Автор: Дёмина Екатерина Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СШ №3 города Котельнича
Населённый пункт: Кировской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Повышение интереса учащихся к учебному материалу на уроках химии"
Раздел: полное образование
Повышение интереса учащихся
к учебному материалу на уроках химии
Автор работы:
Учитель химии
МБОУ СШ №3 г.Котельнича
Е. В. Дёмина
Химия как наука, к сожалению, нынче в очень сложной ситуации. С одной стороны
– растет спрос на специалистов с химическим образованием. С другой – один час в неделю
для
того,
чтобы
хотя
бы
поверхностно
изучить
основы
точной
науки,
это
явно
недостаточно. Наше время характеризуется тем, что все процессы в обществе, науке,
технике постоянно ускоряются. Это существенно меняет задачу современного учителя.
Сегодня важно не просто передать школьнику определенную порцию знаний, умений и
навыков. Гораздо важнее научить ребенка уверенно ориентироваться в мире, находить
источник
информации
и
быстро
и
эффективно
усваивать
новое.
Практически
при
изучении любой школьной дисциплины можно применять слова вроде: «В современном
обществе нельзя прожить без знаний химии, математики, информатики, физики, биологии,
истории… — подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)». А в
действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше
учителей. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен. Но у детей есть
внутренняя мотивация к изучению предметов. Хоть и изредка, но от учеников иногда
можно услышать фразу: «Зачем мне химия? Я не собираюсь быть тем-то и тем-то».
Согласно характеристикам мотивации учения школьников (по Н.В. Немовой),
у
учащихся 8-9 классов, когда закладываются базовые знания предмета химия, стойкий
интерес к предмету развивается крайне редко, обычно закладывается в семье. Мотив
достижения успеха в учебе не развивается. Для школьников характерны: желание иметь
высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями и мотивация, вызванная
подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.). Значимость
отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не стимулом, а критерием качества
знаний. Единственное, что может помочь учителю на этом этапе – это высоко развитый
познавательный интерес учащихся. Получается, чтобы развивать положительные мотивы
учащихся нужно действовать через более раннюю стадию деятельности – познавательную
потребность.
Ни
для
кого
не
секрет,
что
школьники
часто
ждут
начала
изучения
химии:
таинственный мир превращений, опытов, взрывов привлекает многих. Но уже с момента
изучения языка химии – химических знаком, формул, уравнений, свойств веществ –
интерес угасает. Ведь это все абстрактно, они не видят реальной связи с окружающим
миром, не понимают, зачем необходимо все это, как им кажется, «вызубривать». Как
результат, для многих школьников по окончанию обучения – химия – один из самых
сложных,
абсолютно
ненужных
в
повседневной
жизни
учебных
предметов.
Поэтому
основная задача – связать предметное содержание с реальной жизнью. Для этого особенно
важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение
каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка, это так
называемая локальная мотивация.
Наверное, каждому педагогу известна такая ситуация: ученик может учиться, но
ленив, нет инициативы, ко всему относится несерьезно. Мы о таком говорим: «Для этого
ученика нужна мотивация!».А что такое мотивация учебной деятельности? Это процессы,
определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или
пассивность поведения. Чтобы изучить мотивацию, важно понять, как и почему люди
начинают действовать, стремясь к достижению цели? Почему проявляют настойчивость?
Что дает им силы преодолевать сложные препятствия?
Мотивация
должна
быть
управляема!
Если
процесс
формирования
учебных
мотивов развивается спонтанно, то уровень учебных мотивов снижается. Эта проблема
актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, учащихся,
родителей.
Чтобы
добиться
желаемого
результата,
нужно
создавать
оптимальную
образовательную среду, мотивировать учащихся на учебную деятельность, учить детей
так, чтобы им захотелось учиться. Для этого мы, учителя, должны знать и владеть
различными формами обучения. Нужно вносить элементы новизны, строить работу с
учащимися таким образом, чтобы уровень сложности заданий постоянно повышался. Ведь
все зависит от мастерства учителя, от умения организовывать учебный процесс, от его
творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения.
Я всегда спрашиваю себя: «Что можно сделать, чтобы мои ученики хотели учиться?
Как
правильно
спланировать
виды
деятельности
на
уроке
и
вне
него?»
Ведь,
ни
программа, ни учебник не дает готовых схем. Я стараюсь сама сконструировать учебный
процесс, учитывая условия обучения и состав учащихся. По возможности стараюсь отойти
от
стандартного
урока,
внести
что-то
новое,
что
могло
бы
привлечь
внимание,
активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
Помните
Тома
Сойера,
превратившего
принудительную
покраску
забора
в
увлекательное
занятие.
Цель,
технология
и
выполнение
остались
прежними,
но
как
изменилась мотивация! А следом за мотивацией и качество всей работы. То же самое и
урок- цель, которую должны достигнуть по окончании урока, остается неизменной, но
можно изменить методы достижения этой цели. По сути, каждый из нас должен быть те
самым Томом Сойером. Стараться вовлекать каждого учащегося в работу на уроке. С этой
задачей справляются активные методы обучения. Я в своей работе стараюсь логично,
контрастно
и
ярко
изложить
материал,
дополнить
наглядными
образами.
