Автор: Абакумова Галина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО «ДШИ «Этнос»
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: Статья
Тема: О работе над музыкальным произведением
Раздел: дополнительное образование
Абакумова Г.А.
МБОУДОД «ДШИ «Этнос» города Южно-Сахалинска
О работе над музыкальным произведением
Процесс работы над музыкальным произведением - основа обучения игры на
фортепиано. В музыке раскрывается внутренний мир человека, его творческие
возможности. Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает художественный
вкус, интеллект, творческую инициативу ученика.
Проявляя в общении с учеником свое мастерство: художественную зре-
лость, богатство внутреннего мира, вдохновенность, педагог раскрывает художе-
ственный смысл, образы музыкального произведения. Толчком служат ассоциа-
ции из области литературы, живописи, впечатления от окружающей действитель-
ности (явления природы и жизни), психологические состояния: личные пережи-
вания, настроения и т.д. Работа над произведением и исполнением сложный
творческий процесс: воплотить замысел автора в соответствии с собственной ин-
дивидуальностью.
План разбора в общих чертах:
- подбор сведений о композиторе
- анализ названия произведения, определение его жанра, форма, тональность,
размер, темп.
- выявление интонационно-тематического содержания и характера произведения.
- выявление ассоциативных связей.
- словесное указание автора, терминология.
В начале работы над произведением важно осмыслить целое, понять фор-
му, характер произведения. Работая по частям необходимо сохранять чувство це-
лостности формы. Главное условие - вслушиваться в звучание, напряженное слу-
ховое внимание ведет к эмоциональной выразительности музыки, к правдивости
эмоционального содержания произведения, к живой фразировке (в каждой фразе
- смысловые вершины, а при исполнении всего произведения - к общей кульми-
нации).
Осваивать
произведения
постепенно
-
на
каждом
этапе
пробуждая
1
мысль, художественную инициативу, фантазию ученика. Таким образом, кон-
кретный звуковой образ целого и частей приходит в работе - в игре и слушании,
размышлениях.
Музыкальное произведение интересно своим художественным образом, со-
держанием, поэтической сущностью. Произведение прекрасное в целом, пре-
красно в каждой своей детали, которая имеет смысл, логику, выразительность и
является
органической
частицей
целого.
Изучать
произведение
небходимо
в
медленном темпе, чтобы все элементы музыкальной ткани услышать и почув-
ствовать, затем собрать воедино, найти лучшее звуковое воплощение (тембр, ди-
намика, интонация). Так создается исполнительский замысел: от яркости и яс-
ности слуховых представлений. Процесс слухового выучивания произведения
(условное распределение задач):
1. Слушание мелодии - ее тембровой окраски, выразительности и плавности;
дослушивание в ней долгих звуков, умение найти «центры тяготения» и соотно-
шение силы звука в различных мотивах, т.е. поиски нюансировки мелодии и ра-
бота над фразировкой.
2. Слушание сопровождения - ровности, точности и выразительности звучания.
3. Слушание мелодии и сопровождения - согласованность звучания в гомофон-
но- гармоническом изложении.
4 . Слушание полифонических элементов музыкальной ткани - подголосков
контрапунктических сопровождений, диалогических построений фактуры, слу-
шание равноправных голосов (их соотношения) в полифонических произведени-
ях.
5. Вслушивание в гармоническую структуру произведения - модуляционный
план, гармоническое сопровождения, слушание единой линии сквозного гармо-
нического развития.
6. Слушание при исполнении - сопоставляя части формы, активно слушать ин-
тонационное
развертывание
произведения
в
целом.
Все
«частные»
задачи
объединяются. Происходит слушание в движении, динамики, в увлеченном эмо-
ционально насыщеном исполнении.
2
Умение слушать себя является важным контролирующим и корректирую-
щим фактором. Таким образом, главные движущие силы в работе музыканта воз-
действующие на слуховое представление - чувство + мысль + острота (живость)
воображения.
Главное для исполнителя - постижение смысла произведения (идея), поэти-
ческое содержание музыки:
1. Музыкально - художественная задача.
2. Поиск исполнительского решения, воплощение замысла, (техническая ра-
бота).
