Автор: Кузнецова Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «ЛЕДА»
Населённый пункт: город Архангельск,Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическое обследование младших школьников в условиях территориальной ПМПК
Раздел: дополнительное образование
Кузнецова Елена Владимировна,
учитель – логопед,
МБУ Центр «Леда»,
Россия, г. Архангельск
Логопедическое обследование младших школьников в условиях
территориальной ПМПК
Мониторинг
достижений
обучающихся
начального
общего
образования
в
общеобразовательных
организациях
показал,
что
в
последние
годы
особые
трудности они испытывают при обучении чтению и родному языку. Процесс
обучения
в
школе
тесно
связан
с
развитием
речи
в
дошкольном
возрасте.
Формирование
успешной
учебной
деятельности
возможно
при
достаточно
высоком
уровне
развитии
речи,
которое
предполагает
определённую
степень
сформированности
всех
средств
языка.
Среди
обучающихся,
поступающих
в
первые
классы,
фиксируется
достаточно
большое
количество
детей
с
недостаточно сформированной речевой готовностью.
Речевая готовность подразумевает правильное произношение всех звуков родного
языка,
навыки
словообразования
и
грамматически
верного
оформления
высказываний,
умение
связно
рассказывать
и
пересказывать.
Ребенок
должен
владеть элементарными учебными навыками: проводить звуковой анализ слова,
находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове,
делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.
Причинами трудностей формирования письменной речи могут быть нарушения
устной речи различной степени тяжести. Также причинами могут стать школьная
незрелость, педагогическая и социальная запущенность, недостаточно высокий
уровень
преподавания
в
школе,
низкий
уровень
культуры
и
образования
р о д и т е л е й ,
с л о ж н о с т ь
о б р а з о в а т е л ь н ы х
п р о г р а м м
и
д р у г и е .
Качество
учебной
деятельности
будет
зависеть
от
того,
насколько
были
сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
· хорошее физическое развитие ребенка;
· развитый фонематический слух;
· развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
· нормальное функционирование ЦНС;
· владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство,
время, счетные операции);
· произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
· познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознатель-
ность;
· коммуникативная деятельность, готовность к сотрудничеству, взаимопомощи.
На
базе
этих
предпосылок
в
младшем
школьном
возрасте
начинают
формироваться новые необходимые для обучения качества. Готовность к школьно-
му обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в
первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса
знаний
и
представлений,
но
и
уровень
развития
обобщающей
деятельности
мышления.
Начальный
период
обучения
грамоте
должен
иметь
целью
формирование сложного единства, включающего представления об акустическом,
артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слова.
В отечественной литературе распространена концепция Р.Е.Левиной, трактующей
нарушения чтения и письма как проявление системного нарушения речи, как
отражение
недоразвития
устной
речи
во
всех
ее звеньях.
Существенной
для
диагностики
дисграфии
и
дислексии
представляется
её
дифференциация
с
позиции развития дефекта (С.Ф.Иваненко 1984). Автор выделила четыре группы
нарушений письма и чтения с учётом возраста детей, степени выраженности и
специфики проявлений.
1.Трудности
в
овладении
письмом
и
чтением
–
диагностируется
в
первом
полугодии первого года обучения
2.Нарушение формирования процесса письма и чтения – диагностируется во
втором полугодии первого и начале второго года обучения
3.Дисграфия, дислексия – диагностируется во втором полугодии второго года
обучения
4.Дизорфография
–
диагно стируется
на
третьем
году
о бу ч е н и я .
Изучение обучающихся, имеющих нарушения письменной речи, имеет целью
выяснить:
особенности латерализации и пространственной ориентировки;
временные представления и понятия;
двигательные функции руки;
слухомоторные координации;
буквенный гнозис;
фонематическое развитие, звуковой анализ и синтез;
речевое внимание и память;
состояние
устной
речи
(звукопроизношение,
словарный
запас,
грамматический строй);
особенности чтения;
состояние письма.
Основная причина, по которой младшие школьники обращаются в
логопедический пункт при общеобразовательных школах, состоит в трудностях не
устной, а письменной речи.
