Автор: Сафина Минзиля Шарифуллиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №198
Населённый пункт: Город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Роль игрушки в проведении ООД
Раздел: дошкольное образование
Использование игрушки на занятиях
И г р у ш к и
–
с п е ц и а л ь н о
и з го т о в л е н н ы е
п р е д м е т ы ,
предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и
взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в
обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в
зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные
действия.
В
игрушке
присутствует
условность
изображения
предмета,
которая
также
позволяет
выполнять
с
ней
разнообразные
действия.
Динамика
в
игрушке
обеспечивается
конструкцией,
материалами,
подвижностью частей, звучанием.
Игрушка,
по
образному
выражению
А.С.
Макаренко
-
«материальная основа» игры, она необходима для развития игровой
деятельности.
С
её
помощью
ребенок
создаёт
задуманный
образ,
выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или
иную роль .
Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений,
переживаний,
забав,
игрушка
имеет
общеобразовательное
значение,
служит
цели
разностороннего
развития
ребёнка.
Игрушки
для
маленького ребёнка – своеобразное окно в мир, они расширяют его
кругозор, пробуждают любознательность.
Использование игрушек - аналогов
Цель использования такого рода игрушек — сопоставить живой объект
с неживым аналогом по внешнему облику и поведению. Игрушка в этом
случае
помогает
во спроизводить
игровые
действия,
р ол е в ы е
взаимоотношения; различать сказочно – игровой и реалистический образы;
осознать
специфику
живою:
развить
умение
правильно
и
по-разному
действовать с живым объектом и предметом.
Последняя
характеристика
позволяет
применять
игрушки
как
раздаточный материал (дети могут взять в руки игрушечную рыбку и не
могут
живую,
которая
плавает
в
аквариуме),
что
особенно
важно
для
младших дошкольников.
Следует
специально
обратить
внимание
на
пара ллельно е
использование игрушки и живого объекта: игрушка никого не подменяет, она
наравне с животным (или растением) сосредотачивает на себе внимание
ребенка, в полной мере является содержательным элементом обучения.
При
этом
важен
способ
включения
ее
в
занятие,
когда
игрушка
противопоставляется либо живому животному, либо его реалистическому
изображению на картине. Это позволяет ребенку успешно находить различия
между игрушкой и живым объектом.
Существует
огромное
разнообразие
игрушек
–
животных
(мягких,
резиновых
и
др.)
и
очень
ограниченное
количество
игрушек-растений
(пластиковые
елочки,
овощи,
деревянные
грибы,
деревья,
искусственные
цветы).
Педагог
должен
учитывать
определенные
требования
к
качеству
исполнения игрушки, а именно:
—
узнаваемость
(ребенок
с
первого
взгляда
должен
понять,
какое
животное или растение перед ним);
— привлекательность (игрушка должна быть «доброй» и симпатичной,
вызывать положительные эмоции);
—
эстетичность
(форма
или
окраска
игрушки
может
быть
декоративной, но всегда высокохудожественной).
Следует особо отметить, что использование игрушек – аналогов не
всегда одинаково успешно. Игрушка необходима, когда разговор на занятии
строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных
знаний;
когда
с
животным
невозможны
действенный
ко н т а кт,
непосредственное общение. Дошкольники с удовольствием держат в руках
игрушечных рыбок, птичек, зайчиков, поскольку нет возможности взять в
руки
живых
животных.
И
наоборот,
дети
не
обращают
внимания
на
игрушечного щенка, если рядом с ними живая собака, которая ходит, нюхает,
лает; ее можно погладить, взять за лапу.
Образные игрушки
Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя
и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка
(взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье – маше, резины,
целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть
самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет
платья («голым»). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда
движется голова, и закрываются глаза.
Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли, и
является
как
бы
партнером
ребенка.
Он
действует
с
ней
так,
как
ему
захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания.
Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете,
движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы
поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.
Игрушка так же является мощным мотивирующим средством.
Приведем пример.
Игровая
мотивация
–
«Помоги
игрушке»,
ребёнок
достигает
цели
обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по
схеме:
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им
только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке,
тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж
-подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому
он оказывает помощь.
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно
хвалит ребёнка.
6.
По
окончании
работы
желательно,
чтобы
дети
поиграли
со
своими
подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и
защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим
умениям.
Таким образом, роль игрушек в жизни дошкольника велика. Игрушки
способствуют развитию игровой деятельности, познавательных психических
процессов, личности ребёнка.