Автор: Манапова Луиза Тагировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: Шумлы-Олик
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Юный рекламист»
Раздел: среднее образование
МКОУ «Шумлеликская СОШ»
Учитель русского языка и литературы
Манапова Луиза Тагировна
Цели урока:
1.
Познакомить учащихся с особенностями языка рекламы.
2.
Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас; продолжать формировать навыки
создания письменных высказываний на заданную тему.
3.
Учить анализировать рекламные тексты.
4.
Учить составлять свои собственные рекламные тексты.
5.
Развивать логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся.
6.
Воспитывать интерес к современной культуре.
7.
Воспитывать уважение к труду и людям разных профессий.
Оборудование: раздаточный материал; иллюстрации по теме; медиафайлы.
Ход урока:
Слайд 2.(+тема)
Эпиграф:
Об идеалах нации можно судить по ее рекламе.
/Норманн Дуглас/
Фараоны рекламировали себя при помощи пирамид.
/Рамон Гомес де ла Серна/
Урок
русского
языка
в
6-м
классе
на
тему
«Юный
рекламист»
1. Оргмомент. Подготовительная беседа.
(Проверить готовность к уроку, настроить детей на работу по данной теме. (5 мин).
- Добрый день, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Взгляните на эпиграф и попы -
тайтесь сформулировать тему урока, наши цели, чему вы будете учиться, что делать. Чего ожидаете от
урока? (Ответы детей).
- Прокомментируйте, пожалуйста, эпиграфы. Запишите их. Найдите ключевые слова. (Идеалы,
фараоны, пирамиды). На основе ключевых слов сделайте вывод о значении рекламы в жизни общества.
- Сегодня каждый человек знает, что такое реклама. Мы сталкиваемся с ней ежедневно. А вы мо-
жете дать определение понятию «реклама»? (Ответы детей).
2. Объяснение нового материала. Лингвистический анализ рекламных текстов.
а) Слайд 3. Реклама – информирование людей и воздействие на них всевозможными способами
для создания широкой известности чему-либо или кому-либо, оповещение о потребительских свойствах
товаров и преимуществах различных видов услуг с целью их реализации и формирования на них активно-
го спроса, сообщение о примечательных событиях экономической, культурной, политической жизни с це-
лью вызвать деятельное участие в них людей.
- Что же можно рекламировать? (Вещи, людей, события).
- Главные требования к рекламе – максимум информации при минимуме слов, убедительность, доходчи -
вость, оригинальность. Важно, чтобы реклама была правдивой, добросовестной.
б) Слайд 4. Реклама бывает трех видов:
1. Визуальная (зрительная) – газетные объявления и афиши, плакаты и листовки, этикетки и рекламные
проспекты. (Примеры, Фаберлик).
2. Аудиальная (слуховая) – на радио.
3. Аудио-визуальная (зрительно-слуховая) – на телевидении. (Примеры, видео).
(Примеры).
- Какой вид, на ваш взгляд, более эффективен. Почему? (Ответы детей).
в) Рекламные тексты бывают 4 основных типов:
Слайд 5/6.
- информативный – дается минимальная информация, основанная на прямых значения слов. Такая рекла -
ма лишена образности, и, зачастую, малоэффективна. Н-р: (слайд, из «Арс. вести»).
Слайд 7.
- логический – основан на фактах, логических доводах, убедительной аргументации. Минимум эмоцио -
нально-экспрессивной окраски. Н-р: (слайд, реклама глазных капель).
Слайд 8/9.
- образный – основан на эмоционально-образных ассоциациях. Н-р: (слайд, Фаберлик).
Слайд 10.
- смешанный – объединяет логический и эмоционально-образный элементы в единую стилистическую си -
стему рекламного текста. Это наиболее эффективный тип рекламы. Н-р:
(слайд, видео рекламы о мосте в
Крым).
Слайд 11. Общий слайд с 4 типами рекламы.
- Найдите в предложенных вам журналах и газетах разные типы рекламы. (Ответы).