Процедура обследования в психолого-медико-педагогической комиссии (далее
ПМПК) имеет особенности, отличающие ее от процедур независимых
консультативных приемов детей конкретными специалистами (врачами,
психологами, учителями - логопедами). Обследование ребенка в ПМПК не может
быть механической суммой обследований конкретных специалистов с
неизбежным дублированием некоторых этапов обследования и представляет
собой качественно своеобразную технологию. ПМПК работает как единая
команда специалистов, коллегиально планирующих обследование ребенка и
формулирующих коллегиальное заключение. Такой подход требует совмещения
принципа деятельности независимых высокопрофессиональных экспертов с
умением принимать единое согласованное решение. Окончательное решение
формулируется как коллегиальное заключение с содержащимися в нем
рекомендациями. Сопровождение детей и подростков в ПМПК осуществляется
родителями (законными представителями) по направлению из учреждений
системы образования и других организаций. В системе комплексного
обследования детей младшего школьного возраста в ПМПК одно из центральных
мест занимает оценка речевого развития ребенка.
Процедура обследования школьников отличается от процедуры обследования речи
дошкольников по нескольким показателям: (Грибова О.Е.)
- изучение письменной речи;
- используется меньшее количество игровых заданий;
- усложняется языковой материал;
- используется лингвистическая терминология.
Диагностический этап начинается с наиболее сложных заданий – изучения уровня
сформированности
письменной
речи.
Если
у
ребёнка
присутствуют
ошибки,
которые могут быть обусловлены несформированностью устной стороны речи, то
необходимо изучить состояние процессов устной речи. Если у ребёнка недостатки
письма
обусловлены
особенностями
психических
функций,
то
необходимо
выявить,
какие
стороны
психической
деятельности
страдают.
Логопедическое
обследование – это, прежде всего определение собственно речевых расстройств,
которые
могут
выступать
избирательно
на
фоне
нормального
интеллекта
и
сохранных
сенсорных
функций
(слуховой
и
зрительной).
Обследование
школьников с расстройствами чтения и письма предполагает подробное изучение
устной
речи
(фонегико-фонематической
и
лексико-грамматической
стороны),
которая, как правило, имеет те или иные отклонения. Дизорфография (стойкое
нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками)
выделяется
как
самостоятельное
расстройство,
которое
может
сочетаться
с
дисграфией, а может проявиться и самостоятельно. Одной из задач
является диагностирование сложных пограничных нарушений, когда имеет место
снижение
интеллектуальной
деятельности
в
разной
степени
(тотальное
психическое
недоразвитие,
парциальная
несформированность
когнитивного
компонента деятельности, нижняя граница нормы). Интеллектуальное снижение
может сочетаться и с сенсорной недостаточностью (нарушения слуха или зрения).
В
таких
случаях
речевые
нарушения
входят
в
синдром
основного
нервно-
психического заболевания. Заключение на каждого ребенка включает: уровень
интеллектуального
развития
(или
познавательной
деятельности),
нервно-
п с и х и ч е с к и е
о т к л о н е н и я
и
р а з в е р н у т ы й
р е ч е в о й
д и а г н о з .
Схема обследования:
1. Цель обращения в ПМПК.
2. Ознакомление с документацией.
3. Объективное исследование ребенка.
На основании полученных данных заполняется протокол. Заключение на каждого
ребенка
включает:
уровень
интеллектуального
развития
(или
познавательной
деятельности), нервно-психические отклонения и развернутый речевой диагноз.
Можно
сделать
вывод,
что
нарушения
письменной
речи
имеют
место
при
значительном своеобразии, как в речевом развитии детей, так и в формировании
ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных
и
временных
ориентировок,
двигательных
функций
руки,
слухо-моторных
координации).
Библиографический список
Азова
О.И.
Диагностика
письменной
речи
у
младших
школьников.
М.:ТЦ
Сфера,2011.- 64 с.
Бессонова
Т.П.
Содержание
и
организация
логопедической
работы
учителя-
логопеда общеобразовательного учреждения. М.: АПК и ППРО, 2010. - 56 с.
Грибова
О.Е.
Технология
организации
логопедического
обследования.
Методическое пособие. - М.:Айрис - пресс,2005.- 96 с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие.
- СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб.
пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983. - 136
с, ил.
Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у
младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие/Под
редакцией Л.С.Волковой.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.- 208 с.
Хватцев М. Е. Логопедия.М.: Учпедгиз, 1959. — 476 с.