Автор: Кушхова Баблина Тугановна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МКДОУ детский сад
Населённый пункт: а. Хабез КЧР
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Комплексно - тематическое планирование по региональному компоненту.
Раздел: дошкольное образование
Комплексно-тематическое планирование в младшей группе
Месяц
Интегрирующа
я тема периода
Программные задачи
Связь с другими видами деятельности
1
2
3
4
Сентябрь
«Я и моя семья»
1. Рассказы детей о членах своей
семьи на основе личного опыта.
2. Формировать умение называть свое
имя, фамилию и имена членов семьи.
3. Чтение стихотворения «Моя сестра
Лина» А.Ханфенова.
4. Рассказ о такой традиции адыгского
народа, как уважение и почитание
старших.
1. Беседа на тему: «На каком языке
разговаривают члены моей семьи»
(просмотр фотографий).
2. Обсуждение ситуаций из жизни семьи.
3. Сюжетно-ролевая игра «Гуащэунэ»
Дочки – матери)
4.Чтение абазинской народной сказки:
«Три брата».
Октябрь
«Осень»
1. Беседа на тему: «Самобытная
красота Кавказа».
2. Разучивание народной потешки
«Цым, цым, цым».
3. Чтение стихотворении К.Дугужева
«Осенний лес»
1. Беседа о национальной еде. Дать
попробовать на вкус национальное
блюдо «Хьэлывэ» (Пирожки с сыром).
2. Лепим пирожки.
3. Народная подвижная игра
«МэрэкIухьэ» (за земляникой).
Ноябрь
«Мой аул»
1. Знакомить с родным аулом, его
названием, основными
достопримечательностями- просмотр
видео фильма.
2. Рассказывание сказки «Адиюх».
3. Слушание песни Аслана Даурова
«Мой Хабез».
1. Экскурсия в музей «Хабез в
прошлом».
2. Знакомство с некоторыми
выдающимися людьми А .Даурова, Ю
Хакунова.
3. Рисование «Кувшин для воды»- с
использованием адыгского орнамента.
4. чтение ногайской народной сказки
«Бык с озером».
Месяц
Интегрирующа
я тема периода
Программные задачи
Связь с другими видами деятельности
Декабрь
«Новый год у
ворот»
1. Беседа о встрече нового года дома и
в детском саду».
2. Чтение стихотворения
В.Шовгенова «Новый год».
3. Изготовление новогодней открытки
с использованием народного
орнамента из геометрических фигур.
1. Изготовление новогодних игрушек из
соленного теста вместе с родителями.
2. Исполнение черкесских народных
песен, танцев, пословиц, поговорок,
народных игр и развлечений.
3Чтение абазинской поэтессы Фатимат
Апсовой «Новый год».
Январь
Наша Родина –
Россия
1. Беседа о нашей Родине- России (с
иллюстрациями).
2. Чтения стихотворения «Миру мир»
Е.Шакова.
1. Празднование: «Завязывание младенца
в люльку» - с рождением ребенка.
2. Разучить колыбельные песенки на
черкесском языке.
Февраль
Наши защитники
1. Знакомство с творчеством нашей
Республики.
2. Чтение сказки Х.Абитова «Два
охотника»
3.Чтение отрывка из произведения
карачаевского писателя И. Тохчукова
«Тепло отцовских рук»
1. Изготовление подарков для пап и
дедушек из соленного теста.
2. Спортивное развлечение для мужчин
«Джигитовка» вместе с папами.
Март
8марта праздник
мам
1. Беседа о мамах.
2. Чтение стихотворения детьми «О
маме» на родном языке.
3. Разучивание пословиц о маме.
4. Чтение стихотворения «Мать»
Л.Афаунова
1. Украшения женского платка по
мотивам адыгского орнамента «Узор в
квадрате» (подарок для мам).
2. Посиделки «Вместе с мамой» -
народные танцы и развлечения.
