Напоминание

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Волга – великая река России


Автор: Шишкина Елена Романовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2
Населённый пункт: село Кинель- Черкассы, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока географии в 6 классе. Волга – великая река России
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока географии в 6 классе

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель -Черкассы

Учитель: Шишкина Е.Р.

Дата:

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК.

Тема урока: Волга – великая река России

Цель урока: создание условия для применения усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения творческих

практических задач, изготовить иллюстрированный альбом о реке Волге.

Планируемые результаты: (предметные, универсальные учебные действия)

-

сформируют представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; причинно-следственных связях

(зависимость направления течения реки от характера рельефа, режима реки от климата)

.

;

- научатся работать с разными источниками информации;

- научаться выполнять задания творческого задания; применять полученные ранее знания в изменённых условиях; выполнять мыслительные

операции анализа и синтеза и делать умозаключения; оценивать себя; работать в группе и оценивать своего товарища.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.

Задачи урока:

- формировать положительную учебную мотивацию;

- развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач;

-формировать потребность применять имеющиеся знания и умения в процессе выполнения практических задач;

-учить адекватно оценивать свою деятельность.

Тип урока: интегрированный, урок систематизации и обобщения знаний и умений

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: Учебник «Физическая география» Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова М,

«Дрофа»2016,

мультимедийное

оборудование,

презентация;

листы

ватмана,

маркеры

цветные

карандаши,

инструкции

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.

Образовательные технологии: проектно-задачная технология обучения, ИКТ, здоровьесберегающая.

Основные понятия: река, исток, устье, экология..

Межпредметные связи: география, биология, экология, литература.

Схема конспекта урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный

момент

Учитель приветствует

учеников, проверяет

готовность. Предлагает

разделиться на группы

Учащиеся отвечают на

приветствие, демонстрируют

готовность, делятся на группы

Умение осознавать и

определять свои эмоции

2. Актуализация знаний.

Мотивация учебной

деятельности учащихся.

-

Сегодня у нас

необычный урок. Все мы

знаем, что летом будет

проводиться чемпионат

мира по футболу в

Самаре. В одной

типографии готовился к

выходу альбом «Волга –

великая река России», но

произошел сбой

компьютерной

программы. Весь

материал перепутался,

иллюстрации исчезли.

Предлагаю помочь

редактору и художнику –

иллюстратору в

восстановлении страниц

этого альбома. Вы

изучили раздел «Воды

суши», познакомились со

сказками народов России.

Вам предстоит проверить

последовательность

Учащиеся слушают учителя,

обдумывают.

Умение воспринимать на

слух текст в исполнении

учителя.

Осуществляют

актуализацию личного

жизненного опыта.

Принимают и сохраняют

учебные задачи.

3. Творческая работа в

группах по созданию

-В классе сегодня

работают четыре группы.

Дети знакомятся с материалом,

читают, анализируют,

Умение

самостоятельно

осваивать

Выбирают действия в

соответствии с

продукта

У каждой группы есть

необходимый материал и

инструкции по

выполнению заданий (см.

Приложения 1,2,3,4).

Ознакомьтесь с ними и

приступайте к работе.

Учитель наблюдает за

работой групп.

обрабатывают, выполняют

задания.

поставленной задачей и

условиями её реализации.

Осуществляют анализ

объектов. Учитывают

мнение членов группы.

Осуществляют контроль

за результатом.

Договариваются и

приходят к общему

мнению в совместной

деятельности

Презентация продукта

Организует презентацию

по окончанию творческой

работы в группах

Учащиеся каждой группы

презентуют свой продукт.

Ребята слушают и задают во-

просы участникам других групп

Умение относить к

жанру сказки по

определённым при-

знакам. Умение

формулировать ос-

новную мысль текста.

Оформлять свои мысли в

устной форме с учетом

речевой ситуации.

Задавать вопросы

Определять степень

успешности своей

работы и работы других

Рефлексия

Организует оценку

работы каждого

участника группы в

соответствии с ситуацией

Дети по шкале и вопросам

оценивают свою работу (см.

Приложение 5)

Рефлексивная мишень на доске.

Задание:

выйти

к

доске

и

используя

смайлики

показать

свою эмоцию по уроку.

Подсчитайте

свои

баллы

и

выставьте оценки.

Умение осознавать и

определять эмоции

других людей,

сопереживать. Умение

осознавать и определять

свои эмоции

Тема сегодняшнего урока: Волга – великая река России.

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубины лесного родника

Выбегает голубое чудо –

Русская великая река.

Н. Палькин

– О каком объекте гидросферы идет речь в стихотворении?

Правильно ребята о реке Волге.

– Тема нашего сегодняшнего урока "Волга – великая русская река!"

Именно по Волге, великой русской реке, мы совершим сегодня наше путешествие. Мы познакомимся с одной из крупных рек европейской

части России. Рассмотрим с вами в процессе нашего путешествия тесную часть реки с другими компонентами природы, устанавливая

межпредметные связи с литературой, биологией, историей, изобразительным искусством, музыкой. Закрепим умения работать с картой,

различными источниками географических знаний.

