Напоминание

Логопедическое обследование младших школьников в условиях территориальной ПМПК


Автор: Кузнецова Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «ЛЕДА»
Населённый пункт: город Архангельск,Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическое обследование младших школьников в условиях территориальной ПМПК
Раздел: дополнительное образование





Назад




Кузнецова Елена Владимировна,

учитель – логопед,

МБУ Центр «Леда»,

Россия, г. Архангельск

Логопедическое обследование младших школьников в условиях

территориальной ПМПК

Мониторинг

достижений

обучающихся

начального

общего

образования

в

общеобразовательных

организациях

показал,

что

в

последние

годы

особые

трудности они испытывают при обучении чтению и родному языку. Процесс

обучения

в

школе

тесно

связан

с

развитием

речи

в

дошкольном

возрасте.

Формирование

успешной

учебной

деятельности

возможно

при

достаточно

высоком

уровне

развитии

речи,

которое

предполагает

определённую

степень

сформированности

всех

средств

языка.

Среди

обучающихся,

поступающих

в

первые

классы,

фиксируется

достаточно

большое

количество

детей

с

недостаточно сформированной речевой готовностью.

Речевая готовность подразумевает правильное произношение всех звуков родного

языка,

навыки

словообразования

и

грамматически

верного

оформления

высказываний,

умение

связно

рассказывать

и

пересказывать.

Ребенок

должен

владеть элементарными учебными навыками: проводить звуковой анализ слова,

находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове,

делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

Причинами трудностей формирования письменной речи могут быть нарушения

устной речи различной степени тяжести. Также причинами могут стать школьная

незрелость, педагогическая и социальная запущенность, недостаточно высокий

уровень

преподавания

в

школе,

низкий

уровень

культуры

и

образования

р о д и т е л е й ,

с л о ж н о с т ь

о б р а з о в а т е л ь н ы х

п р о г р а м м

и

д р у г и е .

Качество

учебной

деятельности

будет

зависеть

от

того,

насколько

были

сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

· хорошее физическое развитие ребенка;

· развитый фонематический слух;

· развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

· нормальное функционирование ЦНС;

· владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство,

время, счетные операции);

· произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

· познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознатель-

ность;

· коммуникативная деятельность, готовность к сотрудничеству, взаимопомощи.

На

базе

этих

предпосылок

в

младшем

школьном

возрасте

начинают

формироваться новые необходимые для обучения качества. Готовность к школьно-

му обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в

первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса

знаний

и

представлений,

но

и

уровень

развития

обобщающей

деятельности

мышления.

Начальный

период

обучения

грамоте

должен

иметь

целью

формирование сложного единства, включающего представления об акустическом,

артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слова.

В отечественной литературе распространена концепция Р.Е.Левиной, трактующей

нарушения чтения и письма как проявление системного нарушения речи, как

отражение

недоразвития

устной

речи

во

всех

ее звеньях.

Существенной

для

диагностики

дисграфии

и

дислексии

представляется

её

дифференциация

с

позиции развития дефекта (С.Ф.Иваненко 1984). Автор выделила четыре группы

нарушений письма и чтения с учётом возраста детей, степени выраженности и

специфики проявлений.

1.Трудности

в

овладении

письмом

и

чтением

диагностируется

в

первом

полугодии первого года обучения

2.Нарушение формирования процесса письма и чтения – диагностируется во

втором полугодии первого и начале второго года обучения

3.Дисграфия, дислексия – диагностируется во втором полугодии второго года

обучения

4.Дизорфография

диагно стируется

на

третьем

году

о бу ч е н и я .

Изучение обучающихся, имеющих нарушения письменной речи, имеет целью

выяснить:

особенности латерализации и пространственной ориентировки;

временные представления и понятия;

двигательные функции руки;

слухомоторные координации;

буквенный гнозис;

фонематическое развитие, звуковой анализ и синтез;

речевое внимание и память;

состояние

устной

речи

(звукопроизношение,

словарный

запас,

грамматический строй);

особенности чтения;

состояние письма.

Основная причина, по которой младшие школьники обращаются в

логопедический пункт при общеобразовательных школах, состоит в трудностях не

устной, а письменной речи.

