Напоминание

Программа курса внеурочной деятельности "Служу Отечеству пером"


Автор: Черепанова Татьяна Виктровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ООШ № 21
Населённый пункт: г. Оленегорска
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа курса внеурочной деятельности "Служу Отечеству пером"
Раздел: начальное образование





Назад





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе авторской программы «Служу Отечеству пером» Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева, г. Томск «Твердыня» 2011 г. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Общеинтеллектуальное направление предназначено для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, а также для расширения и закрепления отдельных аспектов содержания программ учебных предметов. Данное направление представлено групповыми занятиями, факультативами, воспитательными мероприятиями в рамках деятельности классных руководителей посредством реализации дополнительных образовательных программ, в т.ч. «Служу Отечеству пером». Цель и задачи
Цель программы
- формировать у детей нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста через изучение основ детской журналистики.
Задачи
Обучающие:  Изучать основы журналистского мастерства;  Обучать написанию разножанровых текстов;  Повышать речевую грамотность;  Отрабатывать умения переводить устную речь в письменную;  Обучать восприятию красоты окружающего мира через синтез слова и образа;  Обучать основам редакторской правки;  Знакомить с основами макетирования;  Овладеть навыками работы в команде, объединенной единой целью;  Обучать этике общения. Воспитательные:  Воспитывать красоту внутреннего мира ребенка через творчество;  Воспитывать ответственность за свои слова и поступки;  Воспитывать любовь к красоте русской речи;  Воспитывать любовь к Родине. Развивающие:  Развивать нравственные качества;  Развивать стремление к самосовершенствованию через собственное литературное творчество; 1
 Развивать эмоционально-смысловое восприятие мира посредством слова;  Развивать речевую деятельность через ведение диалогов и монологов;  Формировать интерес к журналистике;  Развивать наблюдательность, внимание, воображение;  Развивать коммуникативные компетенции. Адресат Программа адресована обучающимся 1 - 4 классов общеобразовательных школ Формы реализации программы  Праздники «Старт программы»,  Занятия журналистских групп,  Выпуск стенных газет, экскурсии,  родительские собрания,  выставки, творческие отчеты,  выпуск творческого альбома «Я красивый мир творю»,  работа с тетрадью по основам детской журналистики «Я красивый мир творю». Организация работы по программе “Служу Отечеству пером” в 1-4 классах предполагает
4

ступени
в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1 ступень – 1 класс «Я красивый мир творю»;

2 ступень – 2 класс «Дорогою добра»;

3 ступень – 3 класс «Радужный мир»;

4 ступень – 4 класс «Звонкий голос детства»
Диагностический инструментарий  метод наблюдения;  метод изучения продуктов детского творчества;  метод анкетирования;  мониторинг нравственно-патриотического воспитания;  мониторинг уровня проявления воспитанности младшего школьника. Система оценки достижения планируемых результатов
1.

эмоционально-чувственный
(выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
2.

когнитивный
(наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности)
3.

мотивационный
(желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности)
4.

практический
(умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим)
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
2
Программа направлена на создание условий для саморазвития младших школьников, формирования у них целостного взгляда на мир, развитие литературных и творческих способностей детей, свободного овладения словом, языком, речью.
Актуальность

программы
«Служу Отечеству пером» заключается в том, что она помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать ее, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал. В ходе реализации программы у детей формируются ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться:  Информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);  Коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);  Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);  Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Программа предполагает творческое взаимодействие детей и родителей, способствует успешному вхождению ребенка в социум, а значит, отвечает интересам каждой отдельной личности и государства в целом.
Новизной

программы
является то, что она вводит в образовательное пространство понятие детской журналистики. Творческое ознакомление с профессией журналиста помогает лучшему вхождению младшего школьника в современный мир, его ознакомлению с различными сферами искусства: музыкой, словом, изобразительным искусством, природой, трудом, поскольку именно эта профессия имеет широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребенка. Занятия журналистикой дают возможность ребенку познакомиться со многими видами культурной деятельности людей, учат общению и дружелюбию.
Отличительной особенностью программы
«Служу Отечеству пером» является понимание детьми того, что за каждой профессией стоит, прежде всего, человек и качество его труда. Поэтому, какие нравственные качества усвоит ребенок, таким он и будет в своей профессии. Человек, в детстве усвоивший высокие понятия добра, красоты, справедливости, честности, ответственности, сделает из критериями обустройства своей будущей жизни. Основой программы является всероссийская увлекательно-познавательная газета-журнал «Добрята». Издание помогает детям в выработке целостного миропонимания, учит патриотизму, гражданственности, любви к родному слову, творческому подходу к любому делу. Уникальность газеты-журнала в том, что она состоит из творческих работ детей. Программа «Служу Отечеству пером» совместно с газетой-журналом «Добрята» дают большие возможности для раскрытия и воспитания нравственных качеств детей. Это работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте, любви к Родине. Мыслетворчество и рукотворчество, сочетающиеся в едином процессе формирования нравственной личности, способствуют выработке профессионального подхода к любому делу. Дети могут приобретать опыт писателя, читателя, оформителя, наборщика, корректора, редактора. По окончании каждого года обучения издается сборник творческих работ обучающихся. 3
Участие детей в целевых объединениях юных журналистов не только развивает их литературные способности, но и позволяет вести активную работу по внедрению здорового образа жизни, профилактике асоциального поведения, способствует формированию активной гражданской позиции.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ
Программа учебного курса рассчитана: в I классе на 33 часа (изучается в течение 33-х учебных недель, 1 час в неделю) во II-IV классах на 34 часа (изучается в течение 34-х учебных недель, 1 час в неделю)
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа направлена на создание условий для саморазвития младших школьников, формирования у них целостного взгляда на мир, развитие литературных и творческих способностей детей, свободного овладения словом, языком, речью.
Принципы Программы:

Принцип культуросообразности
- развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера. 
Личностный


развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их. 
Принцип системности и последовательности
– обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному. 
Принцип целостного представления о мире -
поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания. 
Принцип доступности
– получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям. 
Принцип творчества –
развитие творчества через художественное слово и творческую деятельность. 
Принцип ответственности


использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки. 
Принцип наглядности
– изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным. Этот принцип формирует у обучающихся с радостью выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. 
Принцип справедливости
– использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КУРСА
4

Личностный блок
1. Развитие нравственных качеств детей, 2. Развитие творческих и литературных способностей, 3. развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, 4. Формирование межличностных отношений, 5. Овладение трудовыми навыками, первоначальными конструкторскими, художественно-оформительскими навыками, 6. Развитие трудового сознания, трудовой активности, 7. Создание индивидуальных творческих альбомов.
Познавательный блок
1. Знакомство с газетными жанрами, 2. Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края, 3. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев, 4. Знакомство с произведениями писателей, сверстников на нравственные, патриотические, экологические темы, 5. Овладение первоначальными оформительскими навыками, 6. Получение знаний о труде людей, профессиях, видах творчества, о красоте, культурных ценностях, 7. Получение знаний экологического содержания, 8. Работа с историческими источниками, 9. Проведение простейших наблюдений и опытов, анализ и интерпретация результатов своих наблюдений, 10. Выявление закономерностей.
Регулятивный блок

1.
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности,
2.
Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников,
3.
Подготовка и презентация выставок, сообщений,
4.
Подготовка и проведение викторин, конкурсов,
5.
Планирование и выполнение мини-проектов,
6.
Планирование и проведение мини-исследований.
Коммуникативный блок
1. Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, 2. Отработка умения слушать и вступать в диалог, 3. Обучение постановки вопросов, 4. Обучение поиску и сбору информации, 5. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, 6. Участие в коллективных творческих делах, 5
7. Доброжелательное сотрудничество со сверстниками и другими людьми, 8. Обучение владению диалогической и монологической речью.
7.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Материал учебного курса “Служу Отечеству пером” представлен в программе следующими содержательными линиями: 
Я красивый мир творю

Дорогою добра

Радужный мир

Звонкий голос детства

Содержательные линии

Рабочие программы по классам

Итого

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

«Я красивый мир творю»
Мир и человек 8
8
Я выражаю красоту 7
7
Внутренний мир человека 10
10
Красота художественного образа 6
6
Обобщение 2
2

«Дорогою добра»
Кто такой журналист 4
4
Слова - корабли мыслей 3
3
Жить - добро творить 4 1
5
Зимняя сказка 5 2
7
Родная земля 5
5
Мамин праздник 1
1
Живая душа природы 3
3
Мир науки 3
3
Твори добро другим на благо 6
6

«Радужный мир»
Введение в журналистику 2 6
8
Газетные жанры 10
10
6
Выпуск стенгазеты 5 18
23
Основы макетирования 3
3
Слово - помощник журналиста 7
7
Весенняя зарисовка 2
2
Новости 2
2

«Звонкий голос детства»
Создание авторской книги 6
6
Оформление уголка журналиста 2
2
Подведение итогов 2
2

Итого

33

34

34

34

135

8.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Тематическое

планирование

Кол-

во

часов

Содержание курса

Характеристика деятельности

обучающихся

«Я красивый мир творю» (33 ч)
Мир и человек 8 Работа со словами РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО. Пословицы и поговорки о Родине. Беседа о смысле слов РУСЬ, РУССКИЙ, РОССИЯ. Значение слова ПРИРОДА. Значение слова КРАСОТА. Экскурсия-наблюдение. Работа с понятием ПРИРОДА, размышление над мудростью: «Пойми живой язык природы, и скажешь ты: «Прекрасен мир!». Беседа о космосе. Подбор слов-определений к слову КОСМОС. Ю.А. Гагарин – первый космонавт. Просмотр видеосюжета о красоте родной природы. Рисунки детей Родины в газете-журнале. Рисование по представлению. Практическая работа «Украсим землю цветами» (высаживание семян цветов в клумбу). Прослушивание песни Л. Семёновой «Русь», беседа об услышанном. Чтение и анализ рассказа Ушинского «Наше Отечество». Отгадывание ребусов. Экскурсия на улицу. Наблюдение за природой. Игра «Что красивее всего». Загадки о природе родного края. Чтение зарисовки в газете-журнале о красоте родной природы. Рисование по представлению «Красота природы». 7
Чтение заметок о природе в газете-журнале. Игра- викторина «Растения моей Родины». Рисование по представлению. Игра-путешествие «В словесном саду». Работа со словами: СЛОВО, САД, РОДИНА, ДОБРО, КРАСОТА. Подбор слов-определений. Чтение стихотворений в газете- журнале о доброте, красоте. Чтение и анализ заметки «Космические дали». Просмотр слайдов по теме «Космос». Я выражаю красоту 7 Значение слова ПРЕКРАСНЫЙ. Чтение стихотворения «Родина». Работа по содержанию. Беседа о богатстве русского языка. Беседа о слове РЕЧЬ. Чтение рассказа «Бой за детей», работа по содержанию. Чтение стихотворения «Родной язык». Размышление над словом КУЛЬТУРА. Качества культурного человека. Чтение рассказа «Ника», работа по содержанию. КУЛЬТУРА – ТВОРЕНИЕ. Размышление над словами «Я красивый мир творю». Значение слова МУЗЫКА. Беседы «Человек и музыка», «Музыка природы». «Народная музыка». Просмотр видеосюжетов о красоте родной природы под музыку русских композиторов. Игра-путешествие «В мире прекрасного». Красивый мир в рисунках детей – иллюстрации в газете-журнале. Выставка «Культурные ценности». Выделение цветом в стихотворении слов, показывающих красоту Родины. Рисование по представлению. Рисование корабликов, запись на них добрых слов. Игра «Я хочу сказать своё слово…» Рисование – творим красоту. Слушаем народную музыку, звуки природы. Народные песни. Прослушивание. Беседа о содержании. Разучивание простых танцевальных движений. Хоровод. Внутренний мир человека 10 Смысл слова ДОБРО. Беседа о добрых словах и поступках. Размышление над мудростью. Беседа о добрых качествах человека. Значение слова ТВОРИТЬ. Беседа о добрых делах и поступках. Беседа об увиденном, перечисление добрых дел. Чтение рассказов «Моя мама», «Лекарство». Работа по содержанию. Русская игрушка - матрёшка – символ матери. Работа со словом МАМА, МАТЬ. Работа над смыслом пословицы «Одна у человека мать, одна у Подбор имён со словом ДОБРО. Чтение в газете-журнале заметки о добром поступке, работа по содержанию. Рисование ладошки-полянки. Чтение стихотворения «Добрым быть всегда возможно», работа по содержанию. Коллективная творческая работа «Украсим Землю добрыми делами» (украшаем рисунок земного шара бумажными цветами, каждый цветок – символ доброго дела). Просмотр видеосюжета о труде людей. Чтение стихотворения «Добрый мир», работа по 8
него и Родина». Русская игрушка - матрёшка – символ матери. содержанию. Выделение цветом в тексте стихотворения слов, связанных с ДОБРОМ. Подбор слов определений к слову МАМА. Рисование портрета мамы. Рисование матрёшки. Раскрашивание. Чтение заметок о маме в газете-журнале. Рисование матрёшки. Раскрашивание. Чтение заметок о маме в газете-журнале. Красота художественного образа 6 Беседа о членах семьи. Значение слова ЛАД. Беседа о взаимоотношениях в семье. Беседа о родном городе. Просмотр видеосюжета «Мой город». Значение слова ГОРОД. Значение слова ГЕРОЙ. Беседа о героях. Качества героя. Размышление над мудростью «Не знающий прошлого, не может думать о будущем». Беседа о доспехах богатырей. Значение слова БЫЛИНА. Рассматривание картины «Три богатыря». Прослушивание песни «Три танкиста». Значение слова ПОДВИГ. Работа над смыслом пословицы «Жить – Родине служить». Герои Великой Отечественной войны. Фронтовые награды. Беседа о героических поступках в мирное время. Рассказ учителя о героях современности. Чтение рассказа «Вселенная в доме», работа по содержанию. Смысл слова «Вселенная». Творческая работа – раскрашивание рисунка. Чтение заметок в газете-журнале о семье. Рисование по теме «Моя семья». Игра «Цветы города» (достопримечательности города). Чтение заметок о родном городе в газете-журнале. Рисование по представлению «Город, в котором я живу». Чтение былины об Е. Коловрате, мини-инсценировка. Чтение отрывка из былины «Первый бой Ильи Муромца», работа по содержанию. Раскрашивание рисунков русских богатырей. Чтение рассказа «Не успел спросить», работа по содержанию. Чтение рассказа «Мечтатель», работа по содержанию. Чтение заметки о герое в газете-журнале. Обобщение 2 Работа над понятием «Добрый мир». Прослушивание песен о Родине. Стихи о Родине в газете- журнале. Коллективная творческая работа «Мы строим добрый мир».
Всего

