Напоминание

Программа по работе с молодыми специалистами


Автор: Терешкина Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Каракан
Наименование материала: Программа методического сопровождения молодых специалистов
Тема: Программа по работе с молодыми специалистами
Раздел: начальное образование





Назад




Программа методического

сопровождения молодых

специалистов

согласно ФГОС

нового поколения

"Школа педагогического

мастерства"

Введение.

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

Китайская притча.

Потребность в развитии образования активизирует инициативу творчески

ориентированных педагогов на поиски эффективных педагогических приёмов и

проектирования

опыта

продуктивной

педагогической

деятельности.

Как

осуществить

переход

учителей

к

использованию

способов

обучения,

адекватных

требованиям

сегодняшнего

дня?

Как

создать

систему

перспективного образования школьников? Причинами, тормозящими процесс

создания такой системы, являются малоэффективное использование ресурса

творчески

работающих

учителей,

недостаточно

эффективная

работа

методической службы в образовательном учреждении.

В

настоящее

время

в

условиях

изменения

парадигмы

образования

методическую работу в школе нужно рассматривать как процесс изменения

внутренних условий развития образовательного учреждения в соответствии с

изменением внешних условий развития системы образования. Основная цель

методической

работы

в

этих

условиях

постоянное

обновление

набора

качественных услуг в зависимости от запроса государства.

Методическая

работа

в

школе

как

система

повышения

квалификации

формирует профессиональную деятельность учителей и направлена на развитие

педагогического

мастерства.

Мы

представляем

рост

профессиональной

компетентности педагога как:

разноуровневые

формы

активности

с

определенной

процессуальной

структурой;

часть жизненного пути педагога, в ходе которого на основе субъективных

и

объективных

факторов

он

осуществляет

альтернативный

выбор

направленности

своего

профессионального

роста,

его

цели

и

средств

достижений;

целостный,

непрерывный,

ступенчатый

процесс

развития,

результат

которого

опыт

профессиональной

деятельности,

представленный

совокупностью четырех элементов: знаний, опыта деятельности (реальной и

и н т е л л е ктуа л ь н о й ),

эмо ц и о н а л ь н о -ц е н н о с т н ы м

от н о ш е н и е м

к

действительности;

специфическую

форму

социализации

(путь

от

адаптации

к

и н д и в и д уа л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и ,

к

п р и з н а н и ю

п е д а г о г и ч е с ко й

индивидуальности).

Сегодня нужны педагоги, способные включиться в процессы обновления

образования,

владеющие

компетентно стью

в

и н ф о рм а ц и о н н о й ,

исследовательской,

проектной

деятельности,

понимающие

и

осознающие

новую

миссию

учителя.

Для

решения

задач

современного

образования

необходима иная качественная подготовка и переподготовка учителя.

По идее проекта “Наша новая школа” перед каждой школой стоит задача

об

организации

работы

постоянного

повышения

квалификации

учителей,

пополнения новым поколением учителей.

Информационная карта проекта.

1. Полное наименование проекта:

Программа

методического

сопровождения

молодых

специалистов

в

условиях

реализации

ФГОС

нового

поколения

“Школа

педагогического

мастерства”.

2. География проекта: МБОУ «Караканская НОШ»

3. Актуальность:

Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в

деятельности любого образовательного учреждения.

Современной

школе

нужен

п р о ф е с с и о н а л ь н о - ком п е те н тн ы й ,

самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый

к

реализации

гуманистических

ценностей

на

практике,

к

осмысленному

включению

в

инновационные

процессы,

к

качественному

переходу

к

профильному

образованию.

Практика

работы

с

молодыми

учителями

показывает,

что

даже

при

достаточно

высоком

уровне

готовности

к

педагогической

деятельности

личностная

и

профессиональная

адаптация

молодого

учителя

может

протекать

длительное

время.

Анализы

работы

с

молодыми учителями показывают, что наибольшие сложности у начинающих

учителей вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на

уроке,

методическая

сторона

урока,

оформление

школьной

документации,

организация

работы

с

родителями

обучающихся,

осуществление

классного

руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в

начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так

как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому

является

необходимостью

оказание

постоянной

методической

помощи

учителям. Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из

самых

важных

составляющих

методической

работы

школы.

Повышение

квалификации учителей всегда актуальная проблема.

Чем

раньше

молодой

специалист

убедится

в

правильности

выбора

профессии, чем меньше прогнозируемых трудностей встретит он, тем более

квалифицированным специалистом он может в итоге стать.

В

современном

мире

знания

стремительно

устаревают.

Это

требует

и

постоянной профессиональной подготовки, и постоянного совершенствования

инструментария для самостоятельной работы с информацией.

Практика

показывает,

что

специалист

максимально

раскрывает

свой

потенциал только тогда, когда он понимает свою роль в решении общих задач и

получает адекватную оценку со стороны коллег.

Таким образом, необходимо создавать условия для развития внутренних

мотивов педагогического роста, формировать личность педагога с объективным

восприятием Я-концепции, способной к самовоспитанию, самообразованию,

саморазвитию.

4. Ведущая педагогическая идея:

Развитие

мировоззрения,

профессионально-ценностных

ориентаций

и

личностно-нравственных

качеств

молодых

педагогов,

готовых

к

самообразованию и самосовершенствованию.

