Автор: Хилькова Ирина Ильинична
Должность: учитель физики
Учебное заведение: Лицей общеобразовательного лицея Тюменского индустриального университета
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИКИ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: среднее образование
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИКИ СРЕДСТВАМИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Хилькова И.И.
Общеобразовательный лицей Тюменского индустриального университета
В последнее время значительно снизилась забота нашего общества о
воспитании подрастающего поколения, в то время как важность воспитания в
новых условиях, когда меняются жизненные цели и нравственные ориентиры
многократно возрастает.
Мудрая и многозначительная русская поговорка говорит нам, что «сами
по себе растут только сорняки», а это значит, что наша молодежь – будущее
России необходимо воспитывать и задача эта ложится, прежде всего, на плечи
учителей. То есть на уроке, кроме обще учебных задач учитель должен решать и
воспитательные задачи. К сожалению как показывает опыт, не в каждой семье
происходят беседы о том, что каждый из нас может и должен сделать для своей
страны, и все чаще мы слышим о том, «А что страна сделала для меня». Такое
уже привычное для нас потребительское видение окружающего мира.
В процессе преподавания физики учитель имеет большие возможности
для воспитания у учащихся любви к своему Отечеству, гордости за русскую и
советскую
науку
и
технику,
глубокого
уважения
к
тем,
кто
своим
умом,
знаниями, трудом приумножил славу нашей Родины в сложный период для
нашей страны, кто в тяжелой схватке с врагом отдал за нее свою жизнь.
Воспитание патриотизма, прежде всего, связано с воспитанием благодарной
памяти к героическому прошлому нашего народа.
Патриотическое
воспитание
–
это
воздействие
не
только
на
умы
школьников, сколько на их чувства.
Интересно подобранный и ярко эмоционально преподнесенный материал
пробуждает
у
детей
благородные
чувства,
оставляет
в
сознании
учащихся
глубокий неизгладимый след.
Программный
материал
курса
физики
позволяет
проводить
патриотическое
и
военно-патриотическое
воспитание,
начиная
с
7
класса.
Например, на одном из уроков физики при изучении темы: «Физика и техника»
я знакомлю учащихся с биографиями ученых, которые внесли свой вклад в
развитие
техники.
Полные
подлинного
драматизма,
но
вместе
с
тем
и
высочайших взлетов мысли и духа биографии Циолковского, Попова, Курчатова
и др. имеют огромный потенциал.
Люди – легенды, беззаветно преданные Родине, своему делу, люди –
личности, в судьбе которых отразилась наша эпоха со всеми ее трудностями и
противоречиями оживают в глазах ребят. Вряд ли оставят равнодушными ребят
слова А.С.Попова, который, работая в трудных условиях царского режима, без
материальной поддержки не принял ни одного из заманчивых предложений
зарубежных фирм продать им патент на свое изобретение. Он сказал: « Я –
русский человек и мое изобретение может принадлежать только моему народу».
Истинным
ученым-патриотом
являлся
И.В.Курчатов,
он
буквально
до
последних
дней
своей
жизни
руководил
работами
в
области
атомной
энергетики.
«Быть
советским
ученым
–
большое
счастье.
Я
счастлив,
что
родился
в
России
и
посвятил
свою
жизнь
атомной
науке
Великой
страны
Советов» – говорил ученый. Он внёс огромный вклад в развитие советской
ядерной
энергетики. Научные
достижения
Курчатова
отмечены
многими
правительственными
наградами.
Курчатовием
назван
104-й
элемент
периодической системы Менделеева.
Ещё
один
выдающийся
ученый-патриот
–
Константин
Эдуардович
Циолковский,
родился
в
1857
году
в
русском
селе
Ижевское
Рязанской
губернии. Печальный факт – в возрасте 9 лет Константин Циолковский заболел
скарлатиной. В результате осложнения после болезни он частично потерял слух.
Это событие оказало огромное влияние на его дальнейшую жизнь. Но это не
помешало достичь ему высоких результатов в своей работе и до конца своих
дней
быть
истинным
патриотом
своей
страны.
Он
является
основателем
современной космонавтики и ракетной техники в России. Именно Циолковский
«научил мечтать» Россию о космосе. Можно с уверенностью сказать, что во
многом
благодаря
именно
идеям
и
самой
фигуре
этого
основоположника
современной космонавтики, Россия первой в истории взмыла в космическое
пространство более полувека тому назад.
