Автор: Хитев Георгий Константинович
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ФГБОУ ВДЦ "Орлёнок"
Населённый пункт: п. Новомихайловский, Краснодарский край.
Наименование материала: Научная статья
Тема: Развитие физических качеств футболистов 12-13 лет методом круговой тренировки.
Раздел: дополнительное образование
Развитие физических качеств футболистов 12-13 лет
методом круговой тренировки.
Игра в футбол требует проявления всех физических качеств человека: игроки
должны проявлять их при выполнении движений с мячом и без мяча (ударов, стартов,
прыжков, толчков и др.) в очень короткие отрезки времени.
Формы тренировок из других видов спорта нельзя слепо копировать и тренировать
футболиста так же, как, например, легкоатлета или штангиста. Научные рекомендации
должны применяться лишь в их футбольной интерпретации. Так, специальные методы
тренировки,
направленные
на
развитие
физических
качеств,
такие
как
интервальные
тренировки и постоянные нагрузки, при всей их специфичности могут сочетаться с
техническими
и
тактическими
занятиями,
приближенными
к
игровой
обстановке.
Монотонные
занятия
снижают
внутреннюю
активность
и
радость
и
противоречат
специфическим требованиям игры.
Прыжок в борьбе за верховой мяч; мощный удар головой; сила удара и сила
опорной ноги; сила рук, когда им приходится пружинить, принимая вес тела после удара
головой в падении, – вот лишь некоторые основные моменты применения физических
качеств
в
футболе.
Кроме
того,
в
футболе
постоянно
возрастает
значение
силового
единоборства и, таким образом, атлетическая подготовка футболисту крайне необходима.
Данная работа актуальна, потому что в ней рассматривается проблема развития
физических качеств у футболистов 12-13 лет, что необходимо для достижения высоких
спортивных результатов.
Целью данной работы явилось выявление эффективности содержания занятий для
развития
физических
качеств
у
юных
футболистов
12-13
лет
методом
круговой
тренировки.
Гипотеза – предполагает, что применение метода круговой тренировки повысит
уровень развития физических качеств у футболистов 12-13 лет.
Круговой метод (тренировка) – это организационно-методическая форма работы,
предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного
комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты,
выносливости
и,
в
особенности,
их
комплексных
форм
–
силовой
выносливости,
скоростной выносливости и скоростной силы. Задача круговой тренировки – достичь
высокой работоспособности организма путем тренировки нервно-мышечного аппарата,
кардиореспираторной и других систем в регулярном чередовании. Строгое выполнение
конкретных упражнений, определенным образом подобранных и сконцентрированных в
заданном
времени,
обеспечивает
быстрое
развитие
двигательных
качеств
в
короткое
время. Основной принцип круговой тренировки заключается в том, что она не сводится к
какому-либо
частному
методу,
а
является
организационно-методической
формой,
включающей в себя ряд частных методов использования физических упражнений. В
круговой
тренировке
футболисты
разбиты
на
небольшие
группы
(на
3–6
человек),
занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к
снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив
выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому,
таким образом, замыкая круг. Название такой тренировки – «круговая» – условное. [5, с.
26]
Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:
1. По методу длительного непрерывного упражнения. Занятия проводятся без перерывов и
складываются из одного, двух или трех прохождений круга. Применяются в основном для
развития общей и силовой выносливости.
2.
По
методу
экстенсивного
интервального
упражнения.
Применяется
для
совершенствования
общей,
скоростной
и
силовой
выносливости,
скоростно-силовых
качеств.
3.
По
методу
интенсивного
интервального
упражнения.
Он
рассчитан
на
совершенствование
скоростной
силы,
максимальной
силы,
скоростной
и
силовой
выносливости.
4.
По
методу
повторного
упражнения.
Его
предлагается
использовать
для
развития
максимальной силы, скоростной выносливости, ловкости и гибкости. [3, с. 126]
Для проведения круговой тренировки заранее:
– составляется комплекс упражнений;
– определяют места, на которых будут выполняться упражнения («станции»);
–
на
первом
занятии
проводят
испытания
на
максимальный
тест
(МТ)
по
каждому
упражнению при условии их правильного выполнения;
– устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию;
–
на
последнем
занятии
рекомендуется
проверить
максимальный
тест
по
каждому
упражнению и сравнить полученные результаты с исходными.
