Напоминание

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИКИ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ


Автор: Хилькова Ирина Ильинична
Должность: учитель физики
Учебное заведение: Лицей общеобразовательного лицея Тюменского индустриального университета
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИКИ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: среднее образование





Назад




ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИКИ СРЕДСТВАМИ

ОБРАЗОВАНИЯ

Хилькова И.И.

Общеобразовательный лицей Тюменского индустриального университета

В последнее время значительно снизилась забота нашего общества о

воспитании подрастающего поколения, в то время как важность воспитания в

новых условиях, когда меняются жизненные цели и нравственные ориентиры

многократно возрастает.

Мудрая и многозначительная русская поговорка говорит нам, что «сами

по себе растут только сорняки», а это значит, что наша молодежь – будущее

России необходимо воспитывать и задача эта ложится, прежде всего, на плечи

учителей. То есть на уроке, кроме обще учебных задач учитель должен решать и

воспитательные задачи. К сожалению как показывает опыт, не в каждой семье

происходят беседы о том, что каждый из нас может и должен сделать для своей

страны, и все чаще мы слышим о том, «А что страна сделала для меня». Такое

уже привычное для нас потребительское видение окружающего мира.

В процессе преподавания физики учитель имеет большие возможности

для воспитания у учащихся любви к своему Отечеству, гордости за русскую и

советскую

науку

и

технику,

глубокого

уважения

к

тем,

кто

своим

умом,

знаниями, трудом приумножил славу нашей Родины в сложный период для

нашей страны, кто в тяжелой схватке с врагом отдал за нее свою жизнь.

Воспитание патриотизма, прежде всего, связано с воспитанием благодарной

памяти к героическому прошлому нашего народа.

Патриотическое

воспитание

это

воздействие

не

только

на

умы

школьников, сколько на их чувства.

Интересно подобранный и ярко эмоционально преподнесенный материал

пробуждает

у

детей

благородные

чувства,

оставляет

в

сознании

учащихся

глубокий неизгладимый след.

Программный

материал

курса

физики

позволяет

проводить

патриотическое

и

военно-патриотическое

воспитание,

начиная

с

7

класса.

Например, на одном из уроков физики при изучении темы: «Физика и техника»

я знакомлю учащихся с биографиями ученых, которые внесли свой вклад в

развитие

техники.

Полные

подлинного

драматизма,

но

вместе

с

тем

и

высочайших взлетов мысли и духа биографии Циолковского, Попова, Курчатова

и др. имеют огромный потенциал.

Люди – легенды, беззаветно преданные Родине, своему делу, люди –

личности, в судьбе которых отразилась наша эпоха со всеми ее трудностями и

противоречиями оживают в глазах ребят. Вряд ли оставят равнодушными ребят

слова А.С.Попова, который, работая в трудных условиях царского режима, без

материальной поддержки не принял ни одного из заманчивых предложений

зарубежных фирм продать им патент на свое изобретение. Он сказал: « Я –

русский человек и мое изобретение может принадлежать только моему народу».

Истинным

ученым-патриотом

являлся

И.В.Курчатов,

он

буквально

до

последних

дней

своей

жизни

руководил

работами

в

области

атомной

энергетики.

«Быть

советским

ученым

большое

счастье.

Я

счастлив,

что

родился

в

России

и

посвятил

свою

жизнь

атомной

науке

Великой

страны

Советов» – говорил ученый. Он внёс огромный вклад в развитие советской

ядерной

энергетики. Научные

достижения

Курчатова

отмечены

многими

правительственными

наградами.

Курчатовием

назван

104-й

элемент

периодической системы Менделеева.

Ещё

один

выдающийся

ученый-патриот

Константин

Эдуардович

Циолковский,

родился

в

1857

году

в

русском

селе

Ижевское

Рязанской

губернии. Печальный факт – в возрасте 9 лет Константин Циолковский заболел

скарлатиной. В результате осложнения после болезни он частично потерял слух.

Это событие оказало огромное влияние на его дальнейшую жизнь. Но это не

помешало достичь ему высоких результатов в своей работе и до конца своих

дней

быть

истинным

патриотом

своей

страны.

Он

является

основателем

современной космонавтики и ракетной техники в России. Именно Циолковский

«научил мечтать» Россию о космосе. Можно с уверенностью сказать, что во

многом

благодаря

именно

идеям

и

самой

фигуре

этого

основоположника

современной космонавтики, Россия первой в истории взмыла в космическое

пространство более полувека тому назад.