Широко
использую
ИКТ
на
уроках,
вовлекаю
учащихся
в
процесс
создания
презентаций.
Применяю ритмичное чередование различных видов деятельности: более напряженных
умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых. Это
укрепляет работоспособность детей и желание овладевать знаниями. На мой взгляд, одна
из причин снижения мотивации у учащихся заключается в том, что ни зачастую не только
не хотят, а скорее не могут учиться хорошо, так как не знают, как это делать.
Возможно ли решение этих проблем на уроке химии? Думаю, что для начала надо
мотивировать процесс познания. Когда спрашиваешь у восьмиклассников, знания каких
предметов им будут нужны для успешного изучения химии, обычные ответы – математика,
физика, биология. Но ведь не менее тесно, чем с математикой и физикой, химия связана с
историей. Наше историческое прошлое настолько велико, что с ребятами нельзя о нем не
говорить.
Насколько
интересны
биографии
великих
ученых,
история
открытий
и
свершений в науке. Особенно большое впечатление оказывают истории из жизни обычных
и не очень знаменитых людей, таких как химик-самоучка Власов, военный инженер и
преподаватель артиллерийской академии С. В. Панпушко. Широко известен стал своими
работами
в
области
взрывчатых
веществ
и
снаряжения
боеприпасов.
Создал
первый
капитальный труд по производству взрывчатых веществ и разработал способ снаряжения
снарядов взрывчатым веществом. Погиб при проведении опытов. Не менее поучительны и
«химические» сюжеты в литературных произведениях. Примеры из истории, литературы
оказывают
мне
неоценимую
помощь
тогда,
когда
следует
предложить
ученикам
для
облегчения усвоения материала разнообразные проблемные ситуации.
Есть в химии рычаг, который может сдвинуть с места самого инертного, самого
инфантильного
ребенка.
Настоящий
рычаг
Архимеда,
способный
перевернуть
мир
школьника.
Это
эксперимент.
Он
сродни
фокусу,
который
вызывает
удивление,
а
с
удивления начинается познание.
Мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину,
чаще
они
остаются
на
поверхности,
и
поэтому
непрочны.
Мощным
„детонатором",
который помогает им проникнуть внутрь, а там „взорваться", превратившись затем в
убеждения, является интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли ученика в
работу. Термин „познавательные способности" принимаются так, как его понимают в
современной
психологии,
а
именно:
познавательные
способности
это
способности,
которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних
свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и
оперирование знаниями, их знаковыми системами.
Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит
эффективность
учебной
деятельности
школьников.
В
педагогике
и
психологии
разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у учащихся.
Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к
организации
познавательной
деятельности.
Как
утверждают
психологи,
активизация
познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
1) привлечение учащихся к целям и задачам урока;
2) возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
3) включение учащихся в интересную для них форму работы.
Осознанная работа начинается с понимания и принятия учащимися учебных задач,
которые логически оправданно выдвигаются перед ними. Для этого применяется ряд
способов. Чаще всего создается такая ситуация при повторении изученного ранее. Тогда
учащиеся сами формируют цель предстоящей работы.
В
связи
с
необходимостью
повышения
успеваемости
развитие
познавательных
интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного
предмета. Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету.
Однако школьная программа по химии в значительной степени способствует запоминанию
и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность учащихся.
Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель,
традиционный
урок
мало
способствует
эмоциональному
настроению
учащихся
на
дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности,
развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости,
лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной
деятельности
учащихся,
повышению
уровня
практической
направленности
химии
способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.
В
каждом
ученике
живет
страсть
к
открытиям
и
исследованиям.
Даже
плохо
успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь
„открыть". Поэтому на своих уроках часто приходится проводить фронтальные опыты.
Например,
учащиеся
8-х
классов
по
теме
„Химические
свойства
кислорода"
экспериментально выясняют, „открывают" условия лучшего горения простых и сложных
веществ.
Провожу
с
учениками
уроки
–
исследования,
где
предметом
ученического
исследования является „переоткрытие" уже открытого в науке, вместе с тем для ученика
выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного.
Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят
эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный
интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке
становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками, как ответ на проблемный
вопрос учителя.
Например, выявляем сущность, механизм и причину протекания реакций ионного
обмена, опираясь на теорию ЭДС с учениками 9 класса. А так как неотъемлемой частью
химии является выполнение лабораторных работ, то я почти совсем отошла от учебника и
от его инструкций. Предлагаю ребятам самим предложить порядок выполнения работ и
необходимое
оборудование.
Если
ученику
трудно
выполнить
работу,
то
он
может
воспользоваться учебником. Считаю, что это учит самостоятельно мыслить, а урок считать
не “обязаловкой”, а методом исследования.
