Напоминание

«Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и педагога-психолога в реализации АООП»


Автор: Носонова Татьяна Михайловна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад №29 "Серебряное копытце" комбинированного вида
Населённый пункт: город Минусинск
Наименование материала: статья (опыт работы)
Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и педагога-психолога в реализации АООП»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и педагога-психолога

в реализации АООП»

(из опыта работы учителя-логопеда Носновой Т.М.)

Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу поделиться своим опытом работы по взаимодействию

с воспитателем, педагогом – психолога на примере вновь набранной старшей группы для

детей с ТНР.

В нашу группу поступили дети из разных групп детского сада и города. Дети были

направлены городской ПМПК.

Для того чтобы процесс коррекционно - воспитательной работы был более успешным мы

скоординировали свои действия и определили цель и задачи.

Цель:

Создание системы

взаимодействия

педагогов

в

процессе

коррекционно-развивающей

образовательной

деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.

Задачи:

1.

выработать единые подходы в коррекционно-образовательном процессе и создать

условия для речевого развития детей;

2.

создать модель для системной коррекционной работы специалистов детского сада

на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода

Свою работу мы разделили на три этапа.

Диагностический;

- Создание комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

- Отработка механизма взаимодействия специалистов ДОУ.

На

первом

этапе

провели

комплексную

углублённую

диагностику,

с

учетом

рекомендаций городской ПМПК.

Я провела диагностику по всем разделам речевого развития. Воспитатели провели

педагогическую

диагностику

по

пяти

областям,

согласно

Основной

образовательной

программы ДОУ

Педагог

психолог-провела

диагностику

социально-коммуникативные

умения

эмоционально-волевая сфера, развития познавательных процессов.

После

проведения

диагностики

мы

совместно

с

воспитателем

и

педагогом

-

психологом обсудили её результаты и спланировали работу с детьми. выявили некоторые

проблемы:

у

детей

отмечается

повышенная

утомляемость,

неустойчивое

внимание,

снижен

познавательный

интерес,

присутствует

замкнутость,

зажатость,

отмечается

проявление негативизма к занятиям.

В

первую

очередь

наметили

работу

всех

специалистов

по

социально-

коммуникативному развитию с целью создания единой группы, так как дети были из

разных групп.

Переходим ко второму этапу.

Проведённая диагностика дала нам возможность построить коррекционный процесс

с

учетом личностно-ориентированного подхода,

выбрать наиболее эффективные пути

коррекционной работы с детьми с нарушением речи, которые мы обсудили на медико-

педагогическом

консилиуме

ДОУ.

Групповую

комнату,

кабинеты

дополнили

дидактическим материалом в соответствии с рекомендациями по созданию речевой среды.

Третий

этап.

Практическая

деятельность

с

детьми.

Проведение

занятий

(индивидуальных, подгрупповых, фронтальных);

Создали механизм модели взаимодействия педагогов;

подобрали эффективные методы и приёмы, для данной группы детей активизирующих

речевую деятельность.

В системе планирования выбрали принцип понедельного изучения лексических тем,

которого придерживаются все специалисты.

Решая общие задачи, педагоги не подменяют друг друга, каждому предоставляется

свобода выбора и разработки приемов и методов проведения занятий.

Работа

воспитателя

по

развитию

речи

во

многих

случаях

предшествует

логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу

для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Осень», то

воспитатель

проводит

познавательное

занятие,

лепку

или

рисование

по

этой

теме,

дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения,

знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. А

учитель-логопед

на

этом

же

материале

отрабатывает

правильное

звукопроизношение,

развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.

Воспитатели используют:

- тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;

- проводят работу по накоплению, расширению, активизации словаря,

- обеспечивают необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования

речевых умений.

- логопедизация режимных моментов и занятий;

- проводят систематические упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и

общей моторики;

- создают в группе условия, способствующих активизации речи детей;

- систематически контролируют речь детей не только во время занятий, но и в режимные

моменты;

Один раз в месяц провожу интегрированное занятие совместно с воспитателями и

педагогом-психологом,

Совместная работа логопеда и психолога:

Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются

в

рамках

целостного

подхода

к

формированию

психической

деятельности

ребенка,

поэтому

Совместно

оказываем

воспитателю

необходимую

помощь

и

осуществляем

контроль.

Педагог-психолог

ведет

коррекцию

основных

психических

процессов,

снятие

тревожности,

эмоционального

напряжения.

Игры

и

задания

он

также

проводит

в

соответствии

с

данной

темой.

Первоначальная

задача

педагога-психолога

-

Сопровождение

детей

с

проблемами

эмоционально-волевой

сферы

и

дефицита

познавательных

процессов.

Проводится

большая

работа

по

развитию

социально

-

коммуникативных умений детей: Тренинги общения с детьми старшего дошкольного

возраста, на которых дети учатся работать в коллективе: в парах, подгруппах, развиваются

умения слушать и слышать. Совместно с педагогом – психологом создали картотеку игр и

упражнений на развитие психических процессов и закрепление речевых навыков.

Слайд

психолог

Данная система взаимодействия способствует эффективным, качественным

изменениям в речевом развитии детей, профессиональному росту педагогов, повышению

компетентности.

В итоге на сегодняшний день получили промежуточный результат.

1. Сформировалась единая, сплоченная группа детей.

2. Дети с удовольствием включаются в образовательный процесс.

3. Пытаются контролировать свою речь.



В раздел образования