Напоминание

Развивающие игры на занятиях флористики (флористическая открытка)


Автор: Якунина Татьяна Николаевна
Должность: педагог доп.образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТ Измайловский
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развивающие игры на занятиях флористики (флористическая открытка)
Раздел: дополнительное образование





Назад




«

Современные образовательные технологии

в практике дополнительного образования

»

«Развивающие игры на занятиях флористики»

Автор:

Якунина Татьяна Николаевна

педагог дополнительного

образования

ГБУДО ДТ ,,Измайловский”

Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая),,Художественная об-

работка природных материалов”

Срок реализации программы - 3 года.

Направленность - художественная.

Актуальность

- программа

способствует

формированию

и

развитию

творческих

способностей детей, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном

и творческом развитии. Программа составлена с учётом современных социокультурных об-

разовательных тенденций и в соответствии с государственной политикой в области дополни-

тельного образования: ориентация на индивидуальность конкретного учащегося, его способ -

ности, особенности дарования, интересы.

Отличительные

особенности

Занятие художественной обработкой природных материалов дает возможность детям

приобщиться к виду творчества, где ребёнок соавтор природы. Оно оказывает благотворное

влияние на общее состояние, настроение ребенка. Возможность переключиться на творче-

ство, воспитывает чувство внимательного отношения к природе, почувствовать себя ее ча-

стью, развивает умение видеть тонкие штрихи красоты мира природы.

На занятиях обучающиеся могут сформировать ориентиры в области охраны природы,

естествознания, цветоводства, ботаники, получить более широкое представление о многооб-

разии форм флоры, применяемой в дальнейшей работе, творчестве.

Дополнительная общеобразовательная программа создаёт условия для личностного

самоопределения и самореализации, профессиональной ориентации, обеспечивает процесс

социализации учащихся, развития мотивации в творческой деятельности, выявляет и поддер -

живает детей, проявивших творческие способности.

Адресат программы

Данная программа рассчитана на учащихся от 8 до 14 лет.

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся средствами

декоративно-прикладного творчества.

Задачи

обучающие

-

познакомить с разнообразием природных материалов, научить способам их сбора, сушки и

хранения;

-

познакомить с основными приемами художественной обработки природных материалов;

-

познакомить с техникой «эскизной зарисовки»;

-

научить безопасному использованию инструментов и приспособлений;

-

научить основам композиции;

-

научить формулировать и выполнять последовательность действий, направленных на ко-

нечный результат (работу);

-

научить основам проверки применяемых технологий обработки материалов;

-

научить основам оценки качества и художественной ценности творческих работ;

-

познакомить с видами прикладного искусства;

развивающие

-

развивать наблюдательность, фантазию, воображение;

-

развивать пространственное мышление, глазомер;

-

развивать художественный и эстетический вкус;

-

развивать способности к анализу, сравнению, обобщению;

воспитательные

воспитывать у ребенка чувство ответственности за свои поступки, самодисциплину

воспитывать общую художественную культуру учащихся – в процессе обучения используя

общеобразовательные программы по природоведению, биологии, географии и т.д.;

воспитывать ответственное отношение учащихся к занятиям творчеством, к результатам

собственной творческой деятельности и деятельности сотрудников;

Методический и демонстрационный материал

методические пособия, слайды, репродукции художников, иллюстрированный матери-

ал, книги, открытки, плакаты по декоративно-прикладному искусству;

специальная литература по ИЗО, ботанике, зоологии, экологии, аранжировке, при -

кладному творчеству, флористике;

методический учебный материал по всем темам программы;

наглядные пособия, образцы, разработки;

печатные пособия, наборы открыток, альбомов, иллюстраций, календарей, плакатов и

т.д.

экранные пособия: слайды, видеофильмы в соответствии с тематикой программы;

раздаточный материал для обучающихся:

засушенный природный материал (цветы, листья, береста, мох и т.д.);

солома (овес, пшеница, рожь, ячмень);

пух (тополь, ива, кипрей, хлопок);

семена, плоды различных растений;

шпон различных пород дерева.

Планируемые результаты освоения программы:

предметные

В конце освоения программы «Художественная обработка природных материалов»

учащиеся будут

знать:

основные виды декоративно-прикладного искусства;

способы создания объемных композиций; из природного материала

способы создания работ из засушенных цветов и растений разных животных;

стиль и пластику пропорциональных форм;

разнообразие природных материалов, способы их сбора, сушки и хранения;

правила безопасного использования инструментов и приспособлений;

процесс технологической операции, технику самопроверки и самооценки своего изде-

лия;

требования к оценке качества и художественной ценности творческих работ;

уметь:

-

создавать разные стилизованные формы образов;

-

создавать сюжетную композицию из сложных конструкций;

-

представлять предметы через стилизацию, с помощью рисунка контурами, цветовы-

ми пятнами и аппликацией;

-

выполнять орнамент с помощью аппликации, из засушенных листьев и цветов;

-

создавать скульптуры из различных кореньев

-

создавать различные сувениры и открытки к праздникам, рельефные композиции

-

самостоятельно разрабатывать творческие проекты: от подготовки эскиза и подбора

растительного материала до окончательного оформления работы;

-

вести технологическую операцию, самопроверку и самооценку своего изделия.

