Автор: Куриленко Виктория Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия № 1272" Академия детства"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: Мартенички и мэрцишоры
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы
"Гимназия №1272" Академия детства
Конспект открытого занятия
Тема: Мартенички и мэрцишоры
(старшая группа)
Составила и провела:
Куриленко В.В.
Москва
2017
1.
Программное содержание:
- Воспитательные задачи: Содействовать воспитанию
интереса к народной культуре других народов.
- Образовательные задачи: Расширять опыт изготовления
народных игрушек и традиционных сувениров. Познакомить с
технологией конструирования человечков (или помпонов) по
мотивам болгарской и молдавской культуры. Дать
первоначальное представление о контрасте цветовых гамм.
Развивать глазомер, чувство цвета и симметрии.
- Технические задачи: Совершенствовать трудовые навыки
(действия «наматывание», «завязывание», переводить на
уровень операций, совершаемых легко, уверенно, экономно,
безошибочно).
2.
Материалы и оборудование: У воспитателя карточки с
изображением вариантов украшений, изготовленный
экземпляр болгарского и молдавского украшения; у детей:
шерстяные клубки пряжи красного и белого цвета;
прямоугольные картонные заготовки; ножницы.
3.
Связь с другими образовательными областями:
социально-коммуникативное развитие - реализация партнёрского
взаимодействия – «взрослый-ребёнок»;
совершенствовать
трудовые навыки - действия «наматывание»,
«завязывание», переводить на уровень операций,
совершаемых легко, уверенно
работать с ножницами.
познавательное развитие – расширение кругозора, формирование
познавательных действий.
речевое развитие - свободное общение с взрослым, обогащение
активного словаря.
художественно-эстетическое развитие – формирование
элементарных представлений о народной игрушке и
традиционных сувенирах; использование музыкального
произведения.
физическое развитие - развитие мелкой моторики.
Ход занятия:
I часть
Воспитатель: Ребятки, посмотрите какой у меня красивый
сувенир. Называется он марцишор. В первый день весны в
Молдавии принято дарить марцишоры (от слова «марць» - март), а
в Болгарии мартенички (также от слова март). Это небольшие
красно-белые украшения в виде цветков, человечков, бубенчиков,
чаще всего соединенные пояском две куколки, скрученные из ниток
– белая и красная (мальчик и девочка; зима – весна). Дарят эти
сувениры в начале марта с пожеланиями счастья, любви, удачи.
Марцишоры носят на одежде весь месяц март, а в апреле
талисманы повязывают на фруктовое дерево и загадывают желание,
которое обязательно должно сбыться. А если дерево, на котором
прикреплен мэрцишор, даст богатый урожай, значит, в этом году
прибудет счастье и любовь. Рождена эта красивая традиция
легендой. Легенда о Мэрцишоре, передается из уст в уста, из
поколения в поколение. Послушайте её (под музыкальное
сопровождение воспитателем рассказывается легенда):
"Давным-давно в незапамятные времена появился на земле
хрупкий цветок с белоснежными лепестками по имени Гиочел -
Подснежник. Вырос он на голом когосоре, когда солнце впервые
пронзило золотыми стрелами своих лучей седые снежные тучи.
Маленького Гиочела оберегала от стужи красивая и добрая
волшебница Весна. Прослышал об отважном цветке злобный
вихрь-полуночник Кривэц. Он вылетел из своего ледяного жилища
с намерением заморозить храбреца, дерзнувшего переступить
суровый закон его ледяного царства. Свирепый Кривэц вырвал из
земли колючий шиповник и швырнул его с досады в светлую Весну,
уколов ей мизинец. Брызнула на землю горячая алая кровь и
обагрила белые лепестки Гиочела. Каждая горячая капля
возвращала этот нежный и хрупкий цветок к жизни. Когда к
Гиочелу вернулись силы, он радостно возвестил о приходе Весны”.
Сейчас мы попрубуем изготовить такойже сувенир (педагог
показывает технологию изготовления марцишоров – человечков,
см. приложение).
Воспитатель:Ребята, понравились Вам человечки, сейчас мы
немного отдохнеи и попробуем сделать их самостоятельно.
Физкультминутка:
Мы ногами топ-топ
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели — встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали,
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз — два, раз - два
Кукол делать нам пора!
II часть
Педагог предлагает детям сесть за столы.
Самостоятельная работа детей
(воспитатель оказывает индивидуальную помощь).
III часть
Итог:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами познакомились и
изготовили весенний сувенир. Как он называется? Какого он цвета?
Что означают цвета человечков? Какими вариантами можно
представить мартенички и марцишоны? Давайте сравним наших
человечков, все ли они выполнены аккуратно? Выберите аккуратно
выполненный сувенир? (дети рассматривают готовые
сувениры, высказывают свое мнение).
Воспитатель: Молодцы ребята, все сегодня постарались и
изготовили красивые весенние сувениры. Предлагаю Вам
организовать в детском саду выставку для родителей, а дома своим
родным Вы расскажите старинную легенду и можете смастерить
вместе с мамами, папами марцишоры или мартенички.