Апрель
Весна
1. Беседа об изменениях в природе
весной.
2. Чтение адыгской народной сказки
«Лиса и кувшин» - обратить внимание
на умение наших предков подмечать
1. Изготовление народных игрушек из
природного и бросового материала
«Куклы, лук, стрелу».
2. Разучить народную считалку «ЗэкI
токI). ( один, два)
повадки и особенности внешнего
облика животных.
3. Чтение стихотворение карачаевской
поэтессы Байдымат Кечеруковой «Про
пчелку и про бабочку».
Май
День победы
1. Изготовление открыток.
2. Слушание и пение песен о войне
3.Чтение стихотворения карачаевкого
поэта Азрета Акбаева «Баллада у
вечного огня».
Комплексно-тематическое планирование в средней группе
Месяц
Интегрирующа
я тема периода
Программные задачи
Связь с другими видами деятельности
1
2
3
4
Сентябрь
Осень
1. Научить замечать красоту родной
природы осенью.
2. Разучивание потешек, песен на
родном черкесском языке.
3. Чтение народной сказки «Лиса и
журавль»
1. Познакомить детей с книжкой И.
Хакунова «Мима» и с ее содержанием.
2. Выполнить коллективную работу
«Горы Кавказа».
3.Чтение стихотворения про осень из
сборника карачаевского поэта М.Хубиева
Октябрь
Я в мире
«Человек»
1. Беседа с детьми о своей семье.
2. Познакомить с семейно- бытовыми
обрядами.
3. Разучит обрядовую игру «Iупэгъу»
(По губам).
4. Познакомить с профессиями
родителей.
1. Праздник «Первые шаги ребенка».
2. Разучить адыгскую песенку «Мимэ».
3. Сюжетно-ролевая игра «Больница».
4.чтение абазинской народной сказки
«Младший брат»
Ноябрь
Мой аул моя
страна
1. Продолжить знакомство с родным
аулом, с некоторыми выдающимися
людьми прославившими свой аул,
Россию.
2. Рассказ о достопримечательностях
родного аула по фотографиям.
3. Пение песни Аслана Дауров «Мой
Хабез».
1. Встреча с композитором Тамазовой
Л.Х.
2. Организация выставки детского
творчества.
3.Знакомство с творчеством ногайского
композитора
Декабрь
Новогодний
праздник
1. Беседа с детьми о праздновании
Нового года в семьях.
2. Чтение рассказа П.Кажарова
«Новый год».
1. Чтения стихотворения на родном
языке Охтова А. «Елка», А.
Афаунова«Первый снег», Л.Шовгенова
«Новый год».
3. Изготовление игрушек для елки с
использование народного орнамента.
2. Исполнение песни «ЩIыIэ Дадэ» (Дед
Мороз).
Январь
Зима
1. Рассказ детей о домашних и диких
животных зимой на черкесском языке.
2. Разучивание стихотворения «Зима»
Т.Кохова.
3. Изготовление атрибутов к
народному театру.
1. Беседа «Национальные игры адыгов».
2. Разучивание народных считалок.
3. Инсценировка народных сказок «Кто
быстрее?».
4.Чтение ногайской народной сказки
«Исмаил богатырь»
Февраль
День защитника
1. Рассказ о том, где служили их отцы,
об их «Военных» профессиях.
2. Формировать у мальчиков быть
сильными, смелыми. У девочек
уважение к мальчикам как к будущим
защитникам.
1. Роспись кисета по адыгским
орнаментам для пап.
2. Народные игрища с папами «Кто
дальше бросит», «Кто быстрее».
3.Чтение стихотворения карачаевского
писателя Н.Хубиева «Баллада о брате».
Март
8 марта Праздник
мам
1. Беседа с детьми о матери, о ее роли
в семье.
2. Чтение народных пословиц и
поговорок о матери.
3. Чтение стихотворения «Подарок
для мамы» А.Ханфенова.