33

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс
9

Тематическое

планирование

Кол-

во

часов

Содержание курса

Характеристика деятельности

обучающихся

«Дорогою добра» (34 ч)
Кто такой журналист 4 Знакомство детей с газетными жанрами. Шесть вопросов новостей. Учимся задавать вопросы. Чтение заметки «Вот так и живём!». Учимся писать информационную заметку. Чтение информационных заметок в газете-журнале. Интервью «Школьные новости». Слова - корабли мыслей 3 Мудрые мысли о Родине. Беседа о взаимосвязи мыслей, слов и поступков. Анализ жизненных ситуаций. Оформление стенгазеты с заметками о мечте. Чтение заметки «Мечтать на пользу людям». Прослушивание песни «Волшебный цветок». Иллюстрирование стихотворений из газеты- журнала о Родине. Рисование иллюстрации к пословице, поговорке. Выпуск стенгазеты. Театрализация «В деревне». Написание заметки «Моя мечта» Жить - добро творить 4 Значение русских имён. Чтение в газете-журнале заметок об именах. Имена со словом ДОБРО. Чтение заметок о Родине в газете-журнале. Запись нравственных качеств. Рассказы детей о семейных традициях. Ч т е н и е с т и хо т в о р е н и я « Д о б р ы й м и р » . Фотовыставка «Моя семья». Рассказы детей о запомнившихся семейных событиях. Оформление стенгазеты. Разучивание песни «Большой хоровод». Рисование по представлению. Написание заметки о своей семье. Беседа о нравственных качествах. Разгадывание кроссворда. Чтение заметок о героях в газете-журнале. Рисование родословного дерева Зимняя сказка 5 Чтение заметки «Волшебница-зима». Народные зимние игры. Чтение стихотворений о Родине. Выставка рисунков и фотографий. Подготовка к празднику: подбор стихотворений о Родине в газете-журнале. Народное прикладное искусство. Народная музыка. Народные игры. Отгадывание кроссворда. Пишем зимнюю зарисовку. Экскурсия-наблюдение за зимней природой. Игра «Я хочу сказать своё слово». Разучивание народных песен, танцев. Исполнение народных танцев и песен. Родная земля 5 Экскурсия-наблюдение за осенней природой. Чтение тексов различных жанров о Родине. Экскурсия-наблюдение за весенней природой. Беседа о животном и растительном мире родного края. Игра «Я хочу сказать своё слово». Чтение текстов различных жанров о Родине в газете-журнале. Творческая работа «Украсим Землю добротой». 10
Беседа об охране природы. Беседа «Человек – творец красоты». Мамин праздник 1 Фотовыставка «Моя мама». Чтение рассказа «Радость для мамы». Чтение стихотворений о маме в газете-журнале. Учимся рифмовать. Подбор однокоренных слов к слову МАМА. Рисование по представлению «Мама как…». Написание заметки «Моя мама». Живая душа природы 3 Просмотр видеосюжета о красоте Родины. Рисуем красоту природы. Чтение зарисовок осенней природы в газете-журнале. Просмотр видеосюжета о красоте Родины. Учимся передавать настроение. Экскурсия в краеведческий музей. Газетный жанр – заметка. Виды заметок. Просмотр видеосюжета о природе родного края. Написание заметки о природе родного края. Выпуск стенгазеты. Выделение цветом в тексте слов-описаний. Мир науки 3 Значение слова ГРАЖДАНИН. Беседа о нравственных качествах. Значение слов САМООТВЕРЖЕННОСТЬ. Чтение рассказа «Подвиг журналиста», работа по содержанию. Твори добро другим на благо 6 Выставка книг о Родине, о героях. Беседа о любимых книгах. Беседа о благодарности. Поздравление – отклик сердца. Беседа о героях. Значение слов ПОДВИГ, ГЕРОЙ. Чтение рассказа «Самое дорогое», беседа по содержанию. Беседа о качествах героев. Чтение отзывов детей в газете-журнале о прочитанных книгах о Родине. Изготовление новогодней открытки-поздравления. Написание заметки-размышления «Настоящий герой».
Всего

