Автор: Шумкина Анна Геннадьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ - СОШ № 168
Населённый пункт: г. Екатеринбург Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для формирования учебных умений на уроках географии"
Раздел: среднее образование
Создание условий для формирования учебных умений
на уроках географии.
Вопрос о соотношении научных категорий «теория» и «практика»
извечен и весьма проблематичен.
В настоящее время приоритетным направлением развития системы
образования является переход к новой парадигме – компетентностный
подход, в рамках которого обучение школьников самостоятельно добывать,
анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для
максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества
(компетентность) выступает ведущим направлением модернизации системы
образования.
Исходя из этого, учителю следует обратить особое внимание на
формирование не только знаний, но учебных умений.
Без знаний нет умений, но и сами знания не могут быть усвоены и
сохранены без умений.
Знания потому и действенны, что через умения находят свое
практическое применение.
Формирование умений предусматривает использование разнообразных
источников информации: таблиц, картосхем, моделей, отражающих
закономерности различных явлений и процессов.
Каждая учебная дисциплина раскрывает в объектах и явлениях
окружающего мира, какую – то определенную группу признаков и свойств и
исследует их своими специфическими методами и приемами. Именно они
трансформируются в умения, которые обслуживают данный предмет.
Например, в географии это сравнение, наблюдение, описание и
составление характеристик, классификация. Все они требуют выполнения
определенных действий – учебных приемов, которые постепенно и
трансформируются в умения.
Однако часто от ученика скрыты приемы и порядок их выполнения.
Осознание обучающимися своей деятельности происходит долго и
малоэффективно. Поэтому учителю необходимо раскрыть прием, т.е.
показать из каких действий он состоит и в какой последовательности их
нужно выполнять.
Процесс формирования учебных умений складывается из трех этапов:
1.Введение приема (способа действия).
2.Закрепления способа действия (упражнение в выполнении приема).
3.Обучение переносу усвоенных действий (тренировка в выполнении
приема в новых ситуациях).
Первый этап формирования приема заключается в усвоении
обучающимися состава действий приема и его структуры (алгоритм действий
приема записывается на доске или в тетрадь). Такая работа носит
репродуктивный характер, так как дети работают по образцу.
На последующих уроках (второй этап) обучающиеся получают
возможность закрепить прием – действовать самостоятельно, анализируя
строение новых для них объектов и устанавливая соподчиненность частей.
Отсутствие внешнего сходства с образом не допускает простого подражания
и требует от ребят собственных усилий для уяснения внутренней общности в
выполнении действий.
Второй этап формирования приема заключается в упражнениях, в ходе
которых школьники учатся своими силами преобразовывать известные
способы деятельности и выходят на третий этап овладения приемом –
переноса усвоенных действий в новую ситуацию.
Третий этап формирования умений – сложный вид творческой
деятельности. Он формируется постепенно.
Усвоение приема можно выявить по следующим показателям:
А) ученик может рассказать, из каких действий состоит прием;
Б) ученик правильно выполняет все действия приема;
В) ученик может осуществить перенос приема.
Для того, чтобы данные действия обучающиеся могли повторить через
некоторое время необходима своевременная проверка усвоения приема по
показателям (а, б, в).
В процессе формирования умений от этапа к этапу необходимо
увеличивать степень самостоятельности учащихся в овладении знаниями и
умениями. Это достигается путем систематического упражнения учащихся в
практической и мыслительной деятельности. Постепенно я уменьшаю
непосредственное руководство действиями обучающихся. Сначала образец и
фронтальное выполнение всех действий, затем инструкция и после усвоения
состава приема предлагаются вопросы или задания разного уровня
сложности индивидуально каждому ученику. Зафиксированные в тетради
результаты выполнения заданий учениками позволяют учителю
контролировать процесс обучения, определять уровень овладения знаниями и
умениями, оказывать индивидуальную своевременную помощь. Уровень
овладения умениями определяется правильностью самостоятельно
выполненного задания.
Используя данный алгоритм, можно формировать умения для более
сложных видов деятельности, в том числе учебно – исследовательской и
проектной, которая требует умения планировать, анализировать, делать
выводы, прогнозировать результат.
Вовремя и правильно сформированные умения и навыки – это основное
условие успешного продвижения школьников в освоении ФГОС,
эффективное средство их самостоятельной творческой деятельности.
Учебные умения – одна из важнейших ключевых компетенций
современного образовательного стандарта, поэтому их формирование -
задача каждого педагога.