Автор: Шафикова Альфия Накиповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №198
Населённый пункт: Город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие ДОО и семьи посредством театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие
ДОО и семьи посредством
театрализованной деятельности
Выполнила:
воспитатель Шафикова А.Н.
Театр – это волшебный мир
Он дает уроки красоты,
морали и нравственности.
А чем они богаче,
тем успешнее идет развитие
духовного мира детей…
Б. М. Теплов
Семья -
первоисточник
и
образец
формирования
межличностных
отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует
другого
такого
института,
кроме
института
семьи,
так
точно
предопределяющего закономерности формирования будущего человека.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей.
Воспитательные
функции
их
различны,
но
для
всестороннего
развития
личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Одним
из
самых
эффективных
методов
обучения
при
воспитании
творческой
и
гармоничной
личности
является
театрализованная
деятельность.
Главной
целью
работы
ДОО
является
привлечение
родителей
к
театральному
искусству,
к
театрализованной
деятельности,
что
способствовало
повышению
педагогической
культуры
родителей,
пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и
детском
саду.
Это
содействовало
сплочению
родительского
коллектива,
вовлечению
в
жизнедеятельность
группового
сообщества
и
развитию
творческих способностей родителей.
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра
лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный
мир ребёнка.
На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут
на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но,
уже начиная с 3-летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно
обыгрывают
фрагменты
литературных
произведений
в
свободной
деятельности.
Домашний
театр
-
это
совокупность
театрализованных
игр
и
разнообразных
видов
театра.
Для
домашнего
пользования
доступны
-
кукольный, настольный, теневой театры.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в
доме
игрушки
или
изготавливая
своими
руками
из
разных
материалов,
например,
папье-маше,
дерева,
картона,
ткани,
ниток,
старых
носков,
перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать
и
ребенка.
В
дальнейшем
он
будет
с
удовольствием
использовать
их,
разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в
ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный
пакетик может
превратиться
в
весёлого
человечка,
если
на
пакетике
нарисовать лицо и прорезать дырку для носа.
Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от
их
имени
в
соответствии
с
сюжетами
сказок,
мультфильмов,
детских
спектаклей.
Домашние
постановки
помогают
удовлетворить
физический
и
эмоциональный
потенциал.
Дети
учатся
замечать
хорошие
и
плохие
поступки,
проявлять
любознательность,
они
становятся
более
раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли
и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуясь у них
неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски,
звуки.
Малыши
смеются,
когда
смеются
персонажи,
грустят,
огорчаются
вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ,
малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Родители могут также стать инициаторами организации в домашней
обстановке
разнообразных
театрализованных
игр.
Это
могут
быть
игры-
забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай»,
«Репка»,
слушание
сказок,
записанных
на
дисках,
с
их
последующим
разыгрыванием
и
другое.
Такие
совместные
развлечения
могут
сыграть
большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в
семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность.
Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно
увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение,
без
которого
не
возможно
полноценное
восприятие
художественной
литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или
слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных
представлений.
Драматизация
служит
для
ребенка
средством
проявления
артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр
очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления
выразить в действии.
Родители
не
должны
задаваться
вопросом:
а
нужно
ли
посещение
театра в наше время? Да еще с таким маленьким ребенком? Есть Интернет,
кабельное телевидение. Не надо забывать, что театрализованные постановки
помогли и помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании
дошкольника:
формирование правильного эстетического вкуса;
развитие коммуникативных способностей;
влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения;
помогает решить конфликт в процессе игры;
создание положительного эмоционального настроя;
помогает нравственному воспитанию.
Важно так же участие родителей в тематических вечерах, в которых
родители
и
дети
являются
равноправными
участниками.
Важно
участие
родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста,
изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа
педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному
р а з в и т и ю
д е т е й .
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у
детей
много
эмоций,
обостряет
чувства
гордости
за
родителей,
которые
участвуют в театрализованных постановках.
Совместная
театрально-игровая
деятельность
-
уникальный
вид
сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и
дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками
общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в
доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне, "глаза в
глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать
при совместных действиях.
Консультации
способствуют
расширению
кругозора,
обогащают
внутренний мир, а главное – учат членов семьи взаимопониманию, сближают
их. Во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого
общего
интереса
сплачивает
семью,
коллектив
детей,
воспитателей
и
родителей.
Для того чтобы поддерживать у детей интерес к театрализованной
деятельности,
совместно
с
родителями
в
группе
был
оформлен
театрализованный уголок с различными видами театров: театр на коробках,
пальчиковый
театр,
театр
на
палочках,
театра
на
картинках,
настольный
театр.
Занимаясь
с
детьми
театром,
мы
сделаем
их
жизнь
интересной
и
содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества.
А
самое
главное
-
навыки,
полученные
в
театрализованных
играх,
представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.
Таким
образом,
использование
театрализованной
деятельности
с
семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Всей
своей
работой
мы
доказываем
родителям,
что
их
вовлечение
в
педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-
образовательном процессе важно не потому, что это хочет воспитатель, а
потому,
что
это
необходимо
для
развития
их
собственного
ребенка.
Внедрение
Федеральных
Государственных
Образовательных
Стандартов
дошкольного
образования
позволяет
организовывать
совместную
деятельность детского сада и семьи более эффективно.