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

Тематическое

Кол-

Содержание курса

Характеристика деятельности
11

планирование

во

часов

обучающихся

«Дорогою добра» (3 ч)
Жить - добро творить 1 Размышление над понятиями ПОДВИГ И ПОСТУПОК. Прослушивание песни «Три танкиста». Рассказы о героях мирного времени. Просмотр видеосюжетов о героизме. Оформление информационного листка. Зимняя сказка 2 Значение слов СОЗЕРЦАТЬ, РИТМ. Прослушивание произведений о зиме русских композиторов. Выставка репродукций картин русских художников на зимнюю тему. Просмотр видеосюжета зимней природы. Чтение заметок, стихотворений о зиме в газете- журнале. Рисование зимней природы. Зимние зарисовки. Выпуск стенгазеты.
«Радужный мир» (31 ч)
Введение в журналистику 2 Многонациональная Россия. Интервью с библиотекарем «Символизм русских народных сказок». Народные игры. Учимся задавать вопросы. Пишем репортаж с места события. Газетные жанры 10 Написание художественной заметки. Интервью с прохожим. Беседа о богатырях. Чтение былин. Викторина о былинных героях. Беседа о русских именах. Пословицы, поговорки, мудрости о Родине. Беседа о любимых русских народных сказках. Рассказ об истории возникновения писем. Беседа о дружбе, о нравственных качествах. Значение слова ДРУЖИНА. Чтение заметок о дружбе в газете- журнале. Рассказы о друзьях. Рассказ о российских космонавтах. Беседа «Подвиг в мирное время». Чтение отрывка из сказки «Маленький принц». Чтение стихотворения «Семья». Беседа о взаимопомощи, доброте. Просмотр видеофильма о красоте осенней природы. Чтение зарисовок в газете-журнале. Запись и оформление интервью. Написание отзыва на услышанное. Игра «Подбираем красивые слова о Родине». Написание отзыва. Написание заметки-размышления «Чему учат сказки». Письмо – отзыв другу. Написание отзыва на отрывок. Фотовыставка «Моя семья». Написание заметки о семье. Просмотр фото космоса. Написание зарисовки. Просмотр мультфильма «Храброе с е рд ц е . Написание отзыва на увиденное Выпуск стенгазеты 5 Оформление стенгазеты: рисование иллюстраций к заметке «Что бы я сделал для мира, для Родины», художественное оформление заметок. Беседа «Где живёт красота?». Рассказ жизни и творчестве П.М. Третьякова. Беседа о нравственных качествах человека. Чтение рассказа «Человек с горячим сердцем», беседа по Творческое задание «Ищем красоту». Написание заметки «С любовью к Родине» 12
содержанию. Просмотр видеофильма о красоте Родины. Чтение заметок о родине в газете-журнале. Основы макетирования 3 Просмотр видеосюжета о красоте мира. Беседа о красоте, доброте. Чтение рассказов, статей о героях и подвижниках в газете-журнале. Чтение «Притчи о сердце». Написание заметки «Буду Родину защищать» Написание заметки «Подвиг рождается в сердце». Слово - помощник журналиста 7 Чтение стихов о Родине под классическую музыку и видео природы. Презентация альбомов с творческими работами. Чтение зарисовки «Парашют». Экскурсия- наблюдение за осенней природой. Беседа по картине «Чикус Мале». Чтение заметки «Мир – открытая книга», работа по содержанию. Беседа о Родине. Труд людей на благо Родины. Творим доброту. Исполнение песен о мире, о Родине. Написание заметки «Что бы я сделал для мира, для Родины». Чтение заметок о Родине в газете-журнале. Работа по карте. Чтение заранее подготовленных стихотворений об осени из газеты-журнала. Весенняя зарисовка 2 Беседа о народных праздниках. Праздник-развлечение «Масленица». Из истории русской игрушки матрёшки. Рисование матрёшки. Беседа о внутреннем мире человека. Изготовление куклы-пеленашки. Написание заметки «Великодушие». Новости 2 Путешествие по карте. Рассказы о героизме, проявленном при защите городов во время Великой Отечественной войны. Воспоминания о Великой Отечественной войне: чтение заметок, статей в газете-журнале. Письмо ветерану «Спасибо за Родину!». Написание отзыва «Подвигу народа жить в веках»
Всего

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

Тематическое

Кол-

Содержание курса

Характеристика деятельности
13

планирование

во

часов

обучающихся

«Радужный мир» (24 ч)
Введение в журналистику 6 Значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Работа над мудростью «Справедливость – высшая из всех добродетелей». Значение слов: ТРУДОЛЮБИЕ, КОЛЛЕКТИВНОЕ ЕДИНЕНИЕ. Значение пословицы «Человек создан для труда». Значение понятий ДРУЖБА, ДРУЖЕЛЮБИЕ, ДРУЖИНА. Примеры о том, как друзья приходят на помощь. Знакомство с созданием известных песен о войне. Беседа о взаимосвязи мыслей, слов, поступков. Беседа о смысле жизни человека. Беседа о ДОБРЕ, ПОДВИГЕ, СПРАВЕДЛИВОСТИ. Значение понятия ХАРАКТЕР, ИСПЫТАНИЯ ХАРАКТЕРА. Значение пословицы «Каков характер – таковы и поступки». Мудрость «Характер закаляется трудом. Видеосюжет о героических поступках детей в современное время. Значение понятия ИДЕАЛ, НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ. Работа с мудростью « Идеал – это путеводная звезда». Значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Написание заметки-рассуждения. Написание заметки «Радость труда». Прослушивание песни «Три танкиста». Игра «Ручеёк дружбы». Написание заметки «Мой друг». Прослушивание песен. Написание отзыва на прослушанное. Чтение заметок из газеты-журнала. Просмотр отрывка из фильма об А. Невском. Чтение заметок из газеты-журнала. Написание заметки-размышления «Подвиг творится в ответственности» Выпуск стенгазеты 18 Просмотр видеосюжета о красоте Родины. Написание заметки «Земля – наш общий дом». Оформление стенгазеты «Великое сокровище – дружба». Рассказ об Ю.А. Гагарине, И. Ефремове. Просмотр сюжета из фильма «Туманность Андромеды». Значение понятий МУЖЕСТВО, ГЕРОИЗМ, ПОДВИГ. Рассказ о Карбышеве. Прослушивание военного марша Свиридова. Значение слов «Думайте о Родине – и мужество не покинет вас». Значение понятий СОСТРАДАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, БЕЗУЧАСТИЕ, МАЛОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ Работа над мудростями Выпуск стенгазеты ко Дню Учителя. Выпуск стенгазеты «Человек создан для труда» Выпуск стенгазеты «Земля – наш общий дом». Изготовление стенгазеты «В бескрайнем небе» Выпуск стенгазеты «Женщины – героини» Выпуск стенгазеты «Дерзайте Отчизну мужеством прославить!» 14
«Сострадание правит миром» и «Сочувствие – неважная милость». Чтение отрывка из книги И. Ильина. Примеры милосердия из жизни.
«Звонкий голос детства» (10 ч)
Создание авторской книги 6 Значение слов ТОЧНОСТЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Рассказ о Минине и Пожарском. Легенды прошлого. Значение слов: ДОБЛЕСТЬ, ОТВАГА, БОГАТЫРЬ, УДАЛЬ, ХРАБРОСТЬ, ЧЕСТЬ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ. Рассказ о Дмитрии Донском, Евпатии Коловрате. Беседа о Родине. Значение слов НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ЗОРКОСТЬ. Значение понятий ВОЛЯ, ВЫДЕРЖКА, ДИСЦИПЛИНА. Чтение о воле из книги И.Ильина. Подвиг лётчика А. Маресьева. Рассказ о детстве А. Покрышкина. Значение понятий ДОЛГ, ОБЯЗАННОСТЬ. Рассказ о лётчике-капитане Кузнецове. Рассказы о детских подвигах. Рассказ о Василисе Микулишне. Легенда о «Матери Севастопольской». Женщины-лётчицы. Просмотр отрывков из фильмов «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики». Написание заметки «Что такое героизм». Рассказы о Пришвине, Ильине. Выставка книг. Написание отзыва на услышанное. Составление правил воспитания воли. Работа над мудростью «Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник». Работа над мудростью «Сознавать долг и не исполнять его – это трусость» Чтение заметок в газете-журнале на тему «Земля – наш общий дом». Оформление уголка журналиста 2 Беседа о радости. Значение РАДОСТИ для жизни. Работа с понятиями ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ, ДОБРОТВОРЧЕ- СТВО. Рассказ о Куинджи. Творчество народных м а с т е р о в . З н ач е н и е п о н я т и й Ч Е С Т Н О С Т Ь , ИСКРЕННОСТЬ. Работа над мудростью «Степень правдивости человека есть показатель степени его совершенства». Чтение отрывков из книги И. Ильина. Написание заметки-рассуждения «Радость жизни - в творчестве». Чтение заметок из газеты-журнала. Написание заметки «Честность к себе и к людям». Подведение итогов 2 Чтение стихотворений о героях. Презентация авторских книг с заметками о героях. Посещение музея воинов-афганцев. Посещение музея боевой славы.
Всего

