Автор: Гопта Ольга Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Ноябрьск, Ямало -Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие и обогащение речи младших школьников.
Раздел: начальное образование
«Развитие и обогащение речи младших школьников».
В последние десятилетия интерес к формированию информационной культуры детей,
неуклонно
растет.
Информационная
культура
часть
общей
культуры,
обеспечивающей
полноценное
развитие
личности.
В
начальном
образовании
по
мере
усвоения
детьми
элементарных умений и навыков в математике, языкознании, при знакомстве их с окружающим
миром школа должна позаботиться об обучении детей рациональным, экономным по затрате
времени и сил приемам работы с информацией, каких бы информационных источников это не
касалось.
Каждый
учитель
должен
ставить
следующие
цели:
научить
учащихся
рациональным
приемам работы с книгой (учебной и другими видами литературы), поиску, анализу, синтезу
информации, привить им умения и навыки информационного самообеспечения их учебной
деятельности. К таким навыкам относятся:
- умение задавать грамотно вопрос;
- знание источников информации и умение ими пользоваться;
- умение правильно применить найденную информацию.
К сожалению, многие первоклассники приходят в школу с недостаточным словарным
“багажом”.
Дети не умеют составлять предложения, выстраивать предложения в логическую
цепочку
в
тексте,
общаются
только
при
помощи
употребляемых
в
просторечии
слов
и
междометий, нередко используя неполные предложения, часто не знают значение того или иного
слова.
Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся играет развитие у
них интереса к овладению словом, к пополнению своего личного запаса слов. Отсутствие у детей
интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей
обогащению их словарного запаса. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее,
доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
В условиях развивающего обучения расширяется количество текстовых источников, из
которых
ученики
черпают
новые
знания:
словари,
справочники,
энциклопедии,
научно-
популярная литература.
Помочь ребенку овладеть лексикой родного языка призвана работа со словарями. Словари
заслуженно называют спутниками цивилизации. Их место среди прочих книг на главном фланге.
Словари – сокровища национального языка, наши друзья и помощники.
Говоря словами французского писателя и литературного критика Анато́
ля Франса
«Словарь- это вся вселенная в алфавитном порядке». Чем раньше школьник заведет дружбу с
ним, научится им пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания. Долг учителя
– помочь ему в этом.
Формировать навык работы с информацией у младших школьников надо начинать с
первого класса, уже в период обучения грамоте. По мере работы над картинками, текстами
русской азбуки, ученик убеждается, что русский язык богат, разнообразен, удивительно красив и
что в нем существует огромное количество слов, значение которых им предстоит постигнуть.
В программе «Школа России» первый словарь, с которым знакомятся ребята первого
класса на уроках, это толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова.
Процесс введения словаря в работу прост: ребятам можно показать ряд книг
художественного содержания в ярких обложках и среди них словарь. Ученикам предлагается
задание: определить, в какой из книг дается толкование слова. Как правило, ребята быстро
находят ответ на вопрос. Читается статья из словаря, адаптируя ее к пониманию детьми. В
дальнейшем этот метод можно использовать в виде «секретного поручения»: накануне анализа
незнакомого текста сильные ученики получают задание подготовить толкование того или иного
слова.
Понятие слова-синонимы на страницах «Русской азбуки» можно ввести параллельно с
понятием «антонимы» на с.74. Здесь же происходит знакомство и со словарями синонимов и
антонимов.
Работа со словарями продолжается на уроках математики, окружающего мира,
технологии
и
изобразительного
искусства
и
др.
Так
на
уроках
«Умники
и
умницы»
дети
сталкиваются с фразеологизмами. Учитель обращает внимание учеников на то, что непонятным
является
не
одно
слово,
а
целая
фраза.
В
данном
случае
происходит
знакомство
с
фразеологическим словарем.
На уроках русского языка уже в первом классе ребята знакомятся с орфографическим
словарём. Начиная понимать, что в русском языке часто написание расходится с произношением
и не всякий раз можно применить правило, чтобы грамотно написать слово, дети приходят к
выводу необходимости использования такого словаря.
Таким образом, к концу первого класса ученик уже знаком с пятью типами словарей:
толковый, фразеологический, орфографический и словарями синонимов и антонимов.
По мере улучшения качества чтения учеников, учитель переходит от собственного чтения
словарной
статьи
к
всё
более
частому
использованию
«секретных
заданий»
большим
количеством учеников.
Главный критерий отбора словарей на урок – словарь должен соответствовать возрасту -
т.е. это учебные словари, изданные специально для начальной школы.
Желательно, чтобы словари постоянно находились в классе и дети могли свободно пользоваться
ими не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Работая со словарем слово рассматривается многосторонне:
- с точки зрения употребления,
- происхождения,
- однозначности или многозначности,
- наличия или отсутствия синонимов, антонимов, омонимов.
Такой
подход
к
слову
помогает
учащимся
понять
лексическую
систему
языка,
увидеть
ее
постоянное изменение. Поэтому словарная работа на уроках русского языка и литературного
чтения
занимает
важное
место
в
общей
системе
работы
по
развитию
речи
и
обогащению
словарного запаса учащихся.
Для того чтобы учащиеся уже на начальном этапе приступили к овладению словарным
запасом родного языка, необходимо развивать потребность обращаться к словарю за справками,
создавая
на
уроках
ситуации
поиска
лексического
значения
слова,
а
также
использовать
возникшие
спонтанно
ситуации
анализа
незнакомых
слов
в
тексте
учебников
или
дополнительной литературы. В процессе работы учащиеся должны узнать назначение словарей,
научиться находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй.
Сначала необходимо раскрыть значение слова, его правописание и произношение, так как
многие слова неизвестны или непонятны учащимся, они ошибаются в его правописании и
произношении. Нужно добиваться, чтобы такие слова (непонятные и неизвестные) переходили из
пассивного запаса в активный. А это необходимое условие для развития речи учащихся.
Работа со словарями, должна включаться в каждый урок. Поэтому 5-7 минут в начале
каждого
урока
(исключая
контрольные
уроки
и
уроки
развития
речи)
можно
отводить
непосредственно работе со словарями.
Проводимая из урока в урок работа со словарями не только даёт возможность расширить
активный
словарный
запас
учащихся,
уточнить
их
знания
о
значении,
правописании
и
происхождении
слов,
но
и
позволяет
употреблять
слова
в
новых
контекстах,
повысить
грамотность. Данная работа пробуждает интерес к учебной деятельности, активизирует ребят на
уроках, учит учащихся обращаться к различного рода словарям при затруднениях.
Речь
–
основа
всякой
умственной
деятельности,
средство
коммуникации.
Умение
учеников
сравнивать,
классифицировать,
систематизировать,
обобщать
-
формируется,
в
процессе
овладения,
через
речь,
проявляются
также
в
речевой
деятельности.
Логически
чёткая,
доказательная,
образная
устная
и
письменная
речь
ученика
–
показатель
его
умственного
развития.