Повышение

уровня

профессиональной

компетенции

молодых

специалистов через дифференциацию и оптимальное сочетание видов и форм

работы,

стимулирование

профессиональной

творческой

активности

и

стремления к профессиональному росту.

Развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном

уровне

решать

педагогические

задачи,

обладающей

каче ствами ,

соответствующими

требованиям,

предъявляемым

Концепцией

модернизации

российского

образования,

современной

жизнью,

инициативой

“Наша

новая

школа”.

5. Технология опыта:

В

настоящее

время

в

стране

реализуется

Концепция

модернизации

Российского образования, инициатива “Наша новая школа”. Образованность

общества,

а

особенно

молодежи,

должна

стать

основой

для

решения

социальных

и

экономических

проблем,

сохранение

и

развитие

науки

и

культуры, национальных традиций, укрепление государства и обеспечение его

безопасности. В решении этих задач определяющая роль принадлежит учителю.

Будущее школы – это компетентные педагоги.

Любое обновление школы требует реконструкции не только материально-

технической базы и содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти

стратегические линии должны развиваться параллельно.

Инфантильный,

неразвивающийся

учитель

никогда

не

воспитает

творческую

созидательную

личность.

Не

умеющий

адаптироваться,

не

владеющий коммуникационными навыками, не способный найти свое место в

социуме учитель не научит этому учеников.

6.

Теоретическая

основа

опыта: педагогические

исследования

Г.К.

Селевко, который, изучив современные образовательные технологии, выделил

их

ведущие

педагогические

идеи,

очертил

круг

задач,

решение

которых

позволит достичь ведущих целей образовательной деятельности, и определил

основной инструментарий.

Данный

Г.К.

Селевко

анализ

концептуальных

основ

передового

педагогического опыта Е.Н. Ильина, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, С.Н.

Лысенковой, М. Монтессори, изучение особенностей содержания и методик

позволяют молодым учителям определить стратегию саморазвития, помогают в

решении

тех

методических

проблем,

которые

объективно

возникают

в

деятельности молодого специалиста.

7. Инновационная составляющая проекта:

В

условиях

обновления

школьного

образования

особенно

актуальны

вопросы

методического

сопровождения

образовательной

практики.

Главная

роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена

учителю.

Учитель

новой

школы

должен

обладать

целым

рядом

профессиональных

компетентностей,

чтобы

грамотно

управлять

качеством

образовательного процесса.

8. Новизна опыта:

Сегодня ученые-практики осознают необходимость специально созданной

целостной

системы

адаптации

и

становления

молодых

педагогов,

целенаправленной

комплексной

работы

по

выявлению

и

развитию

их

потенциала.

В

результате

работы

будет

выявлена

и

апробирована

система

методологических условий, способствующих созданию педагогического кредо

молодым

специалистом,

ведущая

к

закреплённости

молодых

педагогов

в

образовательных учреждениях.

9. Цель проекта: организовать работу с молодыми учителями, оказать

методическую

помощь

в

их

профессиональном

становлении

в

условиях

реализации новых ФГОС.

10. Задачи проекта:

1.

Оказание

помощи

молодым

специалистам

при

адаптации

в

педагогическом коллективе.

2. Повышение уровня методической подготовленности педагогов.

3. Оказание практической помощи молодым специалистам.

4.

Обеспечение

постоянного

освоения

современных

образовательных

технологий.

5. Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности.

6. Оказание помощи в самообразовательной работе молодых специалистов.

7. Формирование представлений о путях совершенствования.

8. Создание условий для саморазвития и самореализации.

9. Оказание психологической поддержки.

10. Поощрение молодых специалистов и стимулирование их работы.

11. Предполагаемое количество участников: молодые учителя школы со

стажем до 3 лет.

12. Сроки реализации проекта: 2017-2020 учебный год.

Этапы реализации проекта.

Этапы.

Мероприятия.

Организационны

й

(август – сентябрь)

Организация Школы педагогического мастерства.

Организация наставничества.

Диагностика, выявление состояния проблемы.

Организационные мероприятия.

Анализ целевых установок при создании программы

развития; разработка стратегии основных направлений

работы.

Формирование плана действий по реализации стратегии.

Принятие и утверждение плана работы с молодыми

учителями.

Преобразующий

(октябрь – май)

Работа с молодыми учителями по плану. Апробация

комплексно-целевой программы; корректировка

отдельных составных элементов работы.

Интерактивные формы работы.

Формирование профессиональных компетентностей.

Заключительный

(май)

Диагностика и самодиагностика педагогической

деятельности

Подведение итогов работы в рамках проекта.

Проведение диагностики и самодиагностики педагогической деятельности

направлено

на

овладение

каждым

учителем

навыками

самоанализа,

самооценки, что позволяет переводить работу с кадрами в режиме активного

саморегулирования

и

самокоррекции,

распознать

профессиональные

и

личностные особенности учителя.

Овладение навыком самодиагностики позволяет учителю самостоятельно

анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный

процесс. При этом учитель выходит на новый уровень самоорганизации – в

режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска.

План работы. Школы педагогического мастерства.

Цели работы:

– Развитие мировоззрения, профессионально – ценностных и личностно-

нравственных

качеств

молодых

педагогов,

готовых

к

самообразованию

и

самосовершенствованию.

– Развитие современного диалектического стиля педагогического мышления

учителя,

таких

его

черт,

как

системность,

комплексность,

конкретность.

