Автор: Хитев Георгий Константинович
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ФГБОУ ВДЦ
Населённый пункт: п. Новомихайловский, Краснодарский край.
Наименование материала: Научная статья
Тема: Развитие физических качеств футболистов 12-13 лет методом круговой тренировки.
Раздел: дополнительное образование
Развитие физических качеств футболистов 12-13 лет
методом круговой тренировки.
Игра в футбол требует проявления всех физических качеств человека: игроки
должны проявлять их при выполнении движений с мячом и без мяча (ударов, стартов,
прыжков, толчков и др.) в очень короткие отрезки времени.
Формы тренировок из других видов спорта нельзя слепо копировать и тренировать
футболиста так же, как л/атлета и штангиста. Научные рекомендации должны применяться
лишь
в
их
футбольной
интерпретации.
Так,
специальные
методы
тренировки,
направленные на развитие физических качеств, такие как интервальные тренировки и
постоянные нагрузки, при всей их специфичности могут сочетаться с техническими и
тактическими занятиями, приближенными к игровой обстановке. Монотонные занятия
убивают внутреннюю активность и радость и противоречат специфическим требованиям
игры.
Прыжок в борьбе за верховой мяч; мощный удар головой; сила удара и сила
опорной ноги; сила рук, когда им приходится пружинить, принимая вес тела после удара
головой в падении, – вот лишь некоторые основные моменты применения силы в футболе.
Кроме того, в футболе постоянно возрастает значение силового единоборства и, таким
образом, атлетическая подготовка футболисту крайне необходима.
Данная работа актуальна, потому что в ней рассматривается проблема развития
физических качеств у футболистов 12-13 лет, что необходимо для достижения высоких
спортивных результатов.
Целью данной работы явилось выявление эффективности содержания занятий для
развития
физических
качеств
у
юных
футболистов
12-13
лет
методом
круговой
тренировки.
Гипотеза – предполагает, что применение метода круговой тренировки повысит уровень
развития физических качеств у футболистов 12-13 лет.
Круговой метод (тренировка) – это организационно-методическая форма работы,
предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного
комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты,
выносливости
и
в
особенности
их
комплексных
форм
–
силовой
выносливости,
скоростной выносливости и скоростной силы. Задача круговой тренировки – достичь
высокой работоспособности организма путем тренировки нервно-мышечного аппарата,
кардиореспираторной и других систем в регулярном чередовании. Строгое выполнение
конкретных упражнений, определенным образом подобранных и сконцентрированных в
заданном
времени,
обеспечивает
быстрое
развитие
двигательных
качеств
в
короткое
время. Основной принцип круговой тренировки заключается в том, что она не сводится к
какому-либо
частному
методу,
а
является
организационно-методической
формой,
включающей в себя ряд частных методов использования физических упражнений.
В круговой тренировке футболисты разбиты на небольшие группы (на 3–6 человек),
занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к
снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив
выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому,
таким образом, замыкая круг. Название такой тренировки – «круговая» – чисто условное.
[5, с. 26]
Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:
1. По методу длительного непрерывного упражнения. Занятия проводятся без перерывов и
складываются из одного, двух или трех прохождений круга. Применяются в основном для
развития общей и силовой выносливости.
2.
По
методу
экстенсивного
интервального
упражнения.
Применяется
для
совершенствования
общей,
скоростной
и
силовой
выносливости,
скоростно-силовых
качеств.
3.
По
методу
интенсивного
интервального
упражнения.
Он
рассчитан
на
совершенствование
скоростной
силы,
максимальной
силы,
скоростной
и
силовой
выносливости.
4.
По
методу
повторного
упражнения.