Не только биографический материал позволяет воспитывать патриотов

своей Родины. Но и при решении конкретных физических задач, в условии

которых содержатся некоторые исторические факты касающиеся нашей страны

можно акцентировать внимание на подвигах реальных людей. Например, после

изучения

темы:

«Плавание

тел»

решаем

задачу:

«Необходимо

переправить

тяжелую чугунную трубу с одного берега реки на другой. Если трубу поместить

в лодку, то лодка погрузиться в воду до краев и нельзя будет сесть гребцу.

Н а й т и

с п о с о б

п е р е п р а в и т ь

т р у б у

л о д к о й

и

б е з

н е е » .

Рассмотрев,

все

предложенные

учащимися

варианты,

выбираем

наиболее

приемлемые, я рассказываю о том, как в великой битве с фашистами за Днепр

для переправы на другой берег советские воины под ураганным огнем врага

умело

использовали

подручные

средства,

бревна,

пустые

бочки,

канистры,

набитые камышом или соломой. А затем знакомлю учащихся с современными

средствами переправы через водные преграды, используемые в Российской

Армии.

При изучении темы: «Давление», предлагаю учащимся самостоятельно

отыскать

способ

пешего

перехода

через

топкое

труднопроходимое

болото.

Выслушав

все

предложения,

рассказываю

о

«мокроступах»

предложенных

солдатами

в

беседе

с

маршалом

Жуковым

при

подготовке

наступления

советских войск в 1944 году при освобождении Белоруссии.

Великая Отечественная война явилась трудным испытанием не только для

армии, но и для науки. Советские ученые, конструкторы, инженеры с первых

дней

войны

были

полны

решимости,

отдать

все

свои

силы,

знания,

опыт

великому делу разгрома фашизма.

Развернувшаяся битва стала не только смертельной схваткой двух миров –

социализма и фашизма, но и войной моторов», «дуэлью умов», «сражением

мысли». Актуальный для тех времен призыв «Всегда опережать технику врага».

«Я

не

вижу

моего

врага-немца

конструктора,

который

сидит

над

своими

чертежами в глубоком убежище. Но, не видя, его я воюю с ним. Я знаю, чтобы

не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю свою волю и

фантазию, знания и опыт»,… чтоб в день, когда два новых самолета – наш и

вражеский – столкнутся в военном небе, наш оказался победителем», – писал

советский

авиаконструктор

А.Лавочкин.

Эти

мысли

позволили

нашим

конструкторам

создавать

воздушные

машины,

которые

по

многим

характеристикам превосходили самолеты противника. Велик и огромен вклад

ученых-авиаконструкторов в победу, драматичны и суровы их военные будни,

когда,

на

сон

отводилось

2-3

часа,

авиаконструкторы

создавали

новые

истребители и бомбардировщики.

При

изучении

в

10

классе

темы:

«Закон

сохранения

импульса»

рассматриваем вопрос о создании самого грозного реактивного оружия времен

войны – гвардейского миномета БМ-13, вскоре любовно названного в народе

«катюша»,

которое

покрыло

себя

неувядаемой

славой.

Изучение

темы:

«Магнитное поле» в 11 классе сопровождается таким историческим экскурсом.

В годы 2-ой мировой войны фашисты в большом количестве использовали

магнитные

мины

для

борьбы

с

нашим

Военно-морским

Флотом.

Перед

советскими физиками была поставлена задача – создать способ защиты наших

кораблей от этих мин. С этой задачей блестяще справились Александров и

Курчатов. В трудных условиях первых месяцев войны, подвергаясь частым

налетам вражеской авиации, вели ученые-патриоты свою работу. За все время

войны

ни

один

из

размагниченных

кораблей

не

подорвался.

Отвечая

на

разработки немцев, наши ученые-физики разработали конструкцию сухопутной

магнитной

мины

для

танков,

которая

с

успехом

использовалась

для

уничтожения техники врага.

Важные успехи достигнуты советскими учеными в изучении космических

лучей, в области теоретической химии и других областях. Советские ученые в

ряде важнейших областей знаний заняли передовые позиции в мировой науки.

Конечно,

можно

было

еще

привести

немало

примеров,

которые

подтверждают,

что

действительно,

советские

ученые,

в

частности

физики,

самым

непосредственным

образом

исполнили

свой

патриотический

долг

помощи

фронту.

Используя

эту

информацию

на

уроках,

мы

воспитываем

будущих патриотов, помнящих о том, какой ценой была завоевана Победа. От

победного мая 45 нас отделяет не один десяток лет. Но память о ней должна

оставаться всегда.

Хочу закончить свою статью словами выдающегося первого русского

ученого-истествоиспытателя

мирового

значения,

Михаила

Васильевича

Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего!!!».



В раздел образования