Напоминание

"Мужество и героизм на страницах повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..."


Автор: Толмачева Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: с.Арзгир, Ставропольский край
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Мужество и героизм на страницах повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..."
Раздел: среднее образование





Назад




УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ Б. ВАСИЛЬЕВА«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ..»

Цель урока: познакомить учащихся с повестью «А зори здесь тихие». Особый упор сделать на то, что

понятия женщина и война - несовместимы, что женщина создана природой для того, чтобы быть

матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью. Показать

героизм девушек, истоки беззаветного служения Родине.

ХОД УРОКА

1.

Вступительное слово учителя (звучат аккорды «А зори здесь тихие…»).

Вот с такой красивой мирной мелодии мы начнем урок по военной повести Б.Васильева «А зори

здесь тихие…» И если этот урок останется в вашей памяти, если он заденет вас до глубины души, то я

буду считать, что цели достигла.

2.

Актуализация внимания.

Итак, начнем.

- Что такое Родина для каждого человека?

- Что такое патриотизм?

-А может ли человек , не задумываясь, свою жизнь отдать во имя Родины?

-Можно их назвать героями?

-А все ли способны быть героями?

УЧИТЕЛЬ:

-Конечно, очень страшно и невыносимо трудно, несправедливо

расставаться с жизнью, когда тебе

всего лишь 18 лет!

Героини повести все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли

сказать: «А зори здесь тихие…» Они погибли, но не пропустили ни одного фашиста.

Победили, потому что беззаветно любили Родину. Сегодня мы расскажем о девушках,

которых

бесчеловечно,

жестоко

«уравняла»

война,

злобно

растоптав

их

обаяние,

нежность, любовь. Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей

повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни.

Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

3.

Замысел повести

Писатель Б.Васильев сам взял в руки оружие и пошел воевать, едва окончив 10 класс, в первые дни

войны.

Точнее

8

июля

1941

года.

А

9

июля,

было

это

под

Оршей,

бойцы

комсомольского

истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на своё первое

задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах

нагретой

солнцем

хвои

и

трав,

он

увидел

двух

мёртвых

деревенских

дев чушек.

Фашистские

десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага...

Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог, -

вспоминал писатель.

4. Комментированное чтение и разбор повести по вопросам.

1) Как вы думаете, почему повесть названа «А зори здесь тихие...?»

Чтение эпилога, стр. 97.

Вывод учителя. Слишком дорогой ценой досталась эта тишина. Они все хотели жить, но погибли,

чтобы люди могли сказать: «А зори-то здесь тихие». Неизмеримо высока цена тишины — пять молодых

женских жизней брошено в пучину смерти... Но смертны ли они?

?

-Как помогает автору раскрыть смысл названия произведения пейзаж?

(Школьники отмечают контрастность природы и войны – тихих зорь и жестокого боя).

-

Заглавие

повести

подчеркивает

весь

ужас,

всю

дикость

этой

войны

в

прекрасных

карельскихлесах.

- Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори, в свою очередь, хранят все события,

прошедшие за один день, хранят свято, как и прежде, тишину.

- По-моему, заглавием Б.Васильев выразил главную мысль, которая проходит через всю повесть:

девушки погибли во имя светлого будущего, во имя того, чтобы над нашей страной всегда было

голубое небо, тихие зори, чтобы мы не знали войны. Самим заглавием автор выражает протест

против войны.)

- Где и когда происходит действие повести?

- Назовите главных героев повести:

Старшина Васков Федот Евграфович, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза

Бричкина, Соня Гурвич.

- Как начинается повесть?

Прибытие

на

разъезд

в

распоряжение

старшины

девушек-зенитчиц

ещё

более

настраивает

читателя на весёлый лад. Складывается комическая, озорная ситуация — и Васильев щедро вводит

в

повествование

юмористические

штрихи,

подшучивая

над

незадачливым

и

простодушным

комендантом, тщетно пытающимся в сложившихся обстоятельствах действовать по уставу

.

- Какие страницы в начале повести вызывают у нас смех?

- А почему Васкову не до смеха?

- Расскажите об этом герое.

Васкову, впрочем, не до смеха — его авторитет командира ежеминутно подвергается испытаниям, и всё

происходящее он склонен воспринимать как нелепый сон, неуместную и обидную шутку.

«Мне придётся вновь вернуться в воспоминания раннего детства, которое прошло в Смоленске». В

пожарной команде города служил угрюмый, молчаливый человек — дядя Миша. Даже с нами, детьми,

говорил немногословно, без улыбки. Он чинил наши санки, коньки, делал игрушечные ружья. Однажды,

весной, в разлив,

вытащил

из

реки

двух

тонувших

детей.

Простудился

и

умер...

Когда

его

хоронили, все дети Смоленска шли за его гробом. Шли дворами. В этот день драк между мальчишками

не

было.

Много

позже,

уже

в

полковой

школе,

встретился

мне

на

редкость

несимпатичный

старшина...»

-Как ведёт себя Васков с девушками?

