Напоминание

Роль дидактической игры в семье и детскому саду


Автор: Чередилина Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль дидактической игры в семье и детскому саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль дидактической игры в семье и детскому саду»

Воспитатель ГБДОУ детского сада № 11

Приморского района Санкт-Петербурга

Чередилина Ирина Юрьевна

Игра – это наиболее интересный и увлекательный для детей вид деятельности,

способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений.

Дидактическая

игра

это

вид

деятельности,

занимаясь

которой,

дети

учатся,

приобретают

новые

навыки

и

умения.

Данный

вид

игры,

как

и

любой

другой,

представляет

собой

самостоятельный

вид

деятельности,

она

может

быть

как

индивидуальной, так и коллективной.

Отличительной особенностью дидактической игры

является

наличие

игрового

плана,

игровой

задачи,

правил,

которые

способствуют

достижению поставленных целей обучения, при создании игры задача облегчается в

занимательную для детей форму.

Цель

дидактических

игр,

игровых

приемов

обучения

облегчить

переход

к

учебным

задачам,

сделать

его

постепенным.

Прежде

всего,

в

дидактических

играх

осуществляется

познавательное

развитие

детей,

так

как

игровая

деятельность

способствует

расширению

и

углублению

представлений

об

окружающей

действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности,

мышления и речи.

С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание

детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи

простейших явлений и т.д.).

В

теории

и

практике

дошкольного

воспитания

существует

следующая

классификация дидактических игр:

– с игрушками и предметами;

– настольно-печатные;

– словесные (например, загадки, звукоподражательные игры, игры с «запретными

словами»).

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними,

дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр

в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками:

цветом,

величиной,

формой,

качеством.

В

них

решаются

задачи

на

сравнение,

классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения

детьми

новыми

знаниями

о

предметной

среде,

задания

в

играх

усложняются

в

определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что

очень важно для развития логического мышления.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по

видам: парные картинки, лото и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются

при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети

учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так

как в этих играх требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в

новых

обстоятельствах.

Дети

самостоятельно

решают

разнообразные

мыслительные

задачи;

описывают

предметы,

выделяя

их

характерные

признаки;

отгадывают

по

описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным

свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Результативность

проведения

дидактической

игры

зависит

от

методики

и

организации

ее

проведения,

которая

проходит

с

использованием

трех

основных

направлений: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ результатов.

Родители должны помнить, что дидактические игры реализуют поставленную цель,

если:

- их содержание отвечает обучающей цели,

- они подобраны в соответствии с возрастом ребенка.

Для того чтобы вовлечь ребенка в дидактические игры необходимо выполнять

некоторые правила проведения дидактических игр:

1)

Попробуйте выступить в роли ребенка и поиграть в игру сначала самостоятельно;

2)

Постарайтесь

обязательно

находить

время

для

общения

с

детьми,

играя

с

ними

в

обучающие игры, постепенно накопится опыт, который поможет вам лучше узнать своих

детей, выявить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Например, в

поездке в общественном транспорте можно играть в игры «словесные»: «Какой формы?»

1 вариант -

Предложите ребенку назвать предметы круглой, треугольной, квадратной,

овальной формы.

2 вариант - Взрослый называет предмет, а ребенок должен ответить какой формы этот

предмет.

3) С детьми младшего возраста можно играть в игры, направленные на развитие сенсорного

восприятия. Например: «Угадай на вкус», для этого можно использовать овощи, фрукты,

ягоды;

«Чьи

это

детки»

используются

семена

кустарников;

«Кто

скорее

соберет

пирамидку» игрушки и т.п.

4) Также детям будет интересно вместе с родителями изготовить семейную дидактическую

игру. Вместе подбирать материал, картинки фишки и т.д. Такая работа увлекает всех

членов семьи, а потом дети с интересом в нее играют. Важно приучать детей к бережному

отношению и хранению игр.

4)

Постарайтесь

найти

возможность

поиграть

в

дидактические

игры

с

детьми

дома,

самостоятельно проанализировать результат и сделать мини-отчет. Это будет важным и

позитивным опытом как для ребенка, так и для Вас.

Стоит

отметить,

что

любая

игра,

где

есть

правила

и

действия,

способствует

развитию воли, вниманию, быстроты мышления. Такие игры сближают детей в семье

младших

и

старших,

способствуют

установлению

дружеских

отношений

с

другими

детьми,

а

также

укрепляют

и

благотворно

действуют

на

взаимоотношения

детей

и

родителей.

Не секрет, что родители, чтобы не огорчить ребёнка, иногда стараются не заметить

допущенной им ошибки, «подыгрывая» ему. В такой игре пропадает её главная ценность:

воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы. Если

правилам

не

придаётся

должного

значения

и

в

центре

внимания

детей

оказывается

выигрыш,

они

будут

добиваться

его

любой

ценой,

а

правила

покажутся

им

чем-то

ненужным, а то и помехой в достижении успеха. Изменить такое отношение детей к

правилам игры, помогут ваша настойчивость и мотив – нарушим правило, выигрыш не

засчитывается.

Из

существующих

развивающих

игр

именно

дидактические

игры

тесно

переплетаются с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного

из самых эффективных методов обучения по различным предметам и содержат в себе

большой потенциал для дальнейшего развития детей.



В раздел образования