34

9.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Книгопечатная продукция
15
1. Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева Служу Отечеству пером. Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики для учащихся начальных классов. 1 – 4 классы. Томск «Твердыня» 2012 год
Методические пособия
1. Дорогою добра. Методические рекомендации по основам детской журналистики, г.Томск. 2009 2. Радужный мир. Методические рекомендации по основам детской журналистики, г.Томск. 2009 3. Звонкий голос детства. Методические рекомендации по основам детской журналистики, г.Томск. 2009 4. Мыслью строим мир. Методические рекомендации по основам детской журналистики, г.Томск. 2009
Технические средства обучения
1. Классная доска 2. Магнитная доска 3. Персональный компьютер
10.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс
на основе методического пособия и рабочей тетради «Дорогою Добра» 16



Тема

Содержание

Дата
1. «Сказка волшебная – Русь» Прослушивание песни Л. Семёновой «Русь», беседа об услышанном. Просмотр видеосюжета о красоте родной природы. Беседа о смысле слов РУСЬ, РУССКИЙ, РОССИЯ. Чтение и анализ рассказа Ушинского «Наше Отечество». Отгадывание ребусов. 2. «Сказка волшебная – Русь» Работа со словами РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО. Просмотр видеосюжета о красоте родной природы. Пословицы и поговорки о Родине. Рисунки детей Родины в газете-журнале. Рисование по представлению. 3. «Жить – добро творить» Смысл слова ДОБРО. Подбор имён со словом ДОБРО. Беседа о добрых словах и поступках. Размышление над мудростью. Беседа о добрых качествах человека. 4 «Жить – добро творить» Значение слова ТВОРИТЬ. Беседа о добрых делах и поступках. Чтение в газете-журнале заметки о добром поступке, работа по содержанию. Рисование ладошки-полянки. 5. «Красота родной природы» Экскурсия на улицу. Значение слова ПРИРОДА. Наблюдение за природой. Игра «Что красивее всего». 6. «Красота родной природы» Значение слова КРАСОТА. Просмотр видеосюжета о красоте родной природы. Загадки о природе родного края. Чтение зарисовки в газете-журнале о красоте родной природы. Рисование по представлению «Красота природы». 7. «В мире прекрасного» Значение слова ПРЕКРАСНЫЙ. Игра-путешествие «В мире прекрасного». Красивый мир в рисунках детей – иллюстрации в газете-журнале. 8. «В мире прекрасного» Чтение стихотворения «Родина». Работа по содержанию. Выделение цветом в стихотворении слов, показывающих красоту Родины. Рисование по представлению. 9. «Живая русская речь» Беседа о богатстве русского языка. Беседа о слове РЕЧЬ. Рисование корабликов, запись на них добрых слов. 10. «Живая русская речь» Чтение рассказа «Бой за детей», работа по содержанию. Чтение стихотворения «Родной язык». Игра «Я хочу сказать своё слово…» 11. «Словесный сад» Просмотр видеосюжета о красоте родной природы. Игра-путешествие «В словесном саду». Работа со словами: СЛОВО, САД, РОДИНА, ДОБРО, КРАСОТА. 12. «Словесный сад» Просмотр видеосюжета о красоте родной природы. Подбор слов-определений. Чтение стихотворений в газете-журнале о доброте, красоте. 13. «В культуре – свет и радость» Размышление над словом КУЛЬТУРА. Качества культурного человека. Выставка «Культурные ценности». 14. «В культуре - свет и радость» Чтение рассказа «Ника», работа по содержанию. КУЛЬТУРА – ТВОРЕНИЕ. Размышление над словами «Я красивый мир творю». Рисование – творим красоту. 15. «Родной дом» Беседа о членах семьи. Значение слова ЛАД. Чтение рассказа «Вселенная в доме», работа 17
по содержанию. Смысл слова «Вселенная». Творческая работа – раскрашивание рисунка. 16. «Родной дом» Беседа о взаимоотношениях в семье. Чтение заметок в газете-журнале о семье. Рисование по теме «Моя семья». 17. «Любимый город» Беседа о родном городе. Просмотр видеосюжета «Мой город». Значение слова ГОРОД. Игра «Цветы города» (достопримечательности города). 18. «Любимый город» Чтение заметок о родном городе в газете-журнале. Рисование по представлению «Город, в котором я живу». 19. «Герои земли русской» Значение слова ГЕРОЙ. Беседа о героях. Качества героя. Размышление над мудростью «Не знающий прошлого, не может думать о будущем». Беседа о доспехах богатырей. Значение слова БЫЛИНА. Чтение былины об Е. Коловрате, мини-инсценировка. 20. «Герои земли русской» Рассматривание картины «Три богатыря». Чтение отрывка из былины «Первый бой Ильи Муромца», работа по содержанию. Раскрашивание рисунков русских богатырей. 21. «Жить – Родине служить» Прослушивание песни «Три танкиста». Значение слова ПОДВИГ. Работа над смыслом пословицы «Жить – Родине служить». Герои Великой Отечественной войны. Фронтовые награды. Чтение рассказа «Не успел спросить», работа по содержанию. 22. «Жить – Родине служить» Беседа о героических поступках в мирное время. Рассказ учителя о героях современности. Чтение рассказа «Мечтатель», работа по содержанию. Чтение заметки о герое в газете- журнале. 23. «При солнышке – тепло, при матери – добро» Русская игрушка - матрёшка – символ матери. Работа со словом МАМА, МАТЬ. Работа над смыслом пословицы «Одна у человека мать, одна у него и Родина». Рисование матрёшки. Раскрашивание. Чтение заметок о маме в газете-журнале. 24. «При солнышке – тепло, при матери – добро» Чтение рассказов «Моя мама», «Лекарство». Работа по содержанию. Подбор слов определений к слову МАМА. Рисование портрета мамы. 25. «Учимся доброте» Просмотр видеосюжета о труде людей. Беседа об увиденном, перечисление добрых дел. Чтение стихотворения «Добрый мир», работа по содержанию. Выделение цветом в тексте стихотворения слов, связанных с ДОБРОМ. 26. «Учимся доброте» Чтение стихотворения «Добрым быть всегда возможно», работа по содержанию. Коллективная творческая работа «Украсим Землю добрыми делами» (украшаем рисунок земного шара бумажными цветами, каждый цветок – символ доброго дела). 27. «Музыка моей Родины» Значение слова МУЗЫКА. Беседы «Человек и музыка», «Музыка природы». «Народная музыка». Слушаем народную музыку, звуки природы. Народные песни. Прослушивание. Беседа о содержании. 28. «Музыка моей Родины» Просмотр видеосюжетов о красоте родной природы под музыку русских композиторов. Разучивание простых танцевальных движений. Хоровод. 18
29. «Здравствуй, космос!» Беседа о космосе. Подбор слов-определений к слову КОСМОС. Ю.А. Гагарин – первый космонавт. Чтение и анализ заметки «Космические дали». Просмотр слайдов по теме «Космос». 30. «Живая душа природы» Работа с понятием ПРИРОДА, размышление над мудростью: «Пойми живой язык природы, и скажешь ты: «Прекрасен мир!». Чтение заметок о природе в газете-журнале. Игра-викторина «Растения моей Родины». Рисование по представлению. 31. «Живая душа природы» Экскурсия-наблюдение. Практическая работа «Украсим землю цветами» (высаживание семян цветов в клумбу). 32- 33. «Мы строим добрый мир» Работа над понятием «Добрый мир». Прослушивание песен о Родине. Стихи о Родине в газете-журнале. Коллективная творческая работа «Мы строим добрый мир».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс
на основе методического пособия и рабочей тетради «Радужный мир» 19