Метапредметными:

-

Разовьются: наблюдательность, фантазия, воображение; пространственное мышление, глазомер;

художественный и эстетический вкус;

-

будут иметь:

представления о разнообразных видах прикладного искусства;

стремление к познанию окружающего мира;

способности к сравнению, обобщению;

-

будут уметь:

составлять план и последовательность действий;

прогнозировать результат;

корректировать и вносить необходимые дополнения в план и способ действия в случае

расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценивать результат;

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и

поискового характера;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных

условий.

Личностные

Будут уметь:

поддерживать аккуратность, настойчивость, усидчивость и терпение,

уважительно относиться к труду;

критически относиться к своим ошибкам и возможность их исправлять;

поддерживать достойную художественную культуру учащихся – в процессе обучения

используя общеобразовательные программы по природоведению, биологии, геогра-

фии и т.д.;

подходить творчески к выполнению работы;

вести технологическую операцию, самопроверку;

проявлять творчество, самостоятельность, фантазию и воображение.

Перечень используемых технологий

В своей работе применяю такие педагогические технологии, как:

Технология

личностно-ориентированного

обучения. Задача

педагога

не

«давать»

материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную

познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В соответствии с данной технологией для каждого обучающегося составляется индивидуаль -

ный образовательный маршрут, который основывается на характеристиках, присущих данно -

му ребёнку, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы –

индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии

составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Это проявляется в личностном

подходе к каждому ребёнку во время занятий или к группе детей занятых в коллективной

работе. Личностный подход педагога к обучаемому заключается в

его взглядов, знаниях

мировоззрениях и интересах, т.е. определённый обучаемый недопонимает стилистику опре-

делённой работы. Цель и работа педагога в данном методе заключается в том, чтобы найти и

обнаружить у обучаемого способности и навыки тому или иному виду произведения или ра -

боте, дать раскрыть свои способности в определённом направлении.

Технологии группового обучения. Особенности групповой технологии заключаются в том,

что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; за -

дание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав

группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые

технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной дея-

тельности в группе:

одновременная работа со всей группой;

работа в парах;

групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает

на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каж -

дого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и

коллективность. В групповой работе или работе парами составы меняются, согласно уровня

подготовки и способностей во время обучения.

Из выше сказанного в индивидуальном под-

ходе, выявляются обучаемые в той или иной направленности работ, в которой у них преобла -

дают знания, умения, навыки. Вот такие обучаемые объединяются в парные и коллективные

творческие работы.

Коллективная работа обучающихся: их умение навыки фантазия и слаженность в работе

над каким либо общим проектом. Задача: выявить, учесть, развить творческие способности

детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный

продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, произведение.)

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей, при которой

все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе лю -

бого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенство -

ванию. Широко используется игра, состязательность, соревнование, для достижения конкрет-

ного положительного результата. В процессе обучающиеся приобретают навыки совместной

деятельности а также работе над различными совместными продуктами.

Игровые технологии.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими дея -

тельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельно -

сти, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:

по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психоло-

гические);

по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные,

контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуни-

кативные и др.);

по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и

др.).

В программе используются мной познавательные, развивающие, творческие коммуни -

кативные настольные игры. Игровые технологии дают заинтересованность к обучению, раз-

вивают у ребёнка мышление.

Развивающие игры на занятиях флористики.

Одним из вариантов игры на занятиях флористики является решение кроссвордов. Решение

красочных, иллюстрированных кроссвордов не оставит безразличным учащегося и сможет

заинтересовать его. Кроссворды помогут разнообразить занятие, сделать более эффективным

и привлекательным для учащихся. Кроме того, в случае успешного разгадывания, у ребёнка

повышается самооценка, улучшаются знания в области окружающего мира, а также появ-

ляется интерес к продолжению обучения в этом направлении.

Работа с кроссвордами проходит в несколько этапов.

1.

На начальном этапе работа с кроссвордом включает в себя беседу и обсуждения, а

также выявление знаний учащихся - название растений, цветов, деревьев и различных

природных материалов.

2.

На следующем этапе предлагаются кроссворды из названий растений и природных

материалов, известных обучающимся, которые разгадываются коллективно.

3.

