Напоминание

Развитие физических качеств футболистов 12-13 лет методом круговой тренировки.


Автор: Хитев Георгий Константинович
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ФГБОУ ВДЦ
Населённый пункт: п. Новомихайловский, Краснодарский край.
Наименование материала: Научная статья
Тема: Развитие физических качеств футболистов 12-13 лет методом круговой тренировки.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие физических качеств футболистов 12-13 лет

методом круговой тренировки.

Игра в футбол требует проявления всех физических качеств человека: игроки

должны проявлять их при выполнении движений с мячом и без мяча (ударов, стартов,

прыжков, толчков и др.) в очень короткие отрезки времени.

Формы тренировок из других видов спорта нельзя слепо копировать и тренировать

футболиста так же, как л/атлета и штангиста. Научные рекомендации должны применяться

лишь

в

их

футбольной

интерпретации.

Так,

специальные

методы

тренировки,

направленные на развитие физических качеств, такие как интервальные тренировки и

постоянные нагрузки, при всей их специфичности могут сочетаться с техническими и

тактическими занятиями, приближенными к игровой обстановке. Монотонные занятия

убивают внутреннюю активность и радость и противоречат специфическим требованиям

игры.

Прыжок в борьбе за верховой мяч; мощный удар головой; сила удара и сила

опорной ноги; сила рук, когда им приходится пружинить, принимая вес тела после удара

головой в падении, – вот лишь некоторые основные моменты применения силы в футболе.

Кроме того, в футболе постоянно возрастает значение силового единоборства и, таким

образом, атлетическая подготовка футболисту крайне необходима.

Данная работа актуальна, потому что в ней рассматривается проблема развития

физических качеств у футболистов 12-13 лет, что необходимо для достижения высоких

спортивных результатов.

Целью данной работы явилось выявление эффективности содержания занятий для

развития

физических

качеств

у

юных

футболистов

12-13

лет

методом

круговой

тренировки.

Гипотеза – предполагает, что применение метода круговой тренировки повысит уровень

развития физических качеств у футболистов 12-13 лет.

Круговой метод (тренировка) – это организационно-методическая форма работы,

предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного

комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты,

выносливости

и

в

особенности

их

комплексных

форм

силовой

выносливости,

скоростной выносливости и скоростной силы. Задача круговой тренировки – достичь

высокой работоспособности организма путем тренировки нервно-мышечного аппарата,

кардиореспираторной и других систем в регулярном чередовании. Строгое выполнение

конкретных упражнений, определенным образом подобранных и сконцентрированных в

заданном

времени,

обеспечивает

быстрое

развитие

двигательных

качеств

в

короткое

время. Основной принцип круговой тренировки заключается в том, что она не сводится к

какому-либо

частному

методу,

а

является

организационно-методической

формой,

включающей в себя ряд частных методов использования физических упражнений.

В круговой тренировке футболисты разбиты на небольшие группы (на 3–6 человек),

занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к

снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив

выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому,

таким образом, замыкая круг. Название такой тренировки – «круговая» – чисто условное.

[5, с. 26]

Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

1. По методу длительного непрерывного упражнения. Занятия проводятся без перерывов и

складываются из одного, двух или трех прохождений круга. Применяются в основном для

развития общей и силовой выносливости.

2.

По

методу

экстенсивного

интервального

упражнения.

Применяется

для

совершенствования

общей,

скоростной

и

силовой

выносливости,

скоростно-силовых

качеств.

3.

По

методу

интенсивного

интервального

упражнения.

Он

рассчитан

на

совершенствование

скоростной

силы,

максимальной

силы,

скоростной

и

силовой

выносливости.

4.

По

методу

повторного

упражнения.

