Автор: Кунчукина Светлана Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Медицинский колледж № 2"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка для внеаудиторной работы студентов
Тема: Тема "Заболевания мочевыделительной системы у детей"
Раздел: среднее профессиональное
СПб ГБПОУ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2»
КУНЧУКИНА С.М.
Учебно-методическое пособие для студентов по внеаудиторной
работе
Тема: « Болезни мочевыделительной системы у детей»
ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном
процессах»
МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и
состояниях»
Р. 02. 01.01 «Сестринская помощь в педиатрии»
для специальности
34.02.01 «Сестринское дело»
Санкт-Петербург
2017 г.
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие предназначено для внеаудиторной работы
студентов по теме «Болезни мочевыделительной системы у детей» и
составлено в соответствии с программой и требованиями ФГОС.Данное
пособие у студентов формируетсовременное представление о причинах,
проявлениях, принципах ухода и профилактики заболеваний у детей: острый
пиелонефрит, острый гломерулонефрит. Пособие содержит тестовые задания,
ситуационные задачи, составление глоссария, памятки а также критерии
оценок и эталоны ответов.
Данный методический материал поможет студентам закрепить и
систематизировать знания по предлагаемым темам.
Тема: «
Болезни мочевыделительной системы у детей
»
Актуальность темы:
Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций:
ПК 2.1 Представить информацию в понятном для пациента виде,
объяснить ему суть вмешательств
ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,
взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ПК 2.5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и
изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести
за них ответственность
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, пациентами
Цель: Закрепить знания об этиологии, патогенезе, диагностике, клинических
проявлениях, принципах лечения и профилактики заболеваний
острый пиелонефрит, острый гломерулонефрит
Мотивация Острый пиелонефрит является распространенной патологией
среди детского населения, имеет высокий удельный вес среди всех
заболеваний и занимает второе место после заболеваний органов дыхания.
Распространенность – 18 – 22 больных на 1000 детского населения ( А.В.
Малкович, А.А. Коваленко 2005 г.)
Гломерулонефрит занимает особое место среди заболеваний почек у детей
Сложность патогенеза, численность клинических проявлений, необходимость
длительного непрерывного лечения, тенденция к хронизации
воспалительного процесса, возможность возникновения хронической
почечной недостаточности в молодом возрасте определяют актуальность
данной проблемы.
Требования к результатам освоения темы «
Болезни
мочевыделительной системы у детей
»
Студент должен знать:
- АФО мочевыделительной системы у детей
- Основные причины и факторы риска, приводящие к развитию острого
пиелонефрита и острого гломерулонефрита
- Клинические проявления заболевания, методы диагностики и
лабораторные исследования
- Меры профилактики болезней мочевыделительной системы
- Принципы ухода и лечения детей с данными заболеваниями
- Правила пользования аппаратурой применяемой для диагностики и лечения
с болезнями мочевыделительной системы системы
- Виды и правила заполнения медицинской документации: направления на
обследования, температурный лист и т.д
- Методы решения профессиональных задач при стандартных и
нестандартных ситуациях
- Принципы этики и медицинской деонтологии
Студент должен уметь:
- Выполнять этапы сестринского процесса при уходе за детьми с
заболеваниями мочевыделительной системы
- Составлять план профилактических мероприятий болезней
мочевыделительной системы
- Выполнять манипуляции по уходу и лечению детей с острым
пиелонефритом, острым гломерулонефритом
- Заполнять направления на различные виды обследования: анализ крови и
мочи; температурные листы
- Применять различные методы решения профессиональных задач
- Принимать решение при стандартных и нестандартных ситуациях
Основная литература:
Ежова, Н.В. Педиатрия: учебник. – М.: Оникс, 2003 - 2008
Ежова, Н.В. Педиатрия. Практикум: учеб. пособие. – Мн.: Выш. школа, 2003
Тарасова И.В. «Педиатрия с детскими инфекциями» Москва ГЭОТАР-Медиа
2013
Теоретический блок лекции.
Н.П. Шабалов.«Детские болезни» 2010г
Дополнительная литература:
Качаровская Е.В. Сестрин. дело в педиатрии:практич.рук.-М.:ГЭОТАР,2009
Ежова, Н.В. Педиатрия. Доклиническая практика. – Мн., 2004
Тульчинская. В.А. Сестринское дело в педиатрии. - Р/Дон: Феникс, 2007
Тульчинская В.А. Здоровый ребенок. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006
Алгоритм подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомьтесь с темой и целью занятия.
