Автор: Петрова Альбина Альбертовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: по теме "Воды мирового океана" в 7 классе
Раздел: среднее образование
Министерство образования и молодежной политики Чувашской
Республики.
Конспект открытого урока в 7-ом классе
по теме :
« ВОДЫ МИРОВОГО ОКЕАНА».
Составила: ПЕТРОВА А.А,
учитель географии СОШ №60.
Город Чебоксары—2018год.
Тема урока: «ВОДЫ МИРОВОГО ОКЕАНА.»
Тип урока: формирование новых знаний.
Цели и задачи: 1.Дать знания о роли Мирового океана в
формировании природы Земли .
2.Углубить знания о свойствах вод и различных типах водных
масс.
3.Сформировать мировоззрение о целостности и неоднородности
вод Мирового океана.
Средства обучения. Карта океанов, видеофрагменты, атласы,
картины Айвазовского схемы, таблицы.
ХОД УРОКА.
1.Оргмомент.
2.Вводная часть. Включается видеофильм. Вступительное слово
учителя.
-Океан завораживает нас своим таинственным движением
вод . .Мировой океан окружает нашу Землю
непрерывающимися водами и образует единую океаносферу,
в которой сосредоточено 97% общего количества воды.
Многие художники рисовали и рисуют разные части океана.
Океану посвящены много стихов. Так, например, А.С.Пушкин
писал: « Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи
Храни меня, мой талисман.»
О чем же хотел сказать поэт этими словами? Наверное, он
хотел этими словами выразить величие и могущество океана.
Знаменитый художник Айвазовский не раз изображал морскую
стихию.-
3.Изучение новой темы.
а)Повторение.-- Перед новой темой вспомним, что мы знаем
про Мировой океан. Проведем блиц-опрос. Отвечаем быстро ,
четко , ясно. Вопросы: 1.Площадь Мирового океана?
2.% соотношение суши и воды.
3.Максимальная глубина в Мировом океане, как
называется и где находится?
4.Какой % воды сосредоточено в Мировом океане?
5.Что такое соленость? Самое соленое море?
6.Каких солей больше содержит океаническая вола?
7.При каких условиях происходит переход воды из
одного состояния в другое?
8.На каком острове рождаются айсберги?
9Почему происходят приливные явления?
10.Что такое планктон?
11. Чем остров отличается от полуострова?
12. Назовите подводные горы большой протяженности.
13.Самый широкий и бурный пролив?
14.Как называется подводная окраина материка до
глубины 200м?
15.Волны гигантских размеров, порождающиеся
землетрясением?
16.Пролив, разделяющий США и Россию?
17.Сколько океанов на Земле? Где находится Южный
океан?
18.Отку да появилось название « Тихий океан»?
19.Каким уникальным свойством обладает Мировой
океан?
20.При какой температуре замерзает морская вода?
б) Изучение новой темы по плану ( план на доске).
1.Роль океанов в природе и жизни на Земле.
2.Присхождение вод Мирового океана.
3.Водные массы и их свойства:
3.1.Типы водных масс.
3.2.С термометром по океану.
3.3 Каков океан на вкус.
4. Льды в океане.
1. По первому вопросу составляем опорный конспект на
доске и в рабочих тетрадях , используя опорные сигналы.
--Океан- накопитель солнечного тепла, он поглощает большое
количество солнечной энергии, перерабатывает ее и передает
другим оболочкам Земли.
--Океан-« легкие планеты», поддерживает постоянство газового
состава атмосферы, поставляет кислород, выделяемый
фтиопланктоном и поглощает избыток углекислого газа из
атмосферы, который идет на строительство скелетов и раковин
живых организмов.
--Океан –«кухня погоды»,определяет погоду ,смягчает и
увлажняет климат.
--Океан-поставщик пресной воды.
--Океан-целитель.
--Океан-поставщик морепродуктов и минеральных ресурсов,
энергии.
--Океан - транспортный путь.
2.Переместимся мысленно на миллиарды лет назад, когда Земля
представляла собой шар из горячей породы.
Откуда появилась вода и океаны?
Примерный ответ учеников «Многие миллиарды лет назад
поверхность шара была покрыта извергающимися вулканами
которые выпускали огромное количество газа ,где содержался и
водяной пар. Постепенно Земля остывала и водяной пар
превращался в жидкую воду , падавшую с неба на Землю в
виде проливных дождей. Дождь продолжал идти тысячи и
тысячи лет, постепенно заполняя все углубления на земной
поверхности, образуя моря и океаны.»
Дополнение учителя: «А некоторая часть воды поступает на
Землю из космоса.»
3.1.Работа с книгой. Прочитать определение водных масс.
Коллективное составление таблицы:
СВОЙСТВА ВОДНЫХ МАСС.
ТИП ТЕМПЕРАТУРА СОЛЕНОСТЬ
1.Экваториальные +28 34%
2.Тропические +25 37%
3.Умеренных широт 10-0 35%
4.Полярные -1,? 33%
3.2.С термометром по океану.
-Все океаны имеют одинаковую температуру?
-Какой океан самый теплый? Почему?
-Какой океан самый холодный? Почему?
Тихий---19,1
Индийский—17,1
Атлантический—16,9
С.Л.О.-- -1,7
Среднегодовая температура Мирового океана –4.
Среднегодовая температура поверхностных вод Мирового
океана-17,5
Среднегодовая температура воздуха на Земле-14 С
-В каких направлениях меняется температура вод Мирового
океана и почему?
- По широте от экватора к полюсам.
- По глубине с поверхности------вглубь .
Но эту закономерность иногда нарушают поверхностные
течения.. Например, холодное Сомалийское течение у экватора.
Составление шкалы падения температуры с глубиной вместе
с учениками.
-Почему поверхностные воды в северном полушарии теплее,
чем в южном?
3.3.Каков океан на вкус.
-Что такое соленость? Что означает промилле?
В морской воде содержится 11 химических элементов в
растворенном виде. Это различные соли, кислород, азот,
углекислый газ, сероводород, аммиак, метан, серебро, золото,
хлор, кальций, натрий. Интересно! Соотношение основных
элементов в морской воде и в крови животных и человека
практически одинаково, что доказывает океаническое проис-
хождение жизни. Если всю морскую соль распределить по
поверхности земной суши ,то окажется покрытой слоем соли
толщиной около 150м. Такое огромное количество солей
накопилось в течение многих миллионов лет.
-Откуда берется соль в океанах?
-Какой самый соленый океан? Почему?
-У какого океана соленость ниже всех? Почему?
Атлантический –37,5%
Тихий --36,5%
Индийский --36,5%
С.Л.О. –33%
-Какую закономерность можно выдвинуть по изменению
солености?
-Соленость в Мировом океане меняется к ак же как и
температура по широте и глубине, но опять эту
закономерность нарушают течения, например, Гольфстрим несет
свои теплые , соленые воды в Арктику, повышая соленость вод
С.Л.О, а Лабрадорское -- наоборот.
3.3.Включение видеофильма « Айсберги». Выступления учеников
с сообщениями о разнообразии айсбергов.
4.Закрепление изученного.
Задание по вариантам: перечислить причины
1вариант—изменения солености
2вариант—изменения температуры.
5. Домашнее задание: