Автор: Писяева Алла Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад №20
Населённый пункт: г.Тольятти, Самарская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Составитель Писяева А.А.
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во
многих
образовательных
документах,
в
том
числе
и
в
Федеральных
государственных
образовательных
стандартах
дошкольного
образования.
По
ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является
проведение
физкультурно-оздоровительной
работы,
в
том
числе
и
путем
использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Здоровьесберегающие
технологии
-
это
один
из
видов
современных
инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение
здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Использование таких технологий решает целый ряд задач:
закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
проведение профилактической оздоровительной работы;
ознакомление
дошкольников
с
принципами
ведения
здорового
образа
жизни;
мотивация детей на здоровый образ жизни;
формирование полезных привычек;
формирование валеологических навыков;
формирование
осознанной
потребности
в
регулярных
занятиях
физкультурой;
воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для
обеспечения
комплексного
подхода
к
охране
и
улучшению
здоровья
воспитанников,
требуемого
по
ФГОС,
в
ДОУ
используются
различные
виды
современных здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния
здоровья
детей,
противоэпидемиологическая
работа,
организация
специализированных
коррекционных
групп,
профилактика
многих
заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации
питания и т.д.);
физкультурно-оздоровительные (проведение
подвижных
игр,
спортивные
мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация
прогулок и т.д.)
валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению
здорового
образа
жизни,
обучение
родителей
способам
взаимодействия
с
детьми по формированию у них валеологической культуры);
валеологическое
просвещение
педагогов
(ознакомление
воспитателей
с
инновационными
здоровьесберегающими
технологиями
и
способами
их
внедрения,
мотивация
к
здоровому
образу
жизни,
расширение
знаний
о
возрастных и психологических особенностях дошкольников);
здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических
знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно
достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье
дошкольников.
Картотека здоровьесберегающих технологий
Су щ е с т вуе т
м н о го
э ф ф е кт и в н ы х
р а з н о в и д н о с т е й
с о в р е м е н н ы х
здоровьесберегающих технологий, которые используются воспитателем в работе с
детьми.
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих
технологий
в
ДОУ
являются
физкультурные
минутки.
Их
еще
называют
динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или
практической
деятельности, во
время
которых
дети
выполняют
несложные
физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
смене вида деятельности;
предупреждении утомляемости;
снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
активизации кровообращения;
активизации мышления;
повышении интереса детей к ходу занятия;
создании положительного эмоционального фона.
Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же
выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток
привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь.
Время
для
проведения
выбирается
произвольно
в
зависимости
от
степени
утомляемости ребят.
Дыхательная гимнастика
Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в
комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
улучшить работу внутренних органов;
активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма
кислородом;
тренировать дыхательный аппарата;
осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
повысить защитные механизмы организма;
восстановить душевное равновесие, успокоиться;
развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила.
Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи.
Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения
дыхательной
гимнастики
не
требуется
особая
форма
одежды,
однако
надо
проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В
ходе
выполнения
упражнений
нужно
особое
внимание
уделять
характеру
производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи
должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также
дыхательная
гимнастика
включает
упражнения
на
задержку
дыхания.
Важно,
чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не
напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который
применяется
не
только
для
развития
мелкой
моторики
рук
(что
важно
для
подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с
речевым
развитием
у
детей.
Помимо
этого
такая
гимнастика
способствует
развитию:
осязательных ощущений;
координации движений пальцев и рук;
творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов
с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую
можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети
производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды
упражнений:
Массаж;
действия с предметами или материалами;
пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения
нужно
следить,
чтобы
нагрузка
на
обе
руки
была
одинаковой.
Кроме
этого
необходимо
помнить,
что
каждый
сеанс
пальчиковой
гимнастики
должен
оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить
коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для
глаз.
Она
подразумевает
проведение
системы
упражнений,
направленных
на
коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима
для:
снятия напряжения;
предупреждения утомления;
тренировки глазных мышц;
укрепления глазного аппарата.
Для
выполнения
такой
гимнастики
достаточно
2-4
минуты.
Главное
правило
данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова
остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны
головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети
повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение.
Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или
ИКТ.
Ритмопластика
Ритмопластика - это инновационный метод работы с детьми, который основан на
выполнении
ими
под
музыку
специальных
пластичных
движений,
имеющих
оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
восполнение «двигательного дефицита»;
развитие двигательной сферы детей;
укрепление мышечного корсета;
совершенствование познавательных процессов;
формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий.
Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой
амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое.
Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после
приема пищи.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является
игра.
Поэтому
обязательным
видом
здоровьесберегающих
технологий
в
ДОУ
должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к
участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
проявить эмоции, переживания, фантазию;
самовыразиться;
снять психоэмоциональное напряжение;
избавиться от страхов;
стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Музыкотерапия.
Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях
восстановления и укрепления здоровья.
Музыкотерапия необходима для коррекции:
эмоциональных отклонений;
страхов;
двигательных и речевых расстройств;
отклонений в поведении;
при коммуникативных затруднениях;
лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям
самого раннего возраста.
Пескотерапия.
Для детей игра с песком – это естественная и доступная форма взаимодействия,
преобразования окружающего их мира.
Что даёт нам песочная терапия в работе с детьми?
У детей возникает желание экспериментировать, работать
самостоятельно;
игра с песком развивает тактильную чувствительность, как основу
развития «ручного интеллекта»;
способствует развитию всех психических процессов (памяти,
мышления, внимания, речи и моторики);
совершенствуется игровая деятельность, сюжетно – ролевые игры и
коммуникативные навыки детей;
стабилизирует эмоциональное состояние.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать
и другие их виды:
сказкотерапия;
смехотерапия;
гимнастика пробуждения;
гимнастика ортопедическая;
гимнастика артикуляционная;
коммуникативные игры;
подвижные и спортивные игры;
занятия из серии «Уроки здоровья»;
релаксация.
Суть
таких
технологий
понятна
исходя
из
их
названий.
Конечная
цель
использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС —
сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием
повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый
ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
Список используемой литературы:
Ахутина
Т.В.
Здоровьесберегающие
технологии
обучения:
индивидуально-
ориентированный подход,2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Сухарев
А.Г.
“Концепция
укрепления
здоровья
детского
и
подросткового
населения России”
Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в
дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
Смирнов
Н.К.
“Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
в
работе
педагога”