2. Ознакомьтесь с вопросами по теме.
3. Изучите
указанную
литературу
и
материалы
дополнительной
литературы. Работая с конспектом лекции и предложенной в пособии
основной
и
дополнительной
литературой,
главные
моменты
выписывайте в дневник. Если по ходу изучения встретятся неясные
вопросы,
выпишите
их,
а
затем
обратитесь
за
помощью
к
преподавателю.
4. Проведите
самоконтроль
усвоения
материала,
выполнив
предложенные для этого задания.
Вопросы для самоподготовки
1.
АФО органов мочевыделительной системы у детей.
2.
Острый пиелонефрит.Причины и факторы риска.
3.
Клиника .Принципы лечения и ухода острого пиелонефрит.а
4.
Профилактика острого пиелонефрита.
5.
Острый гломерулонефрит.Причины и факторы риска..
6.
Клиника.Принципы лечения и ухода больных с острым
гломерулонефритом.
7.
Профилактика острого гломерулонефрита.
Принципы диспансерного наблюдения детей с острым пиелонефритом и
гломерулонефритом.
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
I - составление глоссария
2- ответы на контрольные вопросы
3 - решение ситуационных задач
4 – составление памяток рекомендаций
Задание №1
Уважаемые студенты!
1. Используя полученные знания, выполните письменно задание выбрав
правильный термин.
Обозначьте понятие термина
1. ……………….. – расстройство мочеиспускания.
2. ……………….. – увеличенное мочеиспускания.
3. ……………….. – болезненное затруднение мочеиспускания.
4. ……………….. – задержка мочеиспускания.
5. ……………….. – скопление жидкости в тканях или полостях организма
6. ……………….. – скопление жидкости в брюшной полости.
7. ……………….. – скопление жидкости в грудной полости.
8..……………….. – непоступление мочи в мочевой пузырь.
9.……………….. – уменьшение суточного объема мочи.
10.……………….. – увеличение суточного объема мочи.
11.……………….. – преобладание ночного диуреза над дневным.
12.……………….. – процедура, при которой катетер через уретру вводят в
мочевой пузырь.
13..……………….. – процесс образования и выделения мочи
Задание №2.
Уважаемые студенты!
1. Изучив учебный материал, внимательно прочитайте задание и
установите соответствие в предложенных заданиях
1. НАЙТИ СООТВЕТСТВИЕ:
Количество форменных элементов мочи:
Термин:
1. лейкоциты 10-12 в поле зрения
А. норма
2. эритроциты 6-7 в поле зрения
Б. макрогематурия
3. лейкоциты 80-100 в поле зрения
В. лейкоцитурия
4. эритроциты сплошь в поле зрения Г. пиурия
5. лейкоциты 1-2 в поле зрения
и Д. микрогематурия
единичные эритроциты
2. НАЙТИ СООТВЕТСТВИЕ:
Нозологическая форма:
Патологический симптом
1. воспалительный процесс в почках
и мочевыводящих путях А. цилиндрурия
2. нефротический синдром
Б.
лейкоцитурия
3. мочекислый диатез
В.
гематурия
4. приступ почечной колики
Г. соли мочевой кислоты
Задание№ 3. Решение ситуационной задачи
Уважаемые студенты!
1. Изучив учебный материал, внимательно прочитайте ситуационную
задачу и ответьте письменно на поставленные вопросы
2. Составьте таблицу сестринского вмешательства (письменно)
Задача №1
Девочка
6
лет
находится
на
стационарном
лечении.
Диагноз:
острый
пиелонефрит.
Жалуется
на
общую
слабость,
понижение
аппетита,
температуру тела 38,6 С. Девочка вялая, капризная. Беспокоят боли в животе,
болезненные
и
частые
мочеиспускания.
Из
анамнеза:
больна
в
течение
последних 3-х дней. Накануне заболевания упала в холодную воду. Кожные
покровы
бледные,
чистые.
Язык
сухой,
обложен
белым
налетом.
Живот
мягкий. ЧДД 26 в минуту, пульс 102 в минуту.
