Напоминание

Развитие физических качеств футболистов 12-13 лет методом круговой тренировки.


Автор: Хитев Георгий Константинович
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ФГБОУ ВДЦ "Орлёнок"
Населённый пункт: п. Новомихайловский, Краснодарский край.
Наименование материала: Научная статья
Тема: Развитие физических качеств футболистов 12-13 лет методом круговой тренировки.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие физических качеств футболистов 12-13 лет

методом круговой тренировки.

Игра в футбол требует проявления всех физических качеств человека: игроки

должны проявлять их при выполнении движений с мячом и без мяча (ударов, стартов,

прыжков, толчков и др.) в очень короткие отрезки времени.

Формы тренировок из других видов спорта нельзя слепо копировать и тренировать

футболиста так же, как, например, легкоатлета или штангиста. Научные рекомендации

должны применяться лишь в их футбольной интерпретации. Так, специальные методы

тренировки,

направленные

на

развитие

физических

качеств,

такие

как

интервальные

тренировки и постоянные нагрузки, при всей их специфичности могут сочетаться с

техническими

и

тактическими

занятиями,

приближенными

к

игровой

обстановке.

Монотонные

занятия

снижают

внутреннюю

активность

и

радость

и

противоречат

специфическим требованиям игры.

Прыжок в борьбе за верховой мяч; мощный удар головой; сила удара и сила

опорной ноги; сила рук, когда им приходится пружинить, принимая вес тела после удара

головой в падении, – вот лишь некоторые основные моменты применения физических

качеств

в

футболе.

Кроме

того,

в

футболе

постоянно

возрастает

значение

силового

единоборства и, таким образом, атлетическая подготовка футболисту крайне необходима.

Данная работа актуальна, потому что в ней рассматривается проблема развития

физических качеств у футболистов 12-13 лет, что необходимо для достижения высоких

спортивных результатов.

Целью данной работы явилось выявление эффективности содержания занятий для

развития

физических

качеств

у

юных

футболистов

12-13

лет

методом

круговой

тренировки.

Гипотеза – предполагает, что применение метода круговой тренировки повысит

уровень развития физических качеств у футболистов 12-13 лет.

Круговой метод (тренировка) – это организационно-методическая форма работы,

предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного

комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты,

выносливости

и,

в

особенности,

их

комплексных

форм

силовой

выносливости,

скоростной выносливости и скоростной силы. Задача круговой тренировки – достичь

высокой работоспособности организма путем тренировки нервно-мышечного аппарата,

кардиореспираторной и других систем в регулярном чередовании. Строгое выполнение

конкретных упражнений, определенным образом подобранных и сконцентрированных в

заданном

времени,

обеспечивает

быстрое

развитие

двигательных

качеств

в

короткое

время. Основной принцип круговой тренировки заключается в том, что она не сводится к

какому-либо

частному

методу,

а

является

организационно-методической

формой,

включающей в себя ряд частных методов использования физических упражнений. В

круговой

тренировке

футболисты

разбиты

на

небольшие

группы

(на

3–6

человек),

занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к

снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив

выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому,

таким образом, замыкая круг. Название такой тренировки – «круговая» – условное. [5, с.

26]

Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

1. По методу длительного непрерывного упражнения. Занятия проводятся без перерывов и

складываются из одного, двух или трех прохождений круга. Применяются в основном для

развития общей и силовой выносливости.

2.

По

методу

экстенсивного

интервального

упражнения.

Применяется

для

совершенствования

общей,

скоростной

и

силовой

выносливости,

скоростно-силовых

качеств.

3.

По

методу

интенсивного

интервального

упражнения.

Он

рассчитан

на

совершенствование

скоростной

силы,

максимальной

силы,

скоростной

и

силовой

выносливости.

4.

По

методу

повторного

упражнения.

Его

предлагается

использовать

для

развития

максимальной силы, скоростной выносливости, ловкости и гибкости. [3, с. 126]

Для проведения круговой тренировки заранее:

– составляется комплекс упражнений;

– определяют места, на которых будут выполняться упражнения («станции»);

на

первом

занятии

проводят

испытания

на

максимальный

тест

(МТ)

по

каждому

упражнению при условии их правильного выполнения;

– устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию;

на

последнем

занятии

рекомендуется

проверить

максимальный

тест

по

каждому

упражнению и сравнить полученные результаты с исходными.

