Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки"


Автор: Таратухина Светлана Игоревна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №39
Населённый пункт: хутор Бараниковский , Славянский район, Краснодарский край
Наименование материала: Мастер - класс для педагогов
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста средствами музыки»

(Выступление идет на фоне слайдов)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева.

И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение

хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя

встреча окажется успешной и зарядит всех только положительными

эмоциями.

Сегодня мы с вами проведем мастер класс на тему «Нравственно-

патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по

нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста,

используя музыкальный фольклор.

Задачи:

1. Научить педагогов ДОУ практическим навыкам использования

музыкального фольклора в образовательной деятельности;

2. Расширить музыкальный репертуар детского фольклора педагогов для

последующей работы с детьми.

Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление

человека к добру, красоте, истине. Общество требует воспитания человека,

д е й с т в и я

и

п о с т у п к и

к о т о р о г о

с о о т в е т с т в у ю т

в ы с ш е м у

критерию нравственности.

И

щедрость

сердца,

и

душевная

черствость

одинаково берут свое начало с детства.

Д о ш ко л ь н ы й

в о з р а с т

ф у н д а м е н т

о б щ е г о

р а з в и т и я

ребенка, стартовый период

всех

высоких

человеческих

начал.

Поэтому

начинать воспитание патриотизма следует с дошкольного возраста, когда

начинает

формироваться

личность,

когда

человек

открыт

миру

и

готов

п р и н и м а т ь

е г о

т а к и м ,

к а к и м

п р е п о д н о с я т

е м у

э т о т

м и р

взрослые. Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою

Родину – задача особенно актуальна сегодня. Она не может быть успешно

решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения

народной культуры.

Процесс познания должен осуществляться с первых колыбельных песен,

ласковых рук матери, через культуру своего народа: пение, танцы,

пословицы, поговорки, народные праздники, игры, произведения народного

искусства.

По воздействию на человека музыка занимает одно из первых мест. Меня

как педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей,

заинтересовала проблема нравственно – патриотического воспитания

детей средствами музыки. Эта тема стала приоритетным направлением в

моей работе и определила мою педагогическую концепцию.

Моя педагогическая концепция – строить педагогическую деятельность

по нравственно – патриотическому воспитанию на исторических

традициях народной культуры и народного искусства. Так как мы с вами

живем на кубанской земле, являемся потомственными казаками,

наследниками былой казачьей славы, то должны выделять этой теме

отдельное место.

Целью работы я считаю воспитание духовно- нравственных качеств у

детей, способствовать становлению гражданской позиции.

Задачи работы:

- способствовать расширению знаний детей о Родине, ее истории, героях,

развитие гордости за ее достижения,

- развивать эмоциональную и личностную сферу детей,

- формировать чувство толерантности, уважения к другим народам, их

традициям,

- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому,

детскому саду, родной природе.

Данные задачи решаются во всех видах музыкальной деятельности:

слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на

детских музыкальных инструментах, музыкальных играх. Для работы

по нравственно –патриотическому воспитанию я использовала и

различные формы организации детской музыкальной деятельности:

тематические занятия (Ознакомление с государственной

символикой, Музыкальные жанры, Инструменты народного оркестра,

досуги («День космонавтики», «Масленица», «Наш любимы детский

сад», «День матери», тематические праздники («Россия – Родина

моя», «Этот День Победы», «День защитника Отечества», «Моя семья»,

музыкальные гостиные («Любимые песни нашей семьи», «Осенние

мелодии», «Воспитателям от души») игры-драматизации, театрализованные

представления по казачьим сказкам.

Работа по ознакомлению с казачьими традициями непростая, но она

может стать творческой и необыкновенно увлекательной. Формирование

чувства гордости за свой хутор предполагает эмоционально-когнитивную

включенность детей.

На основе народных песен, прибауток будут воспитываться качества в

детях, во все времена отличающие русский характер: доброта, открытость,

достоинство, сострадание, благородство. Для

патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением

и движением, в которых ребята приобщаются к народным традициям,

проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного

творчества («Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Плетень», «У медведя во

бору» и др.)

Фольклорные праздники являются итогом в работе над различными

фольклорными произведениями. При подготовке к праздникам дети

разучивают народные песни, потешки, танцы и игры, осваивают игру на

народных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народным

костюмом, примеряют его на себя. Здесь важна каждая мелочь: и народное

полотенце, и каравай, и расписная посуда в оформлении праздника. При

подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких,

застенчивых детей в раскрепощенных и инициативных.

А происходит это примерно так…

Звучит казачья музыка.

Надеваю ободок. беру реквизит и приглашаю к участию, раздаю веночки и

папахи.(4 венка, 4 платка=4 папахи, 4 лошади)

Хозяйка.

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки!

Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а с ними наши прабабушки!

