Автор: Якунина Татьяна Николаевна
Должность: педагог доп.образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТ Измайловский
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развивающие игры на занятиях флористики (флористическая открытка)
Раздел: дополнительное образование
«
Современные образовательные технологии
в практике дополнительного образования
»
«Развивающие игры на занятиях флористики»
Автор:
Якунина Татьяна Николаевна
педагог дополнительного
образования
ГБУДО ДТ ,,Измайловский”
Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая),,Художественная об-
работка природных материалов”
Срок реализации программы - 3 года.
Направленность - художественная.
Актуальность
- программа
способствует
формированию
и
развитию
творческих
способностей детей, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном
и творческом развитии. Программа составлена с учётом современных социокультурных об-
разовательных тенденций и в соответствии с государственной политикой в области дополни-
тельного образования: ориентация на индивидуальность конкретного учащегося, его способ -
ности, особенности дарования, интересы.
Отличительные
особенности
Занятие художественной обработкой природных материалов дает возможность детям
приобщиться к виду творчества, где ребёнок соавтор природы. Оно оказывает благотворное
влияние на общее состояние, настроение ребенка. Возможность переключиться на творче-
ство, воспитывает чувство внимательного отношения к природе, почувствовать себя ее ча-
стью, развивает умение видеть тонкие штрихи красоты мира природы.
На занятиях обучающиеся могут сформировать ориентиры в области охраны природы,
естествознания, цветоводства, ботаники, получить более широкое представление о многооб-
разии форм флоры, применяемой в дальнейшей работе, творчестве.
Дополнительная общеобразовательная программа создаёт условия для личностного
самоопределения и самореализации, профессиональной ориентации, обеспечивает процесс
социализации учащихся, развития мотивации в творческой деятельности, выявляет и поддер -
живает детей, проявивших творческие способности.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на учащихся от 8 до 14 лет.
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся средствами
декоративно-прикладного творчества.
Задачи
обучающие
-
познакомить с разнообразием природных материалов, научить способам их сбора, сушки и
хранения;
-
познакомить с основными приемами художественной обработки природных материалов;
-
познакомить с техникой «эскизной зарисовки»;
-
научить безопасному использованию инструментов и приспособлений;
-
научить основам композиции;
-
научить формулировать и выполнять последовательность действий, направленных на ко-
нечный результат (работу);
-
научить основам проверки применяемых технологий обработки материалов;
-
научить основам оценки качества и художественной ценности творческих работ;
-
познакомить с видами прикладного искусства;
развивающие
-
развивать наблюдательность, фантазию, воображение;
-
развивать пространственное мышление, глазомер;
-
развивать художественный и эстетический вкус;
-
развивать способности к анализу, сравнению, обобщению;
воспитательные
воспитывать у ребенка чувство ответственности за свои поступки, самодисциплину
воспитывать общую художественную культуру учащихся – в процессе обучения используя
общеобразовательные программы по природоведению, биологии, географии и т.д.;
воспитывать ответственное отношение учащихся к занятиям творчеством, к результатам
собственной творческой деятельности и деятельности сотрудников;
Методический и демонстрационный материал
методические пособия, слайды, репродукции художников, иллюстрированный матери-
ал, книги, открытки, плакаты по декоративно-прикладному искусству;
специальная литература по ИЗО, ботанике, зоологии, экологии, аранжировке, при -
кладному творчеству, флористике;
методический учебный материал по всем темам программы;
наглядные пособия, образцы, разработки;
печатные пособия, наборы открыток, альбомов, иллюстраций, календарей, плакатов и
т.д.
экранные пособия: слайды, видеофильмы в соответствии с тематикой программы;
раздаточный материал для обучающихся:
засушенный природный материал (цветы, листья, береста, мох и т.д.);
солома (овес, пшеница, рожь, ячмень);
пух (тополь, ива, кипрей, хлопок);
семена, плоды различных растений;
шпон различных пород дерева.
Планируемые результаты освоения программы:
предметные
В конце освоения программы «Художественная обработка природных материалов»
учащиеся будут
знать:
основные виды декоративно-прикладного искусства;
способы создания объемных композиций; из природного материала
способы создания работ из засушенных цветов и растений разных животных;
стиль и пластику пропорциональных форм;
разнообразие природных материалов, способы их сбора, сушки и хранения;
правила безопасного использования инструментов и приспособлений;
процесс технологической операции, технику самопроверки и самооценки своего изде-
лия;
требования к оценке качества и художественной ценности творческих работ;
уметь:
-
создавать разные стилизованные формы образов;
-
создавать сюжетную композицию из сложных конструкций;
-
представлять предметы через стилизацию, с помощью рисунка контурами, цветовы-
ми пятнами и аппликацией;
-
выполнять орнамент с помощью аппликации, из засушенных листьев и цветов;
-
создавать скульптуры из различных кореньев
-
создавать различные сувениры и открытки к праздникам, рельефные композиции
-
самостоятельно разрабатывать творческие проекты: от подготовки эскиза и подбора
растительного материала до окончательного оформления работы;
-
вести технологическую операцию, самопроверку и самооценку своего изделия.