Средства

для

круговой

тренировки

могут

быть

самые

разнообразные:

общеразвивающие упражнения и специальные, обычно технически несложные. Они могут

быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач

занятия,

двигательных

возможностей

индивида

и

с

учетом

переноса

физических

способностей и двигательных навыков.

В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеется

не более 10–12 упражнений, в комплексе со специальной направленностью – не более 6–8.

Упражнения

могут

выполняться

на

спортивных

снарядах

или

с

использованием

спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга, резиновые

амортизаторы, блочные устройства). Для более четкой организации занятий целесообразно

отметить номера «станций» и направление переходов мелом по полу или еще лучше

поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером и графическим

изображением упражнения.

Несмотря

на

все

положительные

стороны

круговой

тренировки,

ее

нельзя

рассматривать как универсальный метод, способный заменить все другие. Она должна

применяться

с

другими

организационно-методическими

формами,

в

том

числе

и

в

отдельных занятиях, занимая в этом случае часть времени (30–35 мин).

В

круговой

тренировке,

как

правило,

используются

6–12

станций

с

определенными

упражнениями на каждой из них, на которых футболисты последовательно выполняют

предложенную работу. [20, с. 140]

До начала круговой тренировки следует провести разминку. Инвентарь должен

быть заранее расставлен по станциям. Тренер должен вместе с футболистами пройти по

всем станциям и показать все упражнения. Количество групп соответствует количеству

станций.

При

игровых

упражнениях

можно

объединить

группы.

Нецелесообразно

в

каждой

круговой

тренировке

предлагать

совершенно

новые

комплексы

упражнений,

поскольку значительное время будет уходить на их освоение и существенно снизится

эффективность

воздействия

этих

упражнений

на

организм.

Освоение

упражнений

и

порядок прохождения станций происходит через одно-два занятия, и дальше тренировки

проходят на хорошем уровне.

Для

развития

физических

качеств

у

футболистов

12-13

лет

целесообразно

использовать метод круговой тренировки, который обеспечивает комплексное воздействие

на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются

таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц.

Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их

выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраст,

пола и подготовленности занимающихся.

Пример комплекса упражнений, направленных на развитие физических качеств с

использованием кругового метода, для футболистов 12-13 лет:

1. Подготовительная часть.

1) Построение.

2)

Физическая

подготовка:

ходьба

спортивная,

ходьба

различными

способами

(приставным и окрестным шагом, на носках, л/а ходьба с высоким поднятием бедра). Бег

по кругу, змейкой, по прямой, с преодолением препятствий, СБУ, ОРУ.

2. Основная часть.

Тренировочные задания состоят из упражнений на 10 «станциях», выполняемых в

предельном темпе, время работы – 10–15с, отдыха – 45с.

Комплекс 1.

1 «станция» – исходное положение: выпад правой вперед – прыжки со сменой ног;

2 «станция» – сгибание – разгибание рук в упоре лежа;

3 «станция» – бег на месте, преодолевая сопротивление партнера;

4 «станция» – броски набивного мяча (5 кг) стену (расстояние 2 м) двумя руками из-за

головы;

5 «станция» – выпрыгивание вверх из глубокого приседа;

6 «станция» – бег вокруг конуса (3 оборота) с последующим ударом головой по летящему

мячу;

7 «станция» – ловля теннисных мячей;

8 «станция» – прыжки толчком двух ног через барьеры (высота – 45 см);

9 «станция» – в исходном положении лежа на коврике, одновременное поднятие рук и ног

с последующим «прогибанием» в позвоночном столбе;

10

«станция»

прыжки

боком

через

гимнастическую

скамейку

толчком

двух

ног

с

продвижением вперед;

Выводы

1.

Изучен теоретический материал, на основе которого были составлены комплексы

упражнений

для

развития

физических

качеств

юных

футболистов

с

учетом

возрастных и физиологических особенностей;

2.

Все комплексы прошли успешную апробацию во время занятий детей в спортивной

секции по мини-футболу на базе ВДЦ «Орлёнок». Динамика успешности развития

физических качеств была проверена путем тестирования;

3.

В дальнейшем данные комплексы будут скорректированы для занятий с детьми

других возрастов на территории ВДЦ «Орлёнок».

Список литературы

1. Безруких, Н.А. Возрастная физиология/ Н.А. Безруких, В.Д. Фарбер. – М.: Издательский

центр «Академия», 1994. – 128 с.

2. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов/ М.А. Годик. – М.: Олимпия, 2006. –

221 с.

3. Голомазов, С.В. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства/

С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 187 с.

4. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств/ И.А. Гуревич. –

Минск: Образование, 2005. – 236 с.

5. Бишопс, К. Единоборство в футболе/ К. Бишопс, Х. Герардс. – М.: Терра-спорт, 2003. –

167 с.

6. Джармен, Д. Футбол для юных/ Д. Джармен. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 59 с.

7. Жуков, М.А. Подвижные игры/ М.А. Жуков. – М.: Физическая культура и спорт, 2000. –

247 с.

8. Ильин, Е.П. Психология спорта/ Е.П. Ильина. – СПб: Питер, 2008. – 128 с.

9. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания/ Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 200. – 176

с.

10.

Люкшинов,

Н.М.

Искусство

подготовки

высококлассных

футболистов/

Н.М.

Люкшинов. – М.: Советский спорт, 2006. – 420 с.

11. Коробейник, А.В. Футбол. Самоучитель игры./ А.В. Коробейник. – Ростов-на-Дону:

Феникс, 2000. – 319 с.

12. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Первый этап (8–10 лет)/

А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. – 110 с.

13. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Второй этап (11–12 лет)/

А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. – 140 с.

14. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Третий этап (13–15 лет)/

А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. – 204 с.

15. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Четвертый этап (16–17

лет)/ А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. –166 с.

16. Кук, М. 101 упражнение для юных футболистов/ М. Кук. – М.: Астрель, 2003. -127 с.

17.

Лисенчук,

Г.А.

Управление

подготовкой

футболистов/

Г.А.

Лисенчук.

Киев:

Олимпийская литература, 2003. – 271 с.

18. Лясковский, К.П. Техника ударов/ К.П. Лясковский. – М.: Физическая культура и спорт,

2005. – 61 с.

19. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов/ Г.В. Монаков. – М.: Советский спорт, 2005. –

285 с.

20. Мукиан, М. Все о тренировке юного футболиста/ М. Мукиан, Д. Дьюрст. – М.:

Астрель, 2007. – 234 с.

21. Куватов, С.А. Активный отдых на свежем воздухе/ С.А. Куватов. – М.: Олимпия, 2006,

– 127 с.

22.

Ланда,

Б.Х.

Методика

комлексной

оценки

физического

развития

и

физической

подготовленности/ Б.Х. Ланда. – М.: Физическая культура и спорт, 2004. – 234 с.

23. Лозовая, Г.В. Общая и возрастная психология/ Г.В. Лозовая, А.Н. Николаева. – М.:

Издательский центр «Академия», 2001. – 123 с.

24. Матвеев, Л.Г. Общая теория спорта/ Л.Г. Матвеев. – М.: Физическая культура и спорт,

1982. -124 с.

25.

Осташев,

П.В.

Прогнозирование

способностей

футболиста/

П.В.

Осташев.

М.:

Физическая культура и спорт, 1982. – 96 с.

26. Петухов, А.В. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства

юных футболистов/ А.В. Петухов. – М.: Советский спорт, 2006. – 230 с.

27. Плон, Б. Новая школа в футбольной тренировке/ Б. Плон. – М.: Олимпия, 2008. – 239 с.

28. Санин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков/ М.Р. Санин, З.Г. Брыскина. –

М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 145 с.

29. Теория и методика физической культуры: учебник/ под ред. Ю.М. Курамшина. – М.:

ФАИР, 2007. – 463 с.

Тюленьков, С.Ю. Футбол в зале: система подготовки/ С.Ю. Тюленьков, А.А. Федоров. –

М.: Терра спорт, 2000. – 134 с.

30. Футбол. Правила игры/ под ред. В. Радионова. – М.: Терра спорт, 2004. – 71 с.

31. Футбол: учебник. Для институтов физической культуры/ под ред. П.Н. Казакова. – М.:

Физическая культура и спорт», 1978. – с. 255.

32. Футбол: учебник. Для институтов физической культуры/ под ред. М.С. Полишкиса. –

М.: Физкультура, образование и наука, 1999. – 247 с.

33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов,

В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 478 с.

34. Швыков, И.А. Спорт в школе. Футбол/ И.А. Швыков. – М.: Терра спорт, 2002. – 141



В раздел образования