Напоминание

Развитие личности ребенка на основе Военно-патриотического воспитания и формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ


Автор: Арсентьев Петр Васильевич
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: Ерыклинская ООШ
Населённый пункт: с.Ерыкла,Алексеевский район,Татарстан
Наименование материала: методический материал
Тема: Развитие личности ребенка на основе Военно-патриотического воспитания и формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ Ерыклинская средняя общеобразовательная школа

Алексеевского муниципального района

<Это настоящее мужское

дело-защищать Родину, семью,

любимую»

В.Путин

«Развитие личности ребенка на

основе военно-патриотического

воспитания и

формирования здорового образа

жизни на уроках ОБЖ»

Преподаватель-организатор

ОБЖ и ОВС высшей

категории Арсентьев П. В.

Введение

Наша Родина - Россия была, есть и остается одной из великих, богатых и сильных

государств мира, но, чтобы сохранить ее богатства, суверенитет и независимость,

нужна постоянная, надежная, порой вооруженная защита. Наше государство при

защите своих рубежей, свободы и независимости его народа всегда надеялась на

свой народ , его любовь к Родине. Мужество и героизм во все времена были и

остаются главными чертами и основными боевыми качествами российского

солдата, офицера и генерала.

В 90-е годы в условиях реформирования в Вооруженных Силах России

произошли коренные структурные и качественные изменения. Все это требует в

процессе изучения курса «Основы военной службы» емко и оперативно

информировать учащихся о происходящих изменениях с тем, чтобы выработать у

них высокие моральные качества и гордость за свою Родину.

Победа русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались

российской общественностью. В дооктябрьский период Русской Православной

Церковью были установлены , так называемые, «викториальные дни», в которых

совершались торжественные молебны и другие праздничные мероприятия. Это

были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавала дань

воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников.

И во теперь, возрождая одну из лучших российских военных традиций, 10

февраля 1995 года Государственная Дума приняла закон «О днях воинской славы

(победных днях) России».

Основная часть.

В одночасье, безусловно, невозможно решить задачу восстановления

исторической памяти народа. Процесс этот долгий и сложный. В Конституции

Российской Федерации говорится : «Защита Отечества является долгом и

обязанностью граждан Российской Федерации. Гражданин несет военную службу

в соответствии с федеральным законом (ст. 59)»

Наряду с Конституцией РФ существует еще целый ряд важнейших

государственных актов , определяющих правовые основы воинской службы. В

системе образования России уже сложились определенные направления и формы

патриотического воспитания учащихся. Сейчас требуется переосмысление задач

воспитания как первостепенного приоритета в образовании. Воспитание должно

стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а

необходимой органичной составляющей педагогической деятельности,

интегрированной в общий процесс обучения и развития.

-Разработаны основные направления, этапы и меры военно-

патриотического воспитания молодежи.

На первом этапе в 2001 -2003 гг. государство выступало как

инициатор и главная движущая сила реальных изменений в

образовании.

Второй этап , в 2004-2005гт. предстояло в полном масштабе

реализовать изложенные ранее меры. На данном этапе значительную более

важную роль в развитии образования должно было играть общество: предприятия,

семьи, местное самоуправление, общественные организации.

Основной формой подготовки молодежи к службе в Воор.

Силах является изучение курса ОБЖ. В связи с выходом федерального закона «О

воинской обязанности и военной службе» в программе данного курса для

учащихся 10-11 кл. вводится раздел «Основы военной службы». Совместным

приказом МО РФ и министра образования РФ от 3 мая 2001 года №203-1936

утверждена Инструкция «Об организации обучения граждан РФ начальным

знаниям в области обороны и их подготовки в области военной службы» .

Реализация приказа способствует повышению качества

подготовки молодежи к военной службе, улучшения работы по организации

военно-патриотического воспитания. В решении этих вопросов военно-

патриотическое воспитание молодежи осуществляется по следующим основным

направлениям:

Духовно-нравственное- осознание личностью высших

ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений

реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих

принципов, позиций в практической деятельности и поведения;

Историческое - осознание неповторимости Отечества, его

судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность деяниям предков и

исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Здесь

необходимо изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в

мировом историческом процессе, её защиты от внешних угроз, понимание

героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и

самостоятельность страны;

Политико-правовое - формирование глубокого понимания

конституционного и воинского долга, политических и правовых

событий в обществе и государстве, основных положений

концепции безопасности страны и ее военной доктрины;

Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных черт,

составляющих основу личности, формирующих ее гражданскую позицию и

потребность в достойном , самоотверженном служении Отечеству, готовность к

такому служению в специфических условиях военной или иной, связанной с ней

государственной службой;

Профессионально-деятельностное -формирование

добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со

служением Отечеству, стремление к активному проявлению

профессионально-трудовых качеств в интересах самореализации

личности, успешного выполнения служебных обязанностей и

поставленных задач;

Психологическое- воспитание у молодежи высокой психологической

устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач, умению

снять психологическую напряжённость, преодолеть стресс.