Его

предлагается

использовать

для

развития

максимальной силы и скоростной выносливости. [3, с. 126]

Для проведения круговой тренировки заранее:

– составляется комплекс упражнений;

– определяют места, на которых будут выполняться упражнения («станции»);

на

первом

занятии

проводят

испытания

на

максимальный

тест

(МТ)

по

каждому

упражнению при условии их правильного выполнения;

– устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию;

на

последнем

занятии

рекомендуется

проверить

максимальный

тест

по

каждому

упражнению и сравнить полученные результаты с исходными.

Средства

для

круговой

тренировки

могут

быть

самые

разнообразные:

общеразвивающие упражнения и специальные, обычно технически несложные. Они могут

быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач

занятия,

двигательных

возможностей

индивида

и

с

учетом

переноса

физических

способностей и двигательных навыков.

В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеется

не более 10–12 упражнений, в комплексе со специальной направленностью – не более 6–8.

Упражнения могут выполняться на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца)

или с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели,

штанга, резиновые амортизаторы, блочные устройства). Для более четкой организации

занятий целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов мелом по

полу или еще лучше поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером

и графическим изображением упражнения.

Несмотря

на

все

положительные

стороны

круговой

тренировки,

ее

нельзя

рассматривать как универсальный метод, способный заменить все другие. Она должна

применяться

с

другими

организационно-методическими

формами,

в

том

числе

и

в

отдельных занятиях, занимая в этом случае часть времени (30–35 мин).

В

круговой

тренировке,

как

правило,

используются

6–12

станций

с

определенными

упражнениями на каждой из них, на которых футболисты последовательно выполняют

предложенную работу. [20, с. 140]

До начала круговой тренировки следует провести разминку. Инвентарь должен

быть заранее расставлен по станциям. Тренер должен вместе с футболистами пройти по

всем станциям и показать все упражнения. Количество групп соответствует количеству

станций.

При

игровых

упражнениях

можно

объединить

группы.

Нецелесообразно

в

каждой

круговой

тренировке

предлагать

совершенно

новые

комплексы

упражнений,

поскольку значительное время будет уходить на их освоение и существенно снизится

эффективность

воздействия

этих

упражнений

на

организм.

Освоение

упражнений

и

порядок прохождения станций происходит через одно-два занятия, и дальше тренировки

проходят на хорошем уровне.

Таким

образом,

анализ

изученной

литературы

по

теме

выпускной

квалификационной работы позволил сделать следующие выводы. Сила в ее чистом виде в

незначительной

степени

проявляется

в

соревновательной

деятельности

футболистов.

Поэтому при воспитании силы футболистов 12-13 лет тренер должен рассматривать ее как

базу для воспитания и совершенствования скоростно-силовых качеств.

Основным

методом

воспитания

силы

футболистов

является

метод

повторных

усилий. Его суть заключается в том, что футболисты выполняют упражнение (например,

поднятие штанги или приседание со штангой) с отягощением 60–80% от предельно

возможного. Причем количество повторений одной серии не должно превышать 10–12, а

количество серий – не более двух-трех. Наиболее эффективны последние повторы. Этот

метод позволяет избирательно воздействовать на развитие силы различных групп мышц.

Для развития силовых качеств у футболистов 12-13 лет целесообразно использовать

метод круговой тренировки, который обеспечивает комплексное воздействие на различные

мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом,

чтобы

каждая

последующая

серия

включала

в

работу

новую

группу

мышц.

Число

упражнений,

воздействующих

на

разные

группы

мышц,

продолжительность

их

выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраст,

пола и подготовленности занимающихся.

Целью

данного

исследования

явилось

выявление

эффективности

содержания

занятий для развития силовых качеств у юных футболистов 12-13 лет методом круговой

тренировки.

Задачи эксперимента:

1. Изучить динамику показателей силовых способностей у футболистов 12-13 лет.

2. Разработать содержание занятий с помощью метода круговой тренировки.

3. Выявить эффективность экспериментальной программы по развитию силовых качеств

футболистов 12-13 лет методом круговой тренировки.

Для

выполнения

поставленных

задач

были

использованы

следующие

методы

эксперимента:

1. Анализ и обобщение литературных данных.