Не только биографический материал позволяет воспитывать патриотов
своей Родины. Но и при решении конкретных физических задач, в условии
которых содержатся некоторые исторические факты касающиеся нашей страны
можно акцентировать внимание на подвигах реальных людей. Например, после
изучения
темы:
«Плавание
тел»
решаем
задачу:
«Необходимо
переправить
тяжелую чугунную трубу с одного берега реки на другой. Если трубу поместить
в лодку, то лодка погрузиться в воду до краев и нельзя будет сесть гребцу.
Н а й т и
с п о с о б
п е р е п р а в и т ь
т р у б у
л о д к о й
и
б е з
н е е » .
Рассмотрев,
все
предложенные
учащимися
варианты,
выбираем
наиболее
приемлемые, я рассказываю о том, как в великой битве с фашистами за Днепр
для переправы на другой берег советские воины под ураганным огнем врага
умело
использовали
подручные
средства,
бревна,
пустые
бочки,
канистры,
набитые камышом или соломой. А затем знакомлю учащихся с современными
средствами переправы через водные преграды, используемые в Российской
Армии.
При изучении темы: «Давление», предлагаю учащимся самостоятельно
отыскать
способ
пешего
перехода
через
топкое
труднопроходимое
болото.
Выслушав
все
предложения,
рассказываю
о
«мокроступах»
предложенных
солдатами
в
беседе
с
маршалом
Жуковым
при
подготовке
наступления
советских войск в 1944 году при освобождении Белоруссии.
Великая Отечественная война явилась трудным испытанием не только для
армии, но и для науки. Советские ученые, конструкторы, инженеры с первых
дней
войны
были
полны
решимости,
отдать
все
свои
силы,
знания,
опыт
великому делу разгрома фашизма.
Развернувшаяся битва стала не только смертельной схваткой двух миров –
социализма и фашизма, но и войной моторов», «дуэлью умов», «сражением
мысли». Актуальный для тех времен призыв «Всегда опережать технику врага».
«Я
не
вижу
моего
врага-немца
конструктора,
который
сидит
над
своими
чертежами в глубоком убежище. Но, не видя, его я воюю с ним. Я знаю, чтобы
не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю свою волю и
фантазию, знания и опыт»,… чтоб в день, когда два новых самолета – наш и
вражеский – столкнутся в военном небе, наш оказался победителем», – писал
советский
авиаконструктор
А.Лавочкин.
Эти
мысли
позволили
нашим
конструкторам
создавать
воздушные
машины,
которые
по
многим
характеристикам превосходили самолеты противника. Велик и огромен вклад
ученых-авиаконструкторов в победу, драматичны и суровы их военные будни,
когда,
на
сон
отводилось
2-3
часа,
авиаконструкторы
создавали
новые
истребители и бомбардировщики.
При
изучении
в
10
классе
темы:
«Закон
сохранения
импульса»
рассматриваем вопрос о создании самого грозного реактивного оружия времен
войны – гвардейского миномета БМ-13, вскоре любовно названного в народе
«катюша»,
которое
покрыло
себя
неувядаемой
славой.
Изучение
темы:
«Магнитное поле» в 11 классе сопровождается таким историческим экскурсом.
В годы 2-ой мировой войны фашисты в большом количестве использовали
магнитные
мины
для
борьбы
с
нашим
Военно-морским
Флотом.
Перед
советскими физиками была поставлена задача – создать способ защиты наших
кораблей от этих мин. С этой задачей блестяще справились Александров и
Курчатов. В трудных условиях первых месяцев войны, подвергаясь частым
налетам вражеской авиации, вели ученые-патриоты свою работу. За все время
войны
ни
один
из
размагниченных
кораблей
не
подорвался.
Отвечая
на
разработки немцев, наши ученые-физики разработали конструкцию сухопутной
магнитной
мины
для
танков,
которая
с
успехом
использовалась
для
уничтожения техники врага.
Важные успехи достигнуты советскими учеными в изучении космических
лучей, в области теоретической химии и других областях. Советские ученые в
ряде важнейших областей знаний заняли передовые позиции в мировой науки.
Конечно,
можно
было
еще
привести
немало
примеров,
которые
подтверждают,
что
действительно,
советские
ученые,
в
частности
физики,
самым
непосредственным
образом
исполнили
свой
патриотический
долг
помощи
фронту.
Используя
эту
информацию
на
уроках,
мы
воспитываем
будущих патриотов, помнящих о том, какой ценой была завоевана Победа. От
победного мая 45 нас отделяет не один десяток лет. Но память о ней должна
оставаться всегда.
Хочу закончить свою статью словами выдающегося первого русского
ученого-истествоиспытателя
мирового
значения,
Михаила
Васильевича
Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего!!!».