Напоминание

"Создание условий для формирования учебных умений на уроках географии"


Автор: Шумкина Анна Геннадьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ - СОШ № 168
Населённый пункт: г. Екатеринбург Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для формирования учебных умений на уроках географии"
Раздел: среднее образование





Назад




Создание условий для формирования учебных умений

на уроках географии.

Вопрос о соотношении научных категорий «теория» и «практика»

извечен и весьма проблематичен.

В настоящее время приоритетным направлением развития системы

образования является переход к новой парадигме – компетентностный

подход, в рамках которого обучение школьников самостоятельно добывать,

анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для

максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества

(компетентность) выступает ведущим направлением модернизации системы

образования.

Исходя из этого, учителю следует обратить особое внимание на

формирование не только знаний, но учебных умений.

Без знаний нет умений, но и сами знания не могут быть усвоены и

сохранены без умений.

Знания потому и действенны, что через умения находят свое

практическое применение.

Формирование умений предусматривает использование разнообразных

источников информации: таблиц, картосхем, моделей, отражающих

закономерности различных явлений и процессов.

Каждая учебная дисциплина раскрывает в объектах и явлениях

окружающего мира, какую – то определенную группу признаков и свойств и

исследует их своими специфическими методами и приемами. Именно они

трансформируются в умения, которые обслуживают данный предмет.

Например, в географии это сравнение, наблюдение, описание и

составление характеристик, классификация. Все они требуют выполнения

определенных действий – учебных приемов, которые постепенно и

трансформируются в умения.

Однако часто от ученика скрыты приемы и порядок их выполнения.

Осознание обучающимися своей деятельности происходит долго и

малоэффективно. Поэтому учителю необходимо раскрыть прием, т.е.

показать из каких действий он состоит и в какой последовательности их

нужно выполнять.

Процесс формирования учебных умений складывается из трех этапов:

1.Введение приема (способа действия).

2.Закрепления способа действия (упражнение в выполнении приема).

3.Обучение переносу усвоенных действий (тренировка в выполнении

приема в новых ситуациях).

Первый этап формирования приема заключается в усвоении

обучающимися состава действий приема и его структуры (алгоритм действий

приема записывается на доске или в тетрадь). Такая работа носит

репродуктивный характер, так как дети работают по образцу.

На последующих уроках (второй этап) обучающиеся получают

возможность закрепить прием – действовать самостоятельно, анализируя

строение новых для них объектов и устанавливая соподчиненность частей.

Отсутствие внешнего сходства с образом не допускает простого подражания

и требует от ребят собственных усилий для уяснения внутренней общности в

выполнении действий.

Второй этап формирования приема заключается в упражнениях, в ходе

которых школьники учатся своими силами преобразовывать известные

способы деятельности и выходят на третий этап овладения приемом –

переноса усвоенных действий в новую ситуацию.

Третий этап формирования умений – сложный вид творческой

деятельности. Он формируется постепенно.

Усвоение приема можно выявить по следующим показателям:

А) ученик может рассказать, из каких действий состоит прием;

Б) ученик правильно выполняет все действия приема;

В) ученик может осуществить перенос приема.

Для того, чтобы данные действия обучающиеся могли повторить через

некоторое время необходима своевременная проверка усвоения приема по

показателям (а, б, в).

В процессе формирования умений от этапа к этапу необходимо

увеличивать степень самостоятельности учащихся в овладении знаниями и

умениями. Это достигается путем систематического упражнения учащихся в

практической и мыслительной деятельности. Постепенно я уменьшаю

непосредственное руководство действиями обучающихся. Сначала образец и

фронтальное выполнение всех действий, затем инструкция и после усвоения

состава приема предлагаются вопросы или задания разного уровня

сложности индивидуально каждому ученику. Зафиксированные в тетради

результаты выполнения заданий учениками позволяют учителю

контролировать процесс обучения, определять уровень овладения знаниями и

умениями, оказывать индивидуальную своевременную помощь. Уровень

овладения умениями определяется правильностью самостоятельно

выполненного задания.

Используя данный алгоритм, можно формировать умения для более

сложных видов деятельности, в том числе учебно – исследовательской и

проектной, которая требует умения планировать, анализировать, делать

выводы, прогнозировать результат.

Вовремя и правильно сформированные умения и навыки – это основное

условие успешного продвижения школьников в освоении ФГОС,

эффективное средство их самостоятельной творческой деятельности.

Учебные умения – одна из важнейших ключевых компетенций

современного образовательного стандарта, поэтому их формирование -

задача каждого педагога.



В раздел образования