Средства
для
круговой
тренировки
могут
быть
самые
разнообразные:
общеразвивающие упражнения и специальные, обычно технически несложные. Они могут
быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач
занятия,
двигательных
возможностей
индивида
и
с
учетом
переноса
физических
способностей и двигательных навыков.
В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеется
не более 10–12 упражнений, в комплексе со специальной направленностью – не более 6–8.
Упражнения
могут
выполняться
на
спортивных
снарядах
или
с
использованием
спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга, резиновые
амортизаторы, блочные устройства). Для более четкой организации занятий целесообразно
отметить номера «станций» и направление переходов мелом по полу или еще лучше
поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером и графическим
изображением упражнения.
Несмотря
на
все
положительные
стороны
круговой
тренировки,
ее
нельзя
рассматривать как универсальный метод, способный заменить все другие. Она должна
применяться
с
другими
организационно-методическими
формами,
в
том
числе
и
в
отдельных занятиях, занимая в этом случае часть времени (30–35 мин).
В
круговой
тренировке,
как
правило,
используются
6–12
станций
с
определенными
упражнениями на каждой из них, на которых футболисты последовательно выполняют
предложенную работу. [20, с. 140]
До начала круговой тренировки следует провести разминку. Инвентарь должен
быть заранее расставлен по станциям. Тренер должен вместе с футболистами пройти по
всем станциям и показать все упражнения. Количество групп соответствует количеству
станций.
При
игровых
упражнениях
можно
объединить
группы.
Нецелесообразно
в
каждой
круговой
тренировке
предлагать
совершенно
новые
комплексы
упражнений,
поскольку значительное время будет уходить на их освоение и существенно снизится
эффективность
воздействия
этих
упражнений
на
организм.
Освоение
упражнений
и
порядок прохождения станций происходит через одно-два занятия, и дальше тренировки
проходят на хорошем уровне.
Для
развития
физических
качеств
у
футболистов
12-13
лет
целесообразно
использовать метод круговой тренировки, который обеспечивает комплексное воздействие
на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются
таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц.
Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их
выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраст,
пола и подготовленности занимающихся.
Пример комплекса упражнений, направленных на развитие физических качеств с
использованием кругового метода, для футболистов 12-13 лет:
1. Подготовительная часть.
1) Построение.
2)
Физическая
подготовка:
ходьба
спортивная,
ходьба
различными
способами
(приставным и окрестным шагом, на носках, л/а ходьба с высоким поднятием бедра). Бег
по кругу, змейкой, по прямой, с преодолением препятствий, СБУ, ОРУ.
2. Основная часть.
Тренировочные задания состоят из упражнений на 10 «станциях», выполняемых в
предельном темпе, время работы – 10–15с, отдыха – 45с.
Комплекс 1.
1 «станция» – исходное положение: выпад правой вперед – прыжки со сменой ног;
2 «станция» – сгибание – разгибание рук в упоре лежа;
3 «станция» – бег на месте, преодолевая сопротивление партнера;
4 «станция» – броски набивного мяча (5 кг) стену (расстояние 2 м) двумя руками из-за
головы;
5 «станция» – выпрыгивание вверх из глубокого приседа;
6 «станция» – бег вокруг конуса (3 оборота) с последующим ударом головой по летящему
мячу;
7 «станция» – ловля теннисных мячей;
8 «станция» – прыжки толчком двух ног через барьеры (высота – 45 см);
9 «станция» – в исходном положении лежа на коврике, одновременное поднятие рук и ног
с последующим «прогибанием» в позвоночном столбе;
10
«станция»
–
прыжки
боком
через
гимнастическую
скамейку
толчком
двух
ног
с
продвижением вперед;
Выводы
1.
Изучен теоретический материал, на основе которого были составлены комплексы
упражнений
для
развития
физических
качеств
юных
футболистов
с
учетом
возрастных и физиологических особенностей;
2.
Все комплексы прошли успешную апробацию во время занятий детей в спортивной
секции по мини-футболу на базе ВДЦ «Орлёнок». Динамика успешности развития
физических качеств была проверена путем тестирования;
3.
В дальнейшем данные комплексы будут скорректированы для занятий с детьми
других возрастов на территории ВДЦ «Орлёнок».