Формирование

у

учителей

толерантности,

чувства

меры,

гибкости,

мобильности и т.д.

Направления

школы

Содержание работы

Дата

Ответст

в.

Организация

наставничеств

а.

1. Собеседование с молодыми

учителями.

2. Выбор и назначение наставников.

3. Встреча и знакомство с

наставниками.

4. Совместное составление плана

работы с наставниками.

Сентябрь.

рук. МО

Методические

семинары.

1. Провести тематические

методические семинары:

2. Нетрадиционные формы

обучения.

1 раз в

месяц.

рук. МО

3. Современные образовательные

технологии.

4. Школьная документация.

5. Планирование работы учителя.

6. Методика проведения классного

часа.

7. Методические аспекты урока.

8. Дидактические аспекты

современного урока.

9. Роль домашнего задания.

10. Аттестация учителя.

Работа с

документацией

1. Оформление журнала.

2. Внутренний распорядок дня.

3. Устав школы.

4. Локальные акты.

5. Составление календарно-

тематических планов.

6. Поурочное планирование.

7. Личные дела учащихся.

В течение

года на

семинарах.

рук. МО.

Самообразоват

ельная работа.

1. Оказание помощи в выборе темы

самообразования.

2. Оказание помощи в составлении

плана самообразования.

3. Выбор литературы.

4. Работа с литературой.

5. Изучение передового опыта по

теме.

По

необходимо

сти.

наставни

ки.

Организация

внеклассной

работы.

1. Организация внеклассной работы

по предмету.

2. Неделя русского языка.

3. Неделя математики.

4. Исследовательская деятельность

младших школьников.

5. Олимпиадный марафон.

6. Конкурсы, выставки.

По плану

школы.

Учителя.

Распространен

ие

положительног

о, успешного

опыта работы.

1. Участие в школьном конкурсе

“Учитель года”.

2. Участие в неделе открытых

уроков.

3. Проведение открытых уроков.

В течение

года.

учителя.

4. Проведение открытых

внеклассных мероприятий.

5. Участие в школьных

педагогических чтениях.

6. Участие на методической

выставке.

7. Организовать выход по теме

самообразования.

8. Принять участие на декаде

молодых учителей.

Стимулирован

ие работы.

1. Организовать декаду успехов

молодого учителя.

2. По итогам года присудить

номинации:

3. “Лучший молодой учитель”.

4. “Творчески работающий молодой

учитель”.

5. Провести конкурс молодых

учителей “Звездный час учителя” по

разным номинациям.

6. Премирование.

В течение

года.

Директо

р.

Диагностика

работы.

1. Анкетирование

2. Анализ работы.

3. Диагностика уровня

педагогического мастерства.

4. Диагностика творческого подхода

к работе.

5. Проведение диагностики и

самодиагностики по итогам года

В течение

года.

рук. МО

Повышение

квалификации.

1. Посещение методических

семинаров школы педагогического

мастерства.

2. Обучение на курсах.

3. Посещение семинаров (уровень

города, области).

В теч. года.

молодые

учителя.

Конкурсы,

игры,

тренинги.

1. Провести конкурсы, деловые

игры, психологические тренинги.

В

заниматель

ной части

семинаров.

рук. МО

Отчет на

1. Подвести итоги работы Школы

Конец

наставни

Мини-Совете

педагогического мастерства

учебного

года.

ки,

молодые

учителя.

Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных

компетентностей,

чтобы

грамотно

управлять

качеством

образовательного

процесса. Содержание этих компетентностей отражено в таблице.

Система профессиональных компетентностей учителя.

Компетентность

Содержание компетентности

Предметно-методологическая

компетентность.

Знания в области преподаваемого предмета;

ориентация в современных исследованиях по

предмету; владение методиками преподавания

предмета.

Психолого-педагогическая

компетентность.

Теоретические знания в области

индивидуальных особенностей психологии и

психофизиологии познавательных процессов

ученика, умение использовать эти знания в

конструировании реального образовательного

процесса.

Умение педагогическими способами

определить уровень развития

“познавательных инструментов” ученика.

Компетентность в области

валеологии образовательного

процесса.

Теоретические знания в области валеологии и

умения проектировать здоровьесберегающую

образовательную среду (урок, кабинет).

Владение навыками использования

здоровьесберегающих технологий.

Теоретические знания и практические умения

по организации учебного и воспитательного

процесса для детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Компетентность в сфере

медиа-технологии и умения

проектировать дидактическое

оснащение образовательного

процесса.

Практическое владение методиками,

приемами, технологиями, развивающими и

социализирующими учащихся средствами

предмета.

Умение проектировать и реализовать

программу индивидуальной траектории

обучения ученика.

Владение методиками и технологиями медиа-

образования.

Коммуникативная

компетентность.

Практическое владение приемами общения,

позволяющее осуществлять направленное

результативное взаимодействие в системе

“учитель-ученик”

Компетентность в области

управления системой

“учитель-ученик”.

Владение управленческими технологиями

(педагогический анализ ресурсов, умение

проектировать цели, планировать,

организовывать, корректировать и

анализировать результаты учебного и

воспитательного процесса).

Исследовательская

компетентность.

Умение спланировать, организовать, провести

и проанализировать педагогический

эксперимент по внедрению инноваций.

Компетентность в сфере

трансляции собственного

опыта.

