Напоминание

"Имена моего класса"


Автор: Полетавкина Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия № 3
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Учебно-исследовательский проект
Тема: "Имена моего класса"
Раздел: начальное образование





Назад




«ИМЕНА МОЕГО КЛАССА»

Фёдоров Макар

МОУ Гимназия № 3 г. Волгограда, 1 «В» класс

Научный руководитель: Полетавкина Е.И.

Введение

Имя человека — самый

сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Дейл Карнеги

Имя – это не просто слово. С самого раннего детства и на протяжении

всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как своё имя. Имя

присваивается

человеку

при

рождении.

Количество

имен,

которыми

называют детей сегодня или называли в прошлые времена, исчисляются

сотнями и тысячами. И каждое имя имеет свою историю.

За

каждым

именем

стоит

определённая

личность,

человек,

который

отличен от других, единственный и неповторимый.

В 2015 году я поступил в первый класс гимназии № 3 Центрального

района города Волгограда. В моём 1В классе 29 ребят. Многие имена я уже и

раньше

слышал,

а

вот

некоторые

имена

моих

одноклассников

для

меня

оказались новыми и неизвестными. Мне захотелось узнать, какие же имена у

первоклассников в нашей гимназии, какие из них самые популярные, а какие

- самые редкие. Мы думаем, что и другим ребятам будет интересно узнать

много нового о своём имени.

И сразу возникли вопросы:

Проблемные вопросы:

Как появляется имя у человека?

Почему меня и моих одноклассников так назвали?

Что означают наши имена?

Какие традиции есть в семье, связанные с выбором имени для ребенка?

Почему в разных семьях детям дают одинаковые имена?

Есть ли мода на имена?

Всегда ли тебя одинаково называют?

Как "растет" твое имя?

Как звучит твое имя на других языках?

Кто из великих людей носил такие же имена?

1

Почему так говорят: "Не имя красит человека, а человек имя»?

Связаны ли эти люди с историей России?

Мы

решили

заняться

данной

проблемой

и

изучить

имена

одноклассников.

Объект

исследования: изучение происхождения и толкования

нам

привычных, на первый взгляд, русских имен.

Предмет исследования: имена учеников 1В класса Гимназии № 3

Центрального района города Волгограда.

Цель исследования: выяснить происхождение и значение имен.

Задачи:

Проанализировать

историческую

и

учебную

литературу

по

изучаемой проблематике.

Исследовать происхождение и значение имен.

Изучить поимённые списки учащихся первых классов гимназии и

выявить самые популярные и самые редкие имена.

Узнать тайну своего имени.

Разработать

анкету

для

исследования,

провести

анкетирование

среди

учащихся

и

родителей

класса

МОУ

гимназии

3

Центрального района г. Волгограда, проанализировать полученные

данные, сделать выводы.

Составить карту к проекту «Знаю. Интересуюсь. Узнал»

Составить альбом «Это - Я!»

Желание

исследовать

имена

одноклассников

появилось

не

случайно.

Проблема исследования обусловлена существующим противоречием:

с одной стороны, все люди знают свои имена.

с

другой

стороны,

часто

мы

не

знаем

историю

происхождения

своего имени, его толкование.

Методы исследования: анализ литературы, подбор информации и её

систематизация, социологический опрос (анкетирование).

Структура: работа состоит введения, трёх глав, заключения, списка

используемой литературы и приложений.

2

I. Из истории имен.

Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают,

изменяются,

исчезают.

Имена

людей

-

часть

истории

народа.

Ученые

установили,

что

в

именах

отражаются

быт,

фантазии,

художественное

творчество народов, их исторические связи. Древние русские имена были

своеобразными характеристиками людей.

Имя

давалось

человеку

как

примета,

по

которой

можно

было

бы

выделить его из семьи или рода. В одних случаях человек характеризовался

по каким-либо внешним признакам. Например: Мал, Косой, Рябой, Милава.

В других - по черте человеческого характера. Например - Досада, Несмеяна,

Молчан, а иногда - по месту в семье (например - Третьяк, Старшой, Нечай).

В конце Х века киевский князь Владимир искал сильного союзника

против

степных

кочевников,

совершавших

опустошительные

набеги

на

Южную

Русь.

С

этой

целью

он

заключил

договор

о

взаимопомощи

и

императором Византии - государства, возникшего на территории Греции.

Чтобы

военный

союз

был

прочным

и

долговечным,

от

киевского

князя

потребовали согласия на "крещение Руси". Князь Владимир принял такое

условие. После обряда крещения людям давались новые имена.

Имена,

принесенные

на

Русь

вместе

с

христианством,

были

заимствованы

из

языков

многих

восточных

и

европейских

народов.

В

большинстве

своем

новые

слова

были

древнегреческого

и

латинского

происхождения. Наши предки относились к именам очень бережно. Они

верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может

ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое

значение и рассматривался как обряд.

Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот

связан с греческим словом онома - имя.

II. Имена нашего класса.

В моём классе 29 учеников.

Настя – раз, два и три,

Кирилл с Кириллом и Мария,

Анны - две, Алисы - две,

Варвара, Арсений и Аксинья.

Глеб и Женя, Елисей, Екатерина, Кира.

Есть Андрюша, Саша и Павлуша.

А еще Кристина, Влад, Никита.

3

Есть Илья, Артемий, Вика, Жанна.

И, конечно, я - Макар.

Вот и в целом весь наш класс,

И о нем пойдет рассказ.

(Приложение 1)

Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет

красивым

и

счастливым.

Часто

имя

посвящается

кому-то

из

любимых

родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к

ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

Практическая часть.

1.Первоначально

мы

провели

социологическое

исследование

имён

учащихся нашего класса.

Для этого было проведено анкетирование с учениками 1В класса.

(Приложение 2)

В анкетировании приняло участие 29 человек.

В результате проведенного опроса удалось установить следующее:

Всем ученикам нравится имя, которым назвали его родители. Только

всего

несколько

ребят

изъявили

желание

иметь

другое

имя.

У

каждого

ученика

класса

есть

ласковые

имена

и

их

несколько.

Каждый

из

первоклассников знает своё полное имя. А вот на вопрос «Почему именно это

имя было выбрано?» затруднились с ответом почти все ученики класса.

(Приложение 3) диаграмма

Воспользовавшись

"Словарем

русских

личных

имен",

составленным

Н.А. Петровским, нам удалось сгруппировать имена моих одноклассников

следующим образом:

Древнееврейские

имена:

Анна

("грация",

"миловидность"),

Елисей

("спасение"),

Жанна

("милость

Божья"),

Илья

("мой

Бог"),

Мария

("разумная", "наставница").

Древнегреческие

имена:

Анастасия

("во скре сшая"),

Андрей

("мужественный", "храбрый"), Аксинья (народная форма имени Ксения -

"чужеземка"),

Арсений

("мужественный"),

Артемий

("невредимый",

"здоровый"), Александр ("защитник"), Варвара ("чужестранка"), Екатерина

("чистая"), Евгений ("благородный"), Кристина ("христианка"), Кирилл, Кира

4

("владыка"), Макар ("счастливый"), Никита ("победитель").

Латинские:

Алиса

("белая"),

Виктория

("победительница"),

Павел

("маленький").

Древнерусские: Владислав ("властелин славы"), Глеб ("глыба", "скала").

2.

Следующий

этап

работа

с

научно

популярной

литературой,

выяснение значения имен одноклассников.

Нам

хотелось

бы

остановиться

на

наиболее

редких

именах

моих

одноклассников. Таких как: Варвара, Аксинья, Арсений, Елисей и мое имя,

Макар.

Имя

Варвара

имеет

несколько

версий

происхождения.

По

самой

распространенной

версии,

имя

Варвара

древнеримского

или

древнегреческого происхождения. Изначально «цивилизованным» римлянам

казалось, что иноземцы говорят «вар-вар» - что-то непонятное. Затем, когда

Римская империя разрослась и в Рим стали приезжать выходцы из колоний,

их стали так и называть - Варварус. В Европу имя пришло от римлян и

греков. Русское «варвар» появилось на Руси еще во времена славян от греков,

прижилось

и

стало

распространенным

обозначением

иноземцев,

а

в

дальнейшем преобразовалось в имя Варвара. Потом «варвар» в греческом

языке

приобрело

значение

«жестокий»,

«грубый»

и

соответствует

современному значению этого слова. По следующей версии, имя Варвара

имеет индоевропейское происхождение, в этом имени дважды повторяется

корень «вар», который означает «защита». Поэтому данное имя переводят как

«двойная защита».

Аксинья - русская народная (разговорная) форма греческого имени

Ксения. Имя Ксения

происходит, предположительно, от греческого слова

"ксения" - странник, чужой, чужеземный. Дело в том, что русскому языку

свойственно изменять слова, начинающиеся с двух согласных, наращивая

перед ними или между ними гласный звук. В украинском языке Ксения -

Оксана.

По

другой

версии,

имя

Ксения

-

это

разговорная

форма

имени

Поликсения (греч.- очень гостеприимная).

Арсений

от

греческого

слова

"арсениус

",

в

переводе

на

русский

означает – смелый.

Имя

Елисей

-

русское,

еврейское,

православное,

католическое,

иудейское, греческое. Синонимы имени Елисей: Элиша, Илайша, Элисиас,

Элисео, Элизеу, Элизей. Имя Елисей имеет две версии происхождения. По

первой версии, имя Елисей произошло от древнееврейского имени Элиша,

которое означает «Бог – спасение», «Бог спасает». По второй версии, имя

5

Елисей – это один из вариантов произношения имени Одиссей. Имя Одиссей

произошло от греческого имени Одюссеус и в переводе означает «сердитый»,

«гневный». В латинском варианте имя звучит как Улисс. Это имя носил царь

острова

Итака,

один

из

предводителей

ахейцев

в

Троянской

войне,

упоминаемый в греческой мифологии.

