Напоминание

«Политическая жизнь современного общества»


Автор: Спирина Татьяна Львовна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ "БСОШ № 2"
Населённый пункт: Спасского муниципального района Республики Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Политическая жизнь современного общества»
Раздел: полное образование





Назад




1. Тема урока: «Политическая жизнь современного общества».11 класс.

2. Цели и задачи урока.

Цели:

образовательная:

обобщить

и

систематизировать

знания

по

разделу

«Политическая

жизнь

современного

общества»;

способствовать

углублению

понимания процессов, происходящих в политической жизни страны;

развивающая:

совершенствовать

умение

находить

нужную

информацию

в

источниках, адекватно её воспринимать, применяя обществоведческие термины и

понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,

обобщать,

систематизировать,

конкретизировать,

соотносить

с

собственными

знаниями),

давать

оценку

политическим

явлениям

с

позиции

одобряемых

в

современном российском обществе социальных ценностей;

воспитательная:

способствовать

формированию

гражданской

позиции,

ориентации

на

демократические

ценности,

становлению

политической

и

правовой культуры.

Задачи:

корректировать

навыки

учащихся

по

работе

с

терминологическим

аппаратом

раздела

«Политика»:

подведение

под

родовое

понятие,

поиск

видовых

особенностей и т.д.;

продолжить формирование умений характеризовать с научных позиций основные

социальные объекты (явления, процессы, институты), их место и значение в

жизни

общества

как

целостной

системы

(составление

сложного

плана

развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса);

дать практические советы по преодолению типичных затруднений обучающихся

при выполнении ими заданий высокого уровня сложности в рамках подготовки к

ГИА;

развивать навыки групповой работы, работы в сотрудничестве.

3. Требования к содержанию ключевых компетенций, формируемых на уроке:

• познавательные компетенции:

1) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и

термины; 2) определять существенные свойства социально-политических явлений и их

объектов;

• развивающие компетенции:

1) характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (явления, процессы,

институты; 2) составлять сложный план развернутого ответа по заданной теме;

3) аргументировано излагать свою позицию; 4) работать в группе.

• ценностно-ориентационные компетенции:

1

1) проявлять потребность высказывать свои суждения; 2) осознавать ответственность за

свое будущее и будущее своей страны; 3) уважать мнение другого человека; 4) проявлять

уважение к демократически принятым законам и законопослушности.

4. Категориальный аппарат урока

Демократия,

политические

партии,

политическая

идеология,

электорат,

гражданское

общество,

легитимность,

правовое

государство,

политическая

система,

политический

режим,

политическое

сознание,

политическая

элита,

типы

лидерства,

избирательная

система, популизм, государство.

5. Тип урока: урок актуализации знаний и умений.

6. Методы и приемы обучения, используемые на уроке

На

уроке

используются

следующие

активные

и

интерактивные

методы

и

приемы

обучения: групповая работа, фронтальная беседа с элементами проблемной ситуации,

фронтальная беседа с элементами дискуссии, метод «Чистая доска», « Модель ФРЕЙЕР».

Данные методы и приемы обучения способствуют формированию следующих умений и

навыков:

критически мыслить;

получать информацию, анализировать и критически оценивать ее;

понимать общественно-политические проблемы, сущность явлений и процессов,

происходящих в обществе;

работать в группе;

устанавливать конструктивные отношения с другими людьми.

7. Средства обучения, используемые на уроке.

Компьютер, медиапроектор, программные средства (презентации в среде Mikrosoft Power

Point), доска, задания группам, учебники.

8. Литература для учителя.

Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Профильный

уровень"

учебник

для

11

класса

общеобразовательных.

учреждений

.

М.:

Просвещение. 2012 год.

Сорокина Е.А. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень:

11 класс.-М.: ВАКО, 2011.-272с.-(В помощь школьному учителю)..

Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. Авторы-составители:

О.А. Котова, Т. Е. Лискова,– М.: Национальное образование, 2019

9. Литература для обучающихся.

Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Профильный

уровень"

учебник

для

11

класса

общеобразовательных

учреждений,

М.:

Просвещение. 2012 год.

