Автор: Захарова Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОКОУ
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности межличностных отношений неслышащих школьников.
Раздел: начальное образование
Особенности межличностные отношений неслышащих школьников.
Проблема
межличностных
отношений
относится
к
области
социально-
психологического
знания.
Социальная
психология-наука,
изучающая
«психические
явления,
которые
возникают
в
процессе
взаимодействия
людей
в
различных
организованных и неорганизованных общественных группах».
В социологии, как отмечает Н. И. Лапин, «понятие «коллектив» нередко трактуется
чрезмерно расширительно. Иногда говорят даже о «коллективных объединениях», таких
как монополистическая корпорация, толпа или же народ, общество. В этом случае термин
«коллектив»
утрачивает
строго
научный
смысл
и
выступает
лишь
в
элементарном
семантическом значении, охватывающем любой конгломерат лиц, связанных той или
иной
деятельностью».
Автор
показывает,
что
важнейшим
признаком
понятия
«коллектив» является характер связей между его членами.
Сегодня
вопросы,
связанные
с
межличностными
отношениями
в
коллективе,
выдвигаются
на
первый
план
многих
исследований.
Так,
в
нашей
стране
процесс
формирования
межличностных
отношений
наиболее
полно
изучен
в
работах
Н.
С.
Глуханюк, Т. В. Драгуновой, Г. А. Карповой, Я. Л. Коломинского, Р. С. Немова. Для
отечественной
психолого-педагогической
науки
межличностные
отношения
стали
специальной
научной
проблемой,
которая
включается
в
широкий
контекст
научных
исследований.
Наиболее общепринятое в настоящее время определение понятия «межличностные
отношения»
дано
Я.
Л.
Коломинским,
который
под
межличностными
отношениями
понимает
субъективно
переживаемые
взаимосвязи
между
людьми,
объективно
проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на
друга в процессе совместной деятельности и общения.
Одной из наиболее значимых для развития личности производной межличностных
о т н о ш е н и й
я в л я е т с я
х а р а к т е р
в н у т р и г р у п п о в о г о ЭМОЦИОНАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА.
Н. П. Аникеева определяет для группы эмоционально-психологический климат как
эмоционально-психологический
настрой
коллектива,
в
котором
на
эмоциональном
уровне отражаются личные и деловые отношения членов коллектива. Положительный
эмоционально-психологический климат складывается из гуманистического отношения
друг
к
другу,
чувства
удовлетворенности
группой,
эмоционального
сопереживания
коллективных
событий,
учтивого
положительного
настроя,
свободы
и
активности
личности при выражении мнений и принятии решений.
По
мнению
Г.
А.
Карповой
и
Ю.
А.
Герасименко,
знание
социометрического
статуса
и
коллективных
эмоций
группы
не
дает
исчерпывающей
информации
о
благополучии
учащегося
в
системе
межличностных
отношений.
Они
считают,
что
необходимо знать, является ли выбор субъекта взаимным.
В исследовании В. Р. Кисловской установлено, что эмоциональное благополучие
зависит
не
столько
от
социометрического
статуса,
сколько
от
его
соотношения
со
ВЗАИМНОСТЬЮ. Оказалось, что независимо от социометрического статуса наличие у
испытуемого взаимной симпатии хотя бы с одним товарищем в классе уже обеспечивает
ему эмоциональное благополучие в коллективе, что выражается и в положительном
отношении к школе, к классу и в хорошем эмоциональном самочувствии.
СПОСОБЫ
КОММУНИКАЦИИ являются
важным
аспектом
исследования
межличностных
отношений
неслышащих
индивидов.
Смысловой,
ценностный,
эмоциональный
обмен,
составляющий
суть
межличностных
отношений,
реально
осуществляется
между
слабослышащими
и
глухими
на
основе
жестовой
речи
с
вкраплениями дактильной речи (для обозначения, например, имен собственных); между
слабослышащими
и
слышащими-на
основе
словесной
речи
в
устной
и
письменной
форме.
Жестовый
язык
объединяет
глухих
и
слабослышащих
в
особое
культурно-
лингвистическое меньшинство; жестовая коммуникация-один из способов сохранения
культурных
традиций
сообщества
глухих
людей.
Оценка
психолингвистического
потенциала жестовой речи в истории сурдопедагогики была неоднозначной. Изначально
бытовала
отрицательная
оценка
природы
жестовой
речи.
Она
рассматривалась
как
несамостоятельная, примитивная, лишенная собственной грамматики система знаков. В
30-ые годы 20 века эта точка зрения в очень жесткой форме была обобщена И. В.
Сталиным в дискуссии с Н. Я. Марром в статье «Марксизм и вопросы языкознания»
(1951):
«Значение
так
называемого
языка
жестов
ввиду
его
крайней
бедности
и
ограниченности-ничтожна. Это собственно, не язык, и даже не суррогат языка, могущий
так
или
иначе
заменить
звуковой
язык…Мысли
глухонемых
возникают
и
могут
существовать
лишь
на
базе
тех
образов,
восприятий,
представлений,
которые
складываются у них в быту о предметах внешнего мира и их отношениях между собой
благодаря чувствам зрения, осязания, вкуса, обоняния. Вне этих образов, восприятий,
представлений мысль пуста, лишена какого бы то ни было содержания, т.е. она не
существует.»