Все эти направления органически взаимосвязаны, объединены в процессе

практической деятельности, задачами, духовно-нравственными и

мировоззренческими основами военно-патриотического воспитания.

Совместно с уроками по ОБЖ и ОВС педагогический коллектив школы проводит

большую работу по военно-патриотическому воспитанию. На уроках литературы и

истории формируется признательность и сыновья благодарность тем героям,

которые защищали свою Родину. На формирование нравственного сознания

большое влияние оказывает использование материалов краеведческого музея. В

школе оформлены стенды «Наш совхоз», «Наша школа», «Они сражались за

Родину», под общим названием «Я люблю эту землю, родные края». Оформлены

материалы о ветеранах ВОВ. Ведь из деревни ушли на фронт 129 воинов-

защитников, и на полях боевых сражений сложили головы 89 человек.

Осуществляется переписка с военнослужащими, проходящими срочную службу в

рядах Российской армии.

Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию во внеклассной работе.

Воспитательное значение в патриотической работе имеет подготовка и проведение

смотра художественной самодеятельности. Но на основе военно-патриотического

воспитания сохранение

и укрепление здоровья подрастающего поколения является приоритетной задачей в

области образования. Реализация этого направления особенно важна сейчас в связи

с невысоким уровнем состояния здоровья населения России и, в особенности,

детей. В настоящее время очень актуальной стала задача обучения детей в школе

основам здорового образа жизни. Н.М. Амосов в книге «Раздумье о здоровье»

отмечает: «В большинстве болезней виноваты не природа, не общество, а только

сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда от неразумности.

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные.

Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно

почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере

старости и углубления болезней».

Исходя определения «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и

социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических

дефектов», можно сформулировать: «Здоровый образ жизни - это индивидуальная

система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и

социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной

и социальной) и активное долголетие».

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения

физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных

заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

При таком образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб

здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено.

Следовательно, жизненные силы организма в основном расходуются на

компенсацию того вреда, который человек наносит своим поведением. Таким

образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает

свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим

образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального

благополучия. Образ жизни - это одна из важнейших биосоциальных категорий,

охватывающая

Образ жизни - это одна из важнейших биосоциальных категорий, охватывающая

трудовую деятельность человека, быт, досуг, его материальные и духовные

потребности, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения. Образ

жизни - один из критериев общественного прогресса, это «лицо» человека.

Здоровый образ жизни - эта система поведения человека в процессе повседневной

жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические

качества .Реализация духовных и физических качеств достигается при проведении

занятий по ОБЖ по темам: «Охрана репродуктивного здоровья подростка»,

«Влияние вредных привычек на здоровье человека», «Факторы, влияющие на

здоровье человека», «Режим труда и отдыха» и др. А так же при проведении таких

мероприятий как «День защиты детей», военно-спортивная игра «Зарница»,

внеклассное мероприятие «А ну-ка, парни!», и при участии детей в военно-

спортивных лагерях. Все эти занятия и мероприятия способствуют выработки у

подростков стремления к здоровому образу жизни, физическому и духовному

развитию личности , потому что все это проводится на природе с физической

нагрузкой и способствует укреплению здоровья. Естественно, перестройка своего

поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно делаться с

удовольствием. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы

усилия не показались напрасными. Чтобы создаваемая система здорового образа

жизни имела привлекательность необходимо хорошо видеть конечную цель

усилий. Можно, перефразировав М.Т. Цицерона, конечную цель сформулировать

так: «Здоровый образ жизни - это система поведения человека для достижения

благополучия для себя, семьи и государства».

Сегодня государство проявляет повышенную заботу и внимание здоровью

подрастающего поколения. 11-12 ноября 2003 года в Москве прошла

Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровье и физическое

воспитание детей и подростков», организованная Министерством здравоохранения

РФ, министерством образования РФ, Государственным комитетом РФ по

физической культуре и спорту. Российской академией медицинских наук, НИИ

гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научным центром здоровья детей

РАМН. В мероприятии приняли участие представители 41 субъекта РФ, а так же

Украины и Белоруссии. Участники конференции признали то, что в настоящее

время настала острая необходимость объединить усилия органов образования,

здравоохранения, средств СМИ для формирования у школьников устойчивого

мировоззрения, здорового образа жизни. Забота о здоровье детей должна стать

главной задачей, а школьные предметы ОБЖ и физкультура одними из важнейших

дисциплин в школе. Участники конференции обменялись опытом организации

физической подготовки и ОБЖ, обозначили проблемы, мешающие этому процессу.

Конференция была признана ее участниками уникальной, т.к. на ней произошло

единение трёх ведомств -Министерства здравоохранения, Министерства

образования и Госкомспорта России.

ОБЖ и ОВС – школьный предмет,

воспитывающий патриотизм, обучающий

морально-психологическому и физическому

здоровью учащихся.

Десятилетия существует в школе предмет ОБЖ. На смену расхожему восприятию

этой

дисциплины

постепенно

приходит

новое

понимание

проблемы.