Его
предлагается
использовать
для
развития
максимальной силы и скоростной выносливости. [3, с. 126]
Для проведения круговой тренировки заранее:
– составляется комплекс упражнений;
– определяют места, на которых будут выполняться упражнения («станции»);
–
на
первом
занятии
проводят
испытания
на
максимальный
тест
(МТ)
по
каждому
упражнению при условии их правильного выполнения;
– устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию;
–
на
последнем
занятии
рекомендуется
проверить
максимальный
тест
по
каждому
упражнению и сравнить полученные результаты с исходными.
Средства
для
круговой
тренировки
могут
быть
самые
разнообразные:
общеразвивающие упражнения и специальные, обычно технически несложные. Они могут
быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач
занятия,
двигательных
возможностей
индивида
и
с
учетом
переноса
физических
способностей и двигательных навыков.
В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеется
не более 10–12 упражнений, в комплексе со специальной направленностью – не более 6–8.
Упражнения могут выполняться на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца)
или с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели,
штанга, резиновые амортизаторы, блочные устройства). Для более четкой организации
занятий целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов мелом по
полу или еще лучше поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером
и графическим изображением упражнения.
Несмотря
на
все
положительные
стороны
круговой
тренировки,
ее
нельзя
рассматривать как универсальный метод, способный заменить все другие. Она должна
применяться
с
другими
организационно-методическими
формами,
в
том
числе
и
в
отдельных занятиях, занимая в этом случае часть времени (30–35 мин).
В
круговой
тренировке,
как
правило,
используются
6–12
станций
с
определенными
упражнениями на каждой из них, на которых футболисты последовательно выполняют
предложенную работу. [20, с. 140]
До начала круговой тренировки следует провести разминку. Инвентарь должен
быть заранее расставлен по станциям. Тренер должен вместе с футболистами пройти по
всем станциям и показать все упражнения. Количество групп соответствует количеству
станций.
При
игровых
упражнениях
можно
объединить
группы.
Нецелесообразно
в
каждой
круговой
тренировке
предлагать
совершенно
новые
комплексы
упражнений,
поскольку значительное время будет уходить на их освоение и существенно снизится
эффективность
воздействия
этих
упражнений
на
организм.
Освоение
упражнений
и
порядок прохождения станций происходит через одно-два занятия, и дальше тренировки
проходят на хорошем уровне.
Таким
образом,
анализ
изученной
литературы
по
теме
выпускной
квалификационной работы позволил сделать следующие выводы. Сила в ее чистом виде в
незначительной
степени
проявляется
в
соревновательной
деятельности
футболистов.
Поэтому при воспитании силы футболистов 12-13 лет тренер должен рассматривать ее как
базу для воспитания и совершенствования скоростно-силовых качеств.
Основным
методом
воспитания
силы
футболистов
является
метод
повторных
усилий. Его суть заключается в том, что футболисты выполняют упражнение (например,
поднятие штанги или приседание со штангой) с отягощением 60–80% от предельно
возможного. Причем количество повторений одной серии не должно превышать 10–12, а
количество серий – не более двух-трех. Наиболее эффективны последние повторы. Этот
метод позволяет избирательно воздействовать на развитие силы различных групп мышц.
Для развития силовых качеств у футболистов 12-13 лет целесообразно использовать
метод круговой тренировки, который обеспечивает комплексное воздействие на различные
мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом,
чтобы
каждая
последующая
серия
включала
в
работу
новую
группу
мышц.
Число
упражнений,
воздействующих
на
разные
группы
мышц,
продолжительность
их
выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраст,
пола и подготовленности занимающихся.
Целью
данного
исследования
явилось
выявление
эффективности
содержания
занятий для развития силовых качеств у юных футболистов 12-13 лет методом круговой
тренировки.
Задачи эксперимента:
1. Изучить динамику показателей силовых способностей у футболистов 12-13 лет.
2. Разработать содержание занятий с помощью метода круговой тренировки.
3. Выявить эффективность экспериментальной программы по развитию силовых качеств
футболистов 12-13 лет методом круговой тренировки.
Для
выполнения
поставленных
задач
были
использованы
следующие
методы
эксперимента:
1. Анализ и обобщение литературных данных.
