Автор: Мусина Руслана Александровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: города Магнитогорска, Челябинской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ЦОР в дошкольном образовательном учреждении"
Раздел: дошкольное образование
Использование цифровых образовательных ресурсов в ДОУ
Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается
как
«цифровой
образовательный
ресурс».
То
есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных
целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Под цифровым
образовательным
ресурсом
(ЦОР) понимается
информационный
источник,
содержащий
графическую,
текстовую,
цифровую,
речевую,
музыкальную,
видео,
фото
и
другую
информацию,
направленный
на
реализацию
целей
и
задач
современного образования.
Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на СD, DVD или любом
другом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети. Важно
отметить, что ЦОР не может быть редуцирован к бумажному варианту, так как при этом
теряются его дидактические свойства.
Цифровые образовательные ресурсы можно представить в виде двух групп:
информационные источники:
оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий;
тексты
из
научной,
научно-популярной,
учебной,
художественной
литературы
и
публицистики…) не повторяющие стабильные учебники;
статические
изображения (галереи
портретов
ученых
соответствующей
предметной
области; «плакаты» — изображения изучаемых объектов и процессов и пр.);
динамические
изображения (изучаемые
процессы
и
явления
в
пространственно-
временном континууме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD);
мультимедиа среды (информационно-справочные источники, практикумы (виртуальные
конструкторы), тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия
(«электронные учебники», виртуальные экскурсии и пр.).
информационные
инструменты –
это
информационные
средства,
обеспечивающие
работу с информационными источниками.
Информатизация общества – это реальность наших дней. Компьютеризация школьного
образования
имеет
почти
двадцатилетнюю
историю.
Начинается
использование
компьютеров на занятиях и в детских садах. От того, как наши дети будут подготовлены к
новым
информационным
технологиям,
зависит
их
социальная
адаптация,
личностная
удовлетворенность
своим
местом
в
обществе,
их
творческая
активность
в
профессиональной деятельности.
Дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не
может оставаться в стороне. Речь идет не о включении информатики в учебный план, а об
использовании
информационно-коммуникационных
технологий
педагогами,
воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.
В настоящее время вводится в строй значительное количество современных дошкольных
образовательных
учреждений,
в
оснащение
которых
входит
средства
ИКТ.
Это
дает
возможность на базе этих учреждений организовать работу по формированию содержания
и технологий дошкольного образования с учетом применения ИКТ.
Образовательная
деятельность
в
детском
саду
имеет
свою
специфику:
занятия
с
воспитанниками
должны
быть
эмоциональными,
яркими,
с
привлечением
большого
иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может
обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом
компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Образовательная
деятельность
по
информатике,
как
теория
компьютерной
практики,
ребенку-дошкольнику не нужны. Компьютер и так повсеместно входит в жизнь ребенка.
Ведущая
деятельность
ребенка
дошкольного
возраста
—
игра,
именно
в
ней
и
формируется и развивается личность ребенка. В процессе самообучения, происходит
приобретение индивидуального опыта, освоение знаний, умений.
За
компьютером
ребенок
впервые
попадает
в
ситуацию,
когда
он
не
может
ничего
переставить, убрать, передвинуть. Экран не подвластен прямому вмешательству рук. И
прежде
чем
манипулировать
образами
на
экране,
ребенок
обязательно
проделывает
требуемую
операцию
мысленно.
Формируется
наглядно-образное
мышление,
ребенок
учится
планировать,
предвосхищать
цепь
элементарных
событий,
у
него
развивается
способность к прогнозированию результатов действий. Главное, ребенок начинает думать
прежде, чем делать. У детей начинает развиваться знаковая функция сознания, то есть
понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные
вещи, и картинки, схемы, слова или числа. Объективно все это означает начало овладения
основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке
детей к обучению в школе. Как результат – дошкольное учреждения должны (наравне с
прочими навыками) знакомить ребенка и с информационными технологиями.Занятия на
компьютере
имеют
большое
значение
для
развития
мелкой
моторики
дошкольников,
формируется координация движений глаз и руки, это содействует становлению таких
свойств произвольного внимания, как объем, устойчивость и распределение. Дети учатся
преодолевать трудности, вырабатываются умения сосредоточиться на учебной задаче,
запомнить условия, выполнить их правильно, воспитываются волевые качества личности:
самостоятельность,
собранность,
сосредоточенность,
формируется
усидчивость,
целеустремленность,
развивается
творческая
способность.
