Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"


Автор: Писяева Алла Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад №20
Населённый пункт: г.Тольятти, Самарская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Составитель Писяева А.А.

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во

многих

образовательных

документах,

в

том

числе

и

в

Федеральных

государственных

образовательных

стандартах

дошкольного

образования.

По

ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является

проведение

физкультурно-оздоровительной

работы,

в

том

числе

и

путем

использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Здоровьесберегающие

технологии

-

это

один

из

видов

современных

инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение

здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Использование таких технологий решает целый ряд задач:

закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;

проведение профилактической оздоровительной работы;

ознакомление

дошкольников

с

принципами

ведения

здорового

образа

жизни;

мотивация детей на здоровый образ жизни;

формирование полезных привычек;

формирование валеологических навыков;

формирование

осознанной

потребности

в

регулярных

занятиях

физкультурой;

воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для

обеспечения

комплексного

подхода

к

охране

и

улучшению

здоровья

воспитанников,

требуемого

по

ФГОС,

в

ДОУ

используются

различные

виды

современных здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния

здоровья

детей,

противоэпидемиологическая

работа,

организация

специализированных

коррекционных

групп,

профилактика

многих

заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации

питания и т.д.);

физкультурно-оздоровительные (проведение

подвижных

игр,

спортивные

мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация

прогулок и т.д.)

валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению

здорового

образа

жизни,

обучение

родителей

способам

взаимодействия

с

детьми по формированию у них валеологической культуры);

валеологическое

просвещение

педагогов

(ознакомление

воспитателей

с

инновационными

здоровьесберегающими

технологиями

и

способами

их

внедрения,

мотивация

к

здоровому

образу

жизни,

расширение

знаний

о

возрастных и психологических особенностях дошкольников);

здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических

знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно

достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье

дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Су щ е с т вуе т

м н о го

э ф ф е кт и в н ы х

р а з н о в и д н о с т е й

с о в р е м е н н ы х

здоровьесберегающих технологий, которые используются воспитателем в работе с

детьми.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих

технологий

в

ДОУ

являются

физкультурные

минутки.

Их

еще

называют

динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или

практической

деятельности, во

время

которых

дети

выполняют

несложные

физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

смене вида деятельности;

предупреждении утомляемости;

снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

активизации кровообращения;

активизации мышления;

повышении интереса детей к ходу занятия;

создании положительного эмоционального фона.

Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же

выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток

привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь.

Время

для

проведения

выбирается

произвольно

в

зависимости

от

степени

утомляемости ребят.

Дыхательная гимнастика

Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в

комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

улучшить работу внутренних органов;

активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма

кислородом;

тренировать дыхательный аппарата;

осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

повысить защитные механизмы организма;

восстановить душевное равновесие, успокоиться;

развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила.

Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи.

Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения

дыхательной

гимнастики

не

требуется

особая

форма

одежды,

однако

надо

проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В

ходе

выполнения

упражнений

нужно

особое

внимание

уделять

характеру

производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи

должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также

дыхательная

гимнастика

включает

упражнения

на

задержку

дыхания.

Важно,

чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не

напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который

применяется

не

только

для

развития

мелкой

моторики

рук

(что

важно

для

подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с

речевым

развитием

у

детей.

Помимо

этого

такая

гимнастика

способствует

развитию:

осязательных ощущений;

координации движений пальцев и рук;

творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов

с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую

можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети

производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды

упражнений:

Массаж;

действия с предметами или материалами;

пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения

нужно

следить,

чтобы

нагрузка

на

обе

руки

была

одинаковой.

Кроме

этого

необходимо

помнить,

что

каждый

сеанс

пальчиковой

гимнастики

должен

оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить

коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для

глаз.

Она

подразумевает

проведение

системы

упражнений,

направленных

на

коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима

для:

снятия напряжения;

предупреждения утомления;

тренировки глазных мышц;

укрепления глазного аппарата.

Для

выполнения

такой

гимнастики

достаточно

2-4

минуты.

Главное

правило

данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова

остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны

головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети

повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение.

Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или

ИКТ.

Ритмопластика

Ритмопластика - это инновационный метод работы с детьми, который основан на

выполнении

ими

под

музыку

специальных

пластичных

движений,

имеющих

оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

восполнение «двигательного дефицита»;

развитие двигательной сферы детей;

укрепление мышечного корсета;

совершенствование познавательных процессов;

формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий.

Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой

амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое.

Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после

приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является

игра.

Поэтому

обязательным

видом

здоровьесберегающих

технологий

в

ДОУ

должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к

участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

проявить эмоции, переживания, фантазию;

самовыразиться;

снять психоэмоциональное напряжение;

избавиться от страхов;

стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Музыкотерапия.

Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях

восстановления и укрепления здоровья.

Музыкотерапия необходима для коррекции:

эмоциональных отклонений;

страхов;

двигательных и речевых расстройств;

отклонений в поведении;

при коммуникативных затруднениях;

лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям

самого раннего возраста.

Пескотерапия.

Для детей игра с песком – это естественная и доступная форма взаимодействия,

преобразования окружающего их мира.

Что даёт нам песочная терапия в работе с детьми?

У детей возникает желание экспериментировать, работать

самостоятельно;

игра с песком развивает тактильную чувствительность, как основу

развития «ручного интеллекта»;

способствует развитию всех психических процессов (памяти,

мышления, внимания, речи и моторики);

совершенствуется игровая деятельность, сюжетно – ролевые игры и

коммуникативные навыки детей;

стабилизирует эмоциональное состояние.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать

и другие их виды:

сказкотерапия;

смехотерапия;

гимнастика пробуждения;

гимнастика ортопедическая;

гимнастика артикуляционная;

коммуникативные игры;

подвижные и спортивные игры;

занятия из серии «Уроки здоровья»;

релаксация.

Суть

таких

технологий

понятна

исходя

из

их

названий.

Конечная

цель

использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС —

сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием

повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый

ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Список используемой литературы:

Ахутина

Т.В.

Здоровьесберегающие

технологии

обучения:

индивидуально-

ориентированный подход,2000.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

Сухарев

А.Г.

“Концепция

укрепления

здоровья

детского

и

подросткового

населения России”

Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в

дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.

Смирнов

Н.К.

“Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

в

работе

педагога”



В раздел образования