Автор: Чередилина Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль дидактической игры в семье и детскому саду
Раздел: дошкольное образование
«Роль дидактической игры в семье и детскому саду»
Воспитатель ГБДОУ детского сада № 11
Приморского района Санкт-Петербурга
Чередилина Ирина Юрьевна
Игра – это наиболее интересный и увлекательный для детей вид деятельности,
способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений.
Дидактическая
игра
–
это
вид
деятельности,
занимаясь
которой,
дети
учатся,
приобретают
новые
навыки
и
умения.
Данный
вид
игры,
как
и
любой
другой,
представляет
собой
самостоятельный
вид
деятельности,
она
может
быть
как
индивидуальной, так и коллективной.
Отличительной особенностью дидактической игры
является
наличие
игрового
плана,
игровой
задачи,
правил,
которые
способствуют
достижению поставленных целей обучения, при создании игры задача облегчается в
занимательную для детей форму.
Цель
дидактических
игр,
игровых
приемов
обучения
–
облегчить
переход
к
учебным
задачам,
сделать
его
постепенным.
Прежде
всего,
в
дидактических
играх
осуществляется
познавательное
развитие
детей,
так
как
игровая
деятельность
способствует
расширению
и
углублению
представлений
об
окружающей
действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности,
мышления и речи.
С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание
детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи
простейших явлений и т.д.).
В
теории
и
практике
дошкольного
воспитания
существует
следующая
классификация дидактических игр:
– с игрушками и предметами;
– настольно-печатные;
– словесные (например, загадки, звукоподражательные игры, игры с «запретными
словами»).
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними,
дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр
в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками:
цветом,
величиной,
формой,
качеством.
В
них
решаются
задачи
на
сравнение,
классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения
детьми
новыми
знаниями
о
предметной
среде,
задания
в
играх
усложняются
в
определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что
очень важно для развития логического мышления.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по
видам: парные картинки, лото и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются
при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети
учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так
как в этих играх требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в
новых
обстоятельствах.
Дети
самостоятельно
решают
разнообразные
мыслительные
задачи;
описывают
предметы,
выделяя
их
характерные
признаки;
отгадывают
по
описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным
свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
Результативность
проведения
дидактической
игры
зависит
от
методики
и
организации
ее
проведения,
которая
проходит
с
использованием
трех
основных
направлений: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ результатов.
Родители должны помнить, что дидактические игры реализуют поставленную цель,
если:
- их содержание отвечает обучающей цели,
- они подобраны в соответствии с возрастом ребенка.
Для того чтобы вовлечь ребенка в дидактические игры необходимо выполнять
некоторые правила проведения дидактических игр:
1)
Попробуйте выступить в роли ребенка и поиграть в игру сначала самостоятельно;
2)
Постарайтесь
обязательно
находить
время
для
общения
с
детьми,
играя
с
ними
в
обучающие игры, постепенно накопится опыт, который поможет вам лучше узнать своих
детей, выявить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Например, в
поездке в общественном транспорте можно играть в игры «словесные»: «Какой формы?»
1 вариант -
Предложите ребенку назвать предметы круглой, треугольной, квадратной,
овальной формы.
2 вариант - Взрослый называет предмет, а ребенок должен ответить какой формы этот
предмет.
3) С детьми младшего возраста можно играть в игры, направленные на развитие сенсорного
восприятия. Например: «Угадай на вкус», для этого можно использовать овощи, фрукты,
ягоды;
«Чьи
это
детки»
используются
семена
кустарников;
«Кто
скорее
соберет
пирамидку» игрушки и т.п.
4) Также детям будет интересно вместе с родителями изготовить семейную дидактическую
игру. Вместе подбирать материал, картинки фишки и т.д. Такая работа увлекает всех
членов семьи, а потом дети с интересом в нее играют. Важно приучать детей к бережному
отношению и хранению игр.
4)
Постарайтесь
найти
возможность
поиграть
в
дидактические
игры
с
детьми
дома,
самостоятельно проанализировать результат и сделать мини-отчет. Это будет важным и
позитивным опытом как для ребенка, так и для Вас.
Стоит
отметить,
что
любая
игра,
где
есть
правила
и
действия,
способствует
развитию воли, вниманию, быстроты мышления. Такие игры сближают детей в семье
младших
и
старших,
способствуют
установлению
дружеских
отношений
с
другими
детьми,
а
также
укрепляют
и
благотворно
действуют
на
взаимоотношения
детей
и
родителей.
Не секрет, что родители, чтобы не огорчить ребёнка, иногда стараются не заметить
допущенной им ошибки, «подыгрывая» ему. В такой игре пропадает её главная ценность:
воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы. Если
правилам
не
придаётся
должного
значения
и
в
центре
внимания
детей
оказывается
выигрыш,
они
будут
добиваться
его
любой
ценой,
а
правила
покажутся
им
чем-то
ненужным, а то и помехой в достижении успеха. Изменить такое отношение детей к
правилам игры, помогут ваша настойчивость и мотив – нарушим правило, выигрыш не
засчитывается.
Из
существующих
развивающих
игр
именно
дидактические
игры
тесно
переплетаются с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного
из самых эффективных методов обучения по различным предметам и содержат в себе
большой потенциал для дальнейшего развития детей.