Процедура обследования в психолого-медико-педагогической комиссии (далее

ПМПК) имеет особенности, отличающие ее от процедур независимых

консультативных приемов детей конкретными специалистами (врачами,

психологами, учителями - логопедами). Обследование ребенка в ПМПК не может

быть механической суммой обследований конкретных специалистов с

неизбежным дублированием некоторых этапов обследования и представляет

собой качественно своеобразную технологию. ПМПК работает как единая

команда специалистов, коллегиально планирующих обследование ребенка и

формулирующих коллегиальное заключение. Такой подход требует совмещения

принципа деятельности независимых высокопрофессиональных экспертов с

умением принимать единое согласованное решение. Окончательное решение

формулируется как коллегиальное заключение с содержащимися в нем

рекомендациями. Сопровождение детей и подростков в ПМПК осуществляется

родителями (законными представителями) по направлению из учреждений

системы образования и других организаций. В системе комплексного

обследования детей младшего школьного возраста в ПМПК одно из центральных

мест занимает оценка речевого развития ребенка.

Процедура обследования школьников отличается от процедуры обследования речи

дошкольников по нескольким показателям: (Грибова О.Е.)

- изучение письменной речи;

- используется меньшее количество игровых заданий;

- усложняется языковой материал;

- используется лингвистическая терминология.

Диагностический этап начинается с наиболее сложных заданий – изучения уровня

сформированности

письменной

речи.

Если

у

ребёнка

присутствуют

ошибки,

которые могут быть обусловлены несформированностью устной стороны речи, то

необходимо изучить состояние процессов устной речи. Если у ребёнка недостатки

письма

обусловлены

особенностями

психических

функций,

то

необходимо

выявить,

какие

стороны

психической

деятельности

страдают.

Логопедическое

обследование – это, прежде всего определение собственно речевых расстройств,

которые

могут

выступать

избирательно

на

фоне

нормального

интеллекта

и

сохранных

сенсорных

функций

(слуховой

и

зрительной).

Обследование

школьников с расстройствами чтения и письма предполагает подробное изучение

устной

речи

(фонегико-фонематической

и

лексико-грамматической

стороны),

которая, как правило, имеет те или иные отклонения. Дизорфография (стойкое

нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками)

выделяется

как

самостоятельное

расстройство,

которое

может

сочетаться

с

дисграфией, а может проявиться и самостоятельно. Одной из задач

является диагностирование сложных пограничных нарушений, когда имеет место

снижение

интеллектуальной

деятельности

в

разной

степени

(тотальное

психическое

недоразвитие,

парциальная

несформированность

когнитивного

компонента деятельности, нижняя граница нормы). Интеллектуальное снижение

может сочетаться и с сенсорной недостаточностью (нарушения слуха или зрения).

В

таких

случаях

речевые

нарушения

входят

в

синдром

основного

нервно-

психического заболевания. Заключение на каждого ребенка включает: уровень

интеллектуального

развития

(или

познавательной

деятельности),

нервно-

п с и х и ч е с к и е

о т к л о н е н и я

и

р а з в е р н у т ы й

р е ч е в о й

д и а г н о з .

Схема обследования:

1. Цель обращения в ПМПК.

2. Ознакомление с документацией.

3. Объективное исследование ребенка.

На основании полученных данных заполняется протокол. Заключение на каждого

ребенка

включает:

уровень

интеллектуального

развития

(или

познавательной

деятельности), нервно-психические отклонения и развернутый речевой диагноз.

Можно

сделать

вывод,

что

нарушения

письменной

речи

имеют

место

при

значительном своеобразии, как в речевом развитии детей, так и в формировании

ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных

и

временных

ориентировок,

двигательных

функций

руки,

слухо-моторных

координации).

Библиографический список

Азова

О.И.

Диагностика

письменной

речи

у

младших

школьников.

М.:ТЦ

Сфера,2011.- 64 с.

Бессонова

Т.П.

Содержание

и

организация

логопедической

работы

учителя-

логопеда общеобразовательного учреждения. М.: АПК и ППРО, 2010. - 56 с.

Грибова

О.Е.

Технология

организации

логопедического

обследования.

Методическое пособие. - М.:Айрис - пресс,2005.- 96 с.

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие.

- СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.

Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб.

пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983. - 136

с, ил.

Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у

младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие/Под

редакцией Л.С.Волковой.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.- 208 с.

Хватцев М. Е. Логопедия.М.: Учпедгиз, 1959. — 476 с.



В раздел образования