Автор: Коврова Роза Рахметуллаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Бековская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Кемеровская область
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: Работа с текстом на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование
Мастер – класс на тему:
« Работа с текстом на уроках литературного чтения».
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что
он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций,
и вы останетесь довольны, проведённой работой.
Психологический настрой «Кувшин счастья»
Уважаемые коллеги, предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, поднимите руки вверх, образно
представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром,
позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь
на хорошую и плодотворную работу.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только
уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
Многолетний опыт работы в школе
показывает, что мы учителя начальных классов, обучая детей чтению, больше внимания уделяли
технической стороне чтения, а параметр « осознанность чтения» рассматривался на последнем месте.
Образовательные
стандарты
нового
поколения
заставляют
нас
по-
новому
взглянуть
на
само
определение значения слова « чтение». Не случайно ФГОС включает в метапредметные результаты
освоения
в
качестве
обязательного
компонента:
овладение
навыками
смыслового
чтения,
строить
речевое
высказывание
в
соответствии
задачами
коммуникации
и
составлять
тексты
в
устной
и
письменной форме.
- Так какова же методика работы с текстом? .
Нашу работу начнем со слов А. С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!» ( 2 слайд)
Я предлагаю вам рассмотреть фрагмент урока литературного чтения во 2 классе «Добро и зло в
произведениях Михаила Пришвина» (3слайд), а затем проанализировать методы и приёмы,
используемые на уроке..
Итак, представьте, что вы обучающиеся 2 класса.
I. Работа над новой темой
1 этап. Прогнозирование.
– Перед вами лежит текст рассказа. Прочитайте его название . («Ребята и утята»)
(слайд 4)
Можно ли по названию предположить, о ком или о чём пойдёт речь?
– Кто видел маленьких утят? Где? (5 слайд)
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал
свой рассказ М. Пришвин. (слайд 6)
2. Первичное чтение рассказа.
Подчеркните карандашом непонятные по значению слова.
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход
деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно
было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три
версты путешествовать к озеру. В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла
позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу,
она, конечно, пустила их вперед.
Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними
с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.
Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.
– Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
– Пустим.
– Вот то-то «пустим»! – сказал я очень сердито. – Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
– А вон сидит! – хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от
волнения ртом.
– Живо, – приказал я ребятам, – идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела
немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то
быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук. И так по овсяному
полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
– Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
– Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Вот
погодите, дождетесь экзамена в вуз. Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали
ребята:
– До свиданья, утята!
3. Словарная работа. Работа со словарём. (слайд 7)
- Какие непонятные слова вам встретились?
(Далее проводится словарная работа с опорой на словарь учебника и презентацию).
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
4. Эвристическая беседа. Приём «фишбоун». (слайд 8)
-Ребята, давайте перечитаем рассказ по частям и поищем в нём примеры добрых или злых поступков
героев.
Дети приводят примеры поступков, совершаемых героями. На доске нарисован «скелет рыбы», на
который прикрепляются таблички с названиями поступков героев: слева добрых поступков, справа –
злых. Обсуждаем причину каждого поступка.
Добро
Утка ведёт на свободу своих утят.
Утка защищает утят.
Автор ругает детей.
Дети возвращают утят матери.
Человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение.
Зло
Ребята закидали утят шапками.
Ребята хотят поймать утку.
- Подумайте, когда автор ругает детей, он совершает добрый или злой поступок? Почему он это делает?
- Давайте подумаем, а герои рассказа добрые или злые?
Утка - добрая, защищает своих утят.
Утята – добрые, беззащитные, никому не причиняют зла.
Автор – добрый, любит животных, неравнодушный.
Ребята – совершают нехороший поступок из-за глупости. Они не злые, а глупые.
- Чего в рассказе больше, добра или зла? (Добра больше).
5. Анализ названия рассказа
- Как по-другому можно назвать этот рассказ? («Путешествие утят», «Плохой поступок детей»).
– Как автор назвал свой рассказ? Почему именно так?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе,
рядом. Он как бы сравнивает ребят и утят.
- Что общего между ребятами и утятами? (Живые существа, дети, несмышлёныши.). А чем они
отличаются? (Вывод: человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение).
II. Проверка понимания прочитанного.
1. Составление синквейна. Работа в группах. (слайд 9).
-Я предлагаю вам составить синквейн о ребятах, утятах, утке, Пришвине.( Дети составляют синквейн,
затем каждая группа читает, что у них получилось).
Ребята.
Глупые, легкомысленные.
Бегут, ловят, раскаиваются.
Дети пожалели о своём плохом поступке.
Глупыши.
Утята.
Маленькие, беспомощные.
Идут, боятся, путешествуют.
Утята – маленькие живые существа.
Дети.
Утка.
Заботливая, смелая.
Ведёт за собой, учит, защищает.
Утка заботится о своих утятах.
Мама.
Пришвин.
Добрый, неравнодушный.
Наблюдает, записывает, любит.
Михаил Пришвин учит любить природу.
Учитель.
2. Составление вопросов по содержанию рассказа. Ромашка Блума. (слайд 10)
На доске магнитами прикреплены лепестки ромашки. По одному ученики выходят к доске, снимают
лепесток, читают слово на обороте. Нужно придумать вопрос по содержанию прочитанного рассказа,
начинающийся с этого слова, и задать его классу. Дети отвечают на получившиеся вопросы.