Мы

заговорили об угрозах планетарного масштаба, о национальной безопасности с

точки зрения жизнеспособности наций и стран как об условии, обеспечивающем

полноценное развитие общества и всех его граждан, суверенитет государства,

защиту

его

стратегических

интересов

в

ситуации

«вызова XXI

века».

К

сожалению,

Россия,

по

показателям

жизнеспособности

занимает

одно

из

последних

мест

в

мире,

поэтому

необходимо

обучать

общество

культуре

выживания. И основная роль в этом процессе принадлежит школе.

Накануне XXI века человечество входит в период грандиозных социальных,

технических

и

культурных

проблем,

называемых

учеными

глобальной

революцией.

На

смену

первым

двум

«волнам

цивилизации»

-

аграрной

и

индустриальной

-

приходит

«третья

волна»

-

постиндустриальная.

Она

характеризуется тем, что созданные человеком технологии достигли мощности,

сопоставимой с мощностью геологических процессов; человечество вышло в

космос,

информационно

и

экономически

интегрируется.

Но

самая

важная

характеристика постиндустриальной - эпохи заключается в том, что возникла

необходимость

обеспечить

безопасность

человека

от

его

собственной

жизнедеятельности.

Жизнедеятельность

человека

индустриальной

эпохи

обусловила

появление

небывалых

ранее

глобальных

проблем.

Эти

проблемы

связаны

с

угрозами

экологической

катастрофы

из-за

демографического

взрыва

и

техногенной деградации природной среды, из-за применения ядерного и другого

оружия

массового

поражения

в

междоусобной

борьбе

народов

за

ресурсы

и

выживание в условиях достижения цивилизацией «пределов роста».

Ситуация на планете изменяется все стремительнее. Если первые

«волны

цивилизации»

занимали

тысячелетия

(аграрная)

и

столетия

(индустриальная), то временные характеристики «третьей волны» определяются

десятилетиями, то есть периодом жизни двух-трех поколений людей.

На фоне глобальных проблем новое звучание приобрели проблемы

безопасности

отдельных

народов

и

стран

-

проблемы

национальной

безопасности.Свидетельство тому – события в Украине.

Переход

к

устойчивому

развитию,

рассматриваемому

мировым

сообществом

как

возможное

решение

глобальных

проблем,

связан

с

существенными

ограничениями

жизнедеятельности

людей.

Встаёт

вопрос

о

распределении этих ограничений между народами, о способах их реализации, о

выживании отдельных наций в условиях ограничения. Проблемы национальной

безопасности включают в себя широкий спектр аспектов: военный, политический,

информационный, экономический, экологический, демографический и др.

Обеспечение безопасности человеческих сообществ в

глобальном и национальном масштабах касается каждого и требует разумных

общих действий.

Чтобы реализовать собственный потенциал и достичь

благополучия, человеку необходимо заботится об индивидуальной безопасности:

вести

здоровый

образ

жизни,

уметь

ориентироваться

в

опасных

ситуациях,

защищать

себя

и

близких

в

сложившихся

обстоятельствах.

Однако,

научные

прогнозы свидетельствуют, что в ХХ1 веке в условиях кризисов общества этого

недостаточно

для

выживания.

Переход

к

устойчивому

развитию

требует

так

изменить целевые установки действия каждого в отдельности и всех вместе,

чтобы первым личным интересом стали не индивидуальная безопасность, не

успех, измеряемый материальным уровнем жизни, а совместная безопасность

личности и общества в широком смысле – от семьи до всего человечества.

Чтобы

подготовить

граждан

к

адекватному

поведению

и

рациональным действиям в постоянно возникающих опасных и чрезвычайных

ситуациях,

был

создан

специальный

школьный

курс

«Основы

безопасности

жизнедеятельности».

Какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные,

процессы ни происходили в нашем обществе в переходный период, как бы не

складывались отношения между людьми разных поколений и социальных слоёв,

всегда остаётся актуальной проблема воспитания российской молодёжи. Решение

этой

задачи

возможно

лишь

при

условии

формирования

качественно

новой

системы

общественных

отношений,

создания

жизненной

среды,

объективно

стимулирующей

«…воспитание

личности

интеллектуально

активной,

высоконравственной,

разносторонне

профессионально

подготовленной

и

не

сомневающейся в самоценности своей жизни» (Шепель В.М., 1991).

Гражданственность, патриотизм - фундаментальные качества

личности,

которые формируются с младых лет. И воспитание людей неравнодушных к

судьбе Отечества не должно знать антрактов, перерывов, отпусков.

От советской еще совсем недавней эпохи нас отделяет около десятка

лет.

Но сколь огромна и устрашающа для российской государственности

перемена!

Давайте снимем розовые очки и посмотрим вокруг себя. В 90-х

годах

активно разрушался фундамент, на котором десятки лет строилось

патриотическое воспитание, разрушались ориентиры, на которые нацеливалась

молодежь. Появилось много фальсификаторов истории страны. Новое поколение

молодежи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. Слово

«патриот» стало чуть ли не ругательным, а слово «нравственность» произносится

с иронией. И как неизбежный результат - растут наркомания, пьянство и

детская преступность,

каждый

третий

призывник

не

годен

к

службе

по

состоянию здоровья, и большинство подростков просто не хотят служить в армии,

боятся ее, как тюрьмы.