Моча мутная, мочи мало, мочеиспускание частое.
Задания
1. Определите проблемы пациента; составьте план сестринского ухода по
приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
План
Мотивация
Обеспечить
диетическое
питание
(исключить острые и жирные блюда,
количество
жидкости
должно
соответствовать рекомендации врача
Для нормализации водного баланса
Задача №2
Вы
–
м/с
детской
больницы.
На
Ваш
пост
поступил
ребенок
5
лет
с
диагнозом: острый гломерулонефрит с нефротическим синдромом.
Температура тела 38˚ С , выражены отеки на лице, конечностях. Ребенок
вялый, капризный. Кожные покровы бледные. Аппетит снижен. Пульс 116 в
мин., ЧДД 24 в мин., АД 105/70 мм рт.ст. Мочится редко, малыми порциями.
Жалуется на боль в пояснице. Симптом Пастернацкого положительный с
обеих сторон. В анализе мочи: белок - 3,3%, плотн. - 1012, лейк. - 2-3 п/зр., эр.
- 2-3 в п/зр., цил. - 5-6 в п/зр. Ребенок отказывается от еды, так как она
несоленая. Мать не ограничивает жидкость ребенку.
Задания
1. Определите проблемы пациента; составьте план сестринского ухода по
приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
План
Мотивация
Беседа с мамой о заболевании
Для устранения дефицита знаний о
заболевании
Задание №4
Уважаемые студенты! Составьте памятку для родителей и пациентов по
правилам проведения пробы Зимницкого и пробы по Нечипоренко
Инструкция к выполнению:
Внимательно изучите теоретический материал по теме «Заболевания
мочвыделительной системы у детей» и письменно составте памятку по схеме:
-обращение к родителям (пациенту) в котором расскажите о цели
предстоящего обследования
-рассажите о показаних для проведения пробы
-расскажите о необходимом оснащении
-расскажите о правилах проведения пробы по Зимницкому, Нечипоренко
-расскажите о диетотерапии и о водной нагрузке перед проведением и в день
проведения пробы
-расскажите о правилах подготовки пациента к проведению пробы
Эталоны ответов и критерии оценки
Задание 1
эталон ответа
1-дизурия, 2-полиурия,3-дизурия, 4-ишурия ,5-отек, 6-асцит, 7-гидроторакс, 8-
анурия, 9-олигоурия, 10-полиурия, 11-никтурия, 12-цистоскопия,13-диурез
Критерии оценок:
«5» до 10 % ошибок (0-1 ошибка)
«4» до 20 % ошибок (2-3 ошибки)
«3» до 30 % ошибок (4-5 ошибок)
«2» до 40 % ошибок (6 и более ошибок)
Задание №2 эталон ответа
1. 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б, 5-Д
2. 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В
Критерии оценки:
«5» - 1 - 2 ошибки
«4» - 3 - 4 ошибки
«3» - 5 – 6 ошибок
«2» - 7 и более ошибок
Задание №3 эталон ответа
Задача 1
План
Мотивация
1. Обеспечить диетическое питание (исключить острые и жирные блюда,
количество жидкости должно соответствовать рекомендации врача)
Для нормализации водного баланса
2.
Обеспечить
смену
нательного
и
постельного
белья
пациента
по
мере
загрязнения
Для соблюдения правил личной гигиены пациента
3. Обеспечить регулярное подмывание пациента и смазывание промежности
2-3 раза в день вазелиновым маслом
Для соблюдения гигиены промежности
4. Обеспечить пациента мочеприёмником
Для опорожнения мочевого пузыря
5. Обеспечить дезинфекцию мочеприёмника
Для соблюдения правил инфекционной безопасности
6. Регулярное проветривание палату 3-4 раза в день по 30 минут
Для обогащения воздуха кислородом
7. Обеспечить психологическую поддержку родственникам и пациенту
Для облегчения страданий
8. Обеспечить приём лекарственных средств, по назначению врача
Для лечения пациента
9. Провести беседу с родственниками о необходимости соблюдения диеты,
личной гигиены, необходимости избегать переохлаждения
Для профилактики осложнений
Задача 2
Проблемы пациента:
- мать не понимает, что ребенка надо ограничивать в приеме жидкости;
- ребенок отказывается от еды, так как она несоленая.