Тема

Содержание

Дата
1. «Я – гражданин России» Значение слова ГРАЖДАНИН. Беседа о нравственных качествах. Значение слов САМООТВЕРЖЕННОСТЬ. Чтение рассказа «Подвиг журналиста», работа по содержанию. 2. «Я – гражданин России» Чтение заметок о Родине в газете-журнале. Разучивание песни «Большой хоровод». Рисование по представлению. Запись нравственных качеств. 3. «Писатели о Родине» Чтение тексов различных жанров о Родине. Знакомство детей с газетными жанрами. Чтение текстов различных жанров о Родине в газете-журнале. 4 «Осень - художница» Экскурсия-наблюдение за осенней природой. Игра «Я хочу сказать своё слово». 5. «Природа Родины моей» Чтение зарисовок осенней природы в газете-журнале. Выделение цветом в тексте слов- описаний. Просмотр видеосюжета о красоте Родины. Учимся передавать настроение. 6. «Природа Родины моей» Просмотр видеосюжета о красоте Родины. Рисуем красоту природы. Выпуск стенгазеты. 7. «Красота мысли – красота слов – красота поступков» Театрализация «В деревне». Беседа о взаимосвязи мыслей, слов и поступков. Анализ жизненных ситуаций. 8. «Красота слова» Мудрые мысли о Родине. Рисование иллюстрации к пословице, поговорке. Выпуск стенгазеты. 9. «Иллюстрирование текстов» Иллюстрирование стихотворений из газеты-журнала о Родине. 10. «Красота зимней природы» Экскурсия-наблюдение за зимней природой. Игра «Я хочу сказать своё слово». Народные зимние игры. 11. «Волшебница-зима» Чтение заметки «Волшебница-зима». Отгадывание кроссворда. Пишем зимнюю зарисовку. 12. «Имя – великое сокровище» Значение русских имён. Чтение в газете-журнале заметок об именах. Имена со словом ДОБРО. 13. «Мой дом – моя крепость» Рассказы детей о семейных традициях. Написание заметки о своей семье. Беседа о нравственных качествах. 14. «Новогоднее поздравление» Беседа о благодарности. Поздравление – отклик сердца. Изготовление новогодней открытки-поздравления. 15 «О чём рассказал семейный альбом» Чтение стихотворения «Добрый мир». Фотовыставка «Моя семья». Рассказы детей о запомнившихся семейных событиях. Оформление стенгазеты. 16. «Путеше ствие в с т р а н у новостей. Информационная заметка» Чтение заметки «Вот так и живём!». Чтение информационных заметок в газете-журнале. Учимся писать информационную заметку. 17. «Моя родословная» Рисование родословного дерева. 18. «Мой край родной» Экскурсия в краеведческий музей. 20
19. «Мой край родной». Газетный жанр – заметка. Виды заметок. Просмотр видеосюжета о природе родного края. Написание заметки о природе родного края. 20. «Мечта. Желания» Чтение заметки «Мечтать на пользу людям». Прослушивание песни «Волшебный цветок». Написание заметки «Моя мечта» 21. «Мечтать на пользу людям» Оформление стенгазеты с заметками о мечте. 22. «Самое дорогое» Беседа о героях. Значение слов ПОДВИГ, ГЕРОЙ. Чтение рассказа «Самое дорогое», беседа по содержанию. Разгадывание кроссворда. Беседа о качествах героев. 23. «Самое дорогое» Чтение заметок о героях в газете-журнале. Беседа о прочитанном. Написание заметки- размышления «Настоящий герой». 24. «Праздник для мамы» Фотовыставка «Моя мама». Чтение рассказа «Радость для мамы». Подбор однокоренных слов к слову МАМА. Чтение стихотворений о маме в газете-журнале. Учимся рифмовать. 25. «Праздник для мамы» Рисование по представлению «Мама как…». Написание заметки «Моя мама». 26. «Школьные новости» Шесть вопросов новостей. Учимся задавать вопросы. Интервью «Школьные новости». 27. «В царстве книг» Выставка книг о Родине, о героях. Чтение отзывов детей в газете-журнале о прочитанных книгах о Родине. Беседа о любимых книгах. 28. «Весна-красна» Экскурсия-наблюдение за весенней природой. Беседа о животном и растительном мире родного края. 29. «День Земли» Беседа об охране природы. Беседа «Человек – творец красоты». Творческая работа «Украсим Землю добротой». 30. «Обычаи и традиции русского народа» Народное прикладное искусство. Народная музыка. Народные игры. 31- 32. «Красота моей Родины» Подготовка к празднику: подбор стихотворений о Родине в газете-журнале. Разучивание народных песен, танцев. 33- 34. Праздник «Красота моей Родины» Чтение стихотворений о Родине. Выставка рисунков и фотографий. Исполнение народных танцев и песен.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс
на основе методического пособия и рабочей тетради «Звонкий голос детства» 21



