологий.
Использование ИКТ создает позитивную атмосферу в период адаптации детей
раннего возраста:
-
движения,
звук,
мультипликация
надолго
привлекает
внимание
ребенка
раннего
возраста;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- развивает интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем
детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют ребенку
успешнее и быстрее адаптироваться к окружающий среде и социуму.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является
предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоения
какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого
для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение
представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов,
положении в пространстве. Благодаря мультимедийному способу подачи информации
достигаются
следующие
результаты:
дети
легче
усваивают
понятия
формы,
цвета
и
величины, глубже постигают понятия числа и множества, быстрее возникает умение
ориентироваться в пространстве и на плоскости, тренируется эффективность внимания,
активно
пополняется
словарный
запас,
развивается
мелкая
моторика,
формируется
тончайшая координация глаз, развивается воображение и творческие способности.
Преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:
-повышение эффективности образовательного процесса;
-использование анимации;
-одновременно используется графическая, текстовая информация;
Таким
образом,
использование
ИКТ
в
работе
с
детьми
открывает
новые
дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением»,
возможностью
представить
наглядно
те
явления
и
процессы,
которые
невозможно
продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности,
и
ее
содержательное
наполнение.
В
частности,
прекрасные
возможности
создает
систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для
концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников,
представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в
зависимости от потребностей детей и особенностей программы.