2. Педагогический эксперимент.

3. Математическая обработка данных.

Эксперимент

проводился

на

базе

СДЮШ

«Олимпийского

резерва»

№1,

Центрального

района.

Были

образованы

две

группы

по

10

человек

в

каждой,

в

контрольной группе и экспериментальной группе.

Комплекс

упражнений,

направленных

на

развитие

силовых

способностей

с

использованием интервального метода, для футболистов 12-13 лет из контрольной группы.

Занятия с футболистами из контрольной группы проводились 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий – 90 минут. Подготовительная часть – 20 минут. Основная

часть – 50 минут. Заключительная часть – 10 минут.

Подготовительная часть занятия.

1. Легкий бег 2–3 мин.

2. Ходьба на носках по 20–30 шагов каждой ногой, затем на наружном своде стопы – по

20–30 шагов.

3. Ходьба с подскоками на левой и правой ноге с перекатом с пятки на носок по 20–30 раз.

Повторить 2–3 раза.

4. Бег на прямых ногах по 15–20 шагов каждой ногой. Отталкиваться быстро и упруго.

Повторить 2–3 раза.

5. передвижение (прыжки) приставными шагами правым (левым) боком. Повторить 3–5

раз по 4 шага каждым боком с активным движением локтями с в стороны – вверх.

6. Ходьба со скрестными движениями прямых рук перед грудью 25–30 раз.

7.

Передвижение

(бег)

скрестными

шагами

левым

(правым)

боком

по

15–20

шагов.

Повторить по 2 раза.

8. Ходьба с высоким подниманием колена к груди, руки скрестно к плечам. Выполнить по

20–30 раз каждой ногой.

9. Ходьба с наклонами вперед, руки вниз к поднятому носку по 20–30 раз.

10. Семенящий бег 10–15 м, затем бег с высоким подниманием бедра. Повторить по 2–3

раза.

11. Стоя в наклоне, руки на коленях – выполнять круговые движения коленями внутрь,

наружу, сгибание и разгибание ног в коленях по 12–16 раз.

2. Основная часть.

Основная

часть

проводилась

с

использованием

интервального

метода.

Интервальный

метод

предусматривал

повторную

работу

в

режиме

максимальной

интенсивности

со

строго

дозированными

и

заранее

запланированными

интервалами

отдыха,

которые

регулируют степень воздействия упражнений на организм футболистов.

Каждое упражнение выполнялось в течение 15с, через 15с отдыха и повторялось не менее

8–12 раз.

Комплекс 1.

1. Из упора лежа на полу – сгибание и разгибание рук (отжимания от пола).

2. Приседания на всей стопе с выносом рук вперед, выпрямиться с подъемом на носки,

отводя руки назад.

3. Сидя на полу, руки в упоре сзади – поднимание прямых ног примерно до прямого угла с

полом и опусканием ног в исходное положение.

4. Лежа на животе, руки вверху (на полу) – поднимание прямых рук и ног, прогибая спину.

5.

Лежа

на

спине

одновременное

сгибание

ног

и

туловища

в

положение

«седа

в

группировку», коснуться руками голеней.

6. Прыжки через скакалку или на месте без скакалки (минимум 30 прыжков).

3. Заключительная часть.

Заключительная часть включает в себя упражнения на растягивание и расслабление мышц:

– встать на колени и сесть на пятки, т.е. на согнутые под себя ноги (стопы вместе). При

ощущении сильного напряжения слегка наклониться вперед и опереться на руки возле

коленей. Для усиления растяжки передней поверхности бедра медленно отклоняться назад

и опереться на руки сзади;

– медленный наклон вперед в положении стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка

согнуты, шея и руки расслаблены.

Комплекс

упражнений,

направленных

на

развитие

силовых

способностей

с

использованием

метода

круговой

тренировки,

для

футболистов

12-13

лет

из

экспериментальной группы.