Тема

Содержание

Дата
22
1. «Наша страна – Россия» Беседа о Родине. Труд людей на благо Родины. Творим доброту. Чтение заметок о Родине в газете-журнале. Работа по карте. 2. «Человек – творец красоты» Беседа о нравственных качествах человека. Чтение рассказа «Человек с горячим сердцем», беседа по содержанию. Просмотр видеофильма о красоте Родины. Чтение заметок о родине в газете-журнале. Написание заметки «С любовью к Родине» 3. «Внутренний мир человека» Из истории русской игрушки матрёшки. Рисование матрёшки. Беседа о внутреннем мире человека. Написание заметки «Великодушие». 4 «Читать – значит искать и находить» Чтение рассказов, статей о героях и подвижниках в газете-журнале. Чтение «Притчи о сердце». Написание заметки «Подвиг рождается в сердце». 5. «Книга Мира» Беседа по картине «Чикус Мале». Чтение заметки «Мир – открытая книга», работа по содержанию. Написание заметки «Что бы я сделал для мира, для Родины». 6. «Стенгазета «Книга Мира» Оформление стенгазеты: рисование иллюстраций к заметке «Что бы я сделал для мира, для Родины», художественное оформление заметок. 7. «Осень в моём городе» Чтение зарисовки «Парашют». Экскурсия-наблюдение за осенней природой. Чтение заранее подготовленных стихотворений об осени из газеты-журнала. 8. Зарисовка «Осень в моём городе» Просмотр видеофильма о красоте осенней природы. Чтение зарисовок в газете-журнале. Написание зарисовки. 9. «Чудо красоты» Беседа «Где живёт красота?». Рассказ жизни и творчестве П.М. Третьякова. Творческое задание «Ищем красоту». 10. «В звёздные дали» Просмотр фото космоса. Рассказ о российских космонавтах. Беседа «Подвиг в мирное время». Чтение отрывка из сказки «Маленький принц». Написание отзыва на отрывок. 11. «Моя семья» Чтение стихотворения «Семья». Беседа о взаимопомощи, доброте. Просмотр мультфильма «Храброе сердце. Написание отзыва на увиденное. 12. «Моя семья» Фотовыставка «Моя семья». Написание заметки о семье. 13. «Ты в ответе, за тех, кого приручил» Беседа о дружбе, о нравственных качествах. Значение слова ДРУЖИНА. Чтение заметок о дружбе в газете-журнале. Рассказы о друзьях. 14. «Ты в ответе, за тех, кого приручил» Рассказ об истории возникновения писем. Письмо – отзыв другу. 15. «Музыка зимы» Значение слов СОЗЕРЦАТЬ, РИТМ. Прослушивание произведений о зиме русских композиторов. Выставка репродукций картин русских художников на зимнюю тему. Чтение заметок, стихотворений о зиме в газете-журнале. 16. «Зима-чаровница» Просмотр видеосюжета зимней природы. Рисование зимней природы. Зимние зарисовки. Выпуск стенгазеты. 23
17. «Прогулка по словесному саду» Беседа о русских именах. Пословицы, поговорки, мудрости о Родине. Игра «Подбираем красивые слова о Родине». Написание отзыва. 18. «Земля русская» Беседа о богатырях. Чтение былин. Викторина о былинных героях. Написание отзыва на услышанное. 19. «Герои будут всегда» Размышление над понятиями ПОДВИГ И ПОСТУПОК. Прослушивание песни «Три танкиста». Рассказы о героях мирного времени. Просмотр видеосюжетов о героизме. Оформление информационного листка. 20. « Р у с с к и е н а р о д н ы е промыслы» Просмотр видео и фото: резьба по дереву, роспись посуды, ткачество. Написание художественной заметки. 21. « Р у с с к и е н а р о д н ы е промыслы» Изготовление куклы-пеленашки. 22. «Живём в России вместе мы» Многонациональная Россия. Учимся задавать вопросы. 23. «Народные праздники. Беседа о народных праздниках. Праздник-развлечение «Масленица». 24. «Моё мнение о героизме» Интервью с прохожим. 25. «Моё мнение о героизме» Запись и оформление интервью. 26. «Русские народные сказки» Интервью с библиотекарем «Символизм русских народных сказок». 27. «Русские народные сказки» Беседа о любимых русских народных сказках. Написание заметки-размышления «Чему учат сказки». 28. «Русские народные игры» Народные игры. Пишем репортаж с места события. 29. «Подвигу народа жить в веках» Воспоминания о Великой Отечественной войне: чтение заметок, статей в газете-журнале. Написание отзыва «Подвигу народа жить в веках» 30- 31. «Города-герои России» Путешествие по карте. Рассказы о героизме, проявленном при защите городов во время Великой Отечественной войны. Письмо ветерану «Спасибо за Родину!». 32- 33. «Нам этот мир завещано беречь» Просмотр видеосюжета о красоте мира. Беседа о красоте, доброте. Написание заметки «Буду Родину защищать» 34. Праздник «Мир вокруг нас» Чтение стихов о Родине под классическую музыку и видео природы. Презентация альбомов с творческими работами. Исполнение песен о мире, о Родине.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс
(на основе методического пособия и рабочей тетради «Мыслью строю мир»)


