Автор: Таратухина Светлана Игоревна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №39
Населённый пункт: хутор Бараниковский , Славянский район, Краснодарский край
Наименование материала: Мастер - класс для педагогов
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста средствами музыки»
(Выступление идет на фоне слайдов)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева.
И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение
хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя
встреча окажется успешной и зарядит всех только положительными
эмоциями.
Сегодня мы с вами проведем мастер класс на тему «Нравственно-
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки»
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по
нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста,
используя музыкальный фольклор.
Задачи:
1. Научить педагогов ДОУ практическим навыкам использования
музыкального фольклора в образовательной деятельности;
2. Расширить музыкальный репертуар детского фольклора педагогов для
последующей работы с детьми.
Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление
человека к добру, красоте, истине. Общество требует воспитания человека,
д е й с т в и я
и
п о с т у п к и
к о т о р о г о
с о о т в е т с т в у ю т
в ы с ш е м у
критерию нравственности.
И
щедрость
сердца,
и
душевная
черствость
одинаково берут свое начало с детства.
Д о ш ко л ь н ы й
в о з р а с т –
ф у н д а м е н т
о б щ е г о
р а з в и т и я
ребенка, стартовый период
всех
высоких
человеческих
начал.
Поэтому
начинать воспитание патриотизма следует с дошкольного возраста, когда
начинает
формироваться
личность,
когда
человек
открыт
миру
и
готов
п р и н и м а т ь
е г о
т а к и м ,
к а к и м
п р е п о д н о с я т
е м у
э т о т
м и р
взрослые. Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою
Родину – задача особенно актуальна сегодня. Она не может быть успешно
решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения
народной культуры.
Процесс познания должен осуществляться с первых колыбельных песен,
ласковых рук матери, через культуру своего народа: пение, танцы,
пословицы, поговорки, народные праздники, игры, произведения народного
искусства.
По воздействию на человека музыка занимает одно из первых мест. Меня
как педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей,
заинтересовала проблема нравственно – патриотического воспитания
детей средствами музыки. Эта тема стала приоритетным направлением в
моей работе и определила мою педагогическую концепцию.
Моя педагогическая концепция – строить педагогическую деятельность
по нравственно – патриотическому воспитанию на исторических
традициях народной культуры и народного искусства. Так как мы с вами
живем на кубанской земле, являемся потомственными казаками,
наследниками былой казачьей славы, то должны выделять этой теме
отдельное место.
Целью работы я считаю воспитание духовно- нравственных качеств у
детей, способствовать становлению гражданской позиции.
Задачи работы:
- способствовать расширению знаний детей о Родине, ее истории, героях,
развитие гордости за ее достижения,
- развивать эмоциональную и личностную сферу детей,
- формировать чувство толерантности, уважения к другим народам, их
традициям,
- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому,
детскому саду, родной природе.
Данные задачи решаются во всех видах музыкальной деятельности:
слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на
детских музыкальных инструментах, музыкальных играх. Для работы
по нравственно –патриотическому воспитанию я использовала и
различные формы организации детской музыкальной деятельности:
тематические занятия (Ознакомление с государственной
символикой, Музыкальные жанры, Инструменты народного оркестра,
досуги («День космонавтики», «Масленица», «Наш любимы детский
сад», «День матери», тематические праздники («Россия – Родина
моя», «Этот День Победы», «День защитника Отечества», «Моя семья»,
музыкальные гостиные («Любимые песни нашей семьи», «Осенние
мелодии», «Воспитателям от души») игры-драматизации, театрализованные
представления по казачьим сказкам.
Работа по ознакомлению с казачьими традициями непростая, но она
может стать творческой и необыкновенно увлекательной. Формирование
чувства гордости за свой хутор предполагает эмоционально-когнитивную
включенность детей.
На основе народных песен, прибауток будут воспитываться качества в
детях, во все времена отличающие русский характер: доброта, открытость,
достоинство, сострадание, благородство. Для
патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением
и движением, в которых ребята приобщаются к народным традициям,
проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного
творчества («Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Плетень», «У медведя во
бору» и др.)
Фольклорные праздники являются итогом в работе над различными
фольклорными произведениями. При подготовке к праздникам дети
разучивают народные песни, потешки, танцы и игры, осваивают игру на
народных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народным
костюмом, примеряют его на себя. Здесь важна каждая мелочь: и народное
полотенце, и каравай, и расписная посуда в оформлении праздника. При
подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких,
застенчивых детей в раскрепощенных и инициативных.
А происходит это примерно так…
Звучит казачья музыка.
Надеваю ободок. беру реквизит и приглашаю к участию, раздаю веночки и
папахи.(4 венка, 4 платка=4 папахи, 4 лошади)
Хозяйка.
Гости мои дорогие,
Пожилые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки!
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними наши прабабушки!