Существует много различных технологий и приемов для создания и подержания
познавательного интереса к предметному содержанию, и как следствие формирование
устойчивой мотивации.
Прием 1.АПЕЛЛЯЦИЯ К ЖИЗНЕННОМУ ОПЫТУ ДЕТЕЙ.
Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые
им
ситуации,
понимание
сути
которых
возможно
лишь
при
изучении
предлагаемого
материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной, а не
надуманной.
Так, при изучении свойств металлов в качестве яркого примера можно привести
следующую ситуацию: разбили градусник, как собрать ртуть? Вначале вместе с детьми
необходимо вспомнить свойства этого металла. Затем решается вопрос, какими способами
можно
собрать
ртуть
—
дети
незаметно
для
себя
одновременно
повторяют
ранее
изученный материал. Далее необходимо рассмотреть все возможные способы, названные
детьми.
Хочется
отметить,
что
обращение
к
жизненному
опыту
детей
всегда
сопровождается
анализом
собственных
действий,
собственного
состояния,
ощущений
(рефлексией). И так как эти эмоции должны быть только положительными, то надо
накладывать
ограничения
на
выбор
того,
что
может
использоваться
для
создания
мотивации. Позволив детям увлечься рассуждениями о какой-либо возникшей идее, можно
легко потерять основное направление.
Кроме
того,
обращение
к
опыту
детей
—
это
не
только
прием
для
создания
мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в
практической
деятельности.
Ведь
не
секрет,
что
в
отношении
многих
школьных
дисциплин ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять
получаемые знания.
П р и е м
2 . СОЗДАНИЕ
ПРОБЛЕМНОЙ
СИТУАЦИИ
ИЛИ
РАЗРЕШЕНИЕ
ПАРАДОКСОВ.
Бесспорно,
что
для
многих
из
нас
этот
прием
повышении
мотивации
рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится
некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки,
которые ему необходимо усвоить согласно программе. Я думаю, что не всегда создание
проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме.
Для усиления мотивирующего действия проблемного вопроса можно использовать
какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.
Так, при изучении воды, я рассказываю об её аномальных свойствах, например: при
замерзании
(переходе
в
твердое
агрегатное
состояние)
увеличивается
в
объеме
и
уменьшается плотность, у воды высокое поверхностное натяжение (демонстрирую опыт:
на поверхность воды кладу железную скрепку), высокая теплоемкость. И только после
этого создаю парадоксальную ситуацию.
Для создания проблемной ситуации я также использую софизмы (преднамеренные
ошибки в рассуждениях с целью запутать собеседника). Этот прием мною используется
при
решении
расчетных
задач
(у
учеников
возникают
затруднения
в
составлении
количественных отношений веществ).
Прием 3. РОЛЕВОЙ ПОДХОД, ДЕЛОВАЯ ИГРА.
В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того
или
иного
действующего
лица,
например
формального
исполнителя
алгоритма.
Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и
является учебной целью. Использование такой формы урока, как деловая игра можно
рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне
определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и
тщательной подготовки, что, в свою очередь, гарантирует успех такого урока у учащихся.
Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием
играя,
как
правило,
не
замечают
процесса
обучения.
Обычно
деловые
игры
удобно
проводить, обобщая ту или иную тему.
П р и е м
4 . РЕШЕНИЕ
НЕСТАНДАРТНЫХ
ЗАДАЧ
НА
СМЕКАЛКУ
И
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
По-другому
такой
вид
работы
мы
называем
«Ломаем
голову».
Задачи
такого
характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для
разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения
дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей. Приведу пример
такой задачи. Шифр Цезаря. Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы
текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное
количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово АТОМ при
смещении на два символа вправо кодируется словом ВУРО.
Прием 5. ИГРЫ И КОНКУРСЫ.
Всем нам известно, как трудно удержать внимание ребенка в течение урока или
пары. Для разрешения этой проблемы я предлагаю игровые и конкурсные ситуации
следующего характера:
Игра «Веришь — не веришь» Верите ли вы, что…
Создатель периодической таблицы Д. И. Менделеев был чемоданных дел мастер? (Да)
Глюкоза — это кристаллическое вещество, без цвета, запаха и вкуса? (Да)
Если смешать 1 литр спирта и 1 литр воды, получится 2 литра раствора? (Нет)
Вода может гореть? (Да) Дым без огня бывает? (Да)
«Химические загадки» (К теме «Первоначальные химические понятия»).
В холод прячется в нору, поднимается в жару. (Столбик ртути в термометре)
«Она идет», «она прошла», никто ни скажет, что пришла. (Химическая реакция)
Кто с кем в родстве — дает ответ пером написанный портрет. (Химическая формула)
Не руками решетка построена: блестящая, плотная, стройная. (Кристаллическая решетка)
Действует как решето, но выглядит иначе: на столе стоит и плачет. (Бумажный фильтр)
Только в воду окунется, невидимкой обернется. (Любое растворимое в воде вещество)
Пусть
математик
удивится:
один
прибавить
к
одному,
у
химика
—
один.
