Автор: Травина Людмила Валерьевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа–интернат №9
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Актуальные проблемы диагностики нарушений чтения и письма у детей. Особенности овладения правилами русского языка у младших школьников с нарушениями письменной речи ».
Раздел: начальное образование
Учитель- логопед Травина Л.В.
Статья для учителей начальной школы.
Тема: «Актуальные проблемы диагностики нарушений чтения и письма у
детей. Особенности овладения правилами русского языка у младших
школьников с нарушениями письменной речи ».
ДИСЛЕКСИЯ – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в
стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью
ВПФ, участвующих в процессе чтения.
1.
Ошибки дислексии стойкие , сохраняются в течение многих месяцев, лет и
не исчезают без помощи специалиста.
2.
Ошибки дислексии носят специфический характер ( отличаются от
случайных, вариативных ошибок, которые могут наблюдаться при
утомлении, невнимательности, недостаточности процессов контроля за
чтением).
3.
Ошибки , которые не относятся к дислексии, могут возникать при
неправильной методике обучения чтению ( побуквенное чтение, методика
целых слов). Побуквенное чтение является признаком дислексии , если
оно связано с несформированностью фонематического анализа и синтеза.
4.
Ошибки дислексии связанные с нарушением оптико-пространственных
представлений ( но не с нарушениями зрения).
СИМПТОМАТИКА:
I.
Замедленное овладение чтением.
II.
Замедленный темп чтения.
III.
Нарушение движения глаз по строке.
IV.
Стойкие и повторяющиеся ошибки.
ОШИБКИ:
I.
Не может запомнить букв, неточное соотнесение звука и буквы.
Замены, смешение звуков при чтении: графически близкие, акустически
близкие, недифференцированные замены.
II.
Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. Буквы
называются поочередно, но не сливаются в слово.
III.
Искажение звукослоговой структуры слова: пропуски согласных при
стечении ( СТОЛ - ТОЛ), пропуски согласных/ гласных при отсутствия
стечения ( ПАРОВОЗ – ПАРВОЗ), добавление звука ( ПОД ДОЖДЁМ – ПОД
ДОЖДИЕМ), перестановка звуков, пропуски и перестановки слогов.
IV.
Нарушение понимания прочитанного ( в т.ч. при технически правильном
чтении).
V.
Замены слов.
VI.
Аграмматизмы.
ВИДЫ ДИСЛЕКСИЙ:
Фонематическая;
Аграмматическая;
Семантическая;
Оптическая;
Мнестическая.
ДИСГРАФИЯ – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в
стойких , повторяющихся ошибках , обусловленных несформированностью
ВПФ.
СИМПТОМАТИКА:
I.
Стойкие, многочисленные ошибки.
II.
Ошибки, связанные с нарушением ВПФ – дифференциация фонем на слух
и в произношении, анализ предложения на слова, слоговой и
фонематический анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи,
развитие оптико-пространственной функции.
III.
Для дисграфии характерно нарушение фонетического (фонематического )
принципа письма, т.е. наблюдаются ошибки в сильной фонетической
позиции ( ЛОПАТА – ЛОПАДА, ДОМ - ДМ), в отличие от ДИСОРФОГРАФИИ ,
которая наблюдается в слабой фонетической позиции (ДОМА – ДАМА).
ОШИБКИ:
1.
Зеркальное написание букв.
2.
Замены букв сходных графически / акустически.
3.
Нарушение звукобуквенной структуры: перестановки , пропуски,
добавления, персеверации, контаминации букв, слогов ( ВЕСЕНА – ВЕСНА,
КУЛБОК – КЛУБОК, СТОЛ – СТОТ).
4.
Искажение структуры предложения: раздельное , слитное написание слов,
отсутствие обозначения начала и конца предложения.
ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ
5.
Аграмматизмы.
ВИДЫ ДИСГРАФИЙ:
Артикуляционно – акустическая;
Акустическая;
Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза;
Оптическая;
Аграмматическая.
АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ. (Особенности овладения правилами
русского языка у младших школьников с нарушениями письменной речи).