2. Педагогический эксперимент.
3. Математическая обработка данных.
Эксперимент
проводился
на
базе
СДЮШ
«Олимпийского
резерва»
№1,
Центрального
района.
Были
образованы
две
группы
по
10
человек
в
каждой,
в
контрольной группе и экспериментальной группе.
Комплекс
упражнений,
направленных
на
развитие
силовых
способностей
с
использованием интервального метода, для футболистов 12-13 лет из контрольной группы.
Занятия с футболистами из контрольной группы проводились 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий – 90 минут. Подготовительная часть – 20 минут. Основная
часть – 50 минут. Заключительная часть – 10 минут.
Подготовительная часть занятия.
1. Легкий бег 2–3 мин.
2. Ходьба на носках по 20–30 шагов каждой ногой, затем на наружном своде стопы – по
20–30 шагов.
3. Ходьба с подскоками на левой и правой ноге с перекатом с пятки на носок по 20–30 раз.
Повторить 2–3 раза.
4. Бег на прямых ногах по 15–20 шагов каждой ногой. Отталкиваться быстро и упруго.
Повторить 2–3 раза.
5. передвижение (прыжки) приставными шагами правым (левым) боком. Повторить 3–5
раз по 4 шага каждым боком с активным движением локтями с в стороны – вверх.
6. Ходьба со скрестными движениями прямых рук перед грудью 25–30 раз.
7.
Передвижение
(бег)
скрестными
шагами
левым
(правым)
боком
по
15–20
шагов.
Повторить по 2 раза.
8. Ходьба с высоким подниманием колена к груди, руки скрестно к плечам. Выполнить по
20–30 раз каждой ногой.
9. Ходьба с наклонами вперед, руки вниз к поднятому носку по 20–30 раз.
10. Семенящий бег 10–15 м, затем бег с высоким подниманием бедра. Повторить по 2–3
раза.
11. Стоя в наклоне, руки на коленях – выполнять круговые движения коленями внутрь,
наружу, сгибание и разгибание ног в коленях по 12–16 раз.
2. Основная часть.
Основная
часть
проводилась
с
использованием
интервального
метода.
Интервальный
метод
предусматривал
повторную
работу
в
режиме
максимальной
интенсивности
со
строго
дозированными
и
заранее
запланированными
интервалами
отдыха,
которые
регулируют степень воздействия упражнений на организм футболистов.
Каждое упражнение выполнялось в течение 15с, через 15с отдыха и повторялось не менее
8–12 раз.
Комплекс 1.
1. Из упора лежа на полу – сгибание и разгибание рук (отжимания от пола).
2. Приседания на всей стопе с выносом рук вперед, выпрямиться с подъемом на носки,
отводя руки назад.
3. Сидя на полу, руки в упоре сзади – поднимание прямых ног примерно до прямого угла с
полом и опусканием ног в исходное положение.
4. Лежа на животе, руки вверху (на полу) – поднимание прямых рук и ног, прогибая спину.
5.
Лежа
на
спине
–
одновременное
сгибание
ног
и
туловища
в
положение
«седа
в
группировку», коснуться руками голеней.
6. Прыжки через скакалку или на месте без скакалки (минимум 30 прыжков).
3. Заключительная часть.
Заключительная часть включает в себя упражнения на растягивание и расслабление мышц:
– встать на колени и сесть на пятки, т.е. на согнутые под себя ноги (стопы вместе). При
ощущении сильного напряжения слегка наклониться вперед и опереться на руки возле
коленей. Для усиления растяжки передней поверхности бедра медленно отклоняться назад
и опереться на руки сзади;
– медленный наклон вперед в положении стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка
согнуты, шея и руки расслаблены.
Комплекс
упражнений,
направленных
на
развитие
силовых
способностей
с
использованием
метода
круговой
тренировки,
для
футболистов
12-13
лет
из
экспериментальной группы.
