Напоминание

"Использование ЦОР в дошкольном образовательном учреждении"


Автор: Мусина Руслана Александровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: города Магнитогорска, Челябинской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ЦОР в дошкольном образовательном учреждении"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование цифровых образовательных ресурсов в ДОУ

Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается

как

«цифровой

образовательный

ресурс».

То

есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных

целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

Под цифровым

образовательным

ресурсом

(ЦОР) понимается

информационный

источник,

содержащий

графическую,

текстовую,

цифровую,

речевую,

музыкальную,

видео,

фото

и

другую

информацию,

направленный

на

реализацию

целей

и

задач

современного образования.

Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на СD, DVD или любом

другом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети. Важно

отметить, что ЦОР не может быть редуцирован к бумажному варианту, так как при этом

теряются его дидактические свойства.

Цифровые образовательные ресурсы можно представить в виде двух групп:

информационные источники:

оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий;

тексты

из

научной,

научно-популярной,

учебной,

художественной

литературы

и

публицистики…) не повторяющие стабильные учебники;

статические

изображения (галереи

портретов

ученых

соответствующей

предметной

области; «плакаты» — изображения изучаемых объектов и процессов и пр.);

динамические

изображения (изучаемые

процессы

и

явления

в

пространственно-

временном континууме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD);

мультимедиа среды (информационно-справочные источники, практикумы (виртуальные

конструкторы), тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия

(«электронные учебники», виртуальные экскурсии и пр.).

информационные

инструменты

это

информационные

средства,

обеспечивающие

работу с информационными источниками.

Информатизация общества – это реальность наших дней. Компьютеризация школьного

образования

имеет

почти

двадцатилетнюю

историю.

Начинается

использование

компьютеров на занятиях и в детских садах. От того, как наши дети будут подготовлены к

новым

информационным

технологиям,

зависит

их

социальная

адаптация,

личностная

удовлетворенность

своим

местом

в

обществе,

их

творческая

активность

в

профессиональной деятельности.

Дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не

может оставаться в стороне. Речь идет не о включении информатики в учебный план, а об

использовании

информационно-коммуникационных

технологий

педагогами,

воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.

В настоящее время вводится в строй значительное количество современных дошкольных

образовательных

учреждений,

в

оснащение

которых

входит

средства

ИКТ.

Это

дает

возможность на базе этих учреждений организовать работу по формированию содержания

и технологий дошкольного образования с учетом применения ИКТ.

Образовательная

деятельность

в

детском

саду

имеет

свою

специфику:

занятия

с

воспитанниками

должны

быть

эмоциональными,

яркими,

с

привлечением

большого

иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может

обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом

компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Образовательная

деятельность

по

информатике,

как

теория

компьютерной

практики,

ребенку-дошкольнику не нужны. Компьютер и так повсеместно входит в жизнь ребенка.

Ведущая

деятельность

ребенка

дошкольного

возраста

игра,

именно

в

ней

и

формируется и развивается личность ребенка. В процессе самообучения, происходит

приобретение индивидуального опыта, освоение знаний, умений.

За

компьютером

ребенок

впервые

попадает

в

ситуацию,

когда

он

не

может

ничего

переставить, убрать, передвинуть. Экран не подвластен прямому вмешательству рук. И

прежде

чем

манипулировать

образами

на

экране,

ребенок

обязательно

проделывает

требуемую

операцию

мысленно.

Формируется

наглядно-образное

мышление,

ребенок

учится

планировать,

предвосхищать

цепь

элементарных

событий,

у

него

развивается

способность к прогнозированию результатов действий. Главное, ребенок начинает думать

прежде, чем делать. У детей начинает развиваться знаковая функция сознания, то есть

понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные

вещи, и картинки, схемы, слова или числа. Объективно все это означает начало овладения

основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке

детей к обучению в школе. Как результат – дошкольное учреждения должны (наравне с

прочими навыками) знакомить ребенка и с информационными технологиями.Занятия на

компьютере

имеют

большое

значение

для

развития

мелкой

моторики

дошкольников,

формируется координация движений глаз и руки, это содействует становлению таких

свойств произвольного внимания, как объем, устойчивость и распределение. Дети учатся

преодолевать трудности, вырабатываются умения сосредоточиться на учебной задаче,

запомнить условия, выполнить их правильно, воспитываются волевые качества личности:

самостоятельность,

собранность,

сосредоточенность,

формируется

усидчивость,

целеустремленность,

развивается

творческая

способность.