Поклон хозяйке отдадите –

На мои вечорки проходите!

Звучит веселая музыка «Кубанские казаки». Педагоги делают поклон

Хозяйке и проходят в горенку, садятся на лавочки. На конях мальчики

заезжают кругом. Девочки выбирают пары. Все вместе

Девицы-красавицы, давайте себе пару выбирать.

Все девочки идут за мной.

Проводится коммуникативная игра «Я по горенке иду» (на мотив р. н.

п. «Ах, вы, сени»

Я по горенке иду (идет запевала, ищет себе друга)

Друга милого найду. (останавливается напротив кого-нибудь)

Вот ты –(хлоп, хлоп – двумя руками друг о друга)

Вот я (хлоп, хлоп – перед собой)

Вот компания моя (берутся за руки, идут по залу, ищут нового друга)

Все выбирают себе партнеров.

Хозяйка.

Сколько у меня гостей,

С ними будет веселей.

Ой, полон дом гостей, а печь-то я не растопила, дров-то не нарубила!

Щей не наварила! Помогите мне, люди добрые!

Проводится рече-двигательная игра «Лёли-лёли-лёли» с пением (в

кругу)

Педагоги стоят в кругу.

Лёли-лёли-лёли. (трут ладони друг о друга)

Ежи дрова кололи. (ребром правой ладони 2 раза стукнуть по ребру левой

ладони и наоборот)

Складывали заиньки. (предплечиями рук «складывают дрова» перед

грудью)

Два больших (ладони рук прислонить к затылку сзади, изображая зайцев)

и маленький. (указательным и средним пальцами правой руки

пошевелить, как ушками зайца)

Работают, не лЕнятся. (ребром правой ладони 2 раза стукнуть по ребру

левой ладони и наоборот)

Сложили три поленницы. (предплечиями рук «складывают дрова» перед

грудью)

Хозяйка.

Сколько дров-то нарубили,

Печь как быстро натопили.

Ну, вставайте, все в кружок,

Испечем мы пирожок.

(выбираем пирожок по считалке «Шел, прошел, не нашел, шишел, вышел,

вон пошел»)

Хороводная игра «Пирожок» с музыкальным сопровождением (на мотив

р. н. п. «Каравай»)

Все участники идут по кругу за руки, «пирожок» танцует в середине.

Посмотри-ка, дружок (идут по кругу за руки)

Мы печем пирожок.

Вот такой вышины, (поднимают руки вверх)

Вот такой ширины (расходятся в из круга)

Вот такой сладенький (гладят живот рукой)

Вот такой мягонький. (мнут воображаемый пирог перед собой)

С праздником всех поздравляем (хлопают в ладоши)

Пирожком всех угощаем. (разводят руки в стороны)

Говорком: Ешь его!

Поднимают руки вверх и сходятся в круг, «пирожок» должен убежать в

любое «окошечко».

Хозяйка

С ложками мы поиграем,

Скороговорки прочитаем!

Проводится игра с ложками.

Хозяйка дает две ложки, на которых написаны скороговорки. Педагоги

стоят в кругу. Под веселую музыку запускают по кругу 2 ложки (в одну

сторону, чтобы они не пересекались).Когда музыка остановится, у кого

ложки будут в руках, должны прочитать свою скороговорку четко и ясно.

Кто прочитал скороговорку – садится отдыхать на лавочку.

Скороговорки для игры:

- Во мраке раки шумят в драке;

- Волки pыщут - пищу ищут;

- Верзила Вавила весело ворочал вилы;

- Из соседнего колодцa целый день водицa льется;

- Купилa бaбуся бусы Мapусе;

- Летят три пичужки, через три пусты избушки;

- Около колодца кольцо не найдется;

- Свинья тупорыла весь двор перерыла;

- У Кондрата куртка коротковата;

- У осы, не усы, не усищи, а усики;

- У Мaши нa кapмaшке мaки и pомaшки;

- У нас гость унес трость;

- У Саши в каше Сыворотка из-под простокваши;

- Шесть мышат в камышах шуршат.

После игры Хозяйка обращает внимание гостей на игрушечный сундучок.

Хозяйка.

Гости мои, а что это за сундук тут у нас.

Сколько разных предметов!!!

Кажется, я знаю, что с ними надо делать.

Вы любите сказки? А если их рассказываете и играете вы сами?

А давайте сейчас мы озвучим, сказку.

Для этого нас есть помощники – музыкальные инструменты.

ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как

зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ЛОЖКАМИ)

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ И ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ

ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)

Хозяйка.

Спасибо, гости дорогие! Что на мои вечорки пришли, со мной вечер

скоротали. А теперь пора прощаться,

По домам всем возвращаться.

Всем спасибо за вниманье!

До новой встречи! До свиданья!

Все уходят под песню «Кубанские казаки»



В раздел образования