Куда? (Куда утка повела своих утят?)
Зачем? (Зачем дети ловили утят?)
Что? (Что сказал ребятам взрослый?)
Как? (Как Пришвин простился с утятами?)
Объясни… (Объясни, почему автор называет ребят глупышами).
Что было бы, если… (Что было бы, если Пришвин не встретил ребят?)
3. Составление плана рассказа. Работа в группах.
Каждая группа получает лист ответов и набор карточек.
Задание: восстановите последовательность событий. Наклейте на лист ответов план рассказа. Запишите
цепочку цифр в отведённые для этого окошки внизу страницы.
Восстанови план рассказа (слайд 11)
Запиши получившуюся последовательность цифр
3. Утка повела утят к озеру.
5. Ребята ловили утят.
2. Приказ взрослого.
1. Семья продолжает путешествовать.
4. До свидания, утята!
Проверка выполнения задания. Должна получиться цепочка: 3,5,2,1,4. (слайд 12)
VII. Подведение итогов урока.
– Как вы считайте, почему люди пишут книги? (Хотят, чтобы читатели чему-то научились, посмотрели
на себя со стороны, представили себя на месте героя, стали лучше).
- Чему хотел нас научить Михаил Пришвин? (Пришвин учит быть добрыми, остерегает от совершения
глупых, жестоких, легкомысленных поступков).
VII. Рефлексия урока. (слайд 13)
- Как вы думаете, что важнее: добрые мысли, доброе сердце или добрые поступки?
У каждого из вас на парте 3 цветочка: красный символизирует доброе сердце, жёлтый - добрые мысли,
голубой – добрые поступки.
- Подумайте, что в жизни важнее: доброе сердце, добрые мысли или добрые поступки?
Выберите один цветочек и наклейте его на рисунок. (На доске рисунок, на котором изображена уточка с
утятами, идущие по лугу).
- Давайте посмотрим, каких цветов больше на нашей поляне. Что по вашему мнению важнее? (Всё
важно).
- Я желаю вам, чтобы ваши мысли и сердца всегда были добрыми, тогда вы будете совершать только
добрые поступки!
Анализ фрагмента урока
При организации работы с текстом были использованы приёмы технологии развития критического
мышления. Авторы этой технологии – американские учёные Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни
Стил.
Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и уметь
обосновать её.
Главная цель ТРКМ – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему добывать
знания самостоятельно.
Вы наблюдали такие приёмы, как:
1. Прогнозирование развивает творческое воображение, умение предвидеть развитие событий..2.
Эвристическая беседа развивает умение работать с источником информации, сравнивая, обобщая и
делая выводы. Приём «фишбоун».
3. Синквейн позволяет провести синтезирование, обобщение информации по теме, способствует
развитию речи, пополнению словарного запаса, упражнению в составлении краткой характеристики
героя.
4. Ромашка Блума позволяет развивать умение формулировать вопрос и ответ. Используется прием
«Толстый и тонкий вопросы». Тонкий вопрос требует знания фактов, толстый – рассуждения.
5.Восстановление плана рассказа развивает логическое мышление, умение работать в группе.
6.Рефлексия развивает умение оценить себя и готовит к решению задач в жизненных ситуациях.
Таким образом, применение методов и приёмов ТРКМ на уроках литературного чтения позволяет
создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и
профессиональной жизни, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы,
прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в
совместной деятельности.
Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с
противоположным значением.
Существует множество разнообразных стихотворных форм, которые с успехом могут быть
использованы на стадии рефлексии. Очень эффективным для работы с понятиями, противоположными
по содержанию, является написание диаманты.
Схема диаманты:
1 строка: тема (имя существительное);
2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия);
3 строка: действие (три глагола);
4 строка: ассоциации (четыре имени существительных)
переход к антонимичным понятиям;
5 строка: действие (три глагола),
6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия);
7 строка: тема (имя существительное).
Например, задание: составить диаманту к образам царицы и царевны из «Сказки о мёртвой царевне…»
А. С. Пушкина.
Царица.
Злая, завистливая.
Любуется, злится, приказывает.
Пустота, ржа – свет, мир.
Живёт, помогает, радует.
Скромная, добрая.
Царевна.
Написание диаманты полезно для понимания учениками сути отличий и взаимосвязи понятий,
противоположных по значению.
«Буриданов осёл» или «Займи позицию».
Этот приём помогает создать проблемную ситуацию на уроке. В его основе лежит библейская притча
про осла. Она проста: «Справа и слева от осла стоят ясли с сеном. К каким яслям подойдёт
проголодавшийся осёл? К правым? Но чем они лучше левых, если они одинаковые? Так измученный и
ошеломлённый осёл умирает от голода перед полными яслями, не подойдя ни к одним из них». Но нам
умирать не следует, нам нужно лишь сделать свой выбор и аргументировать его.
Например:
Согласны ли вы с мнением Гекльберри Финна,что деньги не самое главное в жизни? Выберите ответ:
справа – да, слева – нет. Ученики отстаивают свою позицию, приводя факты из жизни, примеры из
литературы. Может случиться так, что дети после такого «поединка» могут изменить своё мнение и
занять другую позицию. Это будет говорить о том, что оппоненты их убедили.)