Напоминание

О работе над музыкальным произведением


Автор: Абакумова Галина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО «ДШИ «Этнос»
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: Статья
Тема: О работе над музыкальным произведением
Раздел: дополнительное образование





Назад




Абакумова Г.А.

МБОУДОД «ДШИ «Этнос» города Южно-Сахалинска

О работе над музыкальным произведением

Процесс работы над музыкальным произведением - основа обучения игры на

фортепиано. В музыке раскрывается внутренний мир человека, его творческие

возможности. Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает художественный

вкус, интеллект, творческую инициативу ученика.

Проявляя в общении с учеником свое мастерство: художественную зре-

лость, богатство внутреннего мира, вдохновенность, педагог раскрывает художе-

ственный смысл, образы музыкального произведения. Толчком служат ассоциа-

ции из области литературы, живописи, впечатления от окружающей действитель-

ности (явления природы и жизни), психологические состояния: личные пережи-

вания, настроения и т.д. Работа над произведением и исполнением сложный

творческий процесс: воплотить замысел автора в соответствии с собственной ин-

дивидуальностью.

План разбора в общих чертах:

- подбор сведений о композиторе

- анализ названия произведения, определение его жанра, форма, тональность,

размер, темп.

- выявление интонационно-тематического содержания и характера произведения.

- выявление ассоциативных связей.

- словесное указание автора, терминология.

В начале работы над произведением важно осмыслить целое, понять фор-

му, характер произведения. Работая по частям необходимо сохранять чувство це-

лостности формы. Главное условие - вслушиваться в звучание, напряженное слу-

ховое внимание ведет к эмоциональной выразительности музыки, к правдивости

эмоционального содержания произведения, к живой фразировке (в каждой фразе

- смысловые вершины, а при исполнении всего произведения - к общей кульми-

нации).

Осваивать

произведения

постепенно

-

на

каждом

этапе

пробуждая

1

мысль, художественную инициативу, фантазию ученика. Таким образом, кон-

кретный звуковой образ целого и частей приходит в работе - в игре и слушании,

размышлениях.

Музыкальное произведение интересно своим художественным образом, со-

держанием, поэтической сущностью. Произведение прекрасное в целом, пре-

красно в каждой своей детали, которая имеет смысл, логику, выразительность и

является

органической

частицей

целого.

Изучать

произведение

небходимо

в

медленном темпе, чтобы все элементы музыкальной ткани услышать и почув-

ствовать, затем собрать воедино, найти лучшее звуковое воплощение (тембр, ди-

намика, интонация). Так создается исполнительский замысел: от яркости и яс-

ности слуховых представлений. Процесс слухового выучивания произведения

(условное распределение задач):

1. Слушание мелодии - ее тембровой окраски, выразительности и плавности;

дослушивание в ней долгих звуков, умение найти «центры тяготения» и соотно-

шение силы звука в различных мотивах, т.е. поиски нюансировки мелодии и ра-

бота над фразировкой.

2. Слушание сопровождения - ровности, точности и выразительности звучания.

3. Слушание мелодии и сопровождения - согласованность звучания в гомофон-

но- гармоническом изложении.

4 . Слушание полифонических элементов музыкальной ткани - подголосков

контрапунктических сопровождений, диалогических построений фактуры, слу-

шание равноправных голосов (их соотношения) в полифонических произведени-

ях.

5. Вслушивание в гармоническую структуру произведения - модуляционный

план, гармоническое сопровождения, слушание единой линии сквозного гармо-

нического развития.

6. Слушание при исполнении - сопоставляя части формы, активно слушать ин-

тонационное

развертывание

произведения

в

целом.

Все

«частные»

задачи

объединяются. Происходит слушание в движении, динамики, в увлеченном эмо-

ционально насыщеном исполнении.

2

Умение слушать себя является важным контролирующим и корректирую-

щим фактором. Таким образом, главные движущие силы в работе музыканта воз-

действующие на слуховое представление - чувство + мысль + острота (живость)

воображения.

Главное для исполнителя - постижение смысла произведения (идея), поэти-

ческое содержание музыки:

1. Музыкально - художественная задача.

2. Поиск исполнительского решения, воплощение замысла, (техническая ра-

бота).