Занятия
с
футболистами
из
экспериментальной
группы
проводились
2
раза
в
неделю с использованием метода круговой тренировки. Продолжительность занятия – 90
минут. Подготовительная часть – 20 минут. Основная часть – 50 минут. Заключительная
часть – 10 минут.
1. Подготовительная часть.
1) Построение.
2)
Физическая
подготовка:
ходьба
спортивная,
ходьба
различными
способами
(приставным и окрестным шагом, на носках, л/а ходьба с высоким поднятием бедра). Бег
по кругу, змейкой, по прямой, с преодолением препятствий.
2. Основная часть.
Тренировочные задания для развития силовых способностей, организованные в форме
круговой тренировки. Тренировочные задания состоят из упражнений на 10 «станциях»,
выполняемых в предельном темпе, время работы – 10–15с, отдыха – 45с, величина
отягощений от 5 до 40 кг.
Комплекс 1.
1 «станция» – исходное положение: выпад правой вперед, штанга (40 кг) на плечах –
прыжки со сменой ног;
2 «станция» – толчки штанги (30 кг) от груди вверх;
3
«станция»
–
бег
на
месте,
преодолевая
сопротивление
резинового
амортизатора,
прикрепленного к поясу и неподвижной опоре;
4 «станция» – броски набивного мяча (5 кг) стену (расстояние 2 м) двумя руками из-за
головы;
5 «станция» – выпрыгивание вверх из глубокого приседа, держа в руках гирю (16 кг);
6 «станция» – штанга (15 кг) за головой на плечах: толчки вверх;
7 «станция» – подъем штанги (25 кг) на грудь;
8 «станция» – прыжки толчком двух ног через барьеры (высота – 65 см);
9 «станция» – броски набивного мяча (5 кг) в стену (расстояние 2 м) двумя руками из-за
головы;
10
«станция»
–
прыжки
боком
через
гимнастическую
скамейку
толчком
двух
ног
с
продвижением вперед;
Комплекс 2.
Тренировочные задания для развития силовых способностей, организованные в форме
круговой тренировки. Тренировочные задания состоят из упражнений на 12 «станциях»,
время работы и отдыха – 30с, количество повторений 50–75% от максимально возможного:
1 «станция» – толчки штанги (20 кг) вверх из положения лежа на спине;
2 «станция» – приседания со штангой (30 кг) на плечах;
3 «станция» – подъем штанги (25 кг) на грудь;
4 «станция» – ходьба в глубоком приседе с отягощением 20 кг;
5 «станция» – поднимание и опускание туловища лежа на спине, руки за головой, ноги
закреплены;
6 «станция» – сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
7 «станция» – прыжки со скакалкой (толчком двух ног);
8 «станция» – разгибание туловища, лежа лицом вниз на гимнастической скамейке, ноги
закреплены;
9 «станция» – имитация ведения мяча с блином от штанги (5 кг);
10 – «станция» – имитация бега, преодолевая сопротивление резинового амортизатора,
прикрепленного на поясе футболиста и на неподвижной опоре;
11 «станция» – повороты туловища на 90° со штангой (30 кг) на плечах;
12 «станция» – приседания в выпаде одной ногой вперед, другая на скамейке.
Комплекс
3
(комплекс
упражнений
на
укрепление
основных
мышечных
групп).
Упражнения выполняются с использованием скамейки по круговому методу. Количество
станций – 9. Количество повторений каждого упражнения примерно 8–12 раз. Отдых
перед очередной станицей от 1 до 3 минут.
1 «станция» – сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Выполняется упражнение в
различных вариантах:
– ноги на полу (обычное отжимание);
– ноги на скамейке;
– руки на скамейке;
2 «станция» – сгибание – разгибание рук в упоре сзади на скамейке.
3 «станция» – поднимание верхней части туловища.
Лежа на полу, ногти (голени) на скамейке под прямым углом. Поднимать верхнюю часть
туловища, касаясь руками скамейки, справа, по центру и слева от ног.