Обобщение учителя. Васков,

бесспорно,

наиболее

удавшийся

герой

повести

его

стержень

и

фундамент. Хотя Васков сначала фигура больше комическая, но это комизм особого рода, ситуативный,

так как в самом герое нет ничего смешного и могущего спровоцировать даже улыбку. Он жертва

обстоятельств, и жертва невинная.

Хмурому старшине Федоту Евграфовичу Васкову немногим более 30 лет. Но в глазах окружающих — и

не только девушек, бойцов его отряда — он старичок, «пенёк замшелый», «медведь глухоманный».

Стариком чувствует себя и сам Васков, оглядываясь на прожитые годы.

С 14 лет он кормилец в семье. А в армии он уже давно. После семейной драмы и смерти сына он

помрачнел,

замкнулся,

перестал

улыбаться,

но

не

озлобился

на

мир,

не

стал

мизантропом

и

женоненавистником.

В

угрюмом

старшине

неисчерпаемый

запас

душевного

тепла,

вот

только

разглядеть эту «вторую» натуру Васкова нелегко — жизнь его обожгла и серьёзно потрепала, напоила

горечью обид и утрат.

Васков с честью выполнил свой долг перед Родиной. Всё, что в его силах, сделал он для того, чтобы

уберечь от смерти своих насмешливых юных красноармейцев, с которыми он за время труднейшей

экспедиции сросся душой, исполняя и командирские, и отцовские обязанности. Вот только тщетными

оказались все его усилия, энергия, огромный жизненный опыт.

Одна за другой гибнут девушки-зенитчицы. Гибнут и по своей вине, и по воле случая, царствующего на

войне, и в обстоятельствах безнадёжных, в которых уцелеть почти немыслимо, равнозначно чуду.

Ведь гибнут девушки, у которых ещё только началась жизнь, рожденные для мира, для счастья, для

любви...»

- Можно ли предположить, что на страницах повести разольется большая трагедия?

-Что привело каждую из девушек, героинь повести, на войну?

- С какой целью автор вплетает в ткань повести прошлое пяти девушек, их короткие биографии?

7) Работа с текстом.

Ребята, давайте зачитаем самые трагические страницы повести - о гибели девушек.

Лиза Бричкина, гл.8 — утонула в болоте; Соня Гурвич, гл.8 — пошла за кисетом Васкова, и её убили;

Галя Четвертак, гл. 11 — испугалась и выбежала к немцам; Женя Комелькова, гл.13 —увела немцев от

Осяниной, фашисты расстреляли её в упор;

Рита Осянина, гл. 14 — тяжело ранена, выстрелила себе в висок.

Обобщение учителя. Итак, мы подходим к самому главному. К истокам подвига. И это не простой

вопрос. На войне были всякие. Сильные, мужественные, отдавшие свои жизни... Были, к сожалению, и

другие — трусы, предатели...

Девушки обладали силой духа. А это зависит от предшествующей жизни человека.

От того, что в него заложено. От того, с чем пришёл он на фронт, с чем подошёл к испытанию смертью.

Чтобы человек умер достойно, нужно перестать чувствовать только себя и жить только собой, своим

миром.

О Рите Осяниной в книге написано: «Она не жалела себя...» (гл.14). Может быть, в этом «том, что было

куда важнее, чем она сама» и ответ на вопрос? Девушки ненавидят фашистов, вторгшихся в нашу

землю. И, умирая, думают о живых. С одной стороны, чёрная ненависть к фашизму, ко всему злу на

земле, а с другой стороны, любовь к ближнему, желание любым путём защитить его, помочь, заплатив

даже жизнью. И поэтому человек остался человеком. И поэтому человек победил зверя.

- Совместимы ли понятия женщина и война?

Обобщение учителя. Конечно, эти понятия несовместимы. Женщина создана природой для того,

чтобы быть матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью.

Но если на землю приходит война, отцы, мужья и сыновья уходят на смерть, женщина не может

остаться в стороне, не может быть равнодушной. Так было и в годы Великой Отечественной войны.

Русские женщины всегда были самоотверженными. Они наравне с мужчинами воевали на фронте и все

тяготы жизни и труда взвалили на свои плечи в тылу.

9).Заключительная часть урока. Выводы и обобщения учителя.

Мы не видели войны, но должны знать о ней. Наше счастье было завоёвано очень дорогой ценой. И

поэтому мы обязаны помнить о тех пяти девчонках из повести Васильева «А зори здесь тихие»,

которые пошли защищать свою Родину.

Разве им носить мужские сапоги и гимнастёрки, разве им держать в руках автоматы? Конечно, нет. Но

они пошли навстречу фашистским головорезам. Они не испугались и не растерялись, ценою своей

жизни выполнили свой долг перед Родиной.

Да, они совершали подвиг. Они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной

заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчётное это действие — подвиг, а

убеждённость в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдаёт свою жизнь. Девушки и

тысячи

других

воинов

понимали,

что

они

проливали

свою

кровь,

отдавали

свои

жизни

во

имя

торжества справедливости и ради жизни на земле. Вот такие люди и победили фашизм.

В конце урока звучит песня «А зори здесь тихие…»



В раздел образования