Автор: Нечаева Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №38-0
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Доклад
Тема: Интеграция экологического воспитания с познавательным развитием
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №
38-0
Доклад
«Интеграция экологического воспитания с
познавательным развитием»
Младшая группа «Солнышко»
Воспитатель : Нечаева Н.В.
Кемерово 2019
Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего
мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и
становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются
флора
и
фауна,
выпадают
кислотные
дожди
—
это
тревожный
сигнал,
призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим
тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.
Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать
законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись
жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны,
сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.
Экологическое
воспитание
в
настоящее
время
расценивается
как
приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного
отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании
особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания.
Осознанное
отношение
проявляется
в
разнообразной
деятельности
экологического характера.
Поэтому
начинать
работу
по
формированию
экологической
культуры
следует
с
дошкольного
возраста,
когда
закладываются
основные
способы
познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение
к ней.
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной
природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое
воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения –
одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых,
педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них
на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о
месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
В теоретических
основах
экологического
воспитания
дошкольников
представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А.
Хайдурова, П.Г.Саморукова, Н.Н.Кондратьева, С.Н.Николаевой, Н.А. Рыжовой,
А.В.Староверова
и
др.,
указывается
на
необходимость
максимально
использовать
данный
период
времени,
воспитывая
у
детей
осознанно
правильное
отношение
к
природе,
которое
рассматривается
не
только
как
совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их
участием.
Активная
позиция
детей
—
показатель
степени
экологической
воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической
культуры
личности.
В
этом
возрасте
ребенок
начинает
выделять
себя
из
окружающей
среды,
развивается
эмоционально-ценностное
отношение
к
окружающему,
формируются
основы
нравственно-экологических
позиций
личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а
также
в
его
поведении
в
природе.
Именно
благодаря
этому
появляется
возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил
взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в
решении некоторых экологических проблем.
Однако
экологическая
культура
у
ребенка
формируется
лишь
при
благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем
природном и социокультурном окружении.
В
настоящее
время
система
дошкольного
воспитания
испытывает
противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя
изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.
Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема
интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся
дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того
недостаточного уровня физического и эмоционального развития. Возникает
необходимость
обеспечения
педагогических
условий,
позволяющих
гибко
реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.
Это возможно через интеграцию образовательных областей.
В условиях перехода к ФГОС ДО идея интеграции приобретает особый
смысл.
Внедрение
интеграции
в
практику
дошкольного
образовательного
учреждения
предполагает
разработку
непосредственно
образовательной
деятельности,
которая
строится
на
соединении
различных
видов
детской
деятельности
(игровая,
коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
трудовая и др.). Интегрированный подход раскрывает творческий потенциал у
детей.
В
игровой
форме
происходит
соединение
познавательного
и
эмоционального опытов, т.к. основывается на элементах музыки, живописи,
литературы, пластики движений и др., то есть, все сводится к полноценному
творческому развитию детей.
Педагогическая и методическая технология интеграции организованной
образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае
необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных
условий при ее проведении для развития детских способностей. Интеграция в
реальной
практике
экологического
образования
ведет
к
необходимости
синтеза, поиску новых форм работы, к появлению в контексте теоретических
разработок категорий значительно более общих, чем экологические знания и
умения:
экологическое
сознание,
экологическое
мышление,
экологическая
деятельность, экологическая культура.
Посредством
интеграции
образовательных
областей
решается
сразу
несколько задач обучения и воспитания детей, что существенно расширяет
поле творческой активной деятельности педагога. Интегрированный подход в
системе
экологического
образования,
другими
словами,
синтез
предметов
необходим, ибо наше будущее и будущее наших детей требует определенных
компетентностей
в
отношениях
с
природой.
В
веке
информационного
общества
человеку
уже
не
обходим
не
логическое
мышление,
а
синтезирующее,
в
основе
которого
лежит
интеграция
разных
знаний
и
областей познания.
В
свете
требований
новых
документов
образовательная
область
как
«Экология» не выделена, а поэтому возникла необходимость ее интеграции в
воспитательно-образовательный процесс в целом, создания новой модели и
расширения направлений педагогической работы. Интегративные тенденции
получили
свое
новое
развитие
в
экологическом
образовании,
поскольку
характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы
пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных
областей воспитания и бучения дошкольников.
Интегрированные
занятия
позволяют
ребенку
реализовать
свои
творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь,
развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.
Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить
мероприятия,
которые
использую
в
своей
работе.
Прежде
всего,
это комплексные занятия. Это занятия, которые в рамках одной темы решают
разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Их
можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны для
старших
дошкольников.
Рассмотрим
особенности
комплексных
занятий
на
конкретных примерах.
В конце осени с детьми младшей группы мною обычно подводится итог -
формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту
тему состоит из нескольких частей и включает разные виды деятельности.
Первая
часть
занятия
решает
познавательные
задачи
и
развивает
интеллектуальные
способности
дошкольников:
уточняю
и
обогащаю
представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности.
Важную
роль
в
этом
играет
календарь
природы,
который
на
данном
занятии
является
наглядным
демонстрационным
пособием,
помогающим
детям увидеть и осмыслить особенности сезона в целом.
Я строю беседу следующим образом: рассматриваем по очереди каждую
страницу календаря, формируя представление о том, какая осень вначале,
середине,
в
конце.
Веду
последовательный
разговор,
опираясь
на
первую
страницу
календаря,
а
потом
ребенок
сам
подводит
итог
о
том,
что
представляет собой осень в многообразии своих явлений и во все периоды
протекания. Таким образом, ведущим методом первой части занятия является
логически построенная беседа, а ведущей деятельностью детей - умственно-
вербальная (участие в диалоге, совместное обсуждение графической модели
сезона).
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой
вид деятельности. К занятию специально организуется небольшая выставка на
тему «Осень»: несколько репродукций картин знаменитых художников (И. В.
Левитан.,
И.С.Остроухое
и
др.),
художественные
фотографии,
на
которых
могут
быть
изображены
картины
природы,
дары
осени
(грибы,
овощи,
фрукты), 1 -2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике.
Осмотр
выставки,
поиск
красоты,
ее
переживание
-
это
другой
вид
деятельности, позволяющий решать эстетические задачи.
Третья
часть
занятия
-
художественное
творчество
детей,
ручная
деятельность,
в
которой
они
сами
становятся
художниками
и
выполняют
работу по своему усмотрению и желанию (рисование пейзажа, букета осенних
цветов, аппликации грибов в траве или корзине, аппликация фруктов в вазе,
поделки из природного материала и др.). Педагогические задачи этой части
занятия иные - развитие творческих способностей детей, их художественно -
ручных умений.
Комплексное
занятие,
если
оно
умело
построено,
по
времени
может
выходить
за
рамки
обычного
занятия
-
это
не
страшно,
так
как
смена
деятельности
не
вызовет
усталости
и
скуки,
тем
более,
что
по
своему
усмотрению
в
подходящий
момент
использую
музыку
в
записи,
провожу
веселую физкультминутку.
Комплексные
занятия
организуются
на
самые
разные
темы.
Это
творческое дело воспитателя. Во всех случаях они эффективно и всесторонне
развивают
личность
ребенка,
а
сочетание
различных
видов
деятельности
способствует
более
легкому
и
быстрому
формированию
личностного
отношения к тому содержанию, которое заключено на занятии.
Экскурсии
на
природу. Экскурсии
с
детьми
в
ближайшее
природное
окружение
-
это
интересное
и
полезное
педагогическое
мероприятие.
Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные,
нравственные,
эстетические.
Экскурсия
по
своей
организации
является
комплексным
мероприятием:
его
планируют,
обдумывают,
готовят
сразу
несколько взрослых - инструктор по физическому воспитанию, медсестра,
методист и я, воспитатель группы.
Положительное воздействие на здоровье детей в походе дети получают от
целого
ряда
факторов:
1)
Подготовка
к
экскурсии,
ожидание
ярких
впечатлений,
выхода
в
новое
и
интересное
место
вызывают
у
ребенка
радостные
чувства;
2)
Окружающая
среда
оказывает
положительное
воздействие на здоровье; 3) Длительный переход на относительно большое
расстояние развивает выносливость детей, укрепляет мускулатуру ног и всего
тела.
На умственное развитие детей в экскурсии оказывают влияние различные
мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы,
пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха.
Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения - они могут
быть
самого
различного
содержания
в
зависимости
от
времени
года,
конкретного природного окружения, опыта посещения детьми экосистем.
На
нравственное
развитие
детей
большое
влияние
оказывает
природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее
время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в
теплое время года. Хорошо организовать уборку и очистку от бытового мусора
постоянного места прогулки. Это мероприятие имеет большое воспитательное
значение,
но
оно
должно
быть
правильно
организованно.
Правильное
проведение этой части похода очень важно - взрослые показывают детям, как
они сами относятся к природе, как ее любят на деле, как заботятся о доме, в
котором живут все вместе.
Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации
территории - я говорю, что здесь красиво, потому что все чисто и ухожено. Я
развиваю в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых
различных явлениях. Красота повсюду, побуждаю детей самим находить ее,
наслаждаться, показывать другим и сохранять.
Широко применяется в моей практике использование сюжетно - ролевой
игры в экологическом образовании детей.
Если
игра
специально
организованна
воспитателем
и
привнесена
в
процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую игру называют
игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно - ролевая
игра.
Ее
характеризуют
следующие
моменты:
1)
она
имеет
короткий
и
несложный сюжет; 2) оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для
нее специально организованно игровое пространство; 3) в содержание игры
заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все
ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей; 4) игру проводит
воспитатель; 5) воспитатель руководит всей игрой.
Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно
решаются
мною
различные
образовательные
задачи
ознакомления
детей
с
природой.
1. Игровые обучающие ситуации с игрушками- аналогами
Аналоги
-
это
игрушки,
которые
изображают
объекты
природы:
конкретных животных и растения. Игрушки аналоги замечательны тем, что сих
помощью
у
детей
начиная
с
2-3
лет
можно
формировать
отчетливые
представления о специфических особенностях живых организмов на основе
р я д а
с у щ е с т в е н н ы х
п р и з н а ко в .
С
п о м о щ ь ю
и г р у ш е к
л е г ко
продемонстрировать: что можно делать с предметом с живым существом, т.е.
показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми
объектами.
2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.
Данные
ситуации
связаны
с
использованием
кукол.
Изображающих
персонажей произведений, хорошо знакомых детям.
3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
Путешествия
-
это
собирательное
название
различного
рода
игр
в
посещение выставок, ферм, зоопарка, салона природы, в экскурсии, походы,
экспедиции,
поездки.
Посещая
интересные
места,
дети
в
игровой
форме
получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре
руководителя.
Такая работа позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение
к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению
детьми
конкретных
сведений
о
растениях,
животных,
явлениях
природы,
привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей
среде, миру природы, работать педагогам в системе и творчески, что станет
залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.
Таким образом, на сегодняшний день педагогический процесс обогащен
мною
различными
видами
мероприятий
интегрированного
характера.
Они
позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития
детей дошкольного возраста.