Автор: Устелемова Анна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "П\бЦДОД" города Магнитогорска
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Урок - исследование, как результат интеграции педагогических средств обучения
Тема: опубликованная работа соответствует ФГОС
Раздел: начальное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Правобережный центр дополнительного образования детей» города Магнитогорска
Методическая разработка
Урок - исследование, как результат интеграции педагогических
средств обучения
Устелемова А.В.,
педагог дополнительного образования
Магнитогорск, 2019
Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Исследовательская деятельность является одной из форм творческой
деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части
проблемы
развития
творче ских
спо собно стей
о бу ч а ю щ и хс я .
Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения
его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях
знаний
можно
рассматривать
как
стратегическое
направление
развития
образования. Развитие личности обучающегося, его интеллекта, чувств, воли
осуществляется лишь в активной деятельности.
Человеческая
психика
не
только
проявляется,
но
и
формируется
в
деятельности,
и
вне
деятельности
она
развиваться
не
может.
В
форме
нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний,
ни глубоких убеждений, ни гибких умений.
Следует сразу отметить: не следует отождествлять такие понятия как
исследовательская
деятельность
обучающихся
и
урок
–
исследование:
исследовательская
деятельность
–
понятие
гораздо
шире,
почти
не
ограниченное
временными
рамками.
Это
исследование
с
заранее
неизвестным
результатом.
Урок
–
исследование
ограничен
временными
рамками – 45 мин. Перед обучающимися ставится исследовательская задача,
решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не
ученикам). Итог урока – новые знания.
В
типичной
образовательной
ситуации,
которая,
как
правило,
определяет
характер
учебного
процесса,
реализуется
стандартная
позиционная
схема
«учитель»
–
«ученик».
Первый
транслирует
знания,
второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-
урочной
схемы.
На
уроке
—
исследовании
эти
позиции
сталкиваются
с
реалиями: нет готовых эталонов знания.
Урок – исследование.
Под
уроком
–
исследованием
я
представляю
себе
деятельность
обучающихся и педагога, связанную с решением детьми (при поддержке
педагога) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным
решением, но незнакомым ученикам) и предполагающую наличие основных
этапов, характерных для исследования в научной сфере:
— постановку проблемы,
— повторение теории, посвященной данной проблематике,
— подбор инструментов для исследования и практическое владение ими,
— обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные
выводы.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской
деятельности, нормой ее проведения.
В
современной
педагогике
выделяется
три
уровня
реализации
исследовательского обучения:
педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее
решения.
А
само
решение
предстоит
найти
обучащемуся
самостоятельно;
педагог ставит проблему. Но сам метод ее решения ученик
ищет
самостоятельно
(на
этом
уровне
допускается
коллективный
поиск);
на третьем (высшем) уровне постановка проблемы, поиск
методов
ее
исследования
и
разработка
решения
осуществляется
учащимися самостоятельно (Дж. Шваб, П.Брандвейн, А.Леви и др.).
Урок-исследование
включает
следующие
структурные
компоненты,
которые одновременно становятся этапами занятия:
Сначала
следует
найти
предмет
учебного
исследования.
Дети должны ясно представлять, что они будут исследовать, что будут
искать.
Предмет
исследования
позволит
сформулировать
суть
проблемы,
скорее
всего
в
виде
проблемного
вопроса.
Этот
вопрос
станет
основой
той
учебной
задачи,
которую
обучающиеся
будут
решать на занятии.
Далее следует выработать план исследования, определить
пути решения проблемы, ход дальнейших действий. Этот этап чаще
всего наиболее труден для детей: они видят и понимают, что им надо
сделать.
Но
почти
никогда
не
знают,
как
этого
добиться.
Наличие
проблемы предполагает возникновение гипотезы или даже нескольких
гипотез ее решения. Поэтому и путей решения может быть несколько.
Осуществление плана исследования – самый трудоемкий и длительный
этап.
Подведение
итогов
исследования
заканчивается
содержательным
выводом о том, каковы же результаты работы, как решена проблема.
Освоение
детьми
исследовательских
знаний
и
умений
должно
проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности
ученика в его исследовательской учебной деятельности.
Главная цель урока – исследования — приобретение обучающимися
функционального
навыка
исследования
как
универсального
способа
получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому
являющихся
личностно-значимыми,
а
значит
прочными),
развитие
способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной
позиции обучающегося в образовательном процессе. Таким образом, главным
результатом урока – исследования является интеллектуальный, творческий
продукт
(знания),
устанавливающий
ту
или
иную
истину
в
результате
процедуры исследования.