Однако пока существует на Земле социальная несправедливость, в

общем спектре угроз сохраняются и угрозы военного характера, и говорить об

исчезновении

военной

деятельности

как

особой

человеческой

функции

преждевременно. Мир, к сожалению, не стал более предсказуем и безопасен.

Проблема

патриотического

воспитания

обретает

новые

характеристики

и

соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного

процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления

личности.

Патриотизм - не ругательное слово. Это зов наших предков. Многие

века русские воины уходили на бранные поля постоять за Отечество - за землю

отцов, за отчую честь. Под патриотизмом везде и всюду понимают любовь к

своей Родине, не к своему маленькому домику с забором, деревне, городу или

области, а ко всей стране. И моно с уверенностью сказать, что фундаментальные

основы этого понятия существуют в любой стране мира. Более того, как идея -

э т о необходимое условие существования любого государства. Вспомним,

например, как США, потерпев поражение во вьетнамской войне, оказались в

состоянии

с

серьёзного

морального

и

политического

кризиса.

Президент

Рейган вынужден был обратиться к патриотическим чувствам американцев.

Были приняты многочисленные программы, вложены большие средства в

модернизацию армии, привлечены лучшие пропагандистские силы, кино,

телевидение,

литература,

чтобы

показать

армейскую

службу

с

привлекательной

стороны,

вызвать

у

молодых

людей

желание

стать

военными,

поднять

престиж

людей,

желающих

стать

военными,

поднять

престиж армии. Американцы во многом использовали тогда наш советский

опыт военно-патриотического воспитания.

В патриотизме народа – сила государства, и это хорошо знают

на ши

пр от ив ник и.

Ге р о ика

на р ода

Ро с с ии

дол ж на

а к т и в н о

пропагандироваться независимо от того, при каком государственном строе

она

проявлялась

при

первобытно-общинном,

ф е од а л ь н о м ,

капиталистическом

или

социалистическом.

Мы

не

добьёмся

успеха

в

воспитании молодёжи, если не будем создавать молодёжные организации. И

ставку

надо

делать

не

на

одиночек-энтузиастов,

а

на

систему

воспитательную.

Сегодня возрождается в российском обществе чувство истинного

патриотизма как духовно-нравственная и социальная ценность, формируется

в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества,

которые

он

сможет

проявить

в

созидательном

процессе

и

в

тех

видах

деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей,

Политические

и

экономические

процессы,

происходящие

в

обществе,

негативные

стороны

современных

социальных

явлений

существенно отразились на жизни детей, подростков и молодёжи в районе и

Татарстане

в

целом.

Опрос

проводимый

мною

в

2002

году

среди

старшеклассников, показал, что каждый третий пойдёт служить без желания;

четвёртая часть опрошенных считает себя непригодным к службе в армии;

около

половины

считают

себя

не

готовыми

к

ней.

Сейчас

ситуация

изменяется в лучшую сторону. Тестирование, проведенное мною в 2014 году,

показало – 90 % желают служить в армии. Увеличилось число ребят, которые

после

армии

остаются

на

контрактную

службу.

На

вопрос,

заданный

девушкам 9 -11 классов: «Хотели бы вы, чтобы ваш брат или будущий муж

служили в армии», - 100% ответили «Да»

Особые

опасения

вызывают

состояние

здоровья

и

рост

преступности

среди

молодёжи.

У

юношей

призывного

возраста

прогрессируют

сердечно-сосудистые

заболевания,

болезни

желудочно-

кишечного тракта, психические расстройства, дефицит массы тела.

Вдумайтесь: практически здоровых молодых людей – единицы…

К сожалению, в процессе «демократизации» общества прочная база

для военно-патриотического воспитания и физического совершенствования

россиян была утрачена.

В далекие семидесятые, как я уже отмечал, дух патриотизма в

нашем обществе был довольно высок. Служба в армии была престижной. Еще

свежи были воспоминания о самой кровопролитной войне в истории человечества,

живы были миллионы солдат той войны, проявивших на ее фронтах чудеса

мужества, отваги, кровью и самой жизнью доказывавших свою любовь к Родине.

У

России

масса

недругов,

вынашивавших

агрессивные

планы.

Сегодня

ситуация вокруг России, в связи с событиями в Украине, ухудшается. Идет

возврат к «холодной войне»

Тогда

в

формировании

патриотических

чувств

у

населения

активно участвовали средства массовой информации, литературы, кино. В

немалой степени именно они пробуждали в душах молодых людей святые

чувства. Армейская служба искренне считалась всеми священным долгом и

почетной

обязанностью

каждого

молодого

человека.

Девчонки

с

особым

расположением относились к ребятам, посвящающим жизнь служению Родине.