4 «станция» – поднимание таза и согнутых ног.
Лежа на скамейке и держась за нее руками за головой, поднимать согнутые ноги к
голове, напрягая мышцы брюшного пресса. Обращать внимание на медленное опускание
ног до касания скамейки. При подъеме ног делать выдох, при опускании – вдох.
5 «станция» – приседания в выпаде одной ногой вперед, другая на скамейке.
Стоя, одна нога опирается носком на скамью, другая в выпаде впереди. Выполняются все
приседания подхода на выдвинутой вперед ноге. Плечи держать прямо.
6 «станция» – поднимание таза и одной ноги вверх.
Упор сидя сзади на полу с опорой ног (пяток) на скамейку. Переход в упор лежа сзади с
отведением головы назад и выпрямлением туловища.
7 «станция» – поднимание верхней части туловища в положении лежа на бедрах.
Лежа вдоль скамейки на бедрах, прямые руки касаются пола. Поджимание прямых рук за
голову и верхней части туловища вверх.
8 «станция» – поднимание ног.
В положении лежа на груди вдоль скамейки и держась за нее руками, поднимать слегка
согнутые ноги назад.
9 «станция» – наклоны вперед.
Сидя на краю скамейки, ноги врозь. Выполнить наклон вперед к правой ноге. Держать 15
секунд. Затем к левой ноге и посредине. Держать не менее 15 секунд в каждом положении.
3. Заключительная часть.
Медленный бег, ходьба. Упражнения на восстановление дыхания, расслабление.
Контрольные упражнения для оценки уровня силовой подготовки футболистов 15–16 лет
из экспериментальной группы и контрольной группы:
1. Удар на дальность по неподвижному мячу (м).
Удары по мячу на дальность выполняются правой или левой ногой по неподвижному мячу
с разбега любым способом. Дальность полета мяча измеряется от места удара до места
первого касания мяча о землю по коридору шириной 10 метров. В зачет идет – лучшая
попытка из двух.
2. Подтягивание на перекладине (количество раз).
Подтягивание
на
перекладине;
и.п.
–
хват
сверху,
вис
на
выпрямленных
руках.
Подтягивание считается правильным, когда подбородок находится выше перекладины.
3. Прыжок в длину с места с двух ног (см).
Правила выполнения прыжка в длину с места с двух ног. Футболист становится за
контрольной линией. Сбоку от него: на полу, наносится 3-метровая шкала с делениями.
Измерение проводится по общепринятым правилам отсчета длины прыжка. Выполняется
две попытки. Засчитывается лучший результат.
Тесты
и
контрольные
нормативы
по
оценке
уровня
силовой
подготовленности
футболистов 12-13 лет из экспериментальной группы и контрольной группы приведены в
таблице 1.
Из полученных данных таблицы 4 видно, что после занятий в течение месяца показатели
теста
1
(дальность
полета
мяча)
в
контрольной
группе
по
сравнению
с
исходными
данными увеличились на 2% и составили 87% от нормы; теста 2 (подтягивания на
перекладине) – на 3% и составили 79% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) – на
1% и составили 91% от нормы.
После занятий в течение 6 месяцев, как видно из таблицы 7, показатели теста 1 (дальность
полета мяча после удара ногой) в экспериментальной группе по сравнению с исходными
данными увеличились на 13%, что на 5% выше, чем в контрольной группе, и составили
99% от нормы; теста 2 (подтягивание на перекладине) – на 15%, что на 5% выше, чем в
контрольной группе и составили 98% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) – на 5%,
что на 2% выше, чем в контрольной группе, и составляет 96% от нормы.
Выводы
1.
Изучена
динамика
показателей
силовой
подготовки
футболистов
15–16
лет.
На
начальном этапе исследования все показатели тестов почти одинаковые и ниже нормы в
контрольной группе по тесту 1 – на 15%; тесту 2 – на 24%; тесту 3 – на 10%; в
экспериментальной группе – по тесту 1 – на 16%; тесту 2 – на 27% и тесту 3 – на 9%.
2. Разработано содержание занятий по развитию силовых способностей у футболистов 15–
16 лет с использованием метода круговой тренировки. Занятия с футболистами 15–16 лет
из
экспериментальной
группы
проводились
два
раза
в
неделю.
Продолжительность
занятий – 90 минут. Подготовительная часть – 20 минут. Основная часть -50 минут.
Заключительная
часть
-10
минут.
Тренировочные
занятия
для
развития
силовых
способностей футболистов 15–16 лет, организованные в форме круговой тренировки,
состояли из упражнений на 10–12 «станциях». Упражнения выполнялись в предельном
темпе, время работы на каждой станции – 10–15 с, отдыха – 45 с. Величина отягощений от
5 до 40 кг.
Среди упражнений, направленных на развитие силовых способностей у футболистов 15–
16 лет, включенных в 3 комплекса круговой тренировки, использовались следующие
упражнения:
– из упора лежа на полу – сгибание и разгибание рук (отжимания от пола);
– толчки штанги (30 кг) от груди вверх;
– бег на месте, преодолевая сопротивление резинового амортизатора, прикрепленного к
поясу;
– выпрыгивания вверх из глубокого приседа, держа в руках гирю (16 кг);
– прыжки толчком двух ног через барьеры (высота -65 см);
– броски набивного мяча (5 кг) в стену;
– толчки штанги (20 кг) вверх из положения лежа на спине;
– приседания со штангой (30 кг) на плечах;
– подъем штанги (25 кг) на грудь;
– поднимание и опускание туловища лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены;
– сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
– прыжки со скакалкой (толчком двух ног);
– повороты туловища на 90° со штангой (30 кг) на плечах;
– приседания в выпаде одной ногой вперед, другая на скамейке.
Таким образом, в комплекс круговой тренировки для развития силовых способностей
футболистов обязательно были включены упражнения из трех основных групп:
1. Упражнения со штангой, гирями и другими отягощениями.
2. Упражнения по перемещению массы собственного тела (отжимания в упоре лежа,
подтягивания на перекладине, приседания).
3. Прыжковые упражнения с продвижением (с ноги на ногу, на одной ноге, на двух ногах).
3.
Выявлена
эффективность
экспериментальной
программы
по
развитию
физических
способностей у футболистов 12-13 лет. Через 1 месяц показатели в обеих группах выросли
по сравнению с исходными показателями в контрольной группе по тесту 1 (дальность
полета мяча после удара ногой) – на 2%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) – на 4%;
теста 3 (прыжок в длину с места) – на 1%. В экспериментальной группе по тесту 1 – на
6%; тесту 2 – на 8%; тесту 3 – на 1%.
По
истечении
6
месяцев
показатели
в
обеих
группах
по
сравнению
с
исходными
показателями выросли еще больше. В контрольной группе по тесту 1 (дальность полета
мяча после удара ногой) – на 8%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) – на 10%; тесту 3
(прыжок в длину с места) – на 3%. В экспериментальной группе по тесту 1 – на 13%; тесту
2 – на 15%; тесту 3 – на 5%. Таким образом, использование метода круговой тренировки
позволяет повысить уровень развития физических качеств футболистов 12-13 лет.
Список литературы
1. Безруких, Н.А. Возрастная физиология/ Н.А. Безруких, В.Д. Фарбер. – М.: Издательский
центр «Академия», 1994. – 128 с.
2. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов/ М.А. Годик. – М.: Олимпия, 2006. –
221 с.
3. Голомазов, С.В. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства/
С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 187 с.
4. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств/ И.А. Гуревич. –
Минск: Образование, 2005. – 236 с.
5. Бишопс, К. Единоборство в футболе/ К. Бишопс, Х. Герардс. – М.: Терра-спорт, 2003. –
167 с.