Макар

произошло

от

греческого

слова

“макариос”

и

означает

“счастливый”, “блаженный”. На территорию нашей страны оно пришло из

Византии

и

распространилось

в

форме

Макарий.

В

древнегреческой

мифологии

«макариос»

является

одним

из

эпитетов

Зевса,

а

в

русском

именослове наличествует ещё одно имя с похожей исходной этимологией —

Феликс.

(Приложение 4)

3. Социологический опрос родителей учеников, у которых редкие имена.

В анкетировании приняли участие 5 семей наших одноклассников.

(Приложение 5)

В результате проведенного опроса удалось установить следующее:

Каждая семья подходила очень ответственно к выбору имени ребёнка. Все

семьи отмечают, что имя подбиралось старинное. Заранее просматривали и

толкование имён по словарям.

Родители

Куприяновой

Аксиньи

отметила,

что

имя

подбиралось

казачье, чтобы ребёнок помнил о своих корнях.

Семья Ломакина Арсения подчеркнула, что выбирали ребенку старое

русское имя, изучали толкование имен.

Родители Гайворонской Варвары были удивлены рождению девочки,

поэтому

имя

для

новорожденной

выбирали

долго

всей

семьей.

Имя

с

противоречивым толкованием «Варвара» как нельзя лучше подошло девочке

«с характером».

Семья Евсеева Елисея также выбирала красивое старинное имя.

Мои родители рассказали мне, что меня назвали Макаром, после того,

как узнали значение этого имени.

(Приложение 6)

6

III. Изучение имён учащихся первых классов гимназии № 3

Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный

процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Изучив имена

одноклассников нам стало интересно, какие же имена носят первоклассники

нашей гимназии, и какие из них самые популярные.

Удалось выяснить, что среди девочек самые популярные имена

Анастасия - 8 человек

Дарья - 7 человек

София (Софья) - 5 человек

Олеся - 3 человека

Анна - 3 человека

Арина - 2 человека

Елизавета - 2 человека

Полина - 2 человека

Алиса - 2 человека

Александр - 2 человека

Мария - 2 человека

Редкие имена девочек: Зарина, Янина, Юлия, Капитолина, Елена, Алена,

Милана, Аделина, Вероника, Аксинья, Виктория, Варвара, Екатерина, Жанна,

Кристина, Кира, Татьяна.

Среди мальчиков самые популярные имена

Дмитрий - 4 человека

Александр - 3 человека

Никита - 2 человека

Владислав - 2 человека

Кирилл - 2 человека

Евгений - 2 человека

Станислав - 2 человека

Редкие имена мальчиков: Всеволод, Филипп, Данила, Максим, Артем, Роман,

Даниил, Владимир, Егор, Антон, Андрей, Арсений, Артемий, Глеб, Елисей,

Илья, Макар, Павел.

7

Заключение.

Зачем люди дают друг другу имена? Имена даются для того, чтобы

отличать нас друг друга. Как бы мы с вами обращались друг к другу или

знакомились, если бы не имя? Имя дают ребенку при рождении его родители

исходя из собственных убеждений и желаний.

А вот в руках уже каждого человека создать добрую славу своему

имени.

В

дальнейших

наших

исследованиях

мы

постараемся

ответить

на

следующие вопросы:

накладывает ли имя некоторый отпечаток на характер человека.

есть ли мода на имена?

8

Список литературы.

1. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен: более 3000 ед.- 6-е изд.,

стереотип.-М.:Русские словари, Астрель, 2000. - 480с.

2. Вартаньян Э.А. Занимательно об именах: [для сред. ст. школ.возраста] - М.:

просвещение, 2009. - 128с.

3.

Нуждина

Т.Д.

Мир

людей.

Энциклопедия

для

малышей.

Чудо-всюду-

Ярославль:Академия развития:2000. - 304с.

4. Волина В. В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический

словарь. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. 272с.

9

Приложение 1.

Приложение 2.

Анкета: « Что ты знаешь о своём имени?»

1. Как тебя зовут?

2. Нравится ли тебе твое имя?

3. Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

4. Как тебя зовут ласково?

5. Какое у тебя полное имя?

6. Почему именно это имя? Расскажи о нем.

Выполни аппликацию «Ромашка».

- В центре цветка впиши свое имя.

- На листке цветка напиши твои ласковые имена

- Божью коровку приклей на лепесток с обращением к тебе, которое тебе

очень нравится.

10

Приложение 3.

Приложение 4.