2

10. Структура и ход урока.

п/

п

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность

учеников

Вре

мя

1

Организация

начала

занятия

Вступительное слово.

Добрый день, ребята, я рада вас видеть.

Сегодня у нас очередной урок обществознания,

который пройдет в форме практикума.

Активизация

познавательного

внимания, его

концентрация на

словах учителя.

1

2

Актуализаци

я

Создание ситуации актуальности,

пробуждение интереса к теме.

- Может ли человек не зависеть от политики в

своей жизни?

Политика нас берет силой, мы все

погружены в нее, хотим мы того или нет.

Ф. Мориак

Это значит, что если человек не участвует в

политической

жизни

своего

государства,

не

интересуется

ею,

занимает

пассивную

позицию,

то

в

любом

случае

его

коснутся

результаты

политики,

которая

ему

"не

интересна"

Мы уже говорили о том, что в зависимости от

политики,

которую

проводит

государство,

люди

живут хуже или лучше. Поэтому все

слои общества заинтересованы в том, чтобы

государственная

политика

учитывала

их

интересы.

Политика

это

область

общих

интересов, публичной жизни. И каждый из нас,

так

или

иначе,

участвует

в

политической

жизни

общества.

Каждый

из

нас,

так

или

иначе,

влияет

на

политическую

ситуацию

в

стране.

Помните об этом!

На

предыдущих

уроках

мы

с

вами

уже

познакомились

со

многими

аспект ами

политики.

Как вы думаете, какова же главная цель нашего

урока – практикума?

Работать

будем

в

группах.

Правила,

думаю

Активизация

мыслительной

деятельности

Предполагают,

высказывают

суждения.

Объясняют смысл

высказывания.

Целеполагание

Ответы учеников.

(обобщить

3

3

напоминать не надо.

полученные ранее

знания; применить

на практике).

3

Первичное

закрепление

в знакомой

ситуации

(типовые)

Метод

«Чистая

доска».

Объяснение задания.

Итак,

первое

задание.

Вы

видите

на

доске

термины,

ваша

задача

дать

определение

каждому из них.

Выбрать ряд – ваше право.

(Термины

на

доске

перевернуты,

сверху

разноцветные

магниты.

Группы

выбирают

«дорожки» по собственному желанию).

Учитель

напоминает,

что

на

ЕГЭ

п о

обществознанию используется 1650 понятий и

что бездумное

их заучивание

не поможет

выполнить

задание

25

до

конца,

чтобы

получить максимальный балл.

(Что это? Для чего это?)

Работа в группах

(обсуждение).

Представление,

аргументация

собственной

позиции.

Обмен мнениями,

оппонирование.

6

4

Закрепление

в изменённой

ситуации

(конструкти

вные)

Решение

логических

задач.

Объяснение задания.

Следующее

наше

задание

р е ше н и е

логических задач.

Думаю, вы помните алгоритм решения задач.

(задание ЕГЭ №26).

Учитель раздает задания группам.

1.

В

г о с у д а р с т в е Z

правительство

формируется

партие й ,

п обеди в ш е й

н а

выборах

в

Законодательное

Собрание,

и

ответственно

перед

ним;

премьер-министр

является

главой

исполнительной

власти,

г л а в а

г о с у д а р с т в а

и з б и р а е т с я

Законодательным

Собранием.

Выборы

в

З а ко н од ат е ль н о е

С о б р а н и е

п р о хо д я т

регулярно,

на

альтернативной

о сно ве.

Граждане

обладают

всей

полнотой

прав

и

свобод,

развиты

институты

гражданского

общества.

Государство Z

включает

в

себя

территории,

не

обладающие

политической

самостоятельностью.

На

основе

приведённых

фактов

сделайте

вывод

о

форме

государства Z.

(Сначала

укажите

элементы

формы

государства,

а

затем

конкретизируйте

каждый

из

них

для

государства Z).

1. Форма правления — парламентская

республика;

Выполнение

заданий в группах

с последующим

обсуждением.

Обмен мнениями,

поиск компромис

сного решения.

5

4

2. политический режим — демократический;

3. форма национально территориального

устройства – унитарное государство.