Приоритетная
проблема:
мать
не
понимает
необходимости
ограничивать
ребенку жидкость.
Цель: мать будет ограничивать жидкость ребенку, согласно назначению врача.
План
Мотивация
1. Медсестра убедит мать дать ребенку жидкость ограниченно, ровно столько,
сколько назначено врачом
Для уменьшения отеков
2.
Медсестра
будет
контролировать
количество
жидкости,
потребляемой
ребёнком
Выполнение назначения врача
Оценка: отеки уменьшились, мочеиспускание участилось. Цель достигнута.
Студент доступно объясняет матери сущность назначенной врачом диеты.
Задание№4 Эталон ответа
Взятие мочи для пробы по Нечипоренко
Цель. Определение количества форменных элементов и цилиндров.
Показания. Воспалительные заболевания почек.
Оснащение. Чистая сухая банка из прозрачного стекла; направление в
клиническую лабораторию.
Техника взятия мочи для пробы по Нечипоренко:
1. Получив назначение врача, готовят посуду с направлением.
2. Пациента готовят следующим образом: «Завтра утром вам нужно собрать
мочу на исследование. В 8.00 утра тщательно подмойтесь и помочитесь
прерывисто, т.е. сначала в унитаз, затем в горшок, остатки опять в унитаз.
Всю мочу из горшка перелейте в банку и поставьте в санитарной комнате на
стеллаж».
3. Мочу отправляют в лабораторию сразу после мочеиспускания в теплом
виде.
4. Результат исследования подклеивают в историю болезни.
Примечания. Для исследования необходим 1 мл мочи. Мочу на исследование
по Нечипоренко при необходимости можно собирать в любое время. В
экстренных случаях можно собрать не среднюю порцию струи мочи, а всю
мочу, особенно если ее мало.
В норме при исследовании по Нечипоренко в моче содержатся: лейкоцитов - 4
000; эритроцитов - 1 000; цилиндров - 500.
Взятие мочи для пробы по Зимницкому
Цель. Определение водовыделительной и концентрационной функций почек
Показания. Нарушение процессов кровообращения и мочеобразования.
Оснащение. Чистые сухие стеклянные банки из прозрачного стекла емкостью
500 мл - 8 шт.; направления на каждую банку с четким указанием номера
порции и времени мочеиспускания - 8 шт.; чистый сухой горшок с
направлением; листок учета выпитой жидкости.
Техника взятия мочи для пробы по Зимницкому:
1. Получив назначение, готовят посуду, наклеивают направления, ставят банки
в отведенное место.
2. Накануне вечером готовят пациента следующим образом: «Вам назначено
исследование мочи по Зимницкому. Завтра утром в 6.00 вам необходимо
помочиться в унитаз и подойти к медицинской сестре для измерения массы
тела. Затем вам необходимо собирать мочу за каждые 3 ч в течение суток
(помочившись в горшок, перелить в соответствующую банку), а именно: в
9.00: 12.00; 15.00; 18.00; 21.00; 24.00; 3.00; 6.00. При отсутствии мочи в какой-
то из порций банка остается пустой. После получения последней восьмой
порции в 6.00 следующего дня вам необходимо снова подойти на пост к
медицинской сестре для взвешивания. Кроме того, вам нужно записывать
количество выпитой за сутки жидкости в листке учета».
3. Пациента предупреждают, что для получения ночных порций мочи его
будут будить. Об этом также нужно предупредить ночную медицинскую
сестру записью в Журнале передачи дежурств.
4. Утром всю мочу доставляют в клиническую лабораторию, подсчитывают
количество выпитой жидкости, отмечают данные взвешивания и выпитой
жидкости в температурном листе.
5. Полученный из лаборатории результат подклеивают в историю болезни.
Примечания. При исследовании в каждой порции определяют количество и
относительную плотность мочи, а также подсчитывают дневной, ночной и
суточный диурез. Проба проводится в условиях обычного пищевого и
питьевого режима.
Критерии оценки:
«5» - четко сформулированные, грамотные и полные ответы на все вопросы
«4» - допущены ошибки и неточности в ответах
«3» - ответы на вопросы даны не полностью или с ошибками
«2» - неверные ответы на вопросы с грубыми ошибками