Напоминание

Методическая разработка открытого урока на тему: «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в процессе занятий школьного хорового кружка» (из опыта работы)


Автор: Петрова Ольга Викторовна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: филиал ГОУ ВО МО "ГСГУ" в г.Егорьевске - Колледж педагогики и искусства
Населённый пункт: Егорьевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка открытого урока на тему: «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в процессе занятий школьного хорового кружка» (из опыта работы)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка открытого урока на тему:

«Особенности использования здоровьесберегающих технологий в

процессе занятий школьного хорового кружка» (из опыта работы)

Цель урока: показать эффективность применения на занятиях

хоровым пением здоровьесберегающих технологий, результаты развития

вокально-хоровых навыков, формирование певческой эмоциональности и

выразительности исполнения.

Задача:

1. Дать общее представление о здоровьесберегающих технологиях,

применяющихся на уроке хорового пения в школе.

2. Вызвать интерес учителей к практическому применению этих

технологий на своих уроках.

Технологии: Здоровьесберегающая технология формирования

певческой культуры, технология развивающего обучения, технология

дифференцированного обучения.

Методы: словесные, наглядные, практические.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Объявление цели урока.

1. Развитие дыхательного аппарата на основе дыхательной гимнастики

А.Н.Стрельниковой (1. Лечебное воздействие гимнастики стрельниковой,

2.Основной комплекс дыхательных упражнений.)

2. Работа над дыхание.

3. Работа над дикцией.

4. Роль распевания.

5. Музыкально-пластические движения и пластическое интонирование

I.Лечебное воздействие гимнастики Стрельниковой

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом

Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает

дыхание, голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм

в целом:

1. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание

2. Улучшает дренажную функцию бронхов

3. Положительно влияет на обменные процессы, играющие

важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани

4. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус.

Улучшает нервно-психическое состояние.

Упражнения выполняются количество раз, кратное8, лучше всего

«стрельниковская сотня» - 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов

разминки на уроках хора, то количество движений регламентируется

отведённым на этот вид деятельности времени, примерно мы успеваем

сделать 8-16 движений 2-3 основных упражнения. Выполняется в ритме

строевого шага, обращать внимание на характер и количество вдохов.

Основной комплекс дыхательных упражнений

1) Упражнение «Ладошки» (разминочное).

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки

«Зрителю», руки далеко от тела не уводить. Делайте 4 короткий, шумный,

активный вдох носом (выполняются сомкнутыми губами), словно

принюхиваетесь и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

Выдыхаем произвольно, через рот и нос. После серии вдохов 3-5

секунд отдыхаем, после – ещё серия из 4 вдохов.

2) Упражнение «Погончики»

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук

прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой

толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то.

При этом во время толчка кулаки разжимаются. 8 вдохов без остановки, пауза

(отдых), повтор упражнения.

3) Упражнение «Насос»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка

наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена 8

вдохов без остановки, пауза (отдых), повтор упражнения.

(смотрит вниз, в пол, шею не тянеть и не напрягать, руки

опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона

(«понюхайте пол»).

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот

момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте

короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская

воздух через рот или нос

(Дети достаточно серьёзно относятся к выполнению этой

гимнастики, прочищаются носы, дети начинают откашливаться).

II. Работа над дыханием. Следить за бесшумным вдохом и выдохом:

Вдох модно производить на слог «С», как бы нюхая нежный,

ароматный цветок. Выдох делаем экономичный, представляя перед собой

горящую свечу, стараясь её на загасить своим выдохом. Показ

концертмейстера Петровой О.В.

III. Работа над дикцией.

Произношение скороговорок, начиная с медленного темпа и

постепенно ускоряя. Скороговорки подготавливаются артикуляционный

аппарат не только к пению, но ик чтению, учат правильно произносить звуки,

заучивать слова. Скороговорки выбираются соответственно возрастным

возможностям детей. Скороговорки проговаривать с ускорением темпа:

Показ концертмейстером Петровой О.В. скороговорок.

Коментарий преподавателя Чудаковой Т.В.

а) «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» (сочетание согласных «с» и «ш»).

б) «Во дворе трава, на траве дрова» (отчетливое произношение согласной

«р», открытые гласные «а» и «е» - прикрыть.

В) «от топота копыт пыль по полюю летит» (четкие окончания согласных).

IV. Роль распевания.

Распевание направлено на формирование диафрагмального

дыхания, развития активности артикуляционного аппарата, слухового

внимания.

Распевание начинается с повторения правил пения сидя и стоя.

Исполнение распеваний концертмейстером Петровой О.В.,

коментарий учителя музыки Чудаковой Т.В.

А) На одном звуке, на legato, на разные слоги – подготовка голосового

аппарата к пению (динамика mp, как наиболее щадящая для детского голоса).

Б) Пение от I ступени лада к V ступени, на legato. Разные слоги (лё,

лю, зу, жу) пение в разных тональностях (следить за диапазоном,

соответствующим возрасту детей.

В) Пение от I ступени лада к V ступени, на non legato. Разные слоги

(до, ду, ди) пение в разных тональностях (следить за диапазоном,

соответствующим возрасту детей.

Музыкально-пластические движения и пластическое интонирование

также могут выполнять на музыкальных занятиях здоровьесберегающую

функцию. Использование шага, элементов танца, свободного дирижирования

активизирует моторно-двигательную сферу детей. Создаётся положительный

эмоциональный фон, развивается координация движения, оздоравливается

голосовой аппарат в процессе пения. Дети, даже самые стеснительные с

удовольствием выполняют все движения.

Исполнение школьным хором под «минусовку» фр.н.п. «В

Авиньоне на мосту» - пение и выполнение движений. В этой песни дети

нашего школьного хора вместе с концертмейстером выполняют

определенные движения – поклоны на слова «мальчики пение в такт

кланяются и не раз», девочки на слова «девочки реверанс делают и не раз»

делают реверанс. Дети при наглядном примере концертмейстера

добиваются цели – точного и красивого исполнения движений. Исполнение

хором р.н.п. «Фома и Ерёма» (музыкальное сопровождение концертмейстера

Петровой О.В., песня исполняется концертмейстером в транспорте).

Учитель показывает пластические движения, которые выполняют двое

ребят, при исполнении этой песни, изображая двух разных героев (Фому и

Ерёму). Также в этой песни дети делятся на группы: первая группа – дети,

играющие на ложках, вторая группа – дети, играющие на бубнах, третья

группа детей, играющих на трещотках. Концертмейстер, выделяя сильные

доли такта, помогла детям сконцентрировать свое внимание на игре

музыкальных инструментов.

Итог урока. Можно рекомендовать в арттерапевтических целях диск

«Шедевры классической музыка для релаксации и медитации: Стихии

природы: Океан безмятежности. Могущество гор. Гармония ветра». Россия,

2009 (формат МР3);

«Музыка для релаксации и медитации. Восстановление равновесия

души и тела». – Россия, 2010 (формат МР3).



В раздел образования