6. Джармен, Д. Футбол для юных/ Д. Джармен. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 59 с.
7. Жуков, М.А. Подвижные игры/ М.А. Жуков. – М.: Физическая культура и спорт, 2000. –
247 с.
8. Ильин, Е.П. Психология спорта/ Е.П. Ильина. – СПб: Питер, 2008. – 128 с.
9. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания/ Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 200. – 176
с.
10.
Люкшинов,
Н.М.
Искусство
подготовки
высококлассных
футболистов/
Н.М.
Люкшинов. – М.: Советский спорт, 2006. – 420 с.
11. Коробейник, А.В. Футбол. Самоучитель игры./ А.В. Коробейник. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2000. – 319 с.
12. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Первый этап (8–10 лет)/
А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. – 110 с.
13. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Второй этап (11–12 лет)/
А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. – 140 с.
14. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Третий этап (13–15 лет)/
А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. – 204 с.
15. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Четвертый этап (16–17
лет)/ А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия, 2008. –166 с.
16. Кук, М. 101 упражнение для юных футболистов/ М. Кук. – М.: Астрель, 2003. -127 с.
17.
Лисенчук,
Г.А.
Управление
подготовкой
футболистов/
Г.А.
Лисенчук.
–
Киев:
Олимпийская литература, 2003. – 271 с.
18. Лясковский, К.П. Техника ударов/ К.П. Лясковский. – М.: Физическая культура и спорт,
2005. – 61 с.
19. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов/ Г.В. Монаков. – М.: Советский спорт, 2005. –
285 с.
20. Мукиан, М. Все о тренировке юного футболиста/ М. Мукиан, Д. Дьюрст. – М.:
Астрель, 2007. – 234 с.
21. Куватов, С.А. Активный отдых на свежем воздухе/ С.А. Куватов. – М.: Олимпия, 2006,
– 127 с.
22.
Ланда,
Б.Х.
Методика
комлексной
оценки
физического
развития
и
физической
подготовленности/ Б.Х. Ланда. – М.: Физическая культура и спорт, 2004. – 234 с.
23. Лозовая, Г.В. Общая и возрастная психология/ Г.В. Лозовая, А.Н. Николаева. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001. – 123 с.
24. Матвеев, Л.Г. Общая теория спорта/ Л.Г. Матвеев. – М.: Физическая культура и спорт,
1982. -124 с.
25.
Осташев,
П.В.
Прогнозирование
способностей
футболиста/
П.В.
Осташев.
–
М.:
Физическая культура и спорт, 1982. – 96 с.
26. Петухов, А.В. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства
юных футболистов/ А.В. Петухов. – М.: Советский спорт, 2006. – 230 с.
27. Плон, Б. Новая школа в футбольной тренировке/ Б. Плон. – М.: Олимпия, 2008. – 239 с.
28. Санин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков/ М.Р. Санин, З.Г. Брыскина. –
М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 145 с.
29. Теория и методика физической культуры: учебник/ под ред. Ю.М. Курамшина. – М.:
ФАИР, 2007. – 463 с.
Тюленьков, С.Ю. Футбол в зале: система подготовки/ С.Ю. Тюленьков, А.А. Федоров. –
М.: Терра спорт, 2000. – 134 с.
30. Футбол. Правила игры/ под ред. В. Радионова. – М.: Терра спорт, 2004. – 71 с.
31. Футбол: учебник. Для институтов физической культуры/ под ред. П.Н. Казакова. – М.:
Физическая культура и спорт», 1978. – с. 255.
32. Футбол: учебник. Для институтов физической культуры/ под ред. М.С. Полишкиса. –
М.: Физкультура, образование и наука, 1999. – 247 с.
33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов,
В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 478 с.
34. Швыков, И.А. Спорт в школе. Футбол/ И.А. Швыков. – М.: Терра спорт, 2002. – 141