Необходимо

сформировать

правильное отношение к компьютерному средству: с его помощью можно познавать мир,

развиваться, получать положительные эмоции от собственной интеллектуальной работы.

Использование

современных

компьютерных

технологий

в

образовательном

процессе

привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и быстрому их

внедрению

в

учебный

процесс.

Сегодня

информационные

компьютерные

технологии

можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно

новому

содержанию

обучения

и

развития

ребенка,

повышающим

эффективность

организации

образовательного

процесса.

Игровые

компоненты,

включенные

в

мультимедиа

программы,

повышают

интерес

детей

к

обучению,

активизируют

их

познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют

развитию

образного

мышления.

Компьютерные

программы

также

вовлекают

детей

в

развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и

творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность –

игру в процессе индивидуального обучения.

Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему

современным, вызывает у детей эмоциональный подъем. Компьютерные игры становятся

средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной

деятельности ребенка с педагогом и его сверстниками. При условии систематического

использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в

сочетании

с

традиционными

методами

обучения

и

педагогическими

инновациями

значительно повышается эффективность обучения детей с разным уровнем подготовки.

При

этом

происходит

качественное

усиление

результата

образования

вследствие

одновременного

воздействия

нескольких

технологий.

Таким

образом,

осуществляется

дифференцированный подход к детям.

В настоящее время возрастает роль компьютерной игры как инструменте диагностики и

развития

детей.

Например,

педагог

изобразительной

деятельности

с

помощью

компьютерных программ «Corell draw», «Paint», «Twisted Brush» может раскрыть перед

детьми возможности работы с готовыми модулями в процессе освоения цветовой палитры,

формы,

перспективы,

художественных

образов.

Музыкальный

руководитель

в

своих

встречах

с

детьми

также

может

использовать ЦОР

(видеоролики,

презентации

с

анимацией, звуком и т.д.) для активизации восприятия учебного материала и достижения

наибольшей

наглядности

и

привлекательности

его,

делая

занятие

интересным

и

увлекательным.

Таким

образом,

компьютер,

являясь

эффективным

техническим

средством,

при

помощи

которого

можно

значительно

разнообразить

и

индивидуализировать

процесс

развития

и

обучения

детей.

Педагогам

компьютерные

технологии помогают лучше оценить способности и знания ребенка, побуждают искать

новые, нетрадиционные формы и методы обучения их.

Как ИКТ может помочь современному воспитателю, педагогу в его работе?

Подбор

иллюстративного

материала

к

занятиям

и

для

оформления

стендов,

группы,

кабинетов

(сканирование,

Интернет,

принтер,

презентации);

подбор

дополнительного

материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

обмен

опытом,

знакомство

с

периодикою,

наработками

других

педагогов;

создание

презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных

занятий с детьми; использование цифрового фотоаппарата и программы iPhoto, которая

позволяет

управлять

снимками

так

же

просто,

как

фотографировать,

легко

находить

нужные,

редактировать

и

демонстрировать

друзьям

и

близким;

использование

видеокамеры

и

программы

iMovie

(принципиально

новый

способ

для

просмотра,

хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро

создать

незамысловатые

фильмы,

добавив

к

видео

титры,

переходы

между

сценами,

фоновую

музыку

или

наложение

голоса);

использование

Интернета

и

ЦОР

в

педагогической

деятельности,

с

целью

информационного

и

научно-методического

сопровождения

образовательного

процесса

в

дошкольном

учреждении,

как

поиск

дополнительной информации на занятии, расширения кругозора дете

й.



В раздел образования