Занятия

с

футболистами

из

экспериментальной

группы

проводились

2

раза

в

неделю с использованием метода круговой тренировки. Продолжительность занятия – 90

минут. Подготовительная часть – 20 минут. Основная часть – 50 минут. Заключительная

часть – 10 минут.

1. Подготовительная часть.

1) Построение.

2)

Физическая

подготовка:

ходьба

спортивная,

ходьба

различными

способами

(приставным и окрестным шагом, на носках, л/а ходьба с высоким поднятием бедра). Бег

по кругу, змейкой, по прямой, с преодолением препятствий.

2. Основная часть.

Тренировочные задания для развития силовых способностей, организованные в форме

круговой тренировки. Тренировочные задания состоят из упражнений на 10 «станциях»,

выполняемых в предельном темпе, время работы – 10–15с, отдыха – 45с, величина

отягощений от 5 до 40 кг.

Комплекс 1.

1 «станция» – исходное положение: выпад правой вперед, штанга (40 кг) на плечах –

прыжки со сменой ног;

2 «станция» – толчки штанги (30 кг) от груди вверх;

3

«станция»

бег

на

месте,

преодолевая

сопротивление

резинового

амортизатора,

прикрепленного к поясу и неподвижной опоре;

4 «станция» – броски набивного мяча (5 кг) стену (расстояние 2 м) двумя руками из-за

головы;

5 «станция» – выпрыгивание вверх из глубокого приседа, держа в руках гирю (16 кг);

6 «станция» – штанга (15 кг) за головой на плечах: толчки вверх;

7 «станция» – подъем штанги (25 кг) на грудь;

8 «станция» – прыжки толчком двух ног через барьеры (высота – 65 см);

9 «станция» – броски набивного мяча (5 кг) в стену (расстояние 2 м) двумя руками из-за

головы;

10

«станция»

прыжки

боком

через

гимнастическую

скамейку

толчком

двух

ног

с

продвижением вперед;

Комплекс 2.

Тренировочные задания для развития силовых способностей, организованные в форме

круговой тренировки. Тренировочные задания состоят из упражнений на 12 «станциях»,

время работы и отдыха – 30с, количество повторений 50–75% от максимально возможного:

1 «станция» – толчки штанги (20 кг) вверх из положения лежа на спине;

2 «станция» – приседания со штангой (30 кг) на плечах;

3 «станция» – подъем штанги (25 кг) на грудь;

4 «станция» – ходьба в глубоком приседе с отягощением 20 кг;

5 «станция» – поднимание и опускание туловища лежа на спине, руки за головой, ноги

закреплены;

6 «станция» – сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

7 «станция» – прыжки со скакалкой (толчком двух ног);

8 «станция» – разгибание туловища, лежа лицом вниз на гимнастической скамейке, ноги

закреплены;

9 «станция» – имитация ведения мяча с блином от штанги (5 кг);

10 – «станция» – имитация бега, преодолевая сопротивление резинового амортизатора,

прикрепленного на поясе футболиста и на неподвижной опоре;

11 «станция» – повороты туловища на 90° со штангой (30 кг) на плечах;

12 «станция» – приседания в выпаде одной ногой вперед, другая на скамейке.

Комплекс

3

(комплекс

упражнений

на

укрепление

основных

мышечных

групп).

Упражнения выполняются с использованием скамейки по круговому методу. Количество

станций – 9. Количество повторений каждого упражнения примерно 8–12 раз. Отдых

перед очередной станицей от 1 до 3 минут.

1 «станция» – сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Выполняется упражнение в

различных вариантах:

– ноги на полу (обычное отжимание);

– ноги на скамейке;

– руки на скамейке;

2 «станция» – сгибание – разгибание рук в упоре сзади на скамейке.

3 «станция» – поднимание верхней части туловища.

Лежа на полу, ногти (голени) на скамейке под прямым углом. Поднимать верхнюю часть

туловища, касаясь руками скамейки, справа, по центру и слева от ног.