2. Во многих государствах введён возрастной

ценз

для

осуществления

гражданином

права

избирать

и

быть

избранным

в

органы

государственной власти. Соответствует ли этот

ценз ценностям демократического общества?

Приведите два обоснования своего мнения.

Возрастной ценз не противоречит ценностям

демократическог о

о бщества.

1. Возрастной ценз распространяется на всех

граждан

соответствующего

возраста,

т.е.

принц и п

р а вноправ и я

н е

н арушается.

2. Возрастной ценз не нарушает принципа пе-

риодической

выборности

органов

государ-

ственн о й

в л асти.

3. Возрастной ценз не исключает других воз-

можностей подростков и молодёжи участво-

вать в политической жизни общества.

3.В обществе существуют различные мнения

об эффективности суда присяжных. Используя

знания

обществоведческого

курса

и

факты

обще ственной

жизни,

прив е д и т е

д в а

обоснования необходимости такого суда в де-

мократическом правовом государстве.

1.Участие

граждан

в

суде

в

качестве

присяжных позволяет реализовать их право

на участие в делах государства.

2. Суд присяжных использует для вынесения

вердикта демократическую процедуру.

3.Суд

присяжных

является

одним

и з

механизмов защиты прав человека средствами

гражданского общества.

Обмен мнениями,

оппонирование.

Представление,

аргументация

собственной

позиции.

5

Творческое

применение

знаний в

новой

ситуации

(проблемное

задание).

Выполнение

сложного

плана по

заданной

Объяснение задания.

Следующее

задание

это

составление

сложного плана.

Каждой команде будет дана определенная тема.

Ваша

задача

составить

план

развернутого

ответа по заданной теме.

(учитель раздаёт темы планов)

1.

Политические партии и движения.

2.

Р о л ь

п о л и т и ч е с к и х

п а р и й

в

Активизация

мыслительной

деятельности,

работа в группах,

самостоятельное

восприятие

материала,

выполнение

задания.

10

5

теме.

"МОДЕЛЬ

ФРЕЙЕР".

политической жизни общества.

3.

Многопартийность

и

современные

партийные системы.

Работаете

в

группе,

но

сначала,

каждый

заполняет

свой

листок,

используя

структуру

«Модель Фрейер», затем на отдельном листе

А3

(он

лежит

перед

вами)

составляете

готовый план.

(Модель

Фрейер,

обучающая

структура,

помогающая

учащимся

глубоко

понять

и

осознать изучаемые понятия и концепции.)

Представление,

аргументация

собственной

позиции.

6.

Контроль

усвоения,

обсуждение

допущенных

ошибок и их

коррекция

.

У ч и т е л ь

п р е д л а г а е т учащимся

поз н аком ит ь ся

с

работ ам и

г рупп

и

прокомментировать допущенные ошибки.

(по необходимости указывает на ошибки и на

способы их устранения).

Итак, вы прекрасно справились с заданиями.

Думаю, что полученные знания помогут вам

лучше

усвоить

учебный

материал,

а

в

дальнейшем сдать ЕГЭ на высокие баллы.

Какие

выводы

вы

можете

сделать

в

конце

нашего урока – практикума?

Обмен мнениями,

оппонирование.

Предполагают,

высказывают

суждения.

5

7.

8.

Подведение

итогов

занятия.

Оценивание,

рефлексия.

Итак, вы прекрасно справились с заданиями.

Думаю, что полученные знания помогут вам

лучше

усвоить

учебный

материал,

а

в

дальнейшем сдать ЕГЭ на высокие баллы.

Какие

выводы

вы

можете

сделать

в

конце

нашего урока – практикума?

Учитель предлагает ученикам

самостоятельно оценить работу на уроке.

Сегодня мы с вами на уроке не просто изучали

очередную тему, мы получили опыт.

Надеюсь, что он вам пригодится.

Предполагают,

высказывают

суждения.

Учащиеся подводят

итоги работы групп,

оценивают их

деятельность.

Заполняют и сдают

карточку

рефлексии.

3

6

Молодцы все. Спасибо за урок.

7



В раздел образования