Умение транслировать собственный

положительный опыт в педагогическое

сообщество (статьи, выступления, участие в

конкурсах).

Акмеологическая

компетентность.

Способность к постоянному

профессиональному совершенствованию.

Умение выбрать необходимые направления и

формы деятельности для профессионального

роста.

В

условиях

введения

ФГОС

расширяется

содержание

э т и х

компетентностей

13. Описание деятельности по проекту:

В сентябре организовать Школу педагогического мастерства, работу школы

возглавит заместитель директора по учебно-воспитательной работе, лекторы –

опытные учителя школы. Занятия проводятся 2 раза в месяц в течение года.

Направления работы школы:

1. Организация наставничества.

2. Методические семинары.

3. Психологические семинары.

4. Самообразовательная работа.

5. Организация внеклассной работы.

6. Распространение положительного, успешного опыта работы.

7. Стимулирование работы.

8. Диагностика работы.

9. Повышение квалификации.

10. Конкурсы, игры, тренинги.

Формы работы

– беседы;

– собеседования;

– тренинговые занятия;

– встречи с опытными учителями;

– открытые уроки, внеклассные мероприятия;

– мастер-классы;

– тематические педсоветы, семинары;

– методические консультации;

– методические бюллетени;

– посещение уроков;

– взаимопосещение уроков;

– анкетирование, тестирование;

– участие в разных мероприятиях (школьного, городского и регионального

уровней);

– прохождение курсов, посещение семинаров.

Нормативная база школы педагогического мастерства: Положение о

наставничестве, Устав школы, нормативные акты Минобрнауки России.

Структура семинаров школы педагогического мастерства:

1. Семинарская часть.

2. Практическая часть.

3. Психологические тренинги.

4. Занимательная часть.

5. Беседа с учителями.

6. Подведение итогов работы семинара.

В конце учебного года проводится творческая отчетная неделя молодого

учителя.

15. Ожидаемые результаты: систематически проводится разносторонняя

целенаправленная

методическая

работа

с

молодыми

учителями,

молодые

учителя

проходят

адаптационный

период

уверенно,

повышают

уровень

профессиональной

подготовки,

убеждаются

в

правильном

выборе

своей

профессии.

16. Практическая значимость реализации проекта:

В

ходе

выполнения

проекта

будут

созданы

условия

для

роста

профессионального

мастерства

молодых

специалистов.

Через

постоянную,

систематическую, профессиональную учёбу на местах будет формироваться

мастерство учителя. Сотрудничество в течение длительного времени, позволит

улучшить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост

его профессионализма.

Таким образом, программа поможет и молодым учителям, и руководителю

школю решать целый ряд проблем, стоящих перед молодыми учителями, будет

способствовать поиску и проявлению учителями своего педагогического кредо.

По данному проекту любая школа может организовать работу в повышении

квалификации с молодыми учителями.

17. Перспективы дальнейшего развития проекта.

В дальнейшем выходить на сетевую связь с другими школами, провести с

ними методические мероприятия, вести работу по повышению квалификации

молодых

учителей

школ,

привлечь

опытных

учителей

школ

в

организации

работы Школы педагогического мастерства с молодыми учителями.

Пролонгацией

опыта

работы

может

стать

создание

Клуба

молодых

специалистов на уровне города, что позволит организовать взаимодействие

молодых учителей друг с другом и с образовательными структурами.

Реализация комплексно-целевой программы на уровне города позволит

молодым

учителям

получить

доступ

к

самым

прогрессивным

идеям

образования и воспитания, информацию о новых педагогических технологиях.

«Утверждаю»

Директор школы:

___________ Д.Д. Ядреев

Программа

« Школы

молодого

учителя»

Пояснительная записка

Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной

деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя

имеют

хорошую

теоретическую

подготовку,

но

слабо

представляют

повседневную

педагогическую практику. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же

обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель с опытом, а ученики и родители не

делают

скидки

на

неопытность.

Таким

образом,

возникает

противоречие

между

теоретической

подготовкой

начинающего

учителя

и

его

практической

готовностью

к

педагогической деятельности. В условиях перехода школы на ФГОСы 2-го поколения эта

проблема

становится

особенно

актуальной,

так

как

требования

к

повышению

профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают.

С

точки

зрения

науки,

главные

элементы,

составляющие

личность

учителя,

профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные

личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого

успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь. Необходимо создать

ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на

основе

диагностической

информации

о

динамике

роста

его

профессионализма,

способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

«Школа

молодого

учителя»

является

составной

частью

системы

повышения

квалификации

учителей

с

целью

формирования

у

начинающих

педагогов

высоких

профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.

«Школа

молодого

учителя»

важнейший

цикл

образовательного

менеджмента,

система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого учителя.

Профессиональное

становление

педагога

проходит

тем

успешнее,

чем

шире

возможности

его

самореализации

в

профессиональной

деятельности.

В

связи

с

этим

основными формами обучения в школе стали интерактивные формы: интерактивные лекции,

мастер-классы,

ролевые

игры,

психологические

тренинги,

моделирование

уроков

и

педагогических

ситуаций,

творческие

отчеты,

открытые

уроки,

защита

методических

разработок.

Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесет максимальный

эффект в том случае, если цели, задачи и методы ее будут связаны с проблемами начинающих

педагогов. Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности,

самооценка, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательны на каждом этапе

деятельности школы. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют

коррекции.

