Автор: Ринчинова Мария Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: Урок-отчет в 1 классе
Тема: Математическая мозаика
Раздел: начальное образование
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОЗАИКА
(урок-отчет 1 класс)
Цели:
–
развивать
внимательность,
логическое
мышление,
наблюдательность,
способность видеть различные варианты решения задачи;
– провести классификацию примеров, научить самостоятельно проводить
анализ, делать выводы;
–
учить
применять
теоретические
знания
при
выполнении
практических
заданий;
– воспитывать интерес к предмету, взаимопонимание и дружеское отношение
к одноклассникам в совместной работе.
Оборудование: карточки для дидактической игры «Живые числа»; карточки
контроля «Да» и «Нет»; веер цифр и знаков; цветные карандаши; карточки с
формулами
изученных
математических
законов
(переместительный
и
сочетательный законы сложения и т. д.).
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Сегодня у нас в классе гости. Поздоровайтесь. Мы начинаем урок
математики.
– Какие задания вам хотелось бы выполнить сегодня на уроке?
(– Мне хотелось бы поработать по учебнику.
– Я хочу, чтобы мы работали в парах…
И т. п.)
– Многое из того, что вы предложили, будет на нашем уроке. Хотите узнать,
что
за
сюрприз
я
вам
приготовила?
Только
для
этого
нужно
быть
внимательными и слушать не только учителя, но и того, кто отвечает, быть
наблюдательными.
II. Работа по теме урока.
1. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Живые числа».
– Начнем наш урок с игры «Живые числа». Возьмите карточки.
Ученики берут карточки, на которых записаны числа. В любом порядке
выстраиваются в одну линию. Называют число, записанное на карточке: 11,
22, 33,44, 55, 66, 77, 88, 99, 100, 111.
– Числа, на какие группы вы можете разделиться? (На четные и нечетные,
двузначные и трехзначные.)
– Разделитесь на четные и нечетные.
Дети
делятся
на
2
группы.
Каждая
группа
перечисляет
свои
числа,
утверждая, четные они или нечетные.
– Двузначные числа, встаньте в круг. Какие числа остались вне круга?
Вне круга остаются 100 и 111.
–
Числа,
расположитесь
в
порядке
возрастания.
Родители,
проверьте,
правильно ли выстроились числа.
– Ребята, поставьте карточки на доску.
2. Ч и с т о п и с а н и е.
– Посмотрите еще раз на числа. Что заметили? (Каждое двузначное число
записано с помощью одной цифры.)
– Что такое цифра? (Это знак, с помощью которого записывают числа.)
– Выпишите в тетрадь цифры, с помощью которых записаны данные числа.
В т е т р а д и з а п и с ь:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0.
–
Каким
способом
можно
проверить
вашу
работу? (Можем поменяться
тетрадями и проверить друг у друга. Можем проверить сами с доски. Один
человек читает свою запись, а остальные по своей тетради сверяют, так ли у
них.)
– Выберем последний вариант. А теперь, используя цветные карандаши,
выполним диктант.
3. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т.
Красным карандашом обведите число, следующее при счете за числом 6.
Синим карандашом обведите число, предыдущее числу 5.
Желтым карандашом обведите соседей числа 2.
– Укажите на полях тетради:
Л – легко, Т – трудно было выполнять задание, или поставьте ?, если вы не
знаете, как выполнять это задание.
– Насколько правильно вы выполняли задания, я проверю позже.
– Назовите число, которое больше 7, но меньше 9. (Это число 8.)
Число 8 выносится н а д о с к у.
4. У с т н ы й с ч е т + м и н у т к а т е о р и и.
– Какие числа круглые?
Счет десятками от 100 до 10.
– Какие числа называются четными? Приведите примеры нечетных чисел.
Счет в пределах 20 с пропуском.
Вместо нечетного числа дети хлопают в ладоши. Счет хором.
– Считайте от 3 до 5, от 19 до 17, от 7 до 9, от 15 до 18, от 8 до 4, от 11 до 14.
Счет с хлопками. Считают 5 учеников.
У д о с к и:
Класс записывает
состав числа 8
1-й ученик
сравнивает числа:
2-й ученик
восстанавливает
примеры:
8
1 и 7
2 и 6
3 и 5
4 и 4
9 … 6
0 … 10
5 … 5
4 … 8
7 … 3
6 + 8
* – 2 = 5
7 ? 0 = 7
9 ? 9 = 0
10 – * = 5
–
Почему
запись
состава
числа
можно
остановить? (Запись
можно
не
продолжать,
потому
что
от
перестановки
слагаемых
значение
суммы
не
изменится.)
– Какой это закон? (Это переместительный закон сложения.)
– Запишите данный закон в виде числового выражения.
(Пример: 4 + 2 = 2 + 4.)
– Замените числовое выражение записью с использованием переменных.
(Пример: а + в = в + а.)
5. Ц и ф р о в о й в е е р.
– Мы повторили состав числа 8. Теперь пришло время вспомнить состав
чисел в пределах 10.
4 да 2 – это… (6)
6 без 5 – это… (1)
1 да 8 – это… (9)
9 без 4 – это… (5)
5 да 2 – это… (7)
–
Когда
пригодится
знание
состава
числа? (Эти знания пригодятся при
решении примеров.)