4 «станция» – поднимание таза и согнутых ног.

Лежа на скамейке и держась за нее руками за головой, поднимать согнутые ноги к

голове, напрягая мышцы брюшного пресса. Обращать внимание на медленное опускание

ног до касания скамейки. При подъеме ног делать выдох, при опускании – вдох.

5 «станция» – приседания в выпаде одной ногой вперед, другая на скамейке.

Стоя, одна нога опирается носком на скамью, другая в выпаде впереди. Выполняются все

приседания подхода на выдвинутой вперед ноге. Плечи держать прямо.

6 «станция» – поднимание таза и одной ноги вверх.

Упор сидя сзади на полу с опорой ног (пяток) на скамейку. Переход в упор лежа сзади с

отведением головы назад и выпрямлением туловища.

7 «станция» – поднимание верхней части туловища в положении лежа на бедрах.

Лежа вдоль скамейки на бедрах, прямые руки касаются пола. Поджимание прямых рук за

голову и верхней части туловища вверх.

8 «станция» – поднимание ног.

В положении лежа на груди вдоль скамейки и держась за нее руками, поднимать слегка

согнутые ноги назад.

9 «станция» – наклоны вперед.

Сидя на краю скамейки, ноги врозь. Выполнить наклон вперед к правой ноге. Держать 15

секунд. Затем к левой ноге и посредине. Держать не менее 15 секунд в каждом положении.

3. Заключительная часть.

Медленный бег, ходьба. Упражнения на восстановление дыхания, расслабление.

Контрольные упражнения для оценки уровня силовой подготовки футболистов 15–16 лет

из экспериментальной группы и контрольной группы:

1. Удар на дальность по неподвижному мячу (м).

Удары по мячу на дальность выполняются правой или левой ногой по неподвижному мячу

с разбега любым способом. Дальность полета мяча измеряется от места удара до места

первого касания мяча о землю по коридору шириной 10 метров. В зачет идет – лучшая

попытка из двух.

2. Подтягивание на перекладине (количество раз).

Подтягивание

на

перекладине;

и.п.

хват

сверху,

вис

на

выпрямленных

руках.

Подтягивание считается правильным, когда подбородок находится выше перекладины.

3. Прыжок в длину с места с двух ног (см).

Правила выполнения прыжка в длину с места с двух ног. Футболист становится за

контрольной линией. Сбоку от него: на полу, наносится 3-метровая шкала с делениями.

Измерение проводится по общепринятым правилам отсчета длины прыжка. Выполняется

две попытки. Засчитывается лучший результат.

Тесты

и

контрольные

нормативы

по

оценке

уровня

силовой

подготовленности

футболистов 12-13 лет из экспериментальной группы и контрольной группы приведены в

таблице 1.

Из полученных данных таблицы 4 видно, что после занятий в течение месяца показатели

теста

1

(дальность

полета

мяча)

в

контрольной

группе

по

сравнению

с

исходными

данными увеличились на 2% и составили 87% от нормы; теста 2 (подтягивания на

перекладине) – на 3% и составили 79% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) – на

1% и составили 91% от нормы.

После занятий в течение 6 месяцев, как видно из таблицы 7, показатели теста 1 (дальность

полета мяча после удара ногой) в экспериментальной группе по сравнению с исходными

данными увеличились на 13%, что на 5% выше, чем в контрольной группе, и составили

99% от нормы; теста 2 (подтягивание на перекладине) – на 15%, что на 5% выше, чем в

контрольной группе и составили 98% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) – на 5%,

что на 2% выше, чем в контрольной группе, и составляет 96% от нормы.

Выводы

1.

Изучена

динамика

показателей

силовой

подготовки

футболистов

15–16

лет.

На

начальном этапе исследования все показатели тестов почти одинаковые и ниже нормы в

контрольной группе по тесту 1 – на 15%; тесту 2 – на 24%; тесту 3 – на 10%; в

экспериментальной группе – по тесту 1 – на 16%; тесту 2 – на 27% и тесту 3 – на 9%.