1.Цель программы: обеспечить

постепенное вовлечение молодого учителя во все

сферы

профессиональной

деятельности;

способствовать

становлению

профессиональной

деятельности педагога.

2. Задачи программы:

1.

Формировать

и

воспитывать

у

молодых

специалистов

потребность

в

непрерывном самообразовании

2.

Помочь

учителю,

опираясь

в

своей

деятельности

на

достижения

педагогической

науки

и

передового

педагогического

опыта,

творчески

внедрять

идеи

в

учебно-воспитательный процесс.

3.

Создать

условия

для

профессиональной

адаптации

молодого

педагога

в

коллективе.

4.

Способствовать

формированию

индивидуального

стиля

творческой

деятельности;

вооружить

начинающего

педагога

конкретными

знаниями

и

умениями

применять теорию на практике.

3. Планируемые результаты

Программы:

1)

подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя;

2)

совершенствование системы методической работы;

3)

повышение качества образования;

4)

повышение

уровня

аналитической

культуры

всех

участников

учебно-

воспитательного процесса.

4. Индикативные показатели Программы:

1)

умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и

ученическую, на основе творческого поиска через самообразование;

2)

овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;

3)

умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить

индивидуальную работу;

4)

умение проектировать воспитательную систему;

5)

умение индивидуально работать с детьми;

6)

овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;

7)

становление молодого учителя как учителя-профессионала;

8)

повышение методической, интеллектуальной культуры учителя;

5. Организация работы по программе:

Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного

года.

5.1. Основные направления работы по реализации Программы

1. Составление планов работы с молодыми специалистами.

План работы информационно-методического центра включает:

* создание оптимальных условий для успешной работы

* проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами;

* оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе

предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;

* проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых

специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем.

2. Проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого

учителя.

С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное

микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в

обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика

профессионального мастерства. Заполняется информационная карта молодого специалиста.

3. Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми

специалистами и организация их работы.

Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ,

конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с

нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя,

корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.

Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого

специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую,

психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.

4 . Составление плана работы молодого специалиста.

План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы,

выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации,

составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ

учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что

знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями

сталкивается в своей работе молодой учитель.

5. Работа по Программе «Школа молодого учителя» – составная часть

методической службы.

В работе с молодыми специалистами с первых дней их работы задействованы все

компоненты методической службы. Создан районный факультет « Содружество», который в

настоящее время насчитывает 19 молодых педагогов.

Руководители районных предметных методических объединений и методического

объединения классных руководителей участвуют в вовлечении молодых специалистов в

систему работы школы.

Так, например, проводятся методические педагогические семинары.

При проведении методических педагогических семинаров

организуется обзор новинок методической литературы,

- проходит ознакомление с системой деятельности педагогов-новаторов, педагогов,

- воплощающих в своей деятельности идеи гуманизации образования,

- проводится систематизация опыта педагогов школы и района.

Молодому учителю предлагаются различного рода разработки и памятки, тесты и

анкеты для родителей и учащихся.

Молодые специалисты вовлекаются также в организацию и проведение предметных

недель, внеклассную работу, организацию и проведение олимпиад, различных тематических

конкурсов.

План работы с молодыми специалистами

Тема

Сроки

Ответственные

1

Собеседование с целью закрепления наставника.

Помощь в планировании, оформлении

документации, организация работы молодого

специалиста.

Правила оформления классного журнала,

дневников учащихся.

Сентябрь,

в течение

года

Руководитель ШМО

2

Занятие «Поурочный план. Примерное содержание

разделов поурочного плана»

Сентябрь

Руководитель ШМО

3

Определение тем самообразования. Занятие

«Современный урок. Типы уроков»

Занятие «Советы молодому учителю при

подготовке к уроку (алгоритм действий)»

Октябрь

Октябрь

Руководитель ШМО

Руководитель ШМО

4

Посещение уроков молодого специалиста. Беседа

«Этапы планирования урока и подготовки к нему

учителя. Затруднения учителей в подготовке

современного урока»

В течение

года

Руководитель ШМО

5

Посещение молодым специалистом уроков и

мероприятий учителей начальных классов.

Занятие «Классификация ошибок, допускаемых

начинающим учителем»

Декабрь,

февраль,

апрель

Декабрь

Руководитель ШМО

Руководитель ШМО

6

Занятие «Как провести самоанализ урока?»

Предоставление самоанализов уроков

Сентябрь

В течение

года

Руководитель ШМО

7

Подведение итогов 1 полугодия.

Декабрь

Руководитель ШМО

8

Занятие «Нестандартные уроки в начальных

классах школы»

Февраль

Руководитель ШМО

9

Занятие «Индивидуальный подход на уроках,

Март

Руководитель ШМО

работа в группах»

10

Выставка методических и дидактических

материалов, разработанных молодым

специалистом. Реализация темы по

самообразованию

Май

Руководитель ШМО

11

Смотр кабинетов, стендов, подведение итогов.

Май

Руководитель ШМО

Организация наставничества

Одной

из

важнейших

задач

школьной

администрации

является

организация

профессиональной адаптации молодого педагога к учебновоспитательной среде. Решить эту

проблему поможет создание системы школьного наставничества.

Современной

школе

нужен

профессиональнокомпетентный,

самостоятельно

мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических

ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как

показывает анализ школьной действительности и социальнопедагогических исследований,

даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная

и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.

