Автор: Носонова Татьяна Михайловна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад №29 "Серебряное копытце" комбинированного вида
Населённый пункт: город Минусинск
Наименование материала: статья (опыт работы)
Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и педагога-психолога в реализации АООП»
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и педагога-психолога
в реализации АООП»
(из опыта работы учителя-логопеда Носновой Т.М.)
Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу поделиться своим опытом работы по взаимодействию
с воспитателем, педагогом – психолога на примере вновь набранной старшей группы для
детей с ТНР.
В нашу группу поступили дети из разных групп детского сада и города. Дети были
направлены городской ПМПК.
Для того чтобы процесс коррекционно - воспитательной работы был более успешным мы
скоординировали свои действия и определили цель и задачи.
Цель:
Создание системы
взаимодействия
педагогов
в
процессе
коррекционно-развивающей
образовательной
деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.
Задачи:
1.
выработать единые подходы в коррекционно-образовательном процессе и создать
условия для речевого развития детей;
2.
создать модель для системной коррекционной работы специалистов детского сада
на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода
Свою работу мы разделили на три этапа.
Диагностический;
- Создание комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
- Отработка механизма взаимодействия специалистов ДОУ.
На
первом
этапе
провели
комплексную
углублённую
диагностику,
с
учетом
рекомендаций городской ПМПК.
Я провела диагностику по всем разделам речевого развития. Воспитатели провели
педагогическую
диагностику
по
пяти
областям,
согласно
Основной
образовательной
программы ДОУ
Педагог
–
психолог-провела
диагностику
социально-коммуникативные
умения
эмоционально-волевая сфера, развития познавательных процессов.
После
проведения
диагностики
мы
совместно
с
воспитателем
и
педагогом
-
психологом обсудили её результаты и спланировали работу с детьми. выявили некоторые
проблемы:
у
детей
отмечается
повышенная
утомляемость,
неустойчивое
внимание,
снижен
познавательный
интерес,
присутствует
замкнутость,
зажатость,
отмечается
проявление негативизма к занятиям.
В
первую
очередь
наметили
работу
всех
специалистов
по
социально-
коммуникативному развитию с целью создания единой группы, так как дети были из
разных групп.
Переходим ко второму этапу.
Проведённая диагностика дала нам возможность построить коррекционный процесс
с
учетом личностно-ориентированного подхода,
выбрать наиболее эффективные пути
коррекционной работы с детьми с нарушением речи, которые мы обсудили на медико-
педагогическом
консилиуме
ДОУ.
Групповую
комнату,
кабинеты
дополнили
дидактическим материалом в соответствии с рекомендациями по созданию речевой среды.
Третий
этап.
Практическая
деятельность
с
детьми.
Проведение
занятий
(индивидуальных, подгрупповых, фронтальных);
Создали механизм модели взаимодействия педагогов;
подобрали эффективные методы и приёмы, для данной группы детей активизирующих
речевую деятельность.
В системе планирования выбрали принцип понедельного изучения лексических тем,
которого придерживаются все специалисты.
Решая общие задачи, педагоги не подменяют друг друга, каждому предоставляется
свобода выбора и разработки приемов и методов проведения занятий.
Работа
воспитателя
по
развитию
речи
во
многих
случаях
предшествует
логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу
для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Осень», то
воспитатель
проводит
познавательное
занятие,
лепку
или
рисование
по
этой
теме,
дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения,
знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. А
учитель-логопед
на
этом
же
материале
отрабатывает
правильное
звукопроизношение,
развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.
Воспитатели используют:
- тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
- проводят работу по накоплению, расширению, активизации словаря,
- обеспечивают необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования
речевых умений.
- логопедизация режимных моментов и занятий;
- проводят систематические упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и
общей моторики;
- создают в группе условия, способствующих активизации речи детей;
- систематически контролируют речь детей не только во время занятий, но и в режимные
моменты;
Один раз в месяц провожу интегрированное занятие совместно с воспитателями и
педагогом-психологом,
Совместная работа логопеда и психолога:
Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются
в
рамках
целостного
подхода
к
формированию
психической
деятельности
ребенка,
поэтому
Совместно
оказываем
воспитателю
необходимую
помощь
и
осуществляем
контроль.
Педагог-психолог
ведет
коррекцию
основных
психических
процессов,
снятие
тревожности,
эмоционального
напряжения.
Игры
и
задания
он
также
проводит
в
соответствии
с
данной
темой.
Первоначальная
задача
педагога-психолога
-
Сопровождение
детей
с
проблемами
эмоционально-волевой
сферы
и
дефицита
познавательных
процессов.
Проводится
большая
работа
по
развитию
социально
-
коммуникативных умений детей: Тренинги общения с детьми старшего дошкольного
возраста, на которых дети учатся работать в коллективе: в парах, подгруппах, развиваются
умения слушать и слышать. Совместно с педагогом – психологом создали картотеку игр и
упражнений на развитие психических процессов и закрепление речевых навыков.
Слайд
психолог
Данная система взаимодействия способствует эффективным, качественным
изменениям в речевом развитии детей, профессиональному росту педагогов, повышению
компетентности.
В итоге на сегодняшний день получили промежуточный результат.
1. Сформировалась единая, сплоченная группа детей.
2. Дети с удовольствием включаются в образовательный процесс.
3. Пытаются контролировать свою речь.