Автор: Смирнова Валентина Николаевна
Должность: Учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ Столипинская СОШ
Населённый пункт: д.Столипино Зубцовского района Тверской области
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: Разработка урока по химии
Раздел: полное образование
Итоговая работа:
разработка урока по химии
Тема «Основания, классификация, свойства» (8кл.)
Цель:
– рассмотреть классификацию оснований, их свойства;
– продолжить развитие мышления обучающихся, их умений анализировать, сравнивать,
обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать
факты, делать выводы;
– продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование
различных форм обучения и создания ситуации успеха.
Оборудование:
ПСХЭ, ТР, ЭХРНМ, пробирки, реактивы (NaCl, NaOH, Fe (OH)
3
, CaCO
3
,
Ca(OH)
2
, Al
2
O
3
, HCl, CuCl
2
, KCl, Cu(OH)
2
, фенолфталеин.
Метод обучения:
проблемное обучение, технология критического мышления.
1.
Организационный момент
I.
Стадия вызова
2.
Распределите вещества на 2 группы:
CaO, NaOH, Fe(OH)
3
, CO
2
, Ca(OH)
2
, H
2
O.
Какой признак вы взяли за основу?
1 группа оксиды
2 группа гидроксиды
Фронтальный опрос:
1)
С каким классом вы уже знакомы?
2)
Что вы о них знаете?
3)
С каким классом веществ познакомимся сегодня?
Какая тема урока? ( основания, классификация, свойства)
4)
Дайте определение основаниям
5)
Выделите основные признаки:
- сложные вещества
- обязательное присутствие гидроксогруппы
- на первом месте металл
6)
NH
4
OH – будет ли основанием?
Знакомство с NH
4
OH
Формула
Название
Тривиальное
название
Физические
свойства
применение
NH
4
OH
II.
Стадия осмысления
3.
Работа в парах
Из предложенных реактивов отберите основания:
NaCl, NaOH, Fe (OH)
3
, CaCO
3
, Ca(OH)
2
, Al
2
O
3
Что получилось?
- NaOH, Fe (OH)
3
, Ca(OH)
2
По каким признакам можно охарактеризовать данные основания?
- основность
- растворимость в воде (опыт по растворению оснований в воде) Смотри
инструкцию
Сравните данные опыта с ТР.
Вывод:
основания
щелочи
нерастворимые
- физические свойства (какие признаки взять за основу)
Формула
Название
Цвет
Растворимост
ь в воде
Использование
(Д/З)
NaOH
Fe (OH)
3
Ca(OH)
2
- химические свойства:
1) Взаимодействие с кислотами (смотри инструкцию), заполнить таблицу.
С какими классами веществ взаимодействуют основания?
Составьте схему Химических свойств оснований
Вывод:
Щелочи:
1)
+ кислотный оксид →соль + вода
2)
+ кислота → соль + вода
3)
+соль → соль + основание ( если образуется осадок, вода, газ)
Нерастворимые основания:
1)
+ кислота → соль + вода
2)
нагревание →основный оксид + вода
III.
Закрепление изученного материала
4.
проверка знаний
1.
Найдите соответствие:
1) SO
2
2) NaOH
3) NaCl
4) Cu(OH)
2
а)
хлорид натрия
б)
оксид серы (+6)
в)
гидроксид меди (+2)
г)
оксид серы (+4)
д)
гидроксид натрия
2.
Дополните уравнения:
1)
… + H
2
SO
4
→Na
2
SO
4
+ H
2
O
2)
… →CuO + H
2
O
3)
… + CO
2
→Na
2
CO
3
+ H
2
O
3.
«Крестики – нолики» Правильный ход
Нерастворимые основания
Щелочи
KOH
Ca(OH)
2
Fe (OH)
2
Сu(OH)
2
KOH
Al (OH)
3
Mg(OH)
2
NaOH
NH
4
OH
Ca(OH)
2
NaOH
NH
4
OH
Сu(OH)
2
Fe (OH)
3
Al (OH)
3
Fe (OH)
2
Ba(OH)
2
Mg(OH)
2
4.
Рабочая тетрадь: с. 58 № 1-6
5.
Д/З § 39, заполнить таблицы
Инструкция по проведению химического эксперимента
1.
К раствору гидроксида натрия добавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?
Запишите наблюдения в таблицу.
2.
К полученному раствору добавьте несколько капель соляной кислоты. Какие
изменения произошли?
Занесите данные в таблицу, составьте УХР.
3.
Насыпьте в пробирку гидроксида меди (+2), растворите в воде. Что наблюдаете?
Добавьте к данному раствору соляной кислоты. Что наблюдаете?
Составьте УХР.
4.
Налейте в 2 пробирки раствор гидроксида натрия, в одну из них прилейте раствор
хлорида меди (+2) , в другую – раствор хлорида калия. Что наблюдаете?
Составьте УХР.
Заполните таблицу:
№ Реактив
Реагент
Наблюдение
УХР (Д/З)
Вывод
1.
NaOH
фенолфталеин
Малиновая
окраска
–
Щелочная среда
2.
NAOH,
фенолфталеин
HCl
Исчезновени
е окраски
Реакция
нейтрализации
3.
Сu(OH)
2
HCl
Растворение
осадка
Реакция обмена
4.
NaOH
CuCl
2
KCl
Образование
синего
осадка
Изменений
нет
Необратимая
реакция обмена
Обратимая
реакция обмена
Литература
1.
Габриелян О.С. Химия, 8 класс Учебник для общеобразовательных
учреждений – М.: Дрофа, 2007
2.
Габриелян О.С. Химия 8-9 классы методическое пособие – М.: Дрофа, 2001
3.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс – М.: Дрофа, 2003
4.
Габриелян О.С. Химия 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна – М.:
Дрофа, 2007