Несмотря

на

то

что

наставничество

как

одна

из

форм

работы

с

молодыми

специалистами существует давно, тем не менее администрация образовательных учреждений

нуждается

в

методической

литературе,

в

которой

бы

содержался

материал

о

том,

как

организовать наставничество в школе.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким

эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить

эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества,

способной

оптимизировать

процесс

профессионального

становления

молодого

учителя,

сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

В

этой

системе

отражена

жизненная

необходимость

молодого

специалиста

получить

поддержку

опытного

педагоганаставника,

который

готов

оказать

ему

практическую

и

теоретическую

помощь

на

рабочем

месте

и

повысить

его

профессиональную

компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как

форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых

управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность

применить

этот

тип

отношений

как

резерв

успешного

управления

профессиональным

становлением личности.

В

последнее

время

все

чаще

наставничество

подменяют

другими

понятиями:

"тьюторство", "коучинг", "менторинг".

В

современной

педагогике

используются

два

термина:

"наставничество"

и

"тьюторство", последнее понятие получило широкое распространение в странах Европы и

Северной Америки. Тьюторство – это иной опыт, иная система воспитания, появилось в

России в связи с тем, что созданная система наставничества в конце 80х годов прошлого века

была разрушена. Тьютор – наблюдатель за воспитанниками, в английском языке – домашний

учитель,

репетитор,

воспитатель.

Наставничество

это

социальный

институт,

осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности

поколений.

Кроме

того,

наставничество

одна

из

наиболее

эффективных

форм

профессиональной

адаптации,

способствующая

повышению

профессиональной

компетентности и закреплению педагогических кадров.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные

качества,

коммуникативные

и

управленческие

умения.

Но

при

назначении

наставника

администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это

общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее:

педагогнаставник

должен

обладать

высокими

профессиональными

качествами,

коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег,

учащихся

(воспитанников),

родителей.

Желательно

и

обоюдное

согласие

наставника

и

молодого специалиста в совместной работе.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием

эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям,

умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог наставник должен

всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального

потенциала

молодого

специалиста,

привлекать

его

к

участию

в

общественной

жизни

коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию

общекультурного

и

профессионального

кругозора,

его

творческих

способностей

и

профессионального

мастерства.

Он

должен

воспитывать

в

нем

потребность

в

самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными

технологиями обучения и воспитания.

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же,

нуждается

в

поддержке.

Поэтому

наставнику

необходимо

обратить

внимание

молодого

специалиста:

на требования к организации учебного процесса;

требования к ведению школьной документации;

формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

ТСО

(инструктирование

по

правилам

пользования,

технике

безопасности,

возможности использования в практической деятельности);

механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и

других материалов.

Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:

практического

и

теоретического

освоения

основ

педагогической

деятельности

(подготовка,

проведение

и

анализ

урока;

формы,

методы

и

приемы

обучения;

основы

управления уроком и др.);

разработки программы собственного профессионального роста;

выбора приоритетной методической темы для самообразования;

подготовки к первичному повышению квалификации;

освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Руководитель

образовательного

учреждения

совместно

с

заместителями,

председателем методического объединения (методических кафедр), учителем наставником,

выстраивая

систему

работы

с

молодыми

специалистами,

должен

осуществлять

учет

различных

траекторий

профессионального

роста

молодого

педагога

(специализация,

дополнительная специальность, должностной рост).

Выбор

формы

работы

с

молодым

специалистом

должен

начинаться

с

вводного

анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях,

проблемах,

неудачах.

Затем

определяется

совместная

программа

работы

начинающего

учителя

с

наставником.

Чтобы

взаимодействие

с

молодыми

специалистами

было

конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть

ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим

свой

собственный

опыт.

Наставничество

это

постоянный

диалог,

межличностная

коммуникация,

следовательно,

наставник

прежде

всего

должен

быть

терпеливым

и

целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее

эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах",

анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное

лидерство,

способности

принимать

решения,

умение

аргументировано

формулировать

мысли.

Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого

руководителя. Человек становится успешным наставником только в том случае, если он

эффективно реализует навык наставничества. Руководителю образовательного учреждения

следует

стремиться

к

неформальному

подходу

в

обучении

педагогической

молодежи:

обучаюсь

делая;

делаю

обучаясь;

формировать

общественную

активность

молодых

учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм

работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на

уроках,

посещают

уроки

своих

старших

коллег,

рефлексируют,

обмениваются

опытом,

мнениями.

Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов (приложение 1).

Существует много видов анкет для учителя, применяемых в зависимости от цели. Приведем

пример обработки результатов одной из анкет, используемой наставниками в школе № 547

ЮАО г. Москвы.

Цели анкетирования:

выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми

нужно работать в следующем году;

проследить

достижения

молодых

педагогов

по

самообразованию,

обновлению

содержания образования для составления банка данных успешности работы;

выявить степень участия молодых педагогов в реализации единой методической темы

школы

"Дифференцированное

обучение

учащихся

как

залог

повышения

качества

образовательного процесса".