(Реакция
соединения)
Скажите, что это такое: один нырнул, а всплыло — двое. (Реакция разложения).
Прием 6. КРОССВОРДЫ, РЕБУСЫ, ТВОРЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ И Т. П.
Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как
контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т. д., вызывают у них дискомфорт,
волнение, что сказывается на результатах. Проверить знания учеников можно, предложив
им
работу
как
по
отгадыванию
кроссвордов,
так
и
по
самостоятельной
разработке
таковых.
Например,
изучив
раздел
«Оксиды»,
в
качестве
итоговой
работы
ученикам
необходимо создать кроссворд или предложить примеры бытовой химии.
Также очень эффективен в начале изучения химии такой вид работы, как написание
сказки, фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться
как сами учащиеся, так и вещества. Расшифруйте «сказку-задачку». Учитель предлагает
экспериментально показать эту сказку и записать её с помощью химических формул
веществ и химической реакции. Ключевое слово «ВОДА». СКАЗКА: «Дружили Соляная
кислота и Щёлочь - Гидроксид натрия. Однажды Соляная кислота пригласила в гости
подругу. Щёлочь надела своё фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая. День был
солнечный. Кислота решила показать подружке свой красивый сад. Вышли они в сад, но
что это? Все цветы, кусты, деревья засохли, хотят пить и просят помощи.
- Давай поможем им, - сказала кислота и задумалась. – А как?
- Я знаю, как им помочь! – воскликнула Щёлочь – Объединим мою гидроксогруппу
и твой водород.
- С удовольствием, - согласилась Кислота.
Щёлочь обняла подругу. Исчезли Кислота и Щёлочь. Потекла вода по корням
растений. Всё ожило вокруг, зазеленело, зацвело. Все поблагодарили двух подружек».
Сокращенное ионное уравнение: Н
+
+ ОН
-
Н
2
О
Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть
даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Думаю, что
нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в
реальной жизни. Я уверена, что ребятам необходимо показать красоту науки, научного
познания, связь химии с другими научными дисциплинами.
Прием 7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ.
По-прежнему, урок – основная форма учебно-воспитательного процесса. Чтобы
научить
учащихся
по
настоящему
работать
на
уроке,
я
постоянно
пытаюсь
совершенствовать
его
и
на
практике
применять
достижения
педагогической
науки,
психологии, использовать опыт моих коллег. На начальных этапах изучения химии главное
– заинтересовать учеников предметом, поэтому особенно важно научить их слушать и
слышать учителя в течение всего урока. Умение слушать, нельзя считать полностью
сформированным,
если
у
школьников
нет
устойчивого
внимания.
На
уроках
химии
первостепенное значение для возникновения непроизвольного внимания. На уроках химии
первостепенное
значение
для
возникновения
непроизвольного
внимания,
безусловно,
имеет эксперимент и действие, как способ получения знаний. Но, все же, помня слова Д.И.
Писарева о том, что всякому действию должно предшествовать размышление, строю
каждый урок так, чтобы ребята сами анализировали факты и явления, давали им оценку,
классифицировали и обобщали их, формулировали свои мысли. Но как научить: «В одно
мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо в чашечке цветка…?»
( Уильям Блейк.)
На мой взгляд, начинать надо с развития воображения. Поможет в этом один из
приемов психолингвистики, основанный на оценке содержания и смысла того или иного
слова. Когда я произношу слова «вода», то учащиеся представляют прозрачную жидкость
без цвета и запаха. Для них это слово осмысленно, и они знают его условное значение. А
если звучит слово «литий» ? Восьмиклассникам, делающим первые нерешительные шаги
в области химии, оно пока не осмысленно: за таким сочетанием звуков не закреплено
никакого
значения.
Но
стоит
вспомнить
азы
психолингвистики
и
использовать
для
характеристики
звуков
и
неизвестных
слов
«холодные»
и
«горячие»
слова,
как
все
становиться
на
свои
места
:
(Л)
–
легкий,
добрый,
нежный.
После
такого
анализа
учащиеся без ошибок могут себе представить литий – мягкий, светлый, легкий металл.
Главное, я считаю, необходимо научить ребят видеть в написанных химических формулах
не только символы элементов, а нечто более важное. Г.Гейне, изнуренный смертельной
болезнью, вышел в один из весенних дней 1848 года на сияющие солнцем и обрамленные
зеленью улицы Парижа. Преодолевая слабость, он добрался до Лувра и остановился перед
мраморной статуей Венеры Милосской. Прощаться с жизнью он шел в сокровищницу
искусства. Расставаться с жизнью для него – значило расставаться с красотой. По мнению
Марселева
Бертло:
«Химия
и
искусство
имеют
общность,
которая
коренится
в
их
творческой
природе»,
поэтому
важно
уметь
своевременно
включать
в
канву
уроков
материал, помогающий видеть прекрасное в изучаемом объекте, создавать это прекрасное
самим.
При изучении скучной темы «Техника безопасности в химической лаборатории»,
предлагаю одной группе ребят написать стихотворение, а другой – проанализировать его.
Дети пишут:
«Делай все наоборот»
Прозвенел опять звонок, Залетел Петька в класс.
Произносит пару фраз и Падает за парту.
Начинает он шуршать
И конфеты доставать
Нарушает дисциплину.
Подскочил к пробиркам он, все он их понюхал.
Подозрительных драже слопал пару штук он.
Вылил что-то в умывальник, Пару жидкостей смешал
Вокруг колонны оббежал. Сашу, Машу, Пашу сбил, Чем-то странным их облил,
Тут Марина подскользнулась,
У порога растянулась,
И «химичка» разозлилась
И за ним вдогон пустилась.
За пиджак его поймала
«Посиди» - заумоляла.
Делай все наоборот – замечательно пойдет!
Да, это далеко не художественное произведение, но его анализ предал данной теме
яркую психо-эмоциональную окраску. Ребятам было интересно, а то, что мы пропускаем
через свои эмоции, создаем сами, оставляем след в нашей памяти. Ученик не может
сидеть на уроке, как отмечал К.Д. Ушинский, «без мысли в голове, без дела в руках».
Прием 8. ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКАЯ ЗАЧЁТНАЯ СИСТЕМА.
Работая
в
старших
классах,
я
не
обхожу
вниманием
лекционно-семинарскую
зачетную систему. Научить школьника всему, что понадобиться в жизни, нельзя; можно и
нужно
научить
самостоятельно
добывать
знания,
уметь
их
применять
на
практике,
работать с книгой. Известно, что знания должны постоянно наполняться, что на уроке
важно
не
только
и
не
столько
„передать"
их,
сколько
учиться,
черпать
сведения
из
разнообразной литературы и в первую очередь из учебника. Поэтому я читаю лекции и
оставляю в них „белые" пятна, которые ученики должны дома заполнить. Выполняя
задание,
они
должны
обратиться
к
учебнику,
-
они
многократно
возвращаются
к
изученному материалу, однако каждый раз подходит к нему по-новому и глубже. Это
позволяет воспринять единую изучаемую картину явлений, как следует осмыслить и
понять входящие в нее вопросы.
Лекция
как
эффективное
звено
учебно-воспитательного
процесса,
находится
в
тесной взаимосвязи с другими уроками, прежде всего с семинарскими занятиями, на
которых учащиеся в процессе самостоятельной работы расширяют и углубляют свои
знания. На этих уроках создается атмосфера, стимулирующая посильное умственное
напряжение школьников. Лекцию провожу с учетом возрастных возможностей, уровня
знаний учащихся.
На
начальном
этапе
проведения
лекции
я
обучаю
их
умению
слушать
и
воспринимать излагаемую информацию, анализировать, обобщать, выделять главные и
наиболее существенные моменты в ходе лекции, кратко формулировать их и записывать,
составлять конспект; объясняю, что эти умения будут необходимы им в их дальнейшей
жизни.
В более подготовленных для восприятия лекций классах предлагаю учащимся в
начале урока, чтобы они в ходе изложения материала сами составляли план лекции, а в
конце урока проверяем выполнение задания. Иногда учащиеся сверяют свой план с моим
(предлагаю им свой план урока через проектор). При изложении материала слежу за
темпом, ритмом своей речи, заранее объясняю учащимся, что если я говорю медленно,
подчеркивая, выделяя каждое слово, значит это главная мысль, т.е. это нужно записать.
Развитие познавательной самостоятельности учащихся я считаю важной задачей на
любом уроке и особенно при проведении лекции в старших классах. Ведь выпускники
должны владеть навыками аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух,
использовать
различные
способы
записи.
Эти
лекции
должны
вызывать
у
учащихся
прежде всего познавательный интерес, который активизирует умственную деятельность
учащихся
на
данном
уроке
и
будет
стимулом,
предпосылкой
успешного
решения
интеллектуальных задач в будущем.
В
своих
лекциях
использую
элементы
занимательности
-
одно
из
средств
формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной,
эмоциональной разрядкой на уроке и способствует мобилизации внимания и волевых
усилий учащихся. Это занимательные и интересные факты из художественной, научно-
популярной литературы и других источников. Чтение лекции сопровождаю необходимыми
записями
опорных
конспектов,
рисунками,
схемами,
знакомлю
учащихся
с
противоречиями в науке, жизнью и деятельностью ученых-химиков. Как правило, в ходе
лекции я создаю проблемные ситуации. Поставленный перед учащимися проблемный
вопрос
-
это
прием,
при
помощи
которого
мне
удается
организовать
творческое
применение предшествующей и усвоение последующей информации, правильно сделать
важные выводы, закрепить необходимые знания, умения, навыки.
