Напоминание

Эстетическое воспитание школьников в процессе преподавания биологии


Автор: Сентябова Татьяна Александровна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ№97 им.А.В. Гуменюка
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Эстетическое воспитание школьников в процессе преподавания биологии
Раздел: полное образование





Назад




Сентябова Т.А

Учитель биологии

МАОУ СОШ №97 им. А.В. Гуменюка

г. Екатеринбург

Эстетическое воспитание школьников в процессе преподавания биологии

Аннотация:

В

статье

представлена

актуальность

и

важность

формирования и развития эстетических чувств у детей школьного возраста,

определения

основных

понятий

по

проблеме.

Теоретически

обоснована

необходимость

выполнения

всех

компонентов

по

созданию

эстетической

обстановки

и

оформления

помещений,

описана

взаимосвязь

предмета

биологии и эстетического воспитания на уроке.

Abstract: The article presents the relevance and importance of the formation

and development of aesthetic feelings in school-age children, the definition of basic

concepts

on

the

problem.

Theoretically

justified

the

need

to

perform

all

the

components to create an aesthetic environment and interior design, describes the

relationship of the subject of biology and aesthetic education in the classroom.

Ключевые

слова: эстетическое

воспитание,

эстетика,

эстетические

чувства.

Key words: aesthetic education, aesthetics, aesthetic feelings.

Гармонизирование и развитие всех духовных чувств человека – главная

цель эстетического воспитания. Духовные чувства необходимы человеку и в

творческой деятельности, и в жизни в целом. Эстетическое воспитание тесно

связано с нравственным воспитанием, так как и в том и в другом регулятором

взаимоотношений

у

человека

выступает

красота.

Красота,

это

тот

рычаг,

который тянет человека к добру.

Эстетическое

воспитание

способствует

развитию

и

формированию

целостной

личности,

творческой

и

развитой

индивидуальности

каждого

человека. Эстетическое образование приобщает людей к мировой культуре и

мировому искусству.

Значение

в

развитии

эстетических

чувств

личности

школьников

и

психологические

механизмы

эстетического

отношения

к

действительности

рассматривали

в

своих

работах

Б.Г.Ананьев,

Л.С.Выготский,

В.В.Давыдов,

А.З.Зак,

В.П.Зинченко,

А.Н.Леонтьев,

В.Н.Мясищев,

С.Л.Рубинштейн,

Б.П.Теплов, П.М.Якобсон и др .

Английский

ученый

Г.

Осборн

утверждал,

что

«художественные

впечатления повышают живость ума, интенсифицируют опыт, насыщая его

глубиной личного понимания, ибо развивают и саму сферу чувств». И считал,

что чем ниже уровень эмоциональной составляющей интеллекта, тем ниже

уровень творческой активности.

В общеобразовательных учреждениях эстетическое воспитание является

неотъемлемой

частью

воспитательного

и

образовательного

процессов.

Оно

осуществляется

в

течение

всего

времени

обучения,

и

на

всех

учебных

предметах. А предметы естественнонаучного цикла помогают так же раскрыть

красоту природы, воспитать стремление сохранять и охранять ее.

В современном понимании прогресса, творческий человек – это гибкость

мышления,

фантазия,

интуиция,

эстетические

впечатления

и

эстетическое

восприятие,

яркость

ассоциаций,

неординарность

мышления

и

видения.

Эстетическое

воспитание

это

одна

из

первоочередных

задач

современного

общества.

Итак, с чего же начинать эстетическое воспитание школьника? Учебный

процесс осуществляется внутри помещения, и это обстоятельство объясняет

тот факт, что интерьер, оформление учебного заведения, кабинетов, коридоров

и

рекреаций

будет

оказывать

не

меньшее

влияние

на

формирование

эстетических чувств школьника. Поэтому существенную роль играет внешний

облик помещений.

Эстетика обстановки и окружающей среды должна быть постоянной,

должна

включать

в

себя

красоту

ежедневных

отношений

между

людьми,

которые окружают детей. Любой ребенок очень чутко реагирует на красивые

предметы,

на

красивую

и

правильную

речь

и

ее

интонацию,

богатство,

доброжелательность.

Три

правила:

жить

в

красоте,

замечать

красоту,

поддерживать

и

создавать

красоту

вокруг

себя,

являются

средством

эстетического воспитания.

При

подборе

элементов

оформления

и

оборудования,

необходимо

учитывать

следующее:

предметно-пространственное

окружение

школьника,

эстетически подобранное и постоянно используемое, улучшает педагогический

процесс в разу больше, нежели наоборот. Ознакомление детей систематично,

постоянно и целенаправленно с эстетическими качествами предметной среды

не

только

обогащает

их

знания,

но

и

формирует

художественный

вкус,

развивает

эстетическое

восприятие

предметов.