Слайд 12. Рекламный текст состоит из следующих частей:
- лозунг (ударная строка в композиции, которая способна мгновенно восприниматься и запоминаться; ло -
зунг должен быть кратким, обращенным непосредственно к читателю/слушателю, побуждать к чтению
рекламы; размещается над основным текстом и выделяется шрифтом и цветом)
- зачин (помогает понять выгоду, пользу предложения, обещает что-либо, сообщает нечто важное читате -
лю)
-основная часть (сообщает о достоинствах того, что рекламируется, приводятся аргументы в его пользу,
которые убеждают потребителя последовать призыву рекламы)
- заключение (должно закрепить основную мысль, окончательно убедить потребителя)
-
Например: (фото рекламы и ее текст). Запишите, пожалуйста, определите композиционные части
рекламы.
- Просмотрите рекламные тексты, выберите понравившуюся вам рекламу, запишите и проанализируйте ее
композицию. (Дети рассматривают журналы и газеты, в т.ч. «Арсеньевские вести»).
г) – Давайте проанализируем особенности языка рекламы. Начнем с синтаксиса. Что вы видите? (Отве-
ты детей).
- Опираясь на свои наблюдения начните заполнять таблицу «Язык рекламы».
(Бланки таблицы заранее
розданы детям).
Слайд 13.
Синтаксические осо-
бенности
Лексические особен-
ности
Морфологические
особенности
Образные средства
Простые
предложе-
ния;
восклицатель-
ные
и
вопроситель-
ные;
однородные
члены;
односостав-
ные
и
н а з ы в н ы е
предложения.
Конкретные
суще-
ствительные; слова в
переносном
значе-
нии;
эмоционально-
окрашенные
слова;
термины
и
научные
слова.
Преобладание имен-
ных частей речи
(сущ., прилагат.);
прилагательные в
сравнительной и
превосходной степе-
ни сравнения.
Метафоры; эпитеты.
- Продолжите анализ языка рекламы. Понаблюдайте за лексикой и морфологией рекламных текстов. За -
полните таблицу «Язык рекламы».
3. Закрепление. Проектная деятельность.
а) – Давайте вместе создадим рекламный текст. Н-р, яблока (кладу на стол яблоко).
- Придумайте лозунг. (Ответы детей). (Я записываю на доске/или вывожу текст на экран через проек-
тор). Н-р:
- Придумайте зачин. (Ответы детей). (Я записываю на доске). Н-р:
- Составьте основной текст. (Ответы детей). (Я записываю на доске). Н-р:
- Завершите рекламный текст заключением. (Ответы детей). (Я записываю на доске).
- Добавьте образных средств. Запишите наш рекламный текст. Какие дополнительные средства можно ис -
пользовать, н-р, цвет и шрифт. (Ответы детей). Прочтите выразительно.
- Попробуйте представить себе зрительный образный
ряд, который может сопровождать этот рекламный
текст. (Ответы детей).
б) – А теперь попробуйте сами прорекламировать что-либо или кого-либо. Какие варианты? (Ответы де-
тей). Предложите ваш вариант соседнему ряду уч-ся. Опирайтесь, пожалуйста, на таблицу «Язык рекла-
мы». Используйте разные цвета и шрифты. (Проект создается на листах формата А4). Придумайте, по
возможности, видеоряд.
- Что у вас получилось? (Рекламные тексты зачитываются, 3-4 варианта).
б) – Давайте проанализируем ваши проекты по следующим критериям:
Слайд 14.
1. Соответствует ли основная часть рекламного текста лозунгу-заголовку?
2. О чем можно было бы не писать?
3. На чем следовало бы остановиться подробнее?
4. Раскрыта ли основная мысль (идея) рекламного текста?
5. Что вам понравилось в речевом оформлении? Что можно скорректировать? А что во внешнем: шрифт,
картинка?
6. Отметьте наиболее яркие творческие находки.
- Молодцы.
4. Домашнее задание (разноуровневое).
Слайд 15.
- Ребята, дома попробуйте написать: 1) эссе (мини-сочинение-размышление), темой которого был бы один
из эпиграфов к уроку; 2) рекламный плакат с оформлением (формат А4); 3) рекламный текст.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
- Давайте обсудим нашу работу на уроке. Как вы ее оцените в целом? (Ответы). Ваши собственные до-
стижения? (Ответы). Ваши эмоции, впечатления? (Ответы).
- Отметки за урок.
- Благодарю вас.