Тема

Содержание

Дата
24
1. «Мыслью строю мир» Беседа о взаимосвязи мыслей, слов, поступков. Беседа о смысле жизни человека. Беседа о ДОБРЕ, ПОДВИГЕ, СПРАВЕДЛИВОСТИ. Чтение заметок из газеты-журнала. 2. «Победить себя» Значение слова САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ. Работа над мудростью «В преодолении - радость». Беседа о нравственных качествах. Рассказы детей о хороших привычках. 3. «Подвиг сердца» Качества человека. ЗОЛОТОЕ СЕРДЦЕ, ГЕРОИЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ. Легенда о Данко. Рисование по представлению. 4 «Любовь к Земле родится в сердце» Притча о сердце. Значение слов «Любовь к Земле родится в сердце». Рассказы о Саврасове, Рерихе, Айвазовском, Шишкине, Выставка репродукций картин. 5. «Что такое героизм» Значение слов: ДОБЛЕСТЬ, ОТВАГА, БОГАТЫРЬ, УДАЛЬ, ХРАБРОСТЬ, ЧЕСТЬ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ. Рассказ о Дмитрии Донском, Евпатии Коловрате. Написание заметки «Что такое героизм». 6. «Учителя человечества» Значение слов ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ, БЛАГОДАРНОСТЬ. Рассказ о Сергии Радонежском. 7. «С Днём Учителя!» Выпуск стенгазеты ко Дню Учителя. 8. «Справедливость – истина в действии» Значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Работа над мудростью «Справедливость – высшая из всех добродетелей». Рассказ об А.В. Суворове. Написание заметки-рассуждения. 9. «Героические страницы истории» Значение слов ТОЧНОСТЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Рассказ о Минине и Пожарском. Легенды прошлого. 10. «Земля – наш общий дом» Беседа о Родине. Значение слов НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ЗОРКОСТЬ. Чтение заметок в газете-журнале на тему «Земля – наш общий дом». Рассказы о Пришвине, Ильине. Выставка книг. Написание отзыва на услышанное. 11. «Земля – наш общий дом» Просмотр видеосюжета о красоте Родины. Написание заметки «Земля – наш общий дом». Выпуск стенгазеты. 12. «Человек создан для труда» Значение слов: ТРУДОЛЮБИЕ, КОЛЛЕКТИВНОЕ ЕДИНЕНИЕ. Значение пословицы «Человек создан для труда». Рассказ о М. Ломоносове. Написание заметки «Радость труда». 13. «Человек создан для труда» Выпуск стенгазеты. 14. «Великое сокровище – дружба» Значение понятий ДРУЖБА, ДРУЖЕЛЮБИЕ, ДРУЖИНА. Примеры о том, как друзья приходят на помощь. Прослушивание песни «Три танкиста». Игра «Ручеёк дружбы».Написание заметки «Мой друг». 15. «Великое сокровище – дружба» Оформление стенгазеты «Великое сокровище – дружба». «Радость жизни – в творчестве» Беседа о радости. Значение РАДОСТИ для жизни. Работа с понятиями ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ, ДОБРОТВОРЧЕСТВО. Рассказ о Куинджи. Творчество 25
народных мастеров. Написание заметки-рассуждения «Радость жизни - в творчестве». 16. «Песни военных лет» Знакомство с созданием известных песен о войне. Прослушивание песен. Написание отзыва на прослушанное. 17. «Правдивость, искренность – качества героев» Значение понятий ЧЕСТНОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ. Работа над мудростью «Степень правдивости человека есть показатель степени его совершенства». Чтение отрывков из книги И. Ильина. Чтение заметок из газеты-журнала. Написание заметки «Честность к себе и к людям». 18. «Долг и нравственные обязанности» Значение понятий ДОЛГ, ОБЯЗАННОСТЬ. Рассказ о лётчике-капитане Кузнецове. Рассказы о детских подвигах. Работа над мудростью «Сознавать долг и не исполнять его – это трусость» 19. «Дерзайте Отчизну мужеством прославить!» Значение понятий МУЖЕСТВО, ГЕРОИЗМ, ПОДВИГ. Рассказ о Карбышеве. Прослушивание военного марша Свиридова. Значение слов «Думайте о Родине – и мужество не покинет вас». Написание заметки. 20. «Дерзайте Отчизну мужеством прославить!» Выпуск стенгазеты. 21. «Сострадание – основа подвига» Значение понятий СОСТРАДАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, БЕЗУЧАСТИЕ, МАЛОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ Работа над мудростями «Сострадание правит миром» и «Сочувствие – неважная милость». Чтение отрывка из книги И. Ильина. Примеры милосердия из жизни. 22. «Женщины – героини» Рассказ о Василисе Микулишне. Легенда о «Матери Севастопольской». Женщины- лётчицы. Просмотр отрывков из фильмов «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики». 23. «Женщины – героини» Выпуск стенгазеты. 24. «Подвиг творится в ответственности» Значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Подвиг Александра Невского. Просмотр отрывка из фильма об А. Невском. Чтение заметок из газеты-журнала. Написание заметки-размышления «Подвиг творится в ответственности» 25. «Нравственный идеал» Значение понятия ИДЕАЛ, НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ. Работа с мудростью « Идеал – это путеводная звезда». 26. «В бескрайнем небе» Рассказ об Ю.А. Гагарине, И. Ефремове. Просмотр сюжета из фильма «Туманность Андромеды». 27- 28. «В бескрайнем небе» Изготовление стенгазеты. 29. «Испытания характера» Значение понятия ХАРАКТЕР, ИСПЫТАНИЯ ХАРАКТЕРА. Значение пословицы «Каков характер – таковы и поступки». Мудрость «Характер закаляется трудом. Рассказ 26
о хирурге Н. Пирогове. Видеосюжет о героических поступках детей в современное время. 30. «Воспитание воли» Значение понятий ВОЛЯ, ВЫДЕРЖКА, ДИСЦИПЛИНА. Чтение о воле из книги И.Ильина. Подвиг лётчика А. Маресьева. Рассказ о детстве А. Покрышкина. Работа над мудростью «Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник». Составление правил воспитания воли. 31. «Аллея славы» Посещение музея боевой славы. 32. «Аллея славы» Посещение музея воинов-афганцев. 33- 34.. «Великие люди великой страны» Чтение стихотворений о героях. Презентация авторских книг с заметками о героях. 27


В раздел образования