Необходимо

так

же

учить

ребенка создавать и принимать участие в создании красивого окружения, так

как

новые

навыки

и

опыт

никогда

не

заменит

простое

наблюдение

и

теоретические знания. Важно помнить и то, что художественное оформление

должно быть разработано и выполнено в комплексе. Основными компонентами

эстетической среды можно считать освещение и световую отделку помещений,

внешний вид мебели и ее комплексность, внешний вид учебно-наглядных

пособий, технических устройств, необходимо присутствие озеленение классов,

кабинетов, коридоров.

Одним из основных элементов нравственно – эстетического воспитания

школьника

можно

смело

считать

систему

уроков

по

предмету

биология.

Обоснованность этого заключается в том, что основной задачей преподавателя

биологии является подготовка ученика к жизни, к поведению на природе

Средствами предмета биологии можно способствовать развитию каждого

школьника и формированию у него тех способностей, которые заложены в нем

от природы и заложены каждым родителем. Формировать интеллектуальный и

эмоциональный мир ребенка можно с помощью репродукций картин известных

художников, стихотворений поэтов и музыки композиторов о природе и ее

красоте. Все это поможет выработать у детей способы поведения в обществе и

во взаимодействии с окружающим миром.

Понимание нового, во многом зависит от созданной на уроке ситуации

успеха, от удачной формулировки проблемы, от умения учителя направлять

рассуждения

учеников

в

нужное

русло.

Творческая

самореализация

школьников

залог

успеха

при

эстетическом

воспитании.

Например,

конструирование урока можно организовать по следующему алгоритму:

I. Вместе с учителем выдвинуть проблему, поставить цель

II.

Создать

мотивы

к

обучению:

стихи,

музыка,

слово,

наглядность,

видеосюжет, эксперимент, творческое задание.

III. Ученики, приняв цели, определяют учебные задачи

совместное планирование

анализ знаний (из опыта), выбор способа познания

выбор формы проведения урока (технологии)

выбор раздаточного материала (таблицы, рисунки, схемы, карты)

IV. Процесс усвоения знаний (работа в группах, индивидуальная работа,

работа в парах)

V. Подготовка планов решения проблемы (в виде схем, диаграмм, таблиц,

рассказа – по выбору)

VI. Оформление и предоставление результатов работы коллективу

VII. Совместный анализ, единый план и постановка новой проблемы

VIII. Рефлексия – эмоциональное, интеллектуальное осмысление своей

деятельности.

Эффективность обучения будет зависеть от познавательной активности

учеников,

от

веры

в

успех

и

в

свои

силы,

от

интереса

к

предмету,

от

вдохновения. Задача учителя: научить школьников слышать, замечать, видеть

вокруг прекрасное, уметь сопереживать и охранять природу. Поэтому, выбираю

любую

технологию

проведения

предмета

биологии,

главное,

что

должен

учитель

это

уметь

создать

атмосферу

в

коллективе,

которая

поможет

возникновению учения для каждого ученика.

Но

выявлять

эстетические

свойства

природы

не

так-то

просто

для

школьника.

Для

познания

этого

чувства

не

обходимо

уметь

мыслить

абстрактно,

логически,

чувственно.

Все

эти

умения

помогут

научиться

оценивать

и

ценить

красоту

форм

растений,

грациозность

животных,

контрасты света и цвета, симметрию явлений природы, гармонию звуков и

шумов, свойства пространства и времени. Именно поэтому, учитель должен

уметь

вовлечь

детей

в

наблюдения

за

свойствами

ландшафтов

и

законов

природы, уметь организовывать игры и упражнения, которые будут развивать

слуховое и зрительное восприятие, уметь научить анализировать и обобщать

впечатления, оценки, чувства.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что эстетическое воспитание в

современном

мире

актуально

и

формировать

умения

«видеть

прекрасное»

необходимо на уроках, в том числе и биологии. Деятельность учителя биологии

по

воспитанию

эстетических

качеств

должна

осуществляться

во

взаимодействии

с

нравственным,

трудовым,

умственным,

физическим

воспитанием каждого школьника. Поэтому, какую бы технологию не выбрал

учитель

биологии,

он

должен

создать

такую

атмосферу,

которая

будет

мотивировать ребенка учиться, и добиваться новых знаний, подходя творчески

к проблемам.

Список литературы.

1.

Верб

Э.А.

Эстетическая

культура

личности

школьника

как

педагогическая проблема: Автореф. Дис. … д-ра пед.наук. – СПб.:

РГПУ им. А.И. Герцена, 1997.

2.

Гончаров

И.Ф.

Действительность

и

искусство

в

эстетическом

воспитании школьников. – М.: Просвещение, 1978.

3.

Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами

искусства и действительности. – М.: Педагогика, 1986.

4.

Киященко Н.И. Теория эстетического воспитания /Отв.ред. Н.И.

Киященко, Н.Л. Лейзеров. – М.: Искусство,1979.

5.

Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности

как фактор развития школьников. – М. : Наука, 1997.

6.

Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы

теории и методики / Под ред. М.Д. Таборидзе. – М.: Педагогика,

1988.

7.

Фромм Э. Искусство любви. – Минск: Университетское, 1990.

8.

Эстетическое

сознание

и

художественная

культура:

проблемы

взаимодействия. – Киев, 1983.



В раздел образования