Поклон хозяйке отдадите –
На мои вечорки проходите!
Звучит веселая музыка «Кубанские казаки». Педагоги делают поклон
Хозяйке и проходят в горенку, садятся на лавочки. На конях мальчики
заезжают кругом. Девочки выбирают пары. Все вместе
Девицы-красавицы, давайте себе пару выбирать.
Все девочки идут за мной.
Проводится коммуникативная игра «Я по горенке иду» (на мотив р. н.
п. «Ах, вы, сени»
Я по горенке иду (идет запевала, ищет себе друга)
Друга милого найду. (останавливается напротив кого-нибудь)
Вот ты –(хлоп, хлоп – двумя руками друг о друга)
Вот я (хлоп, хлоп – перед собой)
Вот компания моя (берутся за руки, идут по залу, ищут нового друга)
Все выбирают себе партнеров.
Хозяйка.
Сколько у меня гостей,
С ними будет веселей.
Ой, полон дом гостей, а печь-то я не растопила, дров-то не нарубила!
Щей не наварила! Помогите мне, люди добрые!
Проводится рече-двигательная игра «Лёли-лёли-лёли» с пением (в
кругу)
Педагоги стоят в кругу.
Лёли-лёли-лёли. (трут ладони друг о друга)
Ежи дрова кололи. (ребром правой ладони 2 раза стукнуть по ребру левой
ладони и наоборот)
Складывали заиньки. (предплечиями рук «складывают дрова» перед
грудью)
Два больших (ладони рук прислонить к затылку сзади, изображая зайцев)
и маленький. (указательным и средним пальцами правой руки
пошевелить, как ушками зайца)
Работают, не лЕнятся. (ребром правой ладони 2 раза стукнуть по ребру
левой ладони и наоборот)
Сложили три поленницы. (предплечиями рук «складывают дрова» перед
грудью)
Хозяйка.
Сколько дров-то нарубили,
Печь как быстро натопили.
Ну, вставайте, все в кружок,
Испечем мы пирожок.
(выбираем пирожок по считалке «Шел, прошел, не нашел, шишел, вышел,
вон пошел»)
Хороводная игра «Пирожок» с музыкальным сопровождением (на мотив
р. н. п. «Каравай»)
Все участники идут по кругу за руки, «пирожок» танцует в середине.
Посмотри-ка, дружок (идут по кругу за руки)
Мы печем пирожок.
Вот такой вышины, (поднимают руки вверх)
Вот такой ширины (расходятся в из круга)
Вот такой сладенький (гладят живот рукой)
Вот такой мягонький. (мнут воображаемый пирог перед собой)
С праздником всех поздравляем (хлопают в ладоши)
Пирожком всех угощаем. (разводят руки в стороны)
Говорком: Ешь его!
Поднимают руки вверх и сходятся в круг, «пирожок» должен убежать в
любое «окошечко».
Хозяйка
С ложками мы поиграем,
Скороговорки прочитаем!
Проводится игра с ложками.
Хозяйка дает две ложки, на которых написаны скороговорки. Педагоги
стоят в кругу. Под веселую музыку запускают по кругу 2 ложки (в одну
сторону, чтобы они не пересекались).Когда музыка остановится, у кого
ложки будут в руках, должны прочитать свою скороговорку четко и ясно.
Кто прочитал скороговорку – садится отдыхать на лавочку.
Скороговорки для игры:
- Во мраке раки шумят в драке;
- Волки pыщут - пищу ищут;
- Верзила Вавила весело ворочал вилы;
- Из соседнего колодцa целый день водицa льется;
- Купилa бaбуся бусы Мapусе;
- Летят три пичужки, через три пусты избушки;
- Около колодца кольцо не найдется;
- Свинья тупорыла весь двор перерыла;
- У Кондрата куртка коротковата;
- У осы, не усы, не усищи, а усики;
- У Мaши нa кapмaшке мaки и pомaшки;
- У нас гость унес трость;
- У Саши в каше Сыворотка из-под простокваши;
- Шесть мышат в камышах шуршат.
После игры Хозяйка обращает внимание гостей на игрушечный сундучок.
Хозяйка.
Гости мои, а что это за сундук тут у нас.
Сколько разных предметов!!!
Кажется, я знаю, что с ними надо делать.
Вы любите сказки? А если их рассказываете и играете вы сами?
А давайте сейчас мы озвучим, сказку.
Для этого нас есть помощники – музыкальные инструменты.
ЗАЯЦ В ЛЕСУ
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как
зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ЛОЖКАМИ)
Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ И ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ
ПО НОГАМ)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)
Хозяйка.
Спасибо, гости дорогие! Что на мои вечорки пришли, со мной вечер
скоротали. А теперь пора прощаться,
По домам всем возвращаться.
Всем спасибо за вниманье!
До новой встречи! До свиданья!
Все уходят под песню «Кубанские казаки»