Те юноши, которые по какой-то причине не имели возможности пройти школу

армейской службы, стыдились этого и очень переживали. Отслужив в армии,

юноша гордился этим, считал себя в полной мере мужчиной - защитником.

Сегодня приверженность военной службе характерно далеко не

всем молодым людям. И все же находится немало ребят, которые уже в школе

выбирают профессию защитника Родины. Если судить по ситуации с подбором

кандидатов на учебу в вузы Министерства обороны, есть основания говорить о

наметившейся тенденции повышения престижа офицерской службы.

Большинство юношей старшеклассников отдают предпочтение службе

в Военно-Морском Флоте, в военной авиации, в десантных войсках.

Как я уже отмечал, патриотом называют человека, любящего свое

Отечество, радеющего о его благе, прославляющего его своими делами и

поступками,ставящего безопасность и процветание Родины даже выше своей

жизни.

Но патриот - это не обязательно человек в погонах, непременно

рискующий собой. Это представитель любой профессии, работающий на благо

страны, преумножать ее славу и богатство, не мыслящий себя вне ее.

Показателем

военного

патриотизма,

безусловно,

может

быть

отношение человека к обороноспособности страны, ее Вооруженным Силам,

готовность с оружием в руках, как говорится, не щадя живота своего отстаивать

интересы государства, своего народа. Не всегда это отношение

конкретного молодого человека отражает степень его военного патриотизма.

Уверен, что не всех юношей, из тех, кто пытается увильнуть от службы,

можно

упрекнуть

в отсутствии патриотизма. Часто они просто опасаются

различных негативных проявлений в армии, о которых были наслышаны и

которые иногда распространяются в чрезмерно искаженном виде.

Военно-патриотические чувства и качества гражданина, готового

защищать интересы Родины, закладываются и прививаются с раннего возраста.

Э то происходит в семье, у телевизора, при общении с хорошей книгой, под

влиянием рассказа умудренного жизнью человека. Формированию патриота,

будущего защитника Отечества способствовали книги знаменитых писателей,

великолепные художественные фильмы, многие публикации в прессе. А сколько

песен, стихотворений было посвящено героической истории нашей Родины! Знают

ли их сегодняшние школьники? Беседы с ними нередко просто удручают:

подростки не могут назвать даже пару имен прославивших страну и народ

полководцев, военачальников, понятия не имеют, кто такие Матросов, Гастелло,

Кожедуб, а с Чапаевым знакомы только по низкопробным анекдотам. Да и

откуда возьмутся эти знания, если, скажем, на изучение истории Второй мировой

войны учебным планом отводится 6 (!) часа.

А что же семья? В семье можно было бы немало сделать, чтобы в

сознании ребенка с детства отложились понятия «родина», «отечество», «долг»,

«подвиг» и другие. Но многие ли родители занимаются своими детьми? Часто

и х воспитывают телевизор, иностранные боевики. Хотя, конечно, есть и

семьи,

и

школы,

и

целые

районы,

где

проблемой

воспитания

патриотизма

занимаются серьезно и ответственно.

Например, в Билярской школе организован военно-патриотический

клуб «Юнармеец» под руководством учителя высшей категории ОБЖ и ОВС А.А.

Чугурова,

в

Ерыклинской

школе

младшая

группа

«Юнармеец-2»,

под

моим

руководством, в Среднетиганской школе работает клуб «Патриот», в Левашовской

СОШ.

Клубы

«Юнармеец»

и

«Юнармеец-2»

являются

участниками

Третьего,

Четвёртого и Пятого республиканских слётов ВПК РТ, принимали участие в семи

сезонах ВПК лагеря «Родина», профильной смене «Поиск» в Лаишево, члены

клуба принимают участие в работе районного поискового отряда «Звезда». Для

этих ребят возвышенное слово «патриотизм» стал неотъемлемой частью жизни.

Воспитывать человека в патриотическом духе должна вся цепочка:

семья, детский сад, школа, профтехучилище, органы местного самоуправления,

военкомат, воинская часть. При этом надо, чтобы работа была заинтересованная,

целенаправленная, эффективная и дружная.

Глубоко убеждён, что воспитание граждан России вообще и молодёжи

в

частности

в

духе

патриотизма

должно

быть

одной

из

приоритетных

задач

государства. Определённые меры для того, чтобы взять управление процессом

воспитания

в

свои

руки,

государством

принимаются.

Издан

ряд

значимых

документов по данной проблеме, но этого недостаточно. На её решение должны

быть нацелены экономика, политика, культура, образование.

Курс ОБЖ и его раздел ОВС должны приносить пользу будущим

призывникам. Поэтому знания именно основ военной службы нужны.

Крайне важно показать величие подвигов российских солдат, убедить

молодого человека, что

родное Отечество – святыня, которую все мы обязаны

беречь и защищать до последнего. Эта задача на самом деле и важная, и очень

сложная. Но её решением надо заниматься повседневно и настойчиво.

