Напоминание

«Решение текстовых задач» с элементами курса финансовой грамотности по теме «Контроль семейных расходов».


Автор: Буянова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 129
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Решение текстовых задач» с элементами курса финансовой грамотности по теме «Контроль семейных расходов».
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка урока 4класс:

Урок математики «Решение текстовых задач» с элементами курса

финансовой грамотности по теме «Контроль семейных расходов».

Цель урока:

учить рассчитывать доход и расход семьи, на примере решения

арифметических задач, условия которых приближены к жизненным

ситуациям,

формировать у обучающихся элементарные экономические

представления о бюджете семьи и отработать приёмы составления семейного

бюджета и распределение расходов.

Задачи урока:

Образовательные: раскрыть содержательную сторону понятия «бюджет», его

виды и составляющие.

Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, бережное отношение к

деньгам родителей, привитие интереса к математике.

Предметные образовательные результаты:

ознакомить учащихся с понятием «бюджет», «доход», «расход».

раскрыть содержательную его сторону его виды и составляющие.

Метапредметные образовательные результаты

- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний;

применять знания на практике.

- Личностные: умение соотносить свои желания с возможностями,

ценить труд всех членов семьи. Формировать адекватную самооценку.

Развивать логическое мышление, воображение, внимание,

математическую зоркость, вычислительные навыки.

- Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с

поставленной задачей; умение работать самостоятельно, осуществлять

самоконтроль. Формирование веры в свои силы

- Коммуникативные: умение вступать в диалог,

взаимодействовать, слушать и понимать речь других; договариваться с

одноклассниками о разделении видов деятельности.

1

Ход урока.

1.Мотивационный момент

Сегодня на уроке вам понадобятся знания, которые вы получили на

предыдущих уроках математики.

Что же такое доход семьи и из чего он складывается? –

Мама, папа работают. Что они получают за труд?

– В семье есть бабушка и дедушка. Они уже пожилые, не работают. Что

получают дедушка и бабушка?

- Кому еще в нашем государстве платят пенсию?

– Дочка учится в техникуме и за хорошую учебу получает. Что?

– Что еще может приносить доход семье?

2. Выявление исходного уровня развития

Выполнив задание, вы узнаете тему урока и скажите, чем вы будете

заниматься на уроке. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Карточка « Узнай слово»

Т 8200 : 20 = Б 12001 · 40 =

Ж 2460 :30 = Е 3112 · 30 =

Ю 11000 : 10 = Д 2310 · 10 =

480040

1100

23100

82

93360

410

Тема урока «Решение задач по теме «Контроль семейных расходов».

3. Актуализация темы с выстраиванием перспективных линий

Бюджет (от староанглийского — кошелёк) — план доходов и расходов

человека, семьи, организации и т. д.), за определённый период времени.

Виды бюджета-государственный – бюджет страны, городской – бюджет

города, бюджет одной семьи - семейный)

Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных

источников.

Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.

Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.

4. Совместная деятельность субъектов по освоению темы

2

Предлагаю вам решить задачи.

Подсчитать основной доход семьи за месяц, если известно, что папа

работает на заводе и получает 32500 рублей, мама работает в столовой

поваром и зарабатывает 22800 рублей. Дочь учится в техникуме, ее

стипендия составляет 1600 рублей. У бабушки пенсия 18400 рублей.

В этом месяце дочь за не очень хорошую работу не получила

стипендию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? На сколько?

Папа хорошо работал и получил 3000 рублей премии. Каким стал

семейный бюджет?

Подсчитать основной доход семьи за месяц, если известно, что мама

работает 20 дней в месяц, получает за каждый день 500 рублей.

Сколько рублей получает мама за месяц?

Папина зарплата в 2 раза больше маминой. Сколько денег приносит

домой папа?

Чему равен общий доход семьи?

19000 руб в месяц тратится на продукты питания и оплату квартиры,

6000 руб – на покупку одежды членам семьи. Что вы можете сказать о

бюджете этой семьи?

Работа в учебнике. Стр 44№193.Самостоятельное решение текстовой задачи.

– У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберите то, на что

вы потратите свой месячный бюджет.

список товаров и услуг

Товар или услуга Цена, руб. Ваш выбор

Лекарства 5

Продукты 50

Одежда 10

Обувь 10

Бытовая химия 4

Транспорт 10

Велосипед 15

Музыкальная (спортивная) школа 10

Книги 5

Компьютер 40

Игрушки 5

Платежи и налоги 30

Диски с мультфильмами 6

Посещение цирка 6

3

Посещение боулинга 7

Туристическая поездка 80

Поход в кино 4

Мороженое, конфеты 5

Фрукты 8

– Выслушаем, что у вас получилось.

– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?

– Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все

налоги, сделать необходимые платежи

– А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас

получилась.

Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей.

Сумели ли вы уложиться в эту сумму?

Это называется контролем семейного бюджета.

Игра “Сигнальщики”

(поднимают зелёную карточку, когда будет называться статья дохода семьи,

красную- статья расходов)

1.

Сбор грибов, ягод и продажа на рынке.

2.

Оплата коммунальных платежей.

3.

Поездка в больницу к врачу.

4.

Зарплата папы.

5.

Выигрыш в лотерею

6.

Проценты по сберегательным вкладам.

7.

Покупка костюма для мамы

8.

Покупка новой книги.

9.

Продажа картофеля со своего огорода.

10.Поездка на пикник.

11.Премия маме за хорошую работу.

12.Посещения бассейна.

13.Детское пособие.

14.Покупка продуктов питания.

15.Поход в кинотеатр.

4

16.Оформление подписки.

17.Получение наследства.

18.Продажа молока

19.Источник дохода семьи, получаемого человеком за работу.

20.Денежное пособие, получаемое человеком от государства при потери

трудоспособности.

21.Деньги, полученные от продажи фруктов с садового участка.

22.Сумма денег, которую тратит семья.

23.Денежная помощь, оказываемая семье государством.

24.Денежное пособие, выдаваемое студентам.

25.Металлические

или

бумажные

знаки,

используемые

при

купле

продаже.

V. Эффект последействия, рефлексия

А как вы считаете, дети должны быть в курсе доходов и расходов семьи, или

это дело только взрослых? Почему?

- Тогда скажите, какой бюджет семьи правильный ?

доходы = расходам;

доходы > расходов;

доходы < расходов .

Для чего надо знать общий семейный доход? (чтобы не тратить денег

больше, чем получаешь)

Бюджет семьи – это не только доход, но и расход.

Когда у семьи есть деньги, она стоит перед выбором, что купить, на что

потратить деньги. Каждая семья решает эту проблему по-своему. Часто на

семейном совете все члены семьи обсуждают, что необходимо купить в

первую очередь, что во вторую, а что может и подождать. Конечно, в

первую очередь необходимо выделить деньги на покупку продуктов

питания, самую нужную обувь и одежду. Есть ещё очень важная часть

семейных расходов это оплата коммунальных услуг (плата за квартиру, за

пользованием электричеством, природным газом, водой), транспортные

расходы. Это и есть контроль семейных расходов.

5

6



В раздел образования