Практически музыкальная и техническая работа переплетаются, дополня-

ют и стимулируют друг друга. В процессе работы над произведением встают во-

просы охвата формы, пластики исполнения, его ритмической, динамической,

тембровой характеристики. Чувство меры во всех оттенках звучания и движения,

красочные сопоставления и т.п.

Аппликатура

Связана с

фразиров-

кой, ее тем-

бровой

окраской,

должна быть

удобной и це-

лесообразной

для осуще-

ствления ху-

дожественно-

го замысла.

Штрихи

От них зави-

сит характер

исполнения

фразы, ее

выразитель-

ные оттенки,

правильное

дыхание, ар-

тикуляции

фразы.

Динамика

Все f, p, sf,

crescendo,

diminuendo -

зависит от

смысла му-

зыки, учиты-

вая «гене-

ральный»

нюанс.

Агогика

Все ritenuto,

accelerando -

неотделима

от музыки и

органично

сливается со

смыслом му-

зыкального

построения.

Ритм

Это метрич-

ность и сво-

бода движе-

ния, разме-

ренность и

живое дыха-

ние.

Неразрывное

единство

ритма и зву-

ка.

Работа над произведением всегда идет через аналитическую работу, где со-

держанием является сама музыка: средства выразительности, особенности языка,

строение произведения, исполнение (его закономерности), работа пианистиче-

ского аппарата (внутремышечные ощущения, приемы игры).

3

Работа над звуком - самая трудная работа, тесно связанная со слухом и ду-

шевными качествами человека. Звук - сама материя музыки. Интонация (эмоция,

чувство) несет мысль, которая собирается в звуковые комплексы (мотивы, фразы,

предложения, части), которые и составляют живую музыкальную речь с ее син-

таксисом. Музыкальное произведение - это своеобразная эмоциональная парти-

тура. Душа музыки - мелодия, которую нужно выразительно интонировать, услы-

шать и пережить все изгибы мелодии(повышения, понижения).

Динамика и фразировка должна соответствовать всем звуковысотным по-

воротам мелодической линии, что требует пластики руки, чуткости прикоснове-

ния пальцев. Характер звучания мелодии, тембр зависит и от сопровождения, их

соотношения, звуковой дистанции, которая позволяет провести мелодическую

линию без помех, при обогащении звуками аккомпанемента. Каждый случай тре-

бует своего решения.

Важный аспект работы над произведением - педализация, тесно связанная

со звуковым образом. Чистота и качество педального звучания зависит от многих

компонентов: не только от момента взятия и приема использования педали,

но и обязательного понимания стиля фактурных, регистровых и иных особенно-

стей произведения.

Главное - активность слуха! Важно найти такое тембро - динамическое

соотношение элементов тканей, которое дает на педали чистое зучание. Точная

запись педали невозможна, она условна - момент взятия, снятия или смена педа-

ли, так как не фиксирует глубину нажатия лапки и время ее полного снятия, а это

важные моменты в создании колорита звучания, гармонического фона.

Учащиеся средних, да и старших классов многие произведения играют без

педали, но постепенно, по мере усложнения репертуара и роста своих возможно-

стей необходимо осваивать пользование педалью, чтобы она стала живым твор-

ческим процессом.

Музыка не терпит равнодушия, бездумности и машинальности. Вялая, без-

участная, скучная игра не дает никаких положительных результатов и нисколько

не обогащает внутренний мир человека.

4

Достигнуть успехов в работе над произведением можно лишь непрерывно

развиваясь: музыкально, интеллектуально, артистически (пианистически).

Цель исполнения - получить от игры эстетическое удовольствие (художественная

ценность).

Главная цель педагогической работы - через музыкальное обучение и раз-

витие, через общение, воспитание человека и музыканта.

Учить всех! Создавать культуру! Истинно прекрасное нужно всем и воздей-

ствует на всех. (Г.Г. Нейгауз).

Литература

1. Кременштейн Б. Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе спе-

циального фортепиано. - М.: Классика - XXI, 2003

2. Кременштейн Б. Л. Педагогика Г. Г. Нейгауза. М.: Музыка 1984

3. Любомудрова Н. А. Методика обучения игре на фортепиано М.: Музыка 1982

5



В раздел образования