2. Разработано содержание занятий по развитию силовых способностей у футболистов 15–

16 лет с использованием метода круговой тренировки. Занятия с футболистами 15–16 лет

из

экспериментальной

группы

проводились

два

раза

в

неделю.

Продолжительность

занятий – 90 минут. Подготовительная часть – 20 минут. Основная часть -50 минут.

Заключительная

часть

-10

минут.

Тренировочные

занятия

для

развития

силовых

способностей футболистов 15–16 лет, организованные в форме круговой тренировки,

состояли из упражнений на 10–12 «станциях». Упражнения выполнялись в предельном

темпе, время работы на каждой станции – 10–15 с, отдыха – 45 с. Величина отягощений от

5 до 40 кг.

Среди упражнений, направленных на развитие силовых способностей у футболистов 15–

16 лет, включенных в 3 комплекса круговой тренировки, использовались следующие

упражнения:

– из упора лежа на полу – сгибание и разгибание рук (отжимания от пола);

– толчки штанги (30 кг) от груди вверх;

– бег на месте, преодолевая сопротивление резинового амортизатора, прикрепленного к

поясу;

– выпрыгивания вверх из глубокого приседа, держа в руках гирю (16 кг);

– прыжки толчком двух ног через барьеры (высота -65 см);

– броски набивного мяча (5 кг) в стену;

– толчки штанги (20 кг) вверх из положения лежа на спине;

– приседания со штангой (30 кг) на плечах;

– подъем штанги (25 кг) на грудь;

– поднимание и опускание туловища лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены;

– сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

– прыжки со скакалкой (толчком двух ног);

– повороты туловища на 90° со штангой (30 кг) на плечах;

– приседания в выпаде одной ногой вперед, другая на скамейке.

Таким образом, в комплекс круговой тренировки для развития силовых способностей

футболистов обязательно были включены упражнения из трех основных групп:

1. Упражнения со штангой, гирями и другими отягощениями.

2. Упражнения по перемещению массы собственного тела (отжимания в упоре лежа,

подтягивания на перекладине, приседания).

3. Прыжковые упражнения с продвижением (с ноги на ногу, на одной ноге, на двух ногах).

3.

Выявлена

эффективность

экспериментальной

программы

по

развитию

физических

способностей у футболистов 12-13 лет. Через 1 месяц показатели в обеих группах выросли

по сравнению с исходными показателями в контрольной группе по тесту 1 (дальность

полета мяча после удара ногой) – на 2%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) – на 4%;

теста 3 (прыжок в длину с места) – на 1%. В экспериментальной группе по тесту 1 – на

6%; тесту 2 – на 8%; тесту 3 – на 1%.

По

истечении

6

месяцев

показатели

в

обеих

группах

по

сравнению

с

исходными

показателями выросли еще больше. В контрольной группе по тесту 1 (дальность полета

мяча после удара ногой) – на 8%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) – на 10%; тесту 3

(прыжок в длину с места) – на 3%. В экспериментальной группе по тесту 1 – на 13%; тесту

2 – на 15%; тесту 3 – на 5%. Таким образом, использование метода круговой тренировки

позволяет повысить уровень развития физических качеств футболистов 12-13 лет.

Список литературы

1. Безруких, Н.А. Возрастная физиология/ Н.А. Безруких, В.Д. Фарбер. – М.: Издательский

центр «Академия», 1994. – 128 с.

2. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов/ М.А. Годик. – М.: Олимпия, 2006. –

221 с.

3. Голомазов, С.В. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства/

С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 187 с.

4. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств/ И.А. Гуревич. –

Минск: Образование, 2005. – 236 с.

5. Бишопс, К. Единоборство в футболе/ К. Бишопс, Х. Герардс. – М.: Терра-спорт, 2003. –

167 с.

