Напоминание

Роль игрушки в проведении ООД


Автор: Сафина Минзиля Шарифуллиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №198
Населённый пункт: Город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Роль игрушки в проведении ООД
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование игрушки на занятиях

И г р у ш к и

с п е ц и а л ь н о

и з го т о в л е н н ы е

п р е д м е т ы ,

предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и

взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в

обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в

зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные

действия.

В

игрушке

присутствует

условность

изображения

предмета,

которая

также

позволяет

выполнять

с

ней

разнообразные

действия.

Динамика

в

игрушке

обеспечивается

конструкцией,

материалами,

подвижностью частей, звучанием.

Игрушка,

по

образному

выражению

А.С.

Макаренко

-

«материальная основа» игры, она необходима для развития игровой

деятельности.

С

её

помощью

ребенок

создаёт

задуманный

образ,

выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или

иную роль .

Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений,

переживаний,

забав,

игрушка

имеет

общеобразовательное

значение,

служит

цели

разностороннего

развития

ребёнка.

Игрушки

для

маленького ребёнка – своеобразное окно в мир, они расширяют его

кругозор, пробуждают любознательность.

Использование игрушек - аналогов

Цель использования такого рода игрушек — сопоставить живой объект

с неживым аналогом по внешнему облику и поведению. Игрушка в этом

случае

помогает

во спроизводить

игровые

действия,

р ол е в ы е

взаимоотношения; различать сказочно – игровой и реалистический образы;

осознать

специфику

живою:

развить

умение

правильно

и

по-разному

действовать с живым объектом и предметом.

Последняя

характеристика

позволяет

применять

игрушки

как

раздаточный материал (дети могут взять в руки игрушечную рыбку и не

могут

живую,

которая

плавает

в

аквариуме),

что

особенно

важно

для

младших дошкольников.

Следует

специально

обратить

внимание

на

пара ллельно е

использование игрушки и живого объекта: игрушка никого не подменяет, она

наравне с животным (или растением) сосредотачивает на себе внимание

ребенка, в полной мере является содержательным элементом обучения.

При

этом

важен

способ

включения

ее

в

занятие,

когда

игрушка

противопоставляется либо живому животному, либо его реалистическому

изображению на картине. Это позволяет ребенку успешно находить различия

между игрушкой и живым объектом.

Существует

огромное

разнообразие

игрушек

животных

(мягких,

резиновых

и

др.)

и

очень

ограниченное

количество

игрушек-растений

(пластиковые

елочки,

овощи,

деревянные

грибы,

деревья,

искусственные

цветы).

Педагог

должен

учитывать

определенные

требования

к

качеству

исполнения игрушки, а именно:

узнаваемость

(ребенок

с

первого

взгляда

должен

понять,

какое

животное или растение перед ним);

— привлекательность (игрушка должна быть «доброй» и симпатичной,

вызывать положительные эмоции);

эстетичность

(форма

или

окраска

игрушки

может

быть

декоративной, но всегда высокохудожественной).

Следует особо отметить, что использование игрушек – аналогов не

всегда одинаково успешно. Игрушка необходима, когда разговор на занятии

строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных

знаний;

когда

с

животным

невозможны

действенный

ко н т а кт,

непосредственное общение. Дошкольники с удовольствием держат в руках

игрушечных рыбок, птичек, зайчиков, поскольку нет возможности взять в

руки

живых

животных.

И

наоборот,

дети

не

обращают

внимания

на

игрушечного щенка, если рядом с ними живая собака, которая ходит, нюхает,

лает; ее можно погладить, взять за лапу.

Образные игрушки

Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя

и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка

(взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье – маше, резины,

целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть

самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет

платья («голым»). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда

движется голова, и закрываются глаза.

Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли, и

является

как

бы

партнером

ребенка.

Он

действует

с

ней

так,

как

ему

захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания.

Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете,

движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы

поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.

Игрушка так же является мощным мотивирующим средством.

Приведем пример.

Игровая

мотивация

«Помоги

игрушке»,

ребёнок

достигает

цели

обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по

схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им

только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке,

тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж

-подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому

он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно

хвалит ребёнка.

6.

По

окончании

работы

желательно,

чтобы

дети

поиграли

со

своими

подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и

защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим

умениям.

Таким образом, роль игрушек в жизни дошкольника велика. Игрушки

способствуют развитию игровой деятельности, познавательных психических

процессов, личности ребёнка.



В раздел образования