В результате анкетирования выяснилось, что:

наиболее удачными, по мнению молодых учителей, были следующие направления

методической работы:

знакомство с теорией дифференцированного обучения;

обмен имеющимся опытом по данной теме;

методические недели;

педагогам-наставникам необходимо:

продолжить работу над учебнометодической темой по дифференциации обучения;

ознакомить молодых педагогов с новыми педагогическими технологиями;

разработать

программу

внедрения

регионального

компонента

в

образовательный

процесс;

использовать как оптимальную форму методической работы методические недели;

включить в план работы информирование молодых учителей о новых и параллельных

программах и учебниках.

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами,

консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или

модернизированные:

психологические

тренинги,

творческие

лаборатории,

психолого-

педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и

учениками, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей уроков, презентация себя

как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического

опыта

от

поколения

к

поколению

учителямимастерами.

Именно

они

ускоряют

процесс

вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует

себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате

молодые

коллеги

смело

идут

на

аттестацию

на

более

высокую

квалификационную

категорию, растет их профессионализм.

Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника,

как проведение аукциона педагогических идей, которые за недостатком практического опыта

представляют только теоретический материал. В процессе такого общения учителя отмечают

для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают

вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных учителей-

наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.

Работа

с

молодыми

специалистами

будет

более

эффективной,

если

администрация школы и наставники подготовят им различные "памятки":

обязанности классного руководителя (приложение 2);

организация работы с неуспевающими учащимися;

анализ и самоанализ урока;

как правильно организовать работу с родителями;

методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных

мероприятий и др.

Администрация школы или учительнаставник могут создать портфолио молодого

специалиста, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на

проведенные уроки и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном

становлении

молодого

учителя

в

процессе

наставнической

деятельности.

Портфолио

своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий

о

его

способностях,

самоорганизации,

коммуникативных

навыках,

отвечающий

его

потребности

в

практической

самореализации.

Кроме

того,

портфолио

может

быть

использован и как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к

аттестации на повышение квалификационного разряда. Создание такого документа позволяет

избежать формализма в деятельности наставника, целенаправленно и системно подходить к

отбору форм и методов работы с начинающим учителем, адекватно оценивать результаты

профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности.

Портфолио

может

вести

и

сам

молодой

учитель,

отмечая

в

нем

повышение

своей

профессиональной компетентности и достижения в личностном росте.

Организация

наставничества

в

процессе

повышения

профессиональной

компетентности

молодого

учителя

носит

поэтапный

характер

и

включает

в

себя

формирование

и

развитие

функциональных

и

личностных

компонентов

деятельности

начинающего

педагога

(проектировочного,

организационного,

конструктивного,

аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе "Я –

концепции". Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий

молодого

специалиста,

а

также

выявляет

недостатки

в

его

умениях

и

навыках,

чтобы

выработать программу адаптации.

этап

основной

(проектировочный).

Наставник

разрабатывает

и

реализует

программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого

учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3й этап – контрольнооценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной

компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих

функциональных обязанностей.

Целе сообразно сть

подобной

эт апно сти

при

управлении

п р о ц е с с ом

профессионального

становления

молодого

учителя

и

его

одновременного

включения

в

процессы

самоорганизации,

саморазвития

и

самопроектирования

продемонстрировал

эксперимент, проведенный Центром наставничества молодых специалистов образовательных

учреждений

г.

Москвы.

Он

показал,

что

процесс

наставничества

отражает

тенденцию

восхождения

молодого

учителя

от

репродуктивного

(нормативного)

уровня

к

инновационному.

Поэтапная

программа

эксперимента

по

оказанию

помощи

молодому

учителю в профессиональном становлении представлена в приложении 3.

На

"адаптационном"

этапе

эксперимента

мы

исходили

из

того,

что

профессиональное становление молодого учителя связано не только с умением решать

известные задачи, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за

пределами

любого

внешнего

контроля.

Мотивация

к

профессиональной

деятельности

способствует самораскрытию его личности. Молодой педагог может успешно овладеть

профессиональными

умениями,

проявлять

некоторые

способности

и

в

то

же

время

индифферентно относиться к своей профессиональной деятельности, что выражается в

низкой восприимчивости к повышению своего профессионального уровня. Поэтому на первом

"адаптационном" этапе эксперимента наставниками было организовано диагностическое

сопровождение методической работы с молодыми учителями. Система диагностического

сопровождения включала в себя: эксперимента мы исходили из того, что профессиональное

становление молодого учителя связано не только с умением решать известные задачи, но и с

наличием

мотивационной

готовности

к

поиску

и

решению

задач

за

пределами

любого

внешнего

контроля.

Мотивация

к

профессиональной

деятельности

способствует

самораскрытию

его

личности.

Молодой

педагог

может

успешно

о вл а д е т ь

профессиональными

умениями,

проявлять

некоторые

способности

и

в

то

же

время

индифферентно

относиться

к

своей

профессиональной

деятельности,

что

выражается

в

низкой

восприимчивости

к

повышению

своего

профессионального

уровня.

Поэтому

на

первом

"адаптационном"

этапе

эксперимента

наставниками

было

организовано

диагностическое

сопровождение

методической

работы

с

молодыми

учителями.

Система

диагностического сопровождения включала в себя:

определение направлений и содержания диагностики;

построение технологии планирования методической работы на основе результатов

диагностики;

разработку технологии оценки эффективности методической работы.

Для

определения

направлений

методической

работы

и

ее

содержания

в

ходе

диагностики

Центром

наставничества

были

выявлены

проблемы,

которые

испытывает

молодой

учитель

в

начале

своей

профессиональной

деятельности.

