Напоминание

Великий русский поэт - А.С.Пушкин


Автор: Задерновская Лидия Валерьквна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГОКУ"Школа- интернат р.п.Квиток"
Населённый пункт: р.п. Квиток
Наименование материала: конспект урока
Тема: Великий русский поэт - А.С.Пушкин
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

(1799 – 1837 гг.)

Цели: Познакомить учащихся с эпизодами жизни поэта и писателя А.С.Пушкина,

который через свое творчество знакомил и прививал любовь россиян к истории России, к ее людям.

Задачи

Образовательные: показать гражданскую позицию Пушкина, подчеркнуть, что

Пушкин посвятил свои произведения самым интересным событиям, познакомил с видными личностями

России, показать Пушкина патриотом и пропагандистом истории своего Отечества.

Коррекционные: развивать познавательные способности обучающихся через

применение различных видов деятельности на уроке. Коррекция зрительного восприятия на основе

просмотра кинофильма. Коррекция логического мышления на основе анализа произведений

А.С.Пушкина.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство глубокого уважения и любви к

творчеству А.С.Пушкина.

Основные знания: А.С.Пушкин – выдающийся русский поэт и писатель.

Основные термины и понятия: лицей, поэма, дуэль.

Оборудование и материалы: репродукция картины О.А.Кипренского «Портрет

А.С.Пушкина», Видеофильм «Биография А.С.Пушкина».

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствие.

Отметка

в

журнале

от сут ствующих.

Психологический настрой на урок.

Приветствие.

Повторение

пройденного

материала

-Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь?

Слабо успевающие ученики выполняют задание на карточках.

Беседа по вопросам

Какие виды искусства развивались в этот период времени?

Назовите имя художник - портретиста первой половины XIX

века? (Слайд №1)

Как называется каждая картина? (Слайд №2)

Как называется здание, построенное по проекту архитектора

К. И. Росси? (Слайд №3)

Назовите

фамилию

автора

большого

историче ского

произведения «История государства Российского» (Слайд №4)

Почему первую половину XIX века называют золотым веком?

В с п о м и н а ю т

т е м у

и

содержание

предыдущего

урока.

Ученики дают ответ.

Дают ответ.

Дают

ответ.

В

случае

затруднений обращаются к

записям в тетрадях, тексту

учебника.

Дают ответ.

Дают

аргументированный

ответ.

Актуализация

знаний,

объявление

новой темы

Вступительное слово учителя.

Впервой половине 19 века жил и творил великий русский

поэт,

который

оставил

заметный

след

в

развитии

русской

культуры

.Ребята, у вас на столах листочки со стихотворением,

Слушают учителя,

расшифровывают

фамилию Пушкина.

прочитайте, и, не советуясь друг с другом, напишите автора

этого произведения.

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый,

Все ходит по цепи кругом.

Верно! – Пушкин

Сообщение темы урока: «Великий русский поэт Александр

Сергеевич Пушкин». (Слайд №5)

Откройте тетради и запишите тему урока «Великий русский

поэт А. С. Пушкин»

Записывают тему урока в

тетрадь.

III.Изучение

нового

материала

План. (Слайд№6)

1. Биография А.С.Пушкина.

2. Его творчество:

а) отражение истории Отечества в творчестве А.С.Пушкина.

в) влияние декабристов на творчество А.С. Пушкина

3. Последние дни жизни А.С.Пушкина

Словарная работа.(Слайд№7)

Лицей-учебное заведение для детей дворян.

Поэма – это большое поэтическое произведение.

Дуэль – это поединок двух человек из – за нанесенной обиды

или оскорбления.

Читают, записывают в

тетрадь.

Задание

Чтобы познакомиться с биографией Пушкина просмотрите

фрагмент фильма и ответьте на вопрос:

-Где и в какой семье родился А.С.Пушкин?

Беседа после просмотра фильма

1. Где родился А.С.Пушкин?

2. В какой семье родился А.С.Пушкин?

3.Кто привил А.С.Пушкину любовь к родному языку?

4. Где учился А.С.Пушкин?

Итак, мы посмотрели фильм и узнали, что Пушкин родился в

Москве в семье состоятельных дворян. Родители хотели дать

сыну достойное образование, и поэтому отдали своего сына

учиться в Царскосельский лицей.

Сообщение учащегося (опережающее задание).

Окончен лицей. В 1817 году юный поэт приезжает в Петербург.

Он часто бывает на балах, в театрах, влюбляется в светских

дам,

любит

развлечения.

И

даже

самые

близкие

друзья

Пушкина

не знают, что

он в это же время очень

много

работает.

И вот из под его пера выходит поэма «Руслан и

Людмила».

Жуковский,

прославленный

поэт

того

времени,

пишет: «Какой талант! Какие стихи!»

Рассказ учителя.

Мы подошли ко второму пункту плана, отражение истории

Отечества в творчестве А.С.Пушкина.

Пушкин очень любил Россию, интересовался ее историей.

Многие свои произведения посвящал историческим событиям.

Одно из них - поэма «Медный всадник».

Задание.

Смотрят фрагмент из

фильма

Отвечают на вопросы

Слушают.

IV.Физминутка

Прослушайте отрывок из поэмы «Медный всадник» и ответите

на вопрос:

-

Какому

историческому

факту

посвящена

эта

поэма?

