Напоминание

Особенности межличностных отношений неслышащих школьников.


Автор: Захарова Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОКОУ
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности межличностных отношений неслышащих школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности межличностные отношений неслышащих школьников.

Проблема

межличностных

отношений

относится

к

области

социально-

психологического

знания.

Социальная

психология-наука,

изучающая

«психические

явления,

которые

возникают

в

процессе

взаимодействия

людей

в

различных

организованных и неорганизованных общественных группах».

В социологии, как отмечает Н. И. Лапин, «понятие «коллектив» нередко трактуется

чрезмерно расширительно. Иногда говорят даже о «коллективных объединениях», таких

как монополистическая корпорация, толпа или же народ, общество. В этом случае термин

«коллектив»

утрачивает

строго

научный

смысл

и

выступает

лишь

в

элементарном

семантическом значении, охватывающем любой конгломерат лиц, связанных той или

иной

деятельностью».

Автор

показывает,

что

важнейшим

признаком

понятия

«коллектив» является характер связей между его членами.

Сегодня

вопросы,

связанные

с

межличностными

отношениями

в

коллективе,

выдвигаются

на

первый

план

многих

исследований.

Так,

в

нашей

стране

процесс

формирования

межличностных

отношений

наиболее

полно

изучен

в

работах

Н.

С.

Глуханюк, Т. В. Драгуновой, Г. А. Карповой, Я. Л. Коломинского, Р. С. Немова. Для

отечественной

психолого-педагогической

науки

межличностные

отношения

стали

специальной

научной

проблемой,

которая

включается

в

широкий

контекст

научных

исследований.

Наиболее общепринятое в настоящее время определение понятия «межличностные

отношения»

дано

Я.

Л.

Коломинским,

который

под

межличностными

отношениями

понимает

субъективно

переживаемые

взаимосвязи

между

людьми,

объективно

проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на

друга в процессе совместной деятельности и общения.

Одной из наиболее значимых для развития личности производной межличностных

о т н о ш е н и й

я в л я е т с я

х а р а к т е р

в н у т р и г р у п п о в о г о ЭМОЦИОНАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА.

Н. П. Аникеева определяет для группы эмоционально-психологический климат как

эмоционально-психологический

настрой

коллектива,

в

котором

на

эмоциональном

уровне отражаются личные и деловые отношения членов коллектива. Положительный

эмоционально-психологический климат складывается из гуманистического отношения

друг

к

другу,

чувства

удовлетворенности

группой,

эмоционального

сопереживания

коллективных

событий,

учтивого

положительного

настроя,

свободы

и

активности

личности при выражении мнений и принятии решений.

По

мнению

Г.

А.

Карповой

и

Ю.

А.

Герасименко,

знание

социометрического

статуса

и

коллективных

эмоций

группы

не

дает

исчерпывающей

информации

о

благополучии

учащегося

в

системе

межличностных

отношений.

Они

считают,

что

необходимо знать, является ли выбор субъекта взаимным.

В исследовании В. Р. Кисловской установлено, что эмоциональное благополучие

зависит

не

столько

от

социометрического

статуса,

сколько

от

его

соотношения

со

ВЗАИМНОСТЬЮ. Оказалось, что независимо от социометрического статуса наличие у

испытуемого взаимной симпатии хотя бы с одним товарищем в классе уже обеспечивает

ему эмоциональное благополучие в коллективе, что выражается и в положительном

отношении к школе, к классу и в хорошем эмоциональном самочувствии.

СПОСОБЫ

КОММУНИКАЦИИ являются

важным

аспектом

исследования

межличностных

отношений

неслышащих

индивидов.

Смысловой,

ценностный,

эмоциональный

обмен,

составляющий

суть

межличностных

отношений,

реально

осуществляется

между

слабослышащими

и

глухими

на

основе

жестовой

речи

с

вкраплениями дактильной речи (для обозначения, например, имен собственных); между

слабослышащими

и

слышащими-на

основе

словесной

речи

в

устной

и

письменной

форме.

Жестовый

язык

объединяет

глухих

и

слабослышащих

в

особое

культурно-

лингвистическое меньшинство; жестовая коммуникация-один из способов сохранения

культурных

традиций

сообщества

глухих

людей.

Оценка

психолингвистического

потенциала жестовой речи в истории сурдопедагогики была неоднозначной. Изначально

бытовала

отрицательная

оценка

природы

жестовой

речи.

Она

рассматривалась

как

несамостоятельная, примитивная, лишенная собственной грамматики система знаков. В

30-ые годы 20 века эта точка зрения в очень жесткой форме была обобщена И. В.

Сталиным в дискуссии с Н. Я. Марром в статье «Марксизм и вопросы языкознания»

(1951):

«Значение

так

называемого

языка

жестов

ввиду

его

крайней

бедности

и

ограниченности-ничтожна. Это собственно, не язык, и даже не суррогат языка, могущий

так

или

иначе

заменить

звуковой

язык…Мысли

глухонемых

возникают

и

могут

существовать

лишь

на

базе

тех

образов,

восприятий,

представлений,

которые

складываются у них в быту о предметах внешнего мира и их отношениях между собой

благодаря чувствам зрения, осязания, вкуса, обоняния. Вне этих образов, восприятий,

представлений мысль пуста, лишена какого бы то ни было содержания, т.е. она не

существует.»



В раздел образования