Напоминание

Развитие и обогащение речи младших школьников.


Автор: Гопта Ольга Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Ноябрьск, Ямало -Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие и обогащение речи младших школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




«Развитие и обогащение речи младших школьников».

В последние десятилетия интерес к формированию информационной культуры детей,

неуклонно

растет.

Информационная

культура

часть

общей

культуры,

обеспечивающей

полноценное

развитие

личности.

В

начальном

образовании

по

мере

усвоения

детьми

элементарных умений и навыков в математике, языкознании, при знакомстве их с окружающим

миром школа должна позаботиться об обучении детей рациональным, экономным по затрате

времени и сил приемам работы с информацией, каких бы информационных источников это не

касалось.

Каждый

учитель

должен

ставить

следующие

цели:

научить

учащихся

рациональным

приемам работы с книгой (учебной и другими видами литературы), поиску, анализу, синтезу

информации, привить им умения и навыки информационного самообеспечения их учебной

деятельности. К таким навыкам относятся:

- умение задавать грамотно вопрос;

- знание источников информации и умение ими пользоваться;

- умение правильно применить найденную информацию.

К сожалению, многие первоклассники приходят в школу с недостаточным словарным

“багажом”.

Дети не умеют составлять предложения, выстраивать предложения в логическую

цепочку

в

тексте,

общаются

только

при

помощи

употребляемых

в

просторечии

слов

и

междометий, нередко используя неполные предложения, часто не знают значение того или иного

слова.

Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся играет развитие у

них интереса к овладению словом, к пополнению своего личного запаса слов. Отсутствие у детей

интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей

обогащению их словарного запаса. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее,

доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

В условиях развивающего обучения расширяется количество текстовых источников, из

которых

ученики

черпают

новые

знания:

словари,

справочники,

энциклопедии,

научно-

популярная литература.

Помочь ребенку овладеть лексикой родного языка призвана работа со словарями. Словари

заслуженно называют спутниками цивилизации. Их место среди прочих книг на главном фланге.

Словари – сокровища национального языка, наши друзья и помощники.

Говоря словами французского писателя и литературного критика Анато́

ля Франса

«Словарь- это вся вселенная в алфавитном порядке». Чем раньше школьник заведет дружбу с

ним, научится им пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания. Долг учителя

– помочь ему в этом.

Формировать навык работы с информацией у младших школьников надо начинать с

первого класса, уже в период обучения грамоте. По мере работы над картинками, текстами

русской азбуки, ученик убеждается, что русский язык богат, разнообразен, удивительно красив и

что в нем существует огромное количество слов, значение которых им предстоит постигнуть.

В программе «Школа России» первый словарь, с которым знакомятся ребята первого

класса на уроках, это толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова.

Процесс введения словаря в работу прост: ребятам можно показать ряд книг

художественного содержания в ярких обложках и среди них словарь. Ученикам предлагается

задание: определить, в какой из книг дается толкование слова. Как правило, ребята быстро

находят ответ на вопрос. Читается статья из словаря, адаптируя ее к пониманию детьми. В

дальнейшем этот метод можно использовать в виде «секретного поручения»: накануне анализа

незнакомого текста сильные ученики получают задание подготовить толкование того или иного

слова.

Понятие слова-синонимы на страницах «Русской азбуки» можно ввести параллельно с

понятием «антонимы» на с.74. Здесь же происходит знакомство и со словарями синонимов и

антонимов.

Работа со словарями продолжается на уроках математики, окружающего мира,

технологии

и

изобразительного

искусства

и

др.

Так

на

уроках

«Умники

и

умницы»

дети

сталкиваются с фразеологизмами. Учитель обращает внимание учеников на то, что непонятным

является

не

одно

слово,

а

целая

фраза.

В

данном

случае

происходит

знакомство

с

фразеологическим словарем.

На уроках русского языка уже в первом классе ребята знакомятся с орфографическим

словарём. Начиная понимать, что в русском языке часто написание расходится с произношением

и не всякий раз можно применить правило, чтобы грамотно написать слово, дети приходят к

выводу необходимости использования такого словаря.

Таким образом, к концу первого класса ученик уже знаком с пятью типами словарей:

толковый, фразеологический, орфографический и словарями синонимов и антонимов.

По мере улучшения качества чтения учеников, учитель переходит от собственного чтения

словарной

статьи

к

всё

более

частому

использованию

«секретных

заданий»

большим

количеством учеников.

Главный критерий отбора словарей на урок – словарь должен соответствовать возрасту -

т.е. это учебные словари, изданные специально для начальной школы.

Желательно, чтобы словари постоянно находились в классе и дети могли свободно пользоваться

ими не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Работая со словарем слово рассматривается многосторонне:

- с точки зрения употребления,

- происхождения,

- однозначности или многозначности,

- наличия или отсутствия синонимов, антонимов, омонимов.

Такой

подход

к

слову

помогает

учащимся

понять

лексическую

систему

языка,

увидеть

ее

постоянное изменение. Поэтому словарная работа на уроках русского языка и литературного

чтения

занимает

важное

место

в

общей

системе

работы

по

развитию

речи

и

обогащению

словарного запаса учащихся.

Для того чтобы учащиеся уже на начальном этапе приступили к овладению словарным

запасом родного языка, необходимо развивать потребность обращаться к словарю за справками,

создавая

на

уроках

ситуации

поиска

лексического

значения

слова,

а

также

использовать

возникшие

спонтанно

ситуации

анализа

незнакомых

слов

в

тексте

учебников

или

дополнительной литературы. В процессе работы учащиеся должны узнать назначение словарей,

научиться находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй.

Сначала необходимо раскрыть значение слова, его правописание и произношение, так как

многие слова неизвестны или непонятны учащимся, они ошибаются в его правописании и

произношении. Нужно добиваться, чтобы такие слова (непонятные и неизвестные) переходили из

пассивного запаса в активный. А это необходимое условие для развития речи учащихся.

Работа со словарями, должна включаться в каждый урок. Поэтому 5-7 минут в начале

каждого

урока

(исключая

контрольные

уроки

и

уроки

развития

речи)

можно

отводить

непосредственно работе со словарями.

Проводимая из урока в урок работа со словарями не только даёт возможность расширить

активный

словарный

запас

учащихся,

уточнить

их

знания

о

значении,

правописании

и

происхождении

слов,

но

и

позволяет

употреблять

слова

в

новых

контекстах,

повысить

грамотность. Данная работа пробуждает интерес к учебной деятельности, активизирует ребят на

уроках, учит учащихся обращаться к различного рода словарям при затруднениях.

Речь

основа

всякой

умственной

деятельности,

средство

коммуникации.

Умение

учеников

сравнивать,

классифицировать,

систематизировать,

обобщать

-

формируется,

в

процессе

овладения,

через

речь,

проявляются

также

в

речевой

деятельности.

Логически

чёткая,

доказательная,

образная

устная

и

письменная

речь

ученика

показатель

его

умственного

развития.



В раздел образования