Необходимо
сформировать
правильное отношение к компьютерному средству: с его помощью можно познавать мир,
развиваться, получать положительные эмоции от собственной интеллектуальной работы.
Использование
современных
компьютерных
технологий
в
образовательном
процессе
привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и быстрому их
внедрению
в
учебный
процесс.
Сегодня
информационные
компьютерные
технологии
можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно
новому
содержанию
обучения
и
развития
ребенка,
повышающим
эффективность
организации
образовательного
процесса.
Игровые
компоненты,
включенные
в
мультимедиа
программы,
повышают
интерес
детей
к
обучению,
активизируют
их
познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют
развитию
образного
мышления.
Компьютерные
программы
также
вовлекают
детей
в
развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и
творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность –
игру в процессе индивидуального обучения.
Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему
современным, вызывает у детей эмоциональный подъем. Компьютерные игры становятся
средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной
деятельности ребенка с педагогом и его сверстниками. При условии систематического
использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в
сочетании
с
традиционными
методами
обучения
и
педагогическими
инновациями
значительно повышается эффективность обучения детей с разным уровнем подготовки.
При
этом
происходит
качественное
усиление
результата
образования
вследствие
одновременного
воздействия
нескольких
технологий.
Таким
образом,
осуществляется
дифференцированный подход к детям.
В настоящее время возрастает роль компьютерной игры как инструменте диагностики и
развития
детей.
Например,
педагог
изобразительной
деятельности
с
помощью
компьютерных программ «Corell draw», «Paint», «Twisted Brush» может раскрыть перед
детьми возможности работы с готовыми модулями в процессе освоения цветовой палитры,
формы,
перспективы,
художественных
образов.
Музыкальный
руководитель
в
своих
встречах
с
детьми
также
может
использовать ЦОР
(видеоролики,
презентации
с
анимацией, звуком и т.д.) для активизации восприятия учебного материала и достижения
наибольшей
наглядности
и
привлекательности
его,
делая
занятие
интересным
и
увлекательным.
Таким
образом,
компьютер,
являясь
эффективным
техническим
средством,
при
помощи
которого
можно
значительно
разнообразить
и
индивидуализировать
процесс
развития
и
обучения
детей.
Педагогам
компьютерные
технологии помогают лучше оценить способности и знания ребенка, побуждают искать
новые, нетрадиционные формы и методы обучения их.
Как ИКТ может помочь современному воспитателю, педагогу в его работе?
Подбор
иллюстративного
материала
к
занятиям
и
для
оформления
стендов,
группы,
кабинетов
(сканирование,
Интернет,
принтер,
презентации);
подбор
дополнительного
материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
обмен
опытом,
знакомство
с
периодикою,
наработками
других
педагогов;
создание
презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных
занятий с детьми; использование цифрового фотоаппарата и программы iPhoto, которая
позволяет
управлять
снимками
так
же
просто,
как
фотографировать,
легко
находить
нужные,
редактировать
и
демонстрировать
друзьям
и
близким;
использование
видеокамеры
и
программы
iMovie
(принципиально
новый
способ
для
просмотра,
хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро
создать
незамысловатые
фильмы,
добавив
к
видео
титры,
переходы
между
сценами,
фоновую
музыку
или
наложение
голоса);
использование
Интернета
и
ЦОР
в
педагогической
деятельности,
с
целью
информационного
и
научно-методического
сопровождения
образовательного
процесса
в
дошкольном
учреждении,
как
поиск
дополнительной информации на занятии, расширения кругозора дете
й.