Метапредметными:
-
Разовьются: наблюдательность, фантазия, воображение; пространственное мышление, глазомер;
художественный и эстетический вкус;
-
будут иметь:
представления о разнообразных видах прикладного искусства;
стремление к познанию окружающего мира;
способности к сравнению, обобщению;
-
будут уметь:
составлять план и последовательность действий;
прогнозировать результат;
корректировать и вносить необходимые дополнения в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценивать результат;
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных
условий.
Личностные
Будут уметь:
поддерживать аккуратность, настойчивость, усидчивость и терпение,
уважительно относиться к труду;
критически относиться к своим ошибкам и возможность их исправлять;
поддерживать достойную художественную культуру учащихся – в процессе обучения
используя общеобразовательные программы по природоведению, биологии, геогра-
фии и т.д.;
подходить творчески к выполнению работы;
вести технологическую операцию, самопроверку;
проявлять творчество, самостоятельность, фантазию и воображение.
Перечень используемых технологий
В своей работе применяю такие педагогические технологии, как:
Технология
личностно-ориентированного
обучения. Задача
педагога
–
не
«давать»
материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную
познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
В соответствии с данной технологией для каждого обучающегося составляется индивидуаль -
ный образовательный маршрут, который основывается на характеристиках, присущих данно -
му ребёнку, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы –
индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии
составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Это проявляется в личностном
подходе к каждому ребёнку во время занятий или к группе детей занятых в коллективной
работе. Личностный подход педагога к обучаемому заключается в
его взглядов, знаниях
мировоззрениях и интересах, т.е. определённый обучаемый недопонимает стилистику опре-
делённой работы. Цель и работа педагога в данном методе заключается в том, чтобы найти и
обнаружить у обучаемого способности и навыки тому или иному виду произведения или ра -
боте, дать раскрыть свои способности в определённом направлении.
Технологии группового обучения. Особенности групповой технологии заключаются в том,
что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; за -
дание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав
группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые
технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной дея-
тельности в группе:
одновременная работа со всей группой;
работа в парах;
групповая работа на принципах дифференциации.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает
на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каж -
дого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и
коллективность. В групповой работе или работе парами составы меняются, согласно уровня
подготовки и способностей во время обучения.
Из выше сказанного в индивидуальном под-
ходе, выявляются обучаемые в той или иной направленности работ, в которой у них преобла -
дают знания, умения, навыки. Вот такие обучаемые объединяются в парные и коллективные
творческие работы.
Коллективная работа обучающихся: их умение навыки фантазия и слаженность в работе
над каким либо общим проектом. Задача: выявить, учесть, развить творческие способности
детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный
продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, произведение.)
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей, при которой
все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе лю -
бого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенство -
ванию. Широко используется игра, состязательность, соревнование, для достижения конкрет-
ного положительного результата. В процессе обучающиеся приобретают навыки совместной
деятельности а также работе над различными совместными продуктами.
Игровые технологии.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими дея -
тельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельно -
сти, направленный на усвоение общественного опыта.
Различают следующие классификации педагогических игр:
по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психоло-
гические);
по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные,
контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуни-
кативные и др.);
по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и
др.).
В программе используются мной познавательные, развивающие, творческие коммуни -
кативные настольные игры. Игровые технологии дают заинтересованность к обучению, раз-
вивают у ребёнка мышление.
Развивающие игры на занятиях флористики.
Одним из вариантов игры на занятиях флористики является решение кроссвордов. Решение
красочных, иллюстрированных кроссвордов не оставит безразличным учащегося и сможет
заинтересовать его. Кроссворды помогут разнообразить занятие, сделать более эффективным
и привлекательным для учащихся. Кроме того, в случае успешного разгадывания, у ребёнка
повышается самооценка, улучшаются знания в области окружающего мира, а также появ-
ляется интерес к продолжению обучения в этом направлении.
Работа с кроссвордами проходит в несколько этапов.
1.