Фёдоров Макар

11

Гайворонская Варвара

Куприянова Аксинья

Ломакин Арсений

Евсеев Елисей

12

Приложение 5.

Анкета для родителей.

1. Знаете ли Вы, как звучит полное имя вашего ребёнка?

2. Как вы его зовёте дома?

3. Почему Вы его так назвали?

4. Интересовались ли значением имени при выборе?

5. Знаете ли Вы, что означает имя вашего ребёнка?

6. Рассказывали ли ребёнку об известных людях с таким же именем?

Приложение 6.

13

Приложение 7.

Загадки про имена.

Во садочке по траве

Ходила, напевала

И нюхала настурции,

Но буквы, только две,

Местами поменяла -

И оказалась в Турции.

Неразрывными сначала

Стать была и наша Яна,

Только буковка пропала,

И теперь у нас ...

Чем быть может ширина?

Ей бы только захотеть

И без толку не шипеть -

Стала б именем она!

Гусь попробовал малины

И, чтоб слышно было всем,

Говорит - всегда я ем

Эту ягоду га...

Две близняшечки-сестрички

Так похожи - диво всем!

В именах лишь есть отличье -

Чьё-то с «дэ», а чьё-то с «эм».

Сосновый лес и белое зерно

Собой явить задумали одно,

Всего лишь буковкой сцепились

И сразу в имя превратились.

Это имя симметрично,

Убедитесь в этом все вы -

Как прочтёте, безразлично,

Что направо, что налево.

Она без «эф» была девчонкой,

Но «эф» поставили в начало -

Засеребрилась, заблистала

И стала лёгкою и тонкой!

Союз простой со снежной коркой

И виртуоз, и с ними я, -

Когда рядком всё, а не горкой,

То в этом девочка моя.

Союз, предлог, союз, частица

И просто буковка за ними, -

Мы можем очень удивиться,

Но получилось чьё-то имя!

Ответы:

Анатолий, Татьяна, Анна, Анастасия, Наталья, Наталья, Ирина, Марья,

Дарья, Галину, Борис, Ольга.

14

Приложение 8.

Скороговорки про Макара:

1. Макар да кошка, комар да мошка.

2. Подарил Макар Роману карамель, А Роман Макару карандаш.

3. Макару в карман комарик попал.

Комар у Макара в кармане пропал.

Про это сорока в бору протрещала:

«В кармане Макара корова пропала!»

Приложение 9.

Ребусы имён

Майя

Трифон

Маша

Никита

15

Нина

Елена

Вера

Юля

Валерия

Саша

16

Приложение 10.

Стихи с именами ребят моего класса.

Кирилл - владыка детской,

Где есть большой комод,

В комоде том богатство:

Машины, пароход.

А на комоде -

Зайцы, медведи и слоны,

Солдаты и индейцы

Неведомой страны.

И всеми ими может

Кирилл повелевать,

Он аккуратно сложит

Игрушки, ляжет спать.

Проснется очень взрослым,

Ну а потом, потом,

Владеть он станет крупным

Заводом, кораблем!

Если ты Ильей зовешься,

В жизни ты не ошибешься.

Будешь сильным и здоровым,

Всегда нужным, всегда новым,

Оттого что папа с мамой,

Бабушка и дедушка

Сильное и важное

Имя дали детушке.

Именем своим гордись,

Никогда зря не сердись,

И тогда вокруг тебя

Будет счастлива Земля!

17

Приложение 11.

Блицтурнир

Продолжаем отгадывать загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков”.

В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в

тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце

вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

1.Кто принёс куклу из магазина? (Зина)

2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома? (Рома)

3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

(Даша)

4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена? (Елена)

5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша? (Яша)

6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина? (Нина)

7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза? (Роза)

8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра? (Юра)

9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика? (Вика)

10.Кто, заметив жука, спрятался под диван? (Иван)

18

Приложение 12.

Карта продвижения

«Знаю. Интересуюсь. Узнал»

ЧТО Я ЗНАЮ

ЧЕМ Я

ИНТЕРЕСУЮСЬ

ЧТО Я УЗНАЛ

1. Что я знаю о

своём имени?

Я знаю, как меня

зовут.

Меня так назвали

родители.

Почему меня так

назвали?

Что значит моё

имя.

Что такое отчество

и зачем оно

нужно?

Хочу найти стихи,

песни, поговорки,

скороговорки о

своем имени.

2. Как может

меняться моё

имя?

Как меня

называют

близкие в разных

ситуациях.

Как измениться

моё имя, когда я

вырасту?

Как меня

называли бы в

другой стране?

3. Как понять

выражение

«знаменитое

имя»?

Знаменитых

людей

показывают по

телевизору, о них

пишут книги.

Какими делами

можно

прославиться?

Кто такой «тёзка»?

19



В раздел образования