Авторы: Тутарова Мария Сергеевна, Захарова Эльвира Хайдаровна
Должность: учитель -дефектолог, учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 155 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: конспект НОД по ознакомлению с окружающим с элементами опытно - экспериментальной деятельности
Тема: "Волшебные бабочки"
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим с элементами
экспериментирования в старшей группе ЗПР
Тема: «Волшебные бабочки».
Составили: Учителя – дефектологи:
Тутарова М. С.
Писарева Н. А.
Учитель – логопед:
Захарова Э. Х.
Ц е л ь : формирование
познавательного
интереса
через
экспериментальную
деятельность,
способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию
и размышлению.
Задачи:
1.
Закрепить знания детей о насекомых: среда обитания, особенности строения и способы
питания.
2.
Формировать представления детей о способе питания через опытно-экспериментальную
деятельность.
3.
Закрепить знания детей о свойствах воды: мокрые предметы становятся тяжелыми, вода
смешивается с красками.
4.
Развивать умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
5.
Активизировать словарь по теме занятия, развивать связную речь.
6.
Воспитывать любознательность, взаимопомощь, самостоятельность, наблюдательность.
Оборудование: демонстрационный материал по теме занятия, таз с водой, стаканы с водой,
трубочки для коктейля, бумажные цветы, бабочки, вырезанные из бумаги по количеству детей,
фломастеры.
Ход занятия.
1.
Орг. момент.
Дефектолог: Ребята, посмотрите, мы с вами оказались на лесной полянке. Давайте по ней
прогуляемся.
Дети выполняют движения вместе с педагогом.
Раз, два, три, четыре, пять (дети шагают на месте).
Мы на луг пойдём гулять (дети хлопают в ладоши).
Посмотри, среди цветов (разводят руки в стороны)
Бабочки порхают!
Разноцветные вокруг (взмахивают руками, как крыльями)
Крылышки мелькают.
Только роза расцвела (складывают ладони в виде цветка)
Прилетела к ней пчела: « Ж - ж - ж» (выставляют указательный палец и вращают им).
Описав над полем круг (указательным пальцем «рисуют» над головой круг),
Сел на травку майский жук (правой рукой изображают летящего жука, для этого выставляют
указательный и средний пальцы).
Заиграл в траве скрипач (изображают игру на скрипке),
А потом помчался вскачь (прыгают на месте).
Мы его узнали, кузнечиком назвали.
Дефектолог: Ребята, а давайте вспомним, кого мы с вами сейчас изображали. Кто это? (ответы
детей)
Дефектолог: Ребята, а почему все эти живые существа получили название насекомые? (ответы
детей.
Дефектолог: Правильно, у меня есть для вас загадка.
На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это …
Дети: Бабочка.
Правильно. Сегодня мы будем говорить о бабочке. Садитесь, пожалуйста, за столы.
2.
Основная часть.
Дефектолог: Ребята, давайте еще раз вспомним строение тела бабочки. А чем же питается
бабочка? (ответы детей)
Дефектолог: Ой, ребята посмотрите, я вижу полянку с цветами (дети подходят к полянке). Как
вы думаете, бабочке нужны цветы.
Педагог подводит детей к выводу: Где много цветов, там много насекомых.
- Но посмотрите, у наших цветов лепестки закрылись, как вы думаете почему.
Ответы детей.
Дефектолог: Лепестки закрылись от недостатка воды.
Дефектолог: Сейчас мы с вами станем настоящими исследователями и проверим, поможет ли
вода раскрыться лепесткам у цветов.
Опыт № 1 «Цветы, распустившиеся на воде»
Оборудование: таз с водой, бумажные цветы с загнутыми лепестками.
Ход: Педагог вместе детьми опускают бумажные цветы на воду
Дефектолог: Пока наши цветы «пьют» воду, давайте с вами немого разомнемся.
Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
И нектара всласть поела (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
- Ребята, а теперь посмотрите, что же произошло с цветами?
Дети: они раскрылись.
Дефектолог: Как вы думаете, почему?
Вывод: вода намочила бумагу. Мокрая бумага стала тяжелой и поэтому лепестки выпрямились.
Дефектолог: Пока мы занимались цветами на нашу полянку кто – то прилетел. Посмотрите, кто
это? Для чего они прилетели.
Дети: бабочки прилетели кушать нектар.
Дефектолог: Лепестки у цветов теперь раскрыты и они готовы накормить бабочек нектаром. Но
как вы думаете, у бабочки есть рот?
Дети: у бабочки есть хоботок, с помощью которого она питается.
Логопед: Правильно. Давайте мы с вами превратимся в бабочек и попробуем сладкий нектар.
Опыт № 2: «Способ питания бабочки»
Оборудование: трубочки для коктейля, блюдца с сахарным сиропом.
Ход: Перед каждым ребенком ставится блюдце со сладкой водой.
Педагог предлагает детям высосать из блюдца сладкую воду при помощи соломинки.
Вывод: бабочке необходим хоботок для питания, для высасывания пищи.
Дефектолог: Ребята, а вы заметили, что наши бабочки бесцветные. Хотите их раскрасить?
- Сейчас я вам покажу, как их можно раскрасить необычным способом. Но прежде чем начать
раскрашивать мы должны размять наши пальчики.
Логопед проводит пальчиковую гимнастику в соответствии со звуками насекомых.
Дефектолог: Вот теперь вы готовы.
Опыт № 3: «Разноцветные бабочки».
Оборудование: бабочки, вырезанные из бумаги, фломастеры.
Ход:
Педагог
показывает
детям,
что
у
бабочек
есть
2
полоски
–
хвостики.
Между
этими
полосками ребята рисуют много коротких вертикальных линий разноцветными фломастерами.
Затем аккуратно дети берут бабочку за крылышки и опускают ее в воду только до нижней линии.
Как только вода дошла до нижней линии, бабочку поднимают.
Вывод: вода поднимается вверх, смешивается с цветами и окрашивает бумагу.
3. Итог занятия.
Педагоги: Ребята, о ком мы сегодня разговаривали. Почему насекомые получили такое название?
Что мы узнали о воде. Какие станут предметы, если их намочит вода?
Что вода делает с
красками. Что вам больше всего понравилось, что было самым трудным, что больше всего
запомнилось? Молодцы, ребята!