6. Джармен, Д. Футбол для юных/ Д. Джармен. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 59 с.

7. Жуков, М.А. Подвижные игры/ М.А. Жуков. – М.: Физическая культура и спорт, 2000. –

247 с.

8. Ильин, Е.П. Психология спорта/ Е.П. Ильина. – СПб: Питер, 2008. – 128 с.

9. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания/ Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 200. – 176

с.

10.

Люкшинов,

Н.М.

Искусство

подготовки

высококлассных

футболистов/

Н.М.

Люкшинов. – М.: Советский спорт, 2006. – 420 с.

11. Коробейник, А.В. Футбол. Самоучитель игры./ А.В. Коробейник. – Ростов-на-Дону:

Феникс, 2000. – 319 с.

12. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Первый этап (8–10 лет)/

А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. – 110 с.

13. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Второй этап (11–12 лет)/

А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. – 140 с.

14. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Третий этап (13–15 лет)/

А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. – 204 с.

15. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Четвертый этап (16–17

лет)/ А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. –166 с.

16. Кук, М. 101 упражнение для юных футболистов/ М. Кук. – М.: Астрель, 2003. -127 с.

17.

Лисенчук,

Г.А.

Управление

подготовкой

футболистов/

Г.А.

Лисенчук.

Киев:

Олимпийская литература, 2003. – 271 с.

18. Лясковский, К.П. Техника ударов/ К.П. Лясковский. – М.: Физическая культура и спорт,

2005. – 61 с.

19. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов/ Г.В. Монаков. – М.: Советский спорт, 2005. –

285 с.

20. Мукиан, М. Все о тренировке юного футболиста/ М. Мукиан, Д. Дьюрст. – М.:

Астрель, 2007. – 234 с.

21. Куватов, С.А. Активный отдых на свежем воздухе/ С.А. Куватов. – М.: Олимпия, 2006,

– 127 с.

22.

Ланда,

Б.Х.

Методика

комлексной

оценки

физического

развития

и

физической

подготовленности/ Б.Х. Ланда. – М.: Физическая культура и спорт, 2004. – 234 с.

23. Лозовая, Г.В. Общая и возрастная психология/ Г.В. Лозовая, А.Н. Николаева. – М.:

Издательский центр «Академия», 2001. – 123 с.

24. Матвеев, Л.Г. Общая теория спорта/ Л.Г. Матвеев. – М.: Физическая культура и спорт,

1982. -124 с.

25.

Осташев,

П.В.

Прогнозирование

способностей

футболиста/

П.В.

Осташев.

М.:

Физическая культура и спорт, 1982. – 96 с.

26. Петухов, А.В. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства

юных футболистов/ А.В. Петухов. – М.: Советский спорт, 2006. – 230 с.

27. Плон, Б. Новая школа в футбольной тренировке/ Б. Плон. – М.: Олимпия, 2008. – 239 с.

28. Санин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков/ М.Р. Санин, З.Г. Брыскина. –

М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 145 с.

29. Теория и методика физической культуры: учебник/ под ред. Ю.М. Курамшина. – М.:

ФАИР, 2007. – 463 с.

Тюленьков, С.Ю. Футбол в зале: система подготовки/ С.Ю. Тюленьков, А.А. Федоров. –

М.: Терра спорт, 2000. – 134 с.

30. Футбол. Правила игры/ под ред. В. Радионова. – М.: Терра спорт, 2004. – 71 с.

31. Футбол: учебник. Для институтов физической культуры/ под ред. П.Н. Казакова. – М.:

Физическая культура и спорт», 1978. – с. 255.

32. Футбол: учебник. Для институтов физической культуры/ под ред. М.С. Полишкиса. –

М.: Физкультура, образование и наука, 1999. – 247 с.

33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов,

В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 478 с.

34. Швыков, И.А. Спорт в школе. Футбол/ И.А. Швыков. – М.: Терра спорт, 2002. – 141



В раздел образования