Некоторые

родители

задаются

вопросом:

«Стоит

ли

вообще

проводить в учебных заведениях занятия по Основам военной службы, тем более

для 100% обучающихся, в условиях дальнейшего сокращения Вооружённых Сил

РФ и их перевода на профессиональную основу? Может быть для тех, кто всерьёз

и на всю жизнь желает избрать профессию военного, нужно организовать какие-то

другие

занятия,

причём

отдельно,

расширить

сеть

подготовительных

курсов,

классов, кадетских школ и т.д.?»

Но у нас уже один раз было, когда выбросили на свалку то, что

создавалось десятилетиями – опыт школьной подготовки к армейской службе. Нет

нужды снова наступать на грабли. Учиться военному делу, его азам должны все,

как это делается, например, в Соединённых штатах Америки или

Израиле. В

Израиле

и

девушки

идут

служить

в

вооружённые

силы.

И

не

потому,

что

исчерпаны призывные ресурсы, нет. И не только из финансовых соображений. Там

качества патриота прививаются каждому с детства – и юношам и девушкам.

Каждый гражданин должен внести свою лепту в защиту Отечества. Там эта истина

не подлежит обсуждению.

Есть ситуация, когда государство – любое - призывает в армию всех.

А

если

возникает

нужда

во

всей

мобилизации,

тогда

уж

никому

не

удастся

уклониться от службы. И в выигрыше будет тот, кто хоть как-то знаком с ней.

Отсюда совсем не лишним будет, если молодой человек, не помышляющий о

службе Отчеству в рядах его вооружённых защитников, получит определённый

объём военных знаний и навыков. Не произойдёт ничего страшного, если он

съездит на учебно-полевые сборы, увидит собственными глазами жизнь армейских

частей

и

подразделений,

пощупает

технику,

попробует

свои

способности

в

стрельбе, помоется в солдатской бане, поест каши из котелка.

В зарубежных странах военно-патриотическая работа с молодёжью,

её подготовка к армейской службе поставлена на самый высокий уровень. И

сравнение её с российской практикой не в нашу пользу. Начнём с того, что перед

государственным департаментом ещё ни разу не стоял вопрос: готовить молодёжь

к

военной

службе

или

нет?

И

это

в

странах,

где

нет

всеобщей

воинской

обязанности!

Возьмём такой, казалось бы, простой для организации вопрос, как ритуалы и

символы государственности. Можно только завидовать, глядя на молодых ребят,

исполняющих гимн США. Правая рука лежит на груди – там, где бьётся сердце, и

все до одного очень искренне поют, чувствуется, дорогие им слова. Надо видеть

их

лица, светящиеся гордостью за свою страну. О величии и великих традициях

государства, о необходимости беречь страну от врагов поется в гимне. Простая

музыка и простые, но берущие за душу слова.

В

США

перед

каждой

школой

под

звуки

гимна

поднимаются

государственный флаг и флаг штата, плюс флаг школы или колледжа. Дети

смотрят на развивающиеся стяги и поют обожаемые американцами строки,

которые пели еще их прадеды и прапрадеды.

И еще одна особенность. В США на голову обывателя обрушивают свои

программы 42 телевизионных канала федерального уровня и десяток каналов

каждого конкретного штата. И ни в одной передаче вы не услышите даже намека

на критические замечания в адрес армии - это святое.

Воспитание морально-волевых черт характера юноши в армии помогут ему в

решении жизненно важных задач на производстве и в семье. К тому же

неподготовленный к выполнению воинского долга юноша - причина многих

нежелательных явлений в воинских коллективах: чрезвычайных происшествий,

преступлений, гибели людей, срыва выполнения боевых задач.

Защита

Отечества

всегда

считалась

долгом

священным,

то

есть

возвышенным, заветным, чрезмерно почетным.

К

сожалению,

значительная

часть

нынешних

юношей

откровенно

уклоняются от воинской службы.

Сегодня многие юноши пытаются избежать армейского строя, потому что

цель и значение воинской службы им непонятны. Этим определяется вся

важность военно-профессиональной ориентации учащихся.

Выполнение гражданином конституционного долга по защите Отечества,

успешная подготовка юношей к военной службе немыслимы без понимания ими:

-

реальных и потенциальных источников военной опасности, факторов,

способствующих перерастанию военной опасности в непосредственную военную

угрозу для России;

-

роли Вооруженных Сил и других войск РФ в обеспечении военной

безопасности граждан, государства и общества;

- своей ответственности за судьбу Родины и необходимости личного участия

в защите ее территориальной целостности и независимости.

Мир не желает видеть нашу страну сильной и обороноспособной. Сегодня в

России обострились невоенные формы противоборства. В таких условиях мы не

выживем без боеспособности армии, которая сможет нас защитить.

Что необходимо для того, чтобы армия как основа обороны успешно

выполнила

свое

предназначение?

Во-первых,

поддерживать

качественное

состояние Вооруженных Сил и других войск, их боеготовность на уровне,

гарантирующем

надежную

защиту

жизненно

важных

интересов

России,

обеспечения

соответствия

направлений

строительства

вооруженных

Сил

политически целям и экономическим возможностям страны.