Далее дети самостоятельно составляют простейшие кроссворды (название цветов, де -

ревьев, а также природных материалов), затем следует обмен кроссвордами друг с

другом и разгадывание кроссвордов учащимися.

Конспект занятия «Художественная обработка природных материалов»

Тема: «Флористическая открытка»

Цель: воспитать любовь к природе через изготовление флористической открытки.

Задачи:

1. Научить детей составлять композиции и правильно их оформлять, используя флористиче -

ский материал.

2. Развивать у учащихся творчество и фантазию.

3. Воспитать художественный и эстетический вкус, аккуратность, усидчивость и трудолюбие.

Материалы: плотная белая бумага, природный материал (засушенные цветы, листья, трава);

Инструменты: клей ПВА, карандаши, линейка, ножницы, нож канцелярский.

Дидактический материал: образец открытки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Здравствуйте ребята. Я очень рада нашей встрече. Скажите ребята, вы любите

фантазировать и придумывать?

Дети: Да!!!

Педагог: Тогда я предлагаю вам отправиться со мной в страну флористики и немного по-

играть. А для этого надо включить свое внимание, знания и сосредоточенность.

Итак, вни-

мание, я хочу предложить вам кроссворд из мира цветов. Далеко-далеко раскинулось царство

– страна чудес и волшебства, флористика!

1

Ребята, посмотрите на чудеса, которые творят в этой стране. Какой интересный и красочный

кроссворд из названий цветов перед вами. Как отгадаете этот кроссворд, так волшебная дверь

в страну Флористики и откроется.

Педагог: В страну Флористики может войти лишь тот, кто любит трудиться, фантазировать,

придумывать. Но чтобы попасть туда, нам нужно пройти несколько препятствий.

1. Какое растение широко используется в лечебных и косметических целях? Трудно найти

цветок нежнее и красивее.

Правильно ребята – (ромашка)

2. Один из популярных цветков, который можно найти в лесу, на поляне или в степи, а также

в декоративных посадках у садоводов.

Правильно это (колокольчик.)

3. Прекрасный первый весенний цветок, который дарит отличное настроение Вам и Вашим

близким!

Правильно ребята (тюльпан)

4. Эти цветы распространены в любительском садоводстве, парфюмерии, из него добывают

эфирные масла, о нем сложено множество легенд.

Правильно это (нарцисс)

5. Эти цветы могут иметь самый разнообразный окрас: белый, фиолетовый, черный, желтый.

Но все же традиционно этот цветок ассоциируется именно с синим цветом.

Правильно (василёк)

6. Художественная композиция декоративного назначения, составленная из цветов, красивых

веток , а также, иногда, декоративных элементов нерастительного происхождения.

Правильно (букет)

7. Очень часто этот цветок называют «принцессой цветов». Имеют красивые удлинённые

лепестки и очень пестрый окрас, белый, оранжевый ярко розовый.

Правильно (лилия)

1



8. Это растение с красивыми, пышными цветами разной окраски. Является свадебным укра-

шением. В народе называют королевой цветов.

Правильно (роза).

Педагог: Молодцы ребята, вижу, что вы хорошо знаете флористический материал.

Педагог: Сегодня мы с вами будем изготовлять флористическую открытку. Это будет не-

большая открытка. Но прежде, чем приступить к работе, вспомним правила техники без-

опасности. Отгадайте загадку:

Два конца, два кольца, посередине гвоздик (Ножницы).

Педагог: Как нужно работать с ножницами?

Дети: Не оставлять ножницы на столе в раскрытом виде и не класть на край стола. При

вырезании ножницы не направлять друг на друга и передавать их в закрытом виде за

острые концы.

Педагог: Какую пословицу необходимо помнить при работе с ножницами?

Дети: Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Педагог: Что нужно помнить при работе с клеем?

Дети: - Не оставлять клей открытым .

- Не наносить на детали слишком много клея.

- Если клей попал на кожу, вытереть тряпкой, а в конце работы вымыть руки.

Педагог: Сегодня, мы будем делать открытку.

Возьмите лист белой бумаги, внимательно рассмотрите те листья, что есть у вас. Распола -

гайте сначала крупные листики, затем маленькие, так чтобы получилась выразительная

композиция.

Когда соберёте, ничего не приклеивайте. Я пройду посмотрю, что у вас получилось.

Дети создают композицию. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Педагог: У кого композиция готова, нужно приклеить. Затем вставить в рамку, которую я вам

приготовила.

Педагог: Выставите свои работы на мини-выставку.

- Очень красивые получились открытки. Теперь у вас есть открытка, которую вы всегда мо-

жете подарить своим близким. Давайте приберем на столах. Уберите мусор, чтобы было ак -

куратно и уютно.

На данном этапе занятие закончилось. На следующем занятие мы продолжим данную тему,

но составлять кроссворды будите сами, обмениваться и разгадывать.



В раздел образования