– Какие действия мы умеем выполнять с числами? (Мы умеем сравнивать
числа, решать примеры.)
6. П р о в е р к а р а б о т у ч а щ и х с я, выполненных на доске.
– Проверьте работу 1-го ученика.
Учащиеся читают: «9 больше 6. Это верно. 0 меньше 10. Это верно».
– Что вы скажете вашему товарищу? («У тебя все получилось» и т. п.)
– Проверьте работу 2-го ученика с помощью карточек «ДА», «НЕТ».
Учащиеся показывают, верно ли вставлено число или знак.
– Какие из записанных выражений можно решить, не вычисляя, а опираясь
на правило?
Ученики называют номер примера, говорят правило, выбирают формулу,
пример закрывают листком с формулой.
П р и м е р: «Это пример № 3, потому что если к числу прибавить 0, то
получится то же самое число».
7. П е р с п е к т и в н о е п о г р у ж е н и е в т е о р и ю.
– Заканчиваем теоретическую разминку правилами, которые помогут нам
решать
уравнения
во
2
классе.
Как
называются
числа
при
сложении?
(Слагаемое, слагаемое, сумма.)
П р и м е р: … + 2 = 5.
– Какой компонент пропущен? Как найти? (Пропущено первое слагаемое.
Чтобы его найти, нужно из суммы вычесть другое слагаемое. Получится 3.)
–
Как
называются
числа
при
вычитании? (Уменьшаемое,
вычитаемое,
разность.)
П р и м е р: … – 3 = 6.
– Какой компонент пропущен? Как найти? (Пропущено уменьшаемое. Чтобы
найти уменьшаемое, нужно сложить разность и вычитаемое. Уменьшаемое
равно 9.)
И т о г.
– Для чего нужно знать правила? (Правила помогут нам решать примеры,
задачи, уравнения.)
8. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «П р и м е р ы».
– Пришло время применить свои знания на практике.
Первая группа учащихся получает карточки с примерами на сложение и вычитание в
пределах 10, но без ответов. Вторая группа – карточки с ответами к этим примерам. Ученики,
получившие карточки с ответами, выходят к доске и поворачивают карточки так, чтобы
ответы было видно всем. Ученики, в руках у которых карточки с примерами, отыскивают
свой пример, берут ученика за руку, образуя таким образом пару – законченный пример. Пара
читает свой пример и в случае верно выбранного ответа занимает две свободные парты.
1-я группа
8 – 5 =
0 + 2 =
10 – 6 =
5 + 2 =
4 + 5 =
9 – 3 =
2-я группа
3
2
4
7
9
6
– Итак, вы сели за столы парами. Мы можем выполнить диктант в парах или
поработать с геометрическим материалом. Какое задание вам хочется выполнить
первым?
Выбор задания большинством.
9. Д и к т а н т.
– Диктант выполняем в тетради. В случае правильного высказывания ставим
«+», а если высказывание ложно, то ставим «–».
1. 9 – это 5 и 4. (+)
2. 16 больше, чем 17. (–)
3. Если у фигуры 4 угла, то эта фигура четырехугольник. (+)
4. При вычитании числа называются: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
(+)
5. Число 31 – четное. (–)
6. В году 4 месяца. (–)
7. Младше тот, кто ниже. (–)
В з а и м о п р о в е р к а.
– Поменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки простой карандаш. Проверьте
работу соседа.
Учитель: + – + + – – – .
– Верните работу соседу. Кто справился с этой работой? Кому было трудно?
10. Р а б о т а с г е о м е т р и ч е с к и м м а т е р и а л о м.
– Пришло время приготовленного для вас сюрприза. Угадав все фигуры и
убрав их с листа, вы сможете прочесть надпись.
Ученики называют фигуру. Если она названа правильно, ее снимают с доски.
Под ней изображена какая-либо буква (несколько букв). Когда все фигуры будут
угаданы, откроются слова «Математика – царица наук».
– Как вы понимаете смысл этой поговорки?
Ученики высказывают свое мнение.
– Действительно, без математики нельзя освоить ни одной профессии в
будущем, нельзя стать ни хорошим поваром, ни конструктором космического
корабля.
III. Самостоятельная работа по выбору.
– На карточках приготовлены разные задания. На одних карточках примеры
на знание состава числа. На других – задание: сравнить два выражения. Третий
вариант
–
это
числовые
цепочки.
Выберите
для
себя
задание
по
своему
желанию.
К а р т о ч к и:
I уровень
8 – 3 + 2 =
10 – 4 + 5 =
II уровень
6 – 3 … 5 – 2
3 + 4 … 8 – 4
III уровень
8 – 3 + 5 – 3 =
10 – 10 + 4 + 3 =
Ученики
выбирают
задание.
Задание
выполняют
самостоятельно.
Правильность проверяют родители после уроков.
IV. Итог урока.
– Что вам понравилось на уроке?
– Кого бы вы хотели сегодня похвалить?
Ученики высказывают свое мнение.
– А я хочу поблагодарить вас за активную работу на уроке.