ВНЕКЛАССНАЯ
РАБОТА
ПО
ХИМИИ
КАК
СРЕДСТВО
ПОВЫШЕНИЯ
ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ
Основная задача, стоящая перед учителями химии, заключается, прежде всего, в
том, чтобы качественно организовать учебно-воспитательный процесс, направленный на
овладение языка химической науки.
Существуют
три
фактора,
которые
заставляют
детей
учиться:
послушание,
увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет к цели.
Если дети равнодушны к предмету, учеба становится неинтересной и скучной.
Каждый учитель заинтересован в том, чтобы увлечь учеников своим предметом.
Надо признать, что за последние годы уровень знаний по химии у школьников
значительно
снизился.
Среди
учащихся
немало
таких,
которые
не
имеют
четких
представлений даже о самом предмете химии, об основных понятиях и законах, плохо
усвоили
химическую
символику,
не
умеют
решать
стандартные
задачи.
Даже
подготовленные ученики не понимают логической связи между отдельными химическими
явлениями.
Причины
негативных
изменений,
которые
появились
в
обучении
химии
за
последние
годы,
хорошо
известны.
Это,
прежде
всего
нарастание
сложности
программного
материала
и
сокращение
учебного
времени
на
его
усвоение.
Из-за
усложнения программы учителю приходится тратить дополнительное время на устное
объяснение
материала
за
счет
времени,
отводимого
на
проведение
химического
эксперимента и решения задач. А это значит, что сокращается самостоятельная работа
учащихся,
а
следовательно,
меньше
внимания
уделяется
осмыслению
и
закреплению
школьниками учебного материала.
Негативно сказывается и недостаточное оснащение материальными средствами
(реактивами и химическим оборудованием) кабинетов химии.
Снижение
интереса
школьников
к
химии
и
соответственно
уровня
их
знаний
объясняется также и недостаточной внеклассной работой по химии.
Внеклассные
занятия
по
химии,
наряду
с
уроками,
-
одна
из
главных
форм
организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не секрет, что ученики на уроках
устают от “сухого” преподавания весьма объемного материала по курсу химии, многое из
которого нужно еще и заучить без отчетливого осмысления. Внеклассная же работа
предоставляет исключительно большие возможности для возбуждения интереса учащихся
к химической науке.
Основная
цель
внеклассной
работы
–
выявление
и
развитие
склонностей
и
способностей учеников в ходе углубленного освоения программных вопросов, а также
вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся.
Важной задачей внеклассных занятий по химии является развитие у школьников умения
самостоятельно
работать
с
литературой
и
умений
экспериментальной
работы
в
лаборатории. Очень важен воспитательный элемент внеклассных занятий – выполнение
общественно
полезных
заданий
вырабатывает
у
учащихся
чувство
ответственности,
бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду, а также объединяет
учеников в коллективы, связанные общими интересами и увлечениями, воспитывает их в
духе товарищества.
В большей степени, чем уроки, внеклассные занятия приспособлены для развития у
школьников творческой самодеятельности и изобретательности, к формированию ценных
практических навыков и умений, самореализации личности учащихся.
Изучение педагогической, психологической и методической литературы выявило
ряд проблем в организации и проведении внеклассной работы. На мой взгляд, связано это,
прежде всего, с тем, что данному вопросу уделяется мало внимания, а немногочисленные
разработки
и
рекомендации,
предложенные
в
методической
литературе,
не
вполне
доступны для рядовых учителей.
Поэтому
в
своей
работе
я
попыталась
отобрать
наиболее
важные
интересные
рекомендации по организации внеклассной работы по химии и проверить их в ходе
педагогического эксперимента в условиях своей школы.
Для этого мне потребовалось решить ряд следующих задач:
изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу на
предмет постановки и организации внеклассной работы по химии;
разработать методику организации и проведения внеклассной работы по
химии;
предложенные рекомендации проверить путем эксперимента.
Внеклассную работу можно представить как систему, состоящую из отдельных
элементов. Как и в обучении химии, так и в целом, во внеклассной работе определяющим
является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика ее очень разнообразна.
Тем
не
менее,
содержание
внеклассной
работы
по
химии
подчиняется
строго
определенным
требованиям:
научность;
доступность;
актуальность;
практическая
значимость;
занимательность.
Такая
классификация
является
в
значительной
мере
условной, так как подготовка, например, химического вечера или работа химического
кружка требует большой и кропотливой индивидуальной работы каждого их участника,
оказывает влияние на направление и характер их работы. Это свидетельствует о взаимной
интеграции разных форм и видов внеклассной работы, о том, что все ее элементы связаны
между собой, влияют друг на друга.
Таким образом, внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма
занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает
кругозор и воображение учеников, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих
знаний,
способствует
развитию
изобретательности
и
творчества.
Эта
работа
очень
разнообразна
по
видам
и
содержанию,
носит
оттенок
занимательности,
формирует
интерес к предмету. Она требует тщательной организации.
Учебный план нашей школы предусматривает факультативные занятия по разным
предметам,
в
том
числе
по
химии.
Мною
разработана
и
планируется
к
внедрению
программа факультативного курса “Химия и охрана окружающей среды ”.
Для
того,
чтобы
выжить
в
наше
динамическое
время,
человек
не
может
использовать одни и те же способы решения проблем и сегодня, и завтра. Поэтому так
важно развивать у школьников умение отвечать на вопросы не только сегодняшнего, но и
завтрашнего дня. Для этого мало научиться химии. Необходимо воспитывать независимую
личность, способную принимать решения, делать выбор, отвечать за результаты своей
деятельности. Условия для формирования таких качеств личности создаются на занятиях
данного факультатива.
Главная
цель
факультатива
–
расширение
экологических
знаний
учащихся,
полученных на уроках химии, установление взаимосвязи их с материалом других учебных
предметов,
что
способствует
формированию
интегративного
качества
знаний,
становлению целостной картины мира. Экологическая грамотность является необходимым
условием
воспитания
экологической
культуры,
являющейся
частью
общей
культуры
человека.
Факультативный курс “Химия и охрана окружающей среды ” является важным
вкладом
в
учебно-методическое
обеспечение
преподавания
естественнонаучных
предметов в современной общеобразовательной школе. Это удачный пример специальной
воспитательной
технологии,
цель
которой
–
формирование
экологической
культуры
учащихся. Он дополняет базовый курс, включает знания, не содержащиеся в программе за
курс основной школы. Программа факультатива направлена на развитие экологического
мышления
школьников.
В
этом
смысле
ее
можно
рассматривать
как
часть
здоровьесохраняющего образования.
Практическая часть реализуется через традиционные и нетрадиционные формы
работы, которые широко представлены в разработках занятий. Они развивают у учащихся
способность самостоятельно анализировать события и природные явления, воспитывают
уважение к родному краю.
Факультативные
занятия
выполняют
не
только
природоохранную,
но
и
профориентационную функцию, они полезны ученикам, проявляющим особый интерес к
химии.
Изучение вопросов факультативного курса позволяет ликвидировать кажущийся
отрыв химии от реальности (науки практики). В нем отражаются основные экологические
проблемы региона и рассматриваются пути их решения.
На занятиях школьникам прививается любовь к природе и своему краю, бережное
отношение к богатству своей земли.
Каждый учитель заинтересован в том, чтобы внеклассная работа расширяла и
углубляла знания учащихся, развивала их познавательную активность, давала ребятам
возможность
применять
знания
на
практике,
помогала
воспитывать
в
них
любовь
к
предмету.
На
занятиях
факультатива
учащиеся
знакомятся
с
элементами
качественного
анализа,
учатся
распознаванию
веществ
с
качественными
реакциями,
с
элементами
количественного анализа, овладевают умениями и навыками, которые необходимы для
успешной работы в химической лаборатории, учатся пользоваться химической посудой,
взвешивать
на
аптечных
и
технохимических
весах,
готовить
растворы
определенной
концентрации и фильтровать, овладевают приемами монтирования простых химических
установок
для
синтеза
и
анализа.
Работа
факультатива
помогает
воспитывать
экологическую
культуру,
ответственное
отношение
к
природе,
раскрывает
перед
учащимися
гуманистическую
направленность
химии,
и
ее
роль
в
решении
проблем
рационального природопользования, защите здоровья человека и природной среды от
воздействия промышленных и бытовых отходов.
На занятиях реализуется краеведческий подход, рассматриваются теоретические
основы региональных проблем экологического характера, ведутся практические работы по
исследованию состояния окружающей среды на примере своей местности, что очень
важно
для
формирования
активной
жизненной
позиции
учащихся
в
области
охраны
природы, для их творческой самореализации.
Именно
поэтому
учитель
должен
быть
интересным
для
учащихся
человеком,
показывать образцы творчества на каждом занятии, переплетать преподавание химии со
всем многообразием знаний, доказывать, что химия – царица естествознания. Оставаясь
эмпирической наукой, она в значительной мере будет будить интерес учащихся к себе.
Вопросы истории химической науки можно рассматривать в спецкурсе «История
химии», на занятиях химического кружка по истории химии.
Особенно важно вводить исторические сведения на первом этапе обучения химии.
Они формируют интерес к предмету, пробуждают любознательность, а это в свою очередь
способствует развитию познавательной потребности, мотивации изучения предмета.
В действующих базовых программах по химии исторические сведения специально
(за исключением истории открытия периодического закона химических элементов) не
предусмотрены.
Время урока дорого, и ясно, что включением в него большого объема исторической
информации
злоупотреблять
не
допустимо.
Исторические
сведения
не
должны
быть
самоцелью и занимать много места на уроке.
Практика
показывает,
что
тщательно
отобранную
историческую
информацию
рациональнее представлять как:
историческая справка учителя или учеников (например, исторические сведения о
химических производствах, сведения о становлении и развитии химических теории);
демонстрация портретов ученых и других средств статической наглядности;
воспроизведение
исторического
эксперимента
(например,
при
изучении
темы
воздух
целесообразно
познакомить
учащихся
с
историческим
экспериментом,
позволившим установить состав и описать ряд свойств воздуха).