На начальном этапе работа с кроссвордом включает в себя беседу и обсуждения, а
также выявление знаний учащихся - название растений, цветов, деревьев и различных
природных материалов.
2.
На следующем этапе предлагаются кроссворды из названий растений и природных
материалов, известных обучающимся, которые разгадываются коллективно.
3.
Далее дети самостоятельно составляют простейшие кроссворды (название цветов, де -
ревьев, а также природных материалов), затем следует обмен кроссвордами друг с
другом и разгадывание кроссвордов учащимися.
Конспект занятия «Художественная обработка природных материалов»
Тема: «Флористическая открытка»
Цель: воспитать любовь к природе через изготовление флористической открытки.
Задачи:
1. Научить детей составлять композиции и правильно их оформлять, используя флористиче -
ский материал.
2. Развивать у учащихся творчество и фантазию.
3. Воспитать художественный и эстетический вкус, аккуратность, усидчивость и трудолюбие.
Материалы: плотная белая бумага, природный материал (засушенные цветы, листья, трава);
Инструменты: клей ПВА, карандаши, линейка, ножницы, нож канцелярский.
Дидактический материал: образец открытки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог: Здравствуйте ребята. Я очень рада нашей встрече. Скажите ребята, вы любите
фантазировать и придумывать?
Дети: Да!!!
Педагог: Тогда я предлагаю вам отправиться со мной в страну флористики и немного по-
играть. А для этого надо включить свое внимание, знания и сосредоточенность.
Итак, вни-
мание, я хочу предложить вам кроссворд из мира цветов. Далеко-далеко раскинулось царство
– страна чудес и волшебства, флористика!
1
Ребята, посмотрите на чудеса, которые творят в этой стране. Какой интересный и красочный
кроссворд из названий цветов перед вами. Как отгадаете этот кроссворд, так волшебная дверь
в страну Флористики и откроется.
Педагог: В страну Флористики может войти лишь тот, кто любит трудиться, фантазировать,
придумывать. Но чтобы попасть туда, нам нужно пройти несколько препятствий.
1. Какое растение широко используется в лечебных и косметических целях? Трудно найти
цветок нежнее и красивее.
Правильно ребята – (ромашка)
2. Один из популярных цветков, который можно найти в лесу, на поляне или в степи, а также
в декоративных посадках у садоводов.
Правильно это (колокольчик.)
3. Прекрасный первый весенний цветок, который дарит отличное настроение Вам и Вашим
близким!
Правильно ребята (тюльпан)
4. Эти цветы распространены в любительском садоводстве, парфюмерии, из него добывают
эфирные масла, о нем сложено множество легенд.
Правильно это (нарцисс)
5. Эти цветы могут иметь самый разнообразный окрас: белый, фиолетовый, черный, желтый.
Но все же традиционно этот цветок ассоциируется именно с синим цветом.
Правильно (василёк)
6. Художественная композиция декоративного назначения, составленная из цветов, красивых
веток , а также, иногда, декоративных элементов нерастительного происхождения.
Правильно (букет)
7. Очень часто этот цветок называют «принцессой цветов». Имеют красивые удлинённые
лепестки и очень пестрый окрас, белый, оранжевый ярко розовый.
Правильно (лилия)
1
8. Это растение с красивыми, пышными цветами разной окраски. Является свадебным укра-
шением. В народе называют королевой цветов.
Правильно (роза).
Педагог: Молодцы ребята, вижу, что вы хорошо знаете флористический материал.
Педагог: Сегодня мы с вами будем изготовлять флористическую открытку. Это будет не-
большая открытка. Но прежде, чем приступить к работе, вспомним правила техники без-
опасности. Отгадайте загадку:
Два конца, два кольца, посередине гвоздик (Ножницы).
Педагог: Как нужно работать с ножницами?
Дети: Не оставлять ножницы на столе в раскрытом виде и не класть на край стола. При
вырезании ножницы не направлять друг на друга и передавать их в закрытом виде за
острые концы.
Педагог: Какую пословицу необходимо помнить при работе с ножницами?
Дети: Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Педагог: Что нужно помнить при работе с клеем?
Дети: - Не оставлять клей открытым .
- Не наносить на детали слишком много клея.
- Если клей попал на кожу, вытереть тряпкой, а в конце работы вымыть руки.
Педагог: Сегодня, мы будем делать открытку.
Возьмите лист белой бумаги, внимательно рассмотрите те листья, что есть у вас. Распола -
гайте сначала крупные листики, затем маленькие, так чтобы получилась выразительная
композиция.
Когда соберёте, