Напоминание

Интеграция экологического воспитания с познавательным развитием


Автор: Нечаева Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №38-0
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Доклад
Тема: Интеграция экологического воспитания с познавательным развитием
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №

38-0

Доклад

«Интеграция экологического воспитания с

познавательным развитием»

Младшая группа «Солнышко»

Воспитатель : Нечаева Н.В.

Кемерово 2019

Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего

мир природы с безграничным

богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и

становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются

флора

и

фауна,

выпадают

кислотные

дожди

это

тревожный

сигнал,

призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим

тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.

Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать

законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись

жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны,

сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

Экологическое

воспитание

в

настоящее

время

расценивается

как

приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного

отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании

особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания.

Осознанное

отношение

проявляется

в

разнообразной

деятельности

экологического характера.

Поэтому

начинать

работу

по

формированию

экологической

культуры

следует

с

дошкольного

возраста,

когда

закладываются

основные

способы

познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение

к ней.

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной

природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое

воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения –

одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых,

педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них

на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о

месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

В теоретических

основах

экологического

воспитания

дошкольников

представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А.

Хайдурова, П.Г.Саморукова, Н.Н.Кондратьева, С.Н.Николаевой, Н.А. Рыжовой,

А.В.Староверова

и

др.,

указывается

на

необходимость

максимально

использовать

данный

период

времени,

воспитывая

у

детей

осознанно

правильное

отношение

к

природе,

которое

рассматривается

не

только

как

совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их

участием.

Активная

позиция

детей

показатель

степени

экологической

воспитанности и культуры подрастающего поколения.

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической

культуры

личности.

В

этом

возрасте

ребенок

начинает

выделять

себя

из

окружающей

среды,

развивается

эмоционально-ценностное

отношение

к

окружающему,

формируются

основы

нравственно-экологических

позиций

личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а

также

в

его

поведении

в

природе.

Именно

благодаря

этому

появляется

возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил

взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в

решении некоторых экологических проблем.

Однако

экологическая

культура

у

ребенка

формируется

лишь

при

благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем

природном и социокультурном окружении.

В

настоящее

время

система

дошкольного

воспитания

испытывает

противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя

изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема

интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся

дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того

недостаточного уровня физического и эмоционального развития. Возникает

необходимость

обеспечения

педагогических

условий,

позволяющих

гибко

реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.

Это возможно через интеграцию образовательных областей.

В условиях перехода к ФГОС ДО идея интеграции приобретает особый

смысл.

Внедрение

интеграции

в

практику

дошкольного

образовательного

учреждения

предполагает

разработку

непосредственно

образовательной

деятельности,

которая

строится

на

соединении

различных

видов

детской

деятельности

(игровая,

коммуникативная,

познавательно-исследовательская,

трудовая и др.). Интегрированный подход раскрывает творческий потенциал у

детей.

В

игровой

форме

происходит

соединение

познавательного

и

эмоционального опытов, т.к. основывается на элементах музыки, живописи,

литературы, пластики движений и др., то есть, все сводится к полноценному

творческому развитию детей.

Педагогическая и методическая технология интеграции организованной

образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае

необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных

условий при ее проведении для развития детских способностей. Интеграция в

реальной

практике

экологического

образования

ведет

к

необходимости

синтеза, поиску новых форм работы, к появлению в контексте теоретических

разработок категорий значительно более общих, чем экологические знания и

умения:

экологическое

сознание,

экологическое

мышление,

экологическая

деятельность, экологическая культура.

Посредством

интеграции

образовательных

областей

решается

сразу

несколько задач обучения и воспитания детей, что существенно расширяет

поле творческой активной деятельности педагога. Интегрированный подход в

системе

экологического

образования,

другими

словами,

синтез

предметов

необходим, ибо наше будущее и будущее наших детей требует определенных

компетентностей

в

отношениях

с

природой.

В

веке

информационного

общества

человеку

уже

не

обходим

не

логическое

мышление,

а

синтезирующее,

в

основе

которого

лежит

интеграция

разных

знаний

и

областей познания.

В

свете

требований

новых

документов

образовательная

область

как

«Экология» не выделена, а поэтому возникла необходимость ее интеграции в

воспитательно-образовательный процесс в целом, создания новой модели и

расширения направлений педагогической работы. Интегративные тенденции

получили

свое

новое

развитие

в

экологическом

образовании,

поскольку

характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы

пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных

областей воспитания и бучения дошкольников.

Интегрированные

занятия

позволяют

ребенку

реализовать

свои

творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь,

развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить

мероприятия,

которые

использую

в

своей

работе.

Прежде

всего,

это комплексные занятия. Это занятия, которые в рамках одной темы решают

разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Их

можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны для

старших

дошкольников.

Рассмотрим

особенности

комплексных

занятий

на

конкретных примерах.

В конце осени с детьми младшей группы мною обычно подводится итог -

формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту

тему состоит из нескольких частей и включает разные виды деятельности.

Первая

часть

занятия

решает

познавательные

задачи

и

развивает

интеллектуальные

способности

дошкольников:

уточняю

и

обогащаю

представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности.

Важную

роль

в

этом

играет

календарь

природы,

который

на

данном

занятии

является

наглядным

демонстрационным

пособием,

помогающим

детям увидеть и осмыслить особенности сезона в целом.

Я строю беседу следующим образом: рассматриваем по очереди каждую

страницу календаря, формируя представление о том, какая осень вначале,

середине,

в

конце.