. Беседа по вопросам

1. Что такое река?

Река-природный водный поток (водоток), текущий в выработанном им углублении — постоянном естественном русле и питающийся за счёт

поверхностного и подземного стока с его бассейна.

2. Какие части имеет река?

Исток– начало реки.

Устье– место впадения реки в другую, море, озеро, океан.

Притоки– ручейки, впадающие в реку.

Речная система– река со всеми притоками.

Бассейн реки– территория, с которой стекает вода в реку и её притоки.

Учитель: Если мысленно перевернуть карту так, чтобы устье реки оказалось внизу, то можно увидеть, как речная система превращается в

дерево с раскидистой кроной.

Главная река – ствол дерева, её притоки – ветви.

Учитель: Есть в России особые земли. Эти места не всегда привлекают к себе красотой, но они сыграли огромную роль в жизни нашего

народа. С ними он делил свои печали и радости. И поэтому их красота – особая, а сами места – наши святыни.

Волга – это не просто крупнейшая река Европы, пятая по длине в России и шестая – на всём материке Евразии. Это главная улица России.

Волга – это символ и любовь России; народ ласково называет реку Волга-матушка.

Волга, мать русских рек, "красавица народная, как море полноводная", воспетая в сотнях песен. Каждый зримо представляет, как выплывали

"из-за острова на стрежень" острогрудые челны расписной вольницы.

Свою любовь к Волге выразили в своих произведениях великие писатели и поэты, художники, музыканты.

Семь тысяч рек, ни в чём не равных,

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных,

Текущая вдаль, – семь тысяч рек.

Она со всех концов собрала –

Больших и малых до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.

Учитель: Волга привлекала и привлекает внимание своими прекрасными и удивительными уголками известных художников.

Демонстрация картин.

– Репин и Некрасов обессмертили "стон над Волгой", создав картины тяжёлого бурлацкого труда в тогдашней России.

– О Волге сложено много песен на стихи известных российских поэтов.

"Издалека долго течёт река Волга" (Л. Ошанин)

"Есть на Волге Утёс" (А. Навроцкий).

– Но в те годы Волга была артерией жизни, по ней шёл лес на юг; хлеб, шерсть – на север. Она кормила страну воблой, сельдью, славилась

чёрной икрой.

Непреходящая слава непреступного рубежа закрепилась за Волгой – оборона Царицына, Сталинграда. Она была вдохновительницей и

помощницей своих защитников.

– Что же такое Волга с точки зрения географии?

Учащиеся:

Учитель: С детства знакомо выражение "с голубого ручейка начинается река...".

В трудный рискованный путь

Ты с друзьями уходишь надолго,

Но нигде никогда не забудь –

Ручейком начинается Волга...

М. Матусовский

– За исток Волги принят родник у деревни Волго-Верховье. Над истоком поставили маленькую деревянную часовенку, вокруг заповедные

земли. У истока побывал великий драматург А.Н. Островский, здесь написаны картины Шишкина о Волге.

В Великую Отечественную войну деревня Волго-Верховье была занята немцами. В своей сводке они сообщали6 ""Наши доблестные

немецкие войска в результате тяжёлых боёв овладели местечком Волго-Верховья и форсировали великую русскую реку Волгу". Они,

разумеется, не указали, что ширина реки в этом месте такова, что её можно свободно перешагнуть. При отступлении враги сожгли

часовеньку над истоком.

г) Волга – связующее звено народов России.

Учитель: Волга объединила многие народы, связала их судьбы. На её берегах живут русские, марийцы, чуваши, татары, немцы, калмыки.

Эти народы имеют свои национальные образования – республики:

Татарстан

Чувашия

Мордовия

Марий Эл

Калмыкия

Исключение – не имеют своей республики немцы Поволжья.

Вопросы для обсуждения.

1. Посмотрите по карте атласа, какие города расположены на Волге. (Астрахань, Волгоград, Саратов, Тольятти, Казань, Нижний Новгород,

Тверь, Чебоксары, Ярославь, Кострома).

2. Назовите основные притоки реки. (Ока, Кама)

3.Васные исторические события происходили на Волге. Они были поворотными в судьбе России. Назовите их. (Восстание Степана Разина;

монголо-татарское нашествие; Сталинградская битва).

6. Подведение итогов урока

1. По какой теме мы с вами работали сегодня на уроке?

Почему Волга стала Волгой, однозначного ответа нет. Вероятно лишь то, что название возникло в верховьях реки. В этих краях слово

«валка» со значением «текущий ручей, заболоченное место, лужа» в русском употреблении изменилось Волга и распространилось на всю

реку.

И завершить наш урок хочу словами:

Когда-то выбежала Волга

Послушать голос ветерка,

Сбежать с Валдая ненадолго

А получилось – на века.

Волга – это не просто река, это история, поэзия, музыка, культура и любовь всей России.



В раздел образования