доклады или сообщения учащихся (например, об истории открытия химических
элементов и происхождении их названия, историко-биографические данные об учёных-
химиках, получении и применении в хозяйственной деятельности некоторых важных
веществ);
исторические дискуссии;
проблемные
ситуации
с
использованием
исторического
материала,
разрешение
которых требует использования предметных знаний и жизненного опыта учащихся.
индивидуальные и групповые задания с использованием историко-химического
содержания;
создание газет, плакатов, стендов по актуальным вопросам истории химии;
решение химических задач, составленных на основе исторического материала.
Наиболее
обширные
исторические
материалы,
а
также
поэтические
тексты,
связанные с химией, библиографические списки целесообразно помещать на специальном
стенде в кабинете химии под названием «Это интересно» или «Сегодня на уроке».
Особый интерес у школьников вызывает Периодическая система Д. И. Менделеева
и история ее открытия. Познакомившись с историей открытия Периодического закона и
периодической
системы
Д.И.Менделеева,
учащимся
можно
предложить
творческую
работу – составить «паспорт» одного из химических элементов (по выбору).
В «паспорте» отражаются следующие сведения:
1) химический символ, русское и латинское названия элемента;
2) относительная атомная масса;
3) строение атома (электронная схема);
4) история открытия и изучения элемента;
5) семейство, к которому принадлежит элемент, и его «родственники» (элементы из
соответствующей подгруппы);
6) свойства простых веществ, образованных элементом;
7) получение простых веществ;
8) применение простых веществ;
9) важнейшие соединения химического элемента и их применение. В «паспорте»
химического элемента обязательно отражаются исторические сведения.
Красиво оформленные в виде брошюр работы учащихся целесообразно хранить в
кабинете химии и использовать как ценный справочный материал. Собранный материал
можно разместить на специальной странице сайта школы.
Особый
интерес
представляют
задачи,
составленные
на
основе
исторического
материала.
Например:
Шведский химик Йенс Якоб Берцелиус в 1812 г. нашёл, что в результате обжига на
воздухе 9,93 г серного колчедана FeS
2
образуется остаток массой 6,6 г. Проверьте эти
данные путем расчета.
Французский химик Антуан Лоран Лавуазье установил, что при сжигании угля в
кислороде
не
имеет
места
изменение
объемов
газов.
Правильно
ли
это
наблюдение
Лавуазье?
Английский химик Генри Кавендиш заметил (1781), что при взрыве смеси водорода
с воздухом в эвдиометре с помощью электрических искр, образующаяся вода содержит
азотную
кислоту.
Чем
можно
объяснить
образование
азотной
кислоты
в
опытах
Кавендиша?
Известно, что по официальной версии Наполеон умер от рака желудка. Спустя 140
лет ученые пришли к выводу, что, скорее всего, он был отравлен ядовитыми соединениями
элемента Х. Вероятно, Наполеону длительное время в пищу подмешивали вещество Х
2
О
3
в малых дозах.
В странах Древнего Востока сульфид ртути - киноварь - называли кровью дракона.
Ее зерна ярко-красного цвета находили в песчаных отложениях, скапливавшихся в руслах
рек. Определите молярную массу киновари. Как вы объясните способность киновари
оседать в речных песках?
Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Каким
бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный
урок
мало
способствует
эмоциональному
настроению
учащихся
на
дальнейшее
восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и
реализации их потенциальных умственных способностей.
Применение
исторического
подхода
в
обучении
химии
расширяет
горизонт
предметного
обучения,
стимулирует
интерес
учащихся
к
предмету,
способствует
саморазвитию личности, создает атмосферу творческого сотрудничества не только между
учителем
и
учащимися,
но
и
среди
учеников
в
группах.
И
все
это
приводит
к
значительному повышению качества знаний учащихся.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что сочетание урочной и внеклассной
работы – важнейший принцип организации учебно-воспитательного процесса. На уроках
учитель
ставит
перед
учащимися
вопросы,
которые
должны
стимулировать
их
любознательность, давать первые импульсы к чтению дополнительной литературы по
предмету, вызывать стремление собственными руками осуществить то, о чем говорится в
прочитанных книгах. Путь к организации массовой внеклассной работы лежит через
составление
небольших
дополнительных
сообщений
учащихся,
выпуск
химических
бюллетеней и т.д., проведение сначала эпизодических, а затем все более систематических
массовых мероприятий. Вовлечение во внеклассную работу по предмету идет, таким
образом, от урока к массовой работе. Затем из общего числа учащихся, охваченных
массовой работой, формируется актив – участники работы факультатива, и отдельные
учащиеся, глубоко интересующиеся химией. Они, в свою очередь, помогают учителю в
организации массовой работы по химии. Так постепенно в школе создается атмосфера
увлеченности предметом.