Веду

последовательный

разговор,

опираясь

на

первую

страницу

календаря,

а

потом

ребенок

сам

подводит

итог

о

том,

что

представляет собой осень в многообразии своих явлений и во все периоды

протекания. Таким образом, ведущим методом первой части занятия является

логически построенная беседа, а ведущей деятельностью детей - умственно-

вербальная (участие в диалоге, совместное обсуждение графической модели

сезона).

Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой

вид деятельности. К занятию специально организуется небольшая выставка на

тему «Осень»: несколько репродукций картин знаменитых художников (И. В.

Левитан.,

И.С.Остроухое

и

др.),

художественные

фотографии,

на

которых

могут

быть

изображены

картины

природы,

дары

осени

(грибы,

овощи,

фрукты), 1 -2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике.

Осмотр

выставки,

поиск

красоты,

ее

переживание

-

это

другой

вид

деятельности, позволяющий решать эстетические задачи.

Третья

часть

занятия

-

художественное

творчество

детей,

ручная

деятельность,

в

которой

они

сами

становятся

художниками

и

выполняют

работу по своему усмотрению и желанию (рисование пейзажа, букета осенних

цветов, аппликации грибов в траве или корзине, аппликация фруктов в вазе,

поделки из природного материала и др.). Педагогические задачи этой части

занятия иные - развитие творческих способностей детей, их художественно -

ручных умений.

Комплексное

занятие,

если

оно

умело

построено,

по

времени

может

выходить

за

рамки

обычного

занятия

-

это

не

страшно,

так

как

смена

деятельности

не

вызовет

усталости

и

скуки,

тем

более,

что

по

своему

усмотрению

в

подходящий

момент

использую

музыку

в

записи,

провожу

веселую физкультминутку.

Комплексные

занятия

организуются

на

самые

разные

темы.

Это

творческое дело воспитателя. Во всех случаях они эффективно и всесторонне

развивают

личность

ребенка,

а

сочетание

различных

видов

деятельности

способствует

более

легкому

и

быстрому

формированию

личностного

отношения к тому содержанию, которое заключено на занятии.

Экскурсии

на

природу. Экскурсии

с

детьми

в

ближайшее

природное

окружение

-

это

интересное

и

полезное

педагогическое

мероприятие.

Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные,

нравственные,

эстетические.

Экскурсия

по

своей

организации

является

комплексным

мероприятием:

его

планируют,

обдумывают,

готовят

сразу

несколько взрослых - инструктор по физическому воспитанию, медсестра,

методист и я, воспитатель группы.

Положительное воздействие на здоровье детей в походе дети получают от

целого

ряда

факторов:

1)

Подготовка

к

экскурсии,

ожидание

ярких

впечатлений,

выхода

в

новое

и

интересное

место

вызывают

у

ребенка

радостные

чувства;

2)

Окружающая

среда

оказывает

положительное

воздействие на здоровье; 3) Длительный переход на относительно большое

расстояние развивает выносливость детей, укрепляет мускулатуру ног и всего

тела.

На умственное развитие детей в экскурсии оказывают влияние различные

мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы,

пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха.

Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения - они могут

быть

самого

различного

содержания

в

зависимости

от

времени

года,

конкретного природного окружения, опыта посещения детьми экосистем.

На

нравственное

развитие

детей

большое

влияние

оказывает

природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее

время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в

теплое время года. Хорошо организовать уборку и очистку от бытового мусора

постоянного места прогулки. Это мероприятие имеет большое воспитательное

значение,

но

оно

должно

быть

правильно

организованно.

Правильное

проведение этой части похода очень важно - взрослые показывают детям, как

они сами относятся к природе, как ее любят на деле, как заботятся о доме, в

котором живут все вместе.

Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации

территории - я говорю, что здесь красиво, потому что все чисто и ухожено. Я

развиваю в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых

различных явлениях. Красота повсюду, побуждаю детей самим находить ее,

наслаждаться, показывать другим и сохранять.

Широко применяется в моей практике использование сюжетно - ролевой

игры в экологическом образовании детей.

Если

игра

специально

организованна

воспитателем

и

привнесена

в

процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую игру называют

игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно - ролевая

игра.

Ее

характеризуют

следующие

моменты:

1)

она

имеет

короткий

и

несложный сюжет; 2) оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для

нее специально организованно игровое пространство; 3) в содержание игры

заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все

ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей; 4) игру проводит

воспитатель; 5) воспитатель руководит всей игрой.

Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно

решаются

мною

различные

образовательные

задачи

ознакомления

детей

с

природой.

1. Игровые обучающие ситуации с игрушками- аналогами

Аналоги

-

это

игрушки,

которые

изображают

объекты

природы:

конкретных животных и растения. Игрушки аналоги замечательны тем, что сих

помощью

у

детей

начиная

с

2-3

лет

можно

формировать

отчетливые

представления о специфических особенностях живых организмов на основе

р я д а

с у щ е с т в е н н ы х

п р и з н а ко в .

С

п о м о щ ь ю

и г р у ш е к

л е г ко

продемонстрировать: что можно делать с предметом с живым существом, т.е.

показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми

объектами.

2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

Данные

ситуации

связаны

с

использованием

кукол.

Изображающих

персонажей произведений, хорошо знакомых детям.

3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Путешествия

-

это

собирательное

название

различного

рода

игр

в

посещение выставок, ферм, зоопарка, салона природы, в экскурсии, походы,

экспедиции,

поездки.

Посещая

интересные

места,

дети

в

игровой

форме

получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре

руководителя.

Такая работа позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение

к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению

детьми

конкретных

сведений

о

растениях,

животных,

явлениях

природы,

привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей

среде, миру природы, работать педагогам в системе и творчески, что станет

залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.

Таким образом, на сегодняшний день педагогический процесс обогащен

мною

различными

видами

мероприятий

интегрированного

характера.

Они

позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития

детей дошкольного возраста.



В раздел образования