Список литературы
1. Безруких, Н.А. Возрастная физиология/ Н.А. Безруких, В.Д. Фарбер. – М.: Издательский
центр «Академия», 1994. – 128 с.
2. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов/ М.А. Годик. – М.: Олимпия, 2006. –
221 с.
3. Голомазов, С.В. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства/
С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 187 с.
4. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств/ И.А. Гуревич. –
Минск: Образование, 2005. – 236 с.
5. Бишопс, К. Единоборство в футболе/ К. Бишопс, Х. Герардс. – М.: Терра-спорт, 2003. –
167 с.
6. Джармен, Д. Футбол для юных/ Д. Джармен. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 59 с.
7. Жуков, М.А. Подвижные игры/ М.А. Жуков. – М.: Физическая культура и спорт, 2000. –
247 с.
8. Ильин, Е.П. Психология спорта/ Е.П. Ильина. – СПб: Питер, 2008. – 128 с.
9. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания/ Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 200. – 176
с.
10.
Люкшинов,
Н.М.
Искусство
подготовки
высококлассных
футболистов/
Н.М.
Люкшинов. – М.: Советский спорт, 2006. – 420 с.
11. Коробейник, А.В. Футбол. Самоучитель игры./ А.В. Коробейник. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2000. – 319 с.
12. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Первый этап (8–10 лет)/
А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. – 110 с.
13. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Второй этап (11–12 лет)/
А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. – 140 с.
14. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Третий этап (13–15 лет)/
А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. – 204 с.
15. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Четвертый этап (16–17
лет)/ А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. –166 с.
16. Кук, М. 101 упражнение для юных футболистов/ М. Кук. – М.: Астрель, 2003. -127 с.
17.
Лисенчук,
Г.А.
Управление
подготовкой
футболистов/
Г.А.
Лисенчук.
–
Киев:
Олимпийская литература, 2003. – 271 с.
18. Лясковский, К.П. Техника ударов/ К.П. Лясковский. – М.: Физическая культура и спорт,
2005. – 61 с.
19. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов/ Г.В. Монаков. – М.: Советский спорт, 2005. –
285 с.
20. Мукиан, М. Все о тренировке юного футболиста/ М. Мукиан, Д. Дьюрст. – М.:
Астрель, 2007. – 234 с.
21. Куватов, С.А. Активный отдых на свежем воздухе/ С.А. Куватов. – М.: Олимпия, 2006,
– 127 с.
22.
Ланда,
Б.Х.
Методика
комлексной
оценки
физического
развития
и
физической
подготовленности/ Б.Х. Ланда. – М.: Физическая культура и спорт, 2004. – 234 с.
23. Лозовая, Г.В. Общая и возрастная психология/ Г.В. Лозовая, А.Н. Николаева. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001. – 123 с.
24. Матвеев, Л.Г. Общая теория спорта/ Л.Г. Матвеев. – М.: Физическая культура и спорт,
1982. -124 с.
25.
Осташев,
П.В.
Прогнозирование
способностей
футболиста/
П.В.
Осташев.
–
М.:
Физическая культура и спорт, 1982. – 96 с.
26. Петухов, А.В. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства
юных футболистов/ А.В. Петухов. – М.: Советский спорт, 2006. – 230 с.
27. Плон, Б. Новая школа в футбольной тренировке/ Б. Плон. – М.: Олимпия, 2008. – 239 с.
28. Санин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков/ М.Р. Санин, З.Г. Брыскина. –
М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 145 с.
29. Теория и методика физической культуры: учебник/ под ред. Ю.М. Курамшина. – М.:
ФАИР, 2007. – 463 с.
Тюленьков, С.Ю. Футбол в зале: система подготовки/ С.Ю. Тюленьков, А.А. Федоров. –
М.: Терра спорт, 2000. – 134 с.
30. Футбол. Правила игры/ под ред. В. Радионова. – М.: Терра спорт, 2004. – 71 с.
31. Футбол: учебник. Для институтов физической культуры/ под ред. П.Н. Казакова. – М.:
Физическая культура и спорт», 1978. – с. 255.
32. Футбол: учебник. Для институтов физической культуры/ под ред. М.С. Полишкиса. –
М.: Физкультура, образование и наука, 1999. – 247 с.
33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов,
В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 478 с.
34. Швыков, И.А. Спорт в школе. Футбол/ И.А. Швыков. – М.: Терра спорт, 2002. – 141