В основе этой дисграфии лежит нарушение лексико-грамматического
строя речи. Правилами словоизменения в норме ребёнок овладевает к 5
годам, словообразования к 7 – 8 годам.
Чаще всего аграмматическая дисграфия проявляется в значительной
степени к 3 классу, когда ребёнок , уже овладевший грамотой,
вплотную приступает к изучению грамматических правил.
Обнаруживается, что ребёнку не овладеть правилами изменения по
числам, падежам, родам, словообразованием. При переходе в 3-й класс ,
когда возникает необходимость овладения морфологическим принципом
письма, связанным с изучением грамматических правил, ребёнок
сталкивается с непреодолимыми трудностями. Даже там, где нет
сомнений в написании слова, где соблюдается фонетический принцип
письма, они пишут с ошибками, т.к. неверно ставят ударение и неверно
оформляют высказывание в устной речи. Чаще всего у детей встречается
неправильное написание безударной гласной, даже тогда, когда правило
изучено. Также при аграмматической дисграфии распространены
следующие типы ошибок:
Неправильное употребление падежных окончаний (даже простых
форм);
Замены ед.ч. имени существительного мн.ч. и наоборот;
Ошибки согласования существительных и прилагательных в роде,
числе и падеже;
Спряжение глаголов;
Ошибки управления и согласования в словосочетаниях и
предложениях;
Пропуски и замены предлогов.
Трудности при употреблении сложных синтаксических конструкций.
При чтении у детей также отмечаются аграмматизмы. Читают
отрывисто, большие паузы между словами и из-за этого трудности
понимания прочитанного . Особенно ярко проявляется нарушение
при анализе текста.
Трудности освоения и применения правил правописания объясняются также
неавтоматизированностью действий и операций, которые необходимы для
формирования орфографических навыков. Нарушение самоконтроля за своей
деятельностью мешает ребёнку находить и исправлять орфографические
ошибки. Ребёнок не может сформулировать задачу, последовательность
орфографических действий, найти способ проверки слова. Неправильный
перенос слов, написание частей слов на полях говорит о трудностях анализа
ритмического рисунка слова, о несформированности морфологических
обобщений, знаний в области слогоделения и переноса слов. Неусвоение
написания слов , подчиняющихся графическим правилам , говорит о сужении
объёма речезрительной и речеслуховой памяти. Дети не могут удержать в
памяти речевой материал , плохо ориентируются в орфографическом
словаре.
Так как детей с аграмматической дисграфией становится преобладающее
количество , основная задача педагога сформировать у ребёнка представ
ления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. В
процессе работы происходит постепенное усложнение заданий и речевого
материала: сначала наращивается активный словарь, отрабатываются навыки
словоизменения и словообразования, затем подключаются правила русского
языка и приобретенные навыки отрабатываются в правилах. Таким образом,
дети начинают понимать языковые закономерности, у них формируется
способность делать грамматические обобщения, появляется навык работы с
разными частями речи, затем они отрабатывают это в правилах.
Проводя диагностику в 1-ом классе , педагог уже может сделать прогноз
относительно появления аграмматической дисграфии у ребёнка. У детей
отмечаются нарушения звукопроизношения и недоразвитие фонематического
восприятия , смазанность речи, маленький объём словаря, грамматические и
синтаксические ошибки. У детей снижен интерес к педагогическому процессу,
они пассивны, внимание быстро истощается. Это затрудняет у детей
овладение программой обучения , овладение орфографическими навыками и
формулировками правил правописания. Если в первом классе обратить на
это внимание , в дальнейшем при освоении правил у ребёнка не возникнет
логопедических проблем , мешающих использовать правила русского языка в
письменной речи.
Литература:
1.
Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. Диагностика и коррекция нарушений
чтения и письма. – Спб., 2001.
2.
Л.Г.Парамонова. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. –
Спб., 2001.
3.
В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева . Сборник упражнений по
исправлению недостатков письма и чтения. – Спб, 2008.
4.
Е.В. Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии . – М., 2010.
5.
Логопед – учителю. – Спб, 2009.