Практически музыкальная и техническая работа переплетаются, дополня-
ют и стимулируют друг друга. В процессе работы над произведением встают во-
просы охвата формы, пластики исполнения, его ритмической, динамической,
тембровой характеристики. Чувство меры во всех оттенках звучания и движения,
красочные сопоставления и т.п.
Аппликатура
Связана с
фразиров-
кой, ее тем-
бровой
окраской,
должна быть
удобной и це-
лесообразной
для осуще-
ствления ху-
дожественно-
го замысла.
Штрихи
От них зави-
сит характер
исполнения
фразы, ее
выразитель-
ные оттенки,
правильное
дыхание, ар-
тикуляции
фразы.
Динамика
Все f, p, sf,
crescendo,
diminuendo -
зависит от
смысла му-
зыки, учиты-
вая «гене-
ральный»
нюанс.
Агогика
Все ritenuto,
accelerando -
неотделима
от музыки и
органично
сливается со
смыслом му-
зыкального
построения.
Ритм
Это метрич-
ность и сво-
бода движе-
ния, разме-
ренность и
живое дыха-
ние.
Неразрывное
единство
ритма и зву-
ка.
Работа над произведением всегда идет через аналитическую работу, где со-
держанием является сама музыка: средства выразительности, особенности языка,
строение произведения, исполнение (его закономерности), работа пианистиче-
ского аппарата (внутремышечные ощущения, приемы игры).
3
Работа над звуком - самая трудная работа, тесно связанная со слухом и ду-
шевными качествами человека. Звук - сама материя музыки. Интонация (эмоция,
чувство) несет мысль, которая собирается в звуковые комплексы (мотивы, фразы,
предложения, части), которые и составляют живую музыкальную речь с ее син-
таксисом. Музыкальное произведение - это своеобразная эмоциональная парти-
тура. Душа музыки - мелодия, которую нужно выразительно интонировать, услы-
шать и пережить все изгибы мелодии(повышения, понижения).
Динамика и фразировка должна соответствовать всем звуковысотным по-
воротам мелодической линии, что требует пластики руки, чуткости прикоснове-
ния пальцев. Характер звучания мелодии, тембр зависит и от сопровождения, их
соотношения, звуковой дистанции, которая позволяет провести мелодическую
линию без помех, при обогащении звуками аккомпанемента. Каждый случай тре-
бует своего решения.
Важный аспект работы над произведением - педализация, тесно связанная
со звуковым образом. Чистота и качество педального звучания зависит от многих
компонентов: не только от момента взятия и приема использования педали,
но и обязательного понимания стиля фактурных, регистровых и иных особенно-
стей произведения.
Главное - активность слуха! Важно найти такое тембро - динамическое
соотношение элементов тканей, которое дает на педали чистое зучание. Точная
запись педали невозможна, она условна - момент взятия, снятия или смена педа-
ли, так как не фиксирует глубину нажатия лапки и время ее полного снятия, а это
важные моменты в создании колорита звучания, гармонического фона.
Учащиеся средних, да и старших классов многие произведения играют без
педали, но постепенно, по мере усложнения репертуара и роста своих возможно-
стей необходимо осваивать пользование педалью, чтобы она стала живым твор-
ческим процессом.
Музыка не терпит равнодушия, бездумности и машинальности. Вялая, без-
участная, скучная игра не дает никаких положительных результатов и нисколько
не обогащает внутренний мир человека.
4
Достигнуть успехов в работе над произведением можно лишь непрерывно
развиваясь: музыкально, интеллектуально, артистически (пианистически).
Цель исполнения - получить от игры эстетическое удовольствие (художественная
ценность).
Главная цель педагогической работы - через музыкальное обучение и раз-
витие, через общение, воспитание человека и музыканта.
Учить всех! Создавать культуру! Истинно прекрасное нужно всем и воздей-
ствует на всех. (Г.Г. Нейгауз).
Литература
1. Кременштейн Б. Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе спе-
циального фортепиано. - М.: Классика - XXI, 2003
2. Кременштейн Б. Л. Педагогика Г. Г. Нейгауза. М.: Музыка 1984
3. Любомудрова Н. А. Методика обучения игре на фортепиано М.: Музыка 1982
5