4.Разучивание стихотворения
«Бабушка» ногайского поэта
А.Акбаева
1. Празднование «День матери» на
черкесском языке.
2. Чтение стихов на родном языке о
матери.
3. Народные танцы «Къафэ»,
«Лезгинка».
4. Подарок для мамы «Украшение
подушки» по адыгским орнаментам.
Март
Знакомство с
народной
культурой и
традициями
1. Знакомство с народно-прикладным
искусством адыгского народа.
2. Народные игрушки: куклы
обрядовые, два кузнеца, лошадки,
кости, мячи.
3. Чтение народных песен и потешек
«Мимэ», Цым - цым», Енэ-енэ».
1. Рисование «Роспись пояса и шапочки
для куклы Сэтэней».
2. Аппликация «Украшение ичигов».
3. Знакомство с загадками об игрушках и
животных на черкесском языке.
Апрель
Весна
1. Рассказ детям о празднике первой
борозды у адыгов.
2. Разучить стихотворение «Весна»
Т.Кохова.
3. Чтение народной адыгской сказки
«Кусок золота»
4.Чтение ногайской сказки «Сон»
1. Аппликация «Кувшин для воды»
украсить по мотивам адыгского
орнамента.
2. Музыкальная культура адыгов
(знакомство с народными
инструментами).
Май
День победы
1. Встреча с фронтовиками своего
аула.
2. Изготовление очечника для
ветеранов.
1. Чтение стихотворения «Моя Родина»
М.Бемурзова.
2. Выставка детского творчества.
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе
Месяц
Интегрирующая
тема периода
Программные задачи
Связь с другими видами деятельности
1
2
3
4
Сентябрь
Осень
1. Беседа с детьми о родном
черкесском языке.
2. Рассказ детей об изменениях в
природе на родном языке.
3. Разучивание стихотворения
«Осень» Х.Гошокова
4.Разучивание стихотворения «Осень»
карачаевского поэта К. Кулиева
1. Лепка из соленного теста «Овощи и
фрукты».
2. Знакомство с адыгским орнаментом.
3. Аппликация «Вырезания узора из
растительных элементов».
4. Праздник «Сбора урожая» на
черкесском языке.
Октябрь
Я выросту
здоровым
1. Беседа о здоровом образе жизни о
культуре наших предков, о культуре
еды, о взаимоотношениях в семье.
2. Рассказ детей о своей семье
названия своего имени, фамилии,
домашнего адреса, имена своих
родителей на черкесском языке.
3. Чтение сказки «Батыр - сын
медведя».
1. Беседа об адыгской национальной
одежде.
2. Рисование «Роспись платья» по
мотивам адыгского орнамента.
3. Народные подвижные игры: «Под
буркой», «Надень папаху».
4. Разучивание считалок «Эката бека»,
5. «Сыновья старика» на черкесском
языке.
Ноябрь
День Народного
Единства
1.Рассказ детям о родной стране, о
родной Республике, о своем районе и
родном ауле на родном языке.
2. Показ герба с флагом России, КЧР
и все национальностей проживающих
в КЧР.
3. Прослушать Гимн России и КЧР.
4. Чтение стихотворения «Мир»
Е.Шакова.
1. Праздник «Дружба народов».
2. Аппликация «Флаг адыгского народа»
- наклеить вырезанные готовые
элементы.
3. Слушание мелодий народов КЧР.
4. Закрепление народных пословиц и
поговорок о дружбе.
Декабрь
Новогодний
праздник
1. Знакомство с традициями
празднования Нового года всех
народов КЧР.
2. Чтение рассказов «У деда Мороза»
по рассказу В.У.Одоевского.
3.Чтение абазинской сказки «Старик
и волк»
1. Изготовление поделок «Куклы наших
бабушек».
2. Показ кукольного театра «Батыр – сын
медведя».
Январь
Зима
1. Рассказ детей об изменениях в
1. Изготовления закладки для книг с