Во-вторых, и это очень важно, требуется обеспечение нужного человеческого

фактора

Вооруженных

Сил,

адекватного

положению

военнослужащего

в

обществе. Отсюда вытекает острая необходимость укомплектованности войск

гражданами, пригодными для успешного выполнения обязанностей на воинских

должностях, социальной защищенности военнослужащих и членов их семей,

повышения престижа воинской службы.

Ярким примером образца воспитания молодежи в духе добра и патриотизма

можно считать Афинскую Эфебию.

Афинская Эфебия представляет собой удивительное явление в истории

мировых цивилизаций. Эфебия (от греч. ephebos - юноша) - это государственная

организация в Афинах для подготовки ношей от 18 лет к военной и гражданской

службе. Окончившие Эфебию становились полноценными гражданами.

Об афинской системе подготовки молодежи сказано у Лукияна в его

всемирно известном труде «Анахарсис, или об упражнении тела»: «...более всего

мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душой и сильны телом: ибо

именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны

спасают государство и охраняют его свободу и счастье».

Афины - первый и великий образец демократии в истории человеческого

общества.

Главное

условие

победы

афинских

воинов

над

многократно

превосходящими их персидскими войсками было в том, что афиняне защищали

идеалы демократии, личную свободу, руководствуясь в своем поведении идеями

патриотизма и гражданской ответственности.

Молодой грек к 18 годам был хорошо подготовлен в общеобразовательной,

гимнастической и музыкальной школах. Он умел читать, писать, знал литературу,

хорошо плавал, владел основными приемами борьбы, бокса, панкратиона (синтез

борьбы и бокса), благодаря обязательному изучению философии имел развитое

мышление.

В

конце

первого

года

обучения

эфебы

перед

гражданами

Афин

в

государственном театре демонстрировали навыки и умения по военной тематике и

технике владения оружием. В конце представления каждому эфебу выдавались

копье и щит. Они давали клятву верности.

«Я не опозорю своего священного орудия,

Я не покину своего друга, где бы я ни находился,

Я буду биться за дела святые и за дела мирские,

Как один, так и со всеми, кто поможет мне.

Я превращу свое Отечество не в умаленное,

Но в более могущественное и великое, чем прежде.

Я буду подчиняться правящим представителям государства,

Которые управляют с мудростью.

Если кто-либо попробует посягнуть на законы,

Как один, так и со всеми, кто поможет мне,

Я буду противостоять ему».

Это была клятва настоящего мужчины. Выражение стремлений истинных

патриотов. Если каждый из нас будет поступать как воин - эфеб, то Россия будет

непобедимой.

К

моменту

принятия

клятвы

юноша-афинянин

был

уже

достаточно

подготовлен к тому, чтобы идеалы и ценности принимаемой клятвы-присяги

вошли в его сознание. Гомер в своей бессмертной «Одиссее» сформулировал

модель поведения воина: сражаться в первых рядах и не отступать перед лицом

противника,

дабы

не

посрамить

себя

и

свой

род,

для

чего,

в

свою

очередь,

необходимо обладать отвагой, мужеством, боевым пылом и желанием победить.

По-моему, это самое главное и для наших дней.

Таким

образом,

уже

более

двух

с

половиной

тысяч

лет

назад

была

сформулирована проблема личной ответственности воина.

В

конце XIX - начале XX века опыт Афинской Эфебии нашел свою новую

жизнь в многочисленных «эфебских обществах», которые начали возникать на

территории США, в бойскаутском движении, а также в других организациях,

которые ставили своей целью подготовку молодежи к исполнению гражданского

долга, уважению нравственных ценностей и демократических идеалов, воспитание

в духе милосердия, добра, справедливости, дружбы и товарищества.

Именно сочетание доброты и долга перед Родиной является залогом развития

полноценного члена общества. К сожалению, в наши дни подобная тенденция в

России просматривается очень слабо.

В России опыт афинской Эфебии сможет и долен найти самое широкое

применение.

К сожалению, в России до настоящего времени никто не предложил стройной,

конкретной,

практической

системы

военно-патриотического

воспитания

молодежи.

Патриотизм

(от

греческого

слова patris

-

отечество)

-

это

нравственный

принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству,

преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его

интересы.

Понимание Отечества как высшей ценности выражается в следующем:

-

вера

в

Отечество

как

в

высшую

истину,

его

уникальность

и

неповторимость;

-

постоянное

соизмерение

своей

жизни

и

деятельности,

со

служением

Родине, стремление посвятить свои силы, энергию и способности, прежде всего, ее

высшим интересам;

отношение

к

Отечеству

как

к

неисчерпаемому

источнику

духовно-

нравственных сил, осознание величия исторического и культурного прошлого.

Переоценке может подвергаться проводимая политика государства. Ценность

Отечества должна быть несомненной.

Истинная

ценность

Отечества

особенно

полно

проявляется

в

наиболее

сложные и трудные периоды. А у нас сегодня почему-то происходит наоборот.

.Вместо того чтобы объединиться, мы убегаем и отворачиваемся. Обращение к

патриотизму, как к высшей ценности, не теряющей своего значения при самых

неблагоприятных

изменениях

в

жизни,

способно

мобилизовать

общество

на

преодоление испытаний и трудностей. Угроза иностранного порабощения, страх

перед гибелью людей и разрушением материальных и культурных ценностей,

обращение к святым для человека чувствам неоднократно являлись средством

мобилизации российского народа. Я верю, что Отечество станет тем стержнем,

вокруг

которого

объединятся

лучшие

силы

общества.

Именно

этот

стержень

должен наполнить смыслом жизнь и деятельность людей, помочь им сплотиться

для служения интересам общества и государства.

Чем совершеннее оружие и техника, тем больший интеллект требуется для их

использования и обслуживания. Чем короче срок службы по призыву, тем выше

должна быть роль довойсковой подготовки граждан к военной службе.

Подготовка граждан РФ к военной службе организуется в соответствии с

федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе», «Об

обороне»,

а

также

правовой

основой

служит

утверждённая

Указом

Президента РФ «Концепция национальной безопасности Российской Федерации»

от

10

января

2000

года

и

предусматривает

обязательную

и

добровольную

подготовку.

Обязательная подготовка граждан к военной службе включает:

- получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном

или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего

образования,

образовательном

учреждении

начального

профессионального

и

среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

- военно-патриотическое воспитание;

-

подготовку по военно-учебным специальностям солдат, матросов,

сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

-

медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

-

проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Добровольная подготовка граждан к военной службе предусматривает:

- занятие военно-прикладными видами спорта;

-

обучение

по

дополнительным

образовательным

программам,

имеющим

целью военную подготовку в образовательных учреждениях;

-

обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных

кафедрах

образовательных учреждений высшего профессионального образования.

При этом следует отметить, что успех подготовки учащейся молодежи

к

военной

службе

обязательно

предполагает

мотивационную,

интеллектуальную, нравственную

и

волевую

готовность

к

овладению

начальными

знаниями

об обороне государства, о военной обязанности,

военной службе, на приобретение навыков в области гражданской обороны.

Обеспечить

такую

подготовку

призвана военно-профессиональная

ориентация учащихся, которая выполнит свою мобилизующую роль лишь

в

т о м

с л у ч а е

« е с л и

б у д е т

с и с т е м н о й , последовательной,

аргументированной,

упреждающей

и

сопровождающей изучение

определенных

тем.

Любой

человек

всецело

отдается

только

той

деятельности, на которую он сориентирован, понимает ее цель и значение,

убежден

в

необходимости

достижения

намеченного

результата.

В

противном случае даже самая легкая работа представляется не только

невыносимо тяжелой, но и напрасной.

Анализируя современные проблемы подготовки молодежи к службе в

Вооруженных Силах, необходимо отметить, что понимание учащейся

молодежью роли обороны государства для обеспечения национальной и

военной безопасности России является превалирующим.

В истории развития цивилизации есть проблемы, от решения которых не

удавалось и не удается уйти ни одному обществу. Среди них проблемы войн и

вооруженных конфликтов. Реальность такова, что пока будет существовать

их опасность, не стоит изолировать детей, подростков и молодежь от военно-

патриотического воспитания, есть необходимость руководить этим процессом

на всех уровнях.

Заключение.

В заключении , хочется отметить, что изучение здорового образа жизни и

военно-патриотическое воспитание является главной составляющей частью

курса ОБЖ и ОВС. В результате изучения основ безопасности

жизнедеятельности ученик должен знать:

- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на

безопасность жизнедеятельности личности;

- формы своего поведения, которые способствуют сохранению и

укреплению здоровья;

-

соблюдать режим труда и отдыха, правила питания и гигиены;

-

радоваться успехам (во всех человеческих начинаниях - успех

порождает новый успех);

- иметь четко сформулированную цель жизни и обладать

психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

-

- нормы международного гуманитарного права;

-

основные виды военно-профессинальной деятельности;

-

дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие

решающую роль в истории России;

-

силу воинских традиций;

-

ритуалы Вооруженных сил России.

Литература:

-

Культура здоровья подростков. СП. Федоров , Н.И. Мустафина.

-

Методические материалы и документы по курсу ОБЖ. А.Т. Смирнов, Б.И.

Мишин.

-

Основы военной службы. МО РТ П.А. Шибецкий, А.Г. Раздрогов, Р.И.

Хуснутдинов, А.И. Огородников.

-

Журналы ОБЖ №№ 4,5,11,12 изд. 2003 г.

-

Основы военной службы . ИПКРО РТ. П.А. Шибецкий, А.Г. Раздрогов, В.В.

Циванюк.

-

Газета «Заря» от 23 мая 1989 г. Статья «Растить патриотов» Л.И. Егорова.

-

Краеведческий материал собранный учителем истории Л.И. Егоровой.

-

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ»

-

Методические материалы Подкопаева Н.С.

-

Федеральные законы:

-

- О воинской обязанности и военной службе.

-

- Об обороне.

-

- О статусе военнослужащего.

-

Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 10 января

2000 года.



В раздел образования