(Опережающее задание: отрывок из произведения зачитывает

обучающийся, который готовил дома)

Отсюда мстить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубит окно.

Беседа после прочтения

-Какому историческому факту посвящена эта поэма?

-О чем это произведение?

Работа с текстом учебника.

Задание

Прочитайте текст учебника (стр.254 -3,4 абзац). Чтение по

«цепочке».

Ответьте на вопрос:

- Какие произведения А.С.Пушкина посвящены истории

России?

Итак,

Пушкин

очень

любил

Россию,

интересовался

ее

историей. Многие свои произведения посвящал историческим

событиям.

Разбиться парами и изобразить пантомиму по сказкам

А.С.Пушкина. Раздаются головные уборы сказочных героев.

Учитель зачитывает отрывки из произведений А.С. Пушкина.

«Сказка о царе Салтане»

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и венце,

С грустной думой на лице,

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Около царя сидят-

Четырьмя все три глядят.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Ответ:

поэму

«Медный

в с а д н и к »

А . С . П у ш к и н

п о с в я т и л

н а ч а л у

ст роительства

Санкт

-

Петербурга.

Ответ: поэма «Полтава» -

Полтавской битве.

Поэма «Борис Годунов»,

повесть «Капитанская

дочка» - крестьянской войне

под предводительством

Емельяна Пугачева.

Изображают героев сказок

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Рассказ учителя с элементами учебной беседы.

Мы с вами переходим к следующему пункту плана: влияние

декабристов на творчество Пушкина.

В то время когда Пушкин был в ссылке, в Петербурге

происходит восстание декабристов.

- Кто такие декабристы?

- Вспомните, когда это было?

Восстание

декабристов было подавлено, а многих из них

сослали

в

ссылку

в

Сибирь.

Некоторые

друзья

Пушкина

участвовали

в

восстании.

Пушкин

посвятил

декабристам

стихотворение «Во глубине сибирских руд…»(Слайд №8)

Вы знакомились с этим стихотворением на уроках литературы.

-Зачитайте первый столбик.

-Что писал Пушкин декабристам?

Когда Пушкин вернулся из ссылки. Царь пожелал встретиться с

ним. И спросил Пушкина, где бы он был 14 декабря 1825 года,

если бы находился в Петербурге? Поэт ответил: «На сенатской

площади – в рядах восставших».

Царь Николай II опасался связи поэта с декабристами. За

А.С.Пушкиным был установлен постоянный надзор

жандармов. А его произведения проходили обязательную

проверку.

- Какое влияние оказали декабристы на Пушкина?

Мы переходим к последнему пункту нашего плана

«Последние дни жизни Пушкина».

А. С. Пушкин был дворянином, среди дворян существовала

традиция, за какое либо оскорбление они вызывали обидчика

на дуэль.

Ребята, вы знаете кого вызвал Пушкин на дуэль? (Слайд №

А за что?

О том, как закончилась жизнь великого поэта, вы узнаете

прочитав текст в учебнике на стр. 255, 2 абзац.

Учитель: Погиб величайший русский поэт. Это трагическое

событие не могло не отразиться в сердцах поэтов –

единомышленников. М.Ю. Лермонтов, впечатленный этим

событием, написал стихотворение «Смерть поэта».

Вывод: трагично закончилась жизнь поэта, но его выдающиеся

творения, многие из которых он посвятил историческим

событиям, до сих пор читают все россияне. Нет в нашей стране

ни одного человека, кто не знал бы произведения Александра

Сергеевича Пушкина. Он был не только талантливым

человеком, но достойным гражданином и патриотом своего

Отечества.

Участвуют в беседе.

Ответ: 14 декабря 1825 года.

Декабристы, хотели изменить

существующие порядки

отменить крепостное право

.

Ответ: В своем стихотворении

Пушкин поддерживает

декабристов, восславляет их

подвиг, открыто выступает

против решения власти.

О гражданской позиции поэта.

Ответ: Под влиянием

декабристов А.С.Пушкин

писал вольнолюбивые

стихотворения

Читают

Отвечают

Слушают вывод

V.Закрепление

Какую тему изучали на уроке?

Беседа по вопросам.

Просмотрите текст параграфа.

Ответьте на вопросы:

- Где и в какой семье родился Пушкин?

- Где учился А.С.Пушкин?

- О чем писал в своих произведениях А.С.Пушкин?

- Сколько лет прожил поэт?

Задание. «Заморочки из бочки»

Задания находятся в «бочке», каждый учащийся выходит, и

вытягивает задание.

1. По опорным словам: королевич, царевна, царица, богатыри,

определите названия сказки.

2.Закончи предложение.

Но царевна молодая

Тихомолком подрастая

Между тем росла, росла

И……………………….

3.Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»?

4.Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ?

5. Из какой сказки эти строки:

Жил был поп толоконный лоб.

6.Какой персонаж лишний: князь Гвидон, Царевна лебедь,

ткачиха, Балда.

7.Правильно ли утверждение: Старуха хотела быть столбовою

дворянкой.

Отвечают

Выполняют задание.

IV. Итог урока

оценки за урок

Какую тему изучали на уроке?

Какие вопросы есть по теме?

VI. Домашнее

задание

1 группа – прочитать текст на стр.253- 255., ответить на

вопросы к тексту.

2 группа – стр. 225 пересказ 3 абзаца.

3 группа – нарисовать рисунок по произведениям Пушкина.



В раздел образования