Основным

методом

работы на первом этапе эксперимента являлось посещение наставником уроков молодых

специалистов и выявление возникающих у них затруднений.

На

"проектировочном"

этапе

эксперимента

наставниками

в

зависимости

от

цели

определялась

форма

методической

работы:

координационнометодический

совет;

экспериментальная работа; групповая; массовые (семинар, педсовет, методические недели,

методические

совещания,

информационные

совещания,

ярмарка

педагогических

идей,

научнопрактическая конференция, творческие педагогические конкурсы "Педагогический

дебют",

"Учитель

года");

индивидуальные

(самообразование,

аттестация,

консультации,

обобщение

передового

педагогического

опыта,

индивидуальные

программы,

внутришкольный контроль) формы. Кроме того, были разработаны занятия для проведения

"Школы молодого учителя" (приложение 4).

Для

оказания

помощи

молодым

учителям

в

повышении

профессиональной

компетентности

наставники

составили

целевую

программу

сотрудничества

с

ними,

что

потребовало

четкого

осознания

целей

и

задач.

Были

определены

"болевые

точки"

в

педагогической деятельности начинающих учителей с целью предупреждения типичных

ошибок в обучении, формирования устойчивых принципиальных позиций в проведении

урока.

Данная программа дала возможность:

дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе

выявленных потенциальных возможностей молодого учителя;

повышать

профессиональный

уровень

педагога

с

учетом

его

потребностей,

затруднений, достижений;

развивать

творческий

потенциал

молодых

педагогов,

мотивировать

их

участие

в

инновационной

деятельности;

проследить

динамику

развития

профессиональной

деятельности каждого педагога;

повышать

продуктивность

работы

педагога

и

результативность

учебно-

воспитательного процесса в образовательном учреждении;

создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодых учителей.

На

данном

этапе

наставники

использовали

информационные

методы

(лекции

на

занятиях "Школы молодого учителя", педагогические чтения и др.); творческие методы

решения

задач:

проблемные,

инверсионные,

способствующие

развитию

гибкого,

оригинального мышления; индивидуальную и коллективную формы работы.

На

"контрольно-оценочном"

этапе

эксперимента

усилия

наставников

были

направлены

на

активизацию

и

закрепление

мотивов

деятельности

молодых

педагогов,

овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы.

Педагогами-наставниками были тщательно подобраны формы и методы обучения

молодых учителей в процессе их инновационной деятельности: проблемно-деловая игра;

рефлексивно-деловая

игра;

работа

в

составе

творческой

группы;

лекция,

семинар,

практическое

занятие;

педагогические

чтения;

"педагогический

ринг";

ярмарка

педагогических

идей;

просмотр

видеофильмов

отснятых

уроков;

групповые

и

индивидуальные

консультации;

посещение

и

анализ

открытых

уроков;

мастер классы;

педагогические мастерские.

Знакомство

с

новыми

технологиями

происходило

на

лекциях

и

во

время

педагогических чтений. Но этого оказалось недостаточно для формирования практических

умений.

Поэтому

наставники

применили

комплексные

методы

работы:

педагогические

мастерские,

мастерклассы,

работу

в

творческих

группах,

где

молодой

учитель

изучал

передовой

педагогический

опыт,

участвовал

в

профессиональных

дискуссиях,

готовил

дидактические материалы, давал открытые уроки и др. Совместная работа способствует

поддержанию

высокой

степени

мотивации,

в

группе

молодой

учитель

обсуждает

свои

профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

Наставничество

должно

стимулировать

потребности

молодого

педагога

в

самосовершенствовании,

способствовать

его

профессиональной

и

личностной

самореализации.

Всестороннее

рассмотрение

эффективности

системы

наставничества

позволит

руководителям

образовательных

учреждений,

педагогам-наставникам

быстро

и

качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их

в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе

своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

АНКЕТА для молодых педагогов

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

Да

Нет

Частично

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период

педагогической деятельности (допишите)?________________________________________

3.

В

каких

направлениях

организации

учебно-воспитательного

процесса

вы

испытываете трудности?

в календарно-тематическом планировании

проведении уроков

проведении внеклассных мероприятий

общении с коллегами, администрацией

общении с учащимися, их родителями

другое (допишите) _________________________________________________________

4. Представляет ли для вас трудность:

формулировать цели урока

выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей

урока

мотивировать деятельность учащихся

формулировать вопросы проблемного характера

создавать проблемнопоисковые ситуации в обучении

подготавливать для учащихся задания различной степени трудности

активизировать учащихся в обучении

организовывать сотрудничество между учащимися

организовывать само и взаимоконтроль учащихся

организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся

развивать творческие способности учащихся

другое (допишите)__________________________________________________________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности

отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке

выбора):

cамообразованию

практико-ориентированному семинару

курсам повышения квалификации

мастер-классам

творческим лабораториям

индивидуальной помощи со стороны наставника

предметным кафедрам

школе молодого специалиста

другое (допишите)_________________________________________________________

6.

Если

бы

вам

предоставили

возможность

выбора

практико-ориентированных

семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы

приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

типы уроков, методика их подготовки и проведения

методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

учет и оценка знаний учащихся

психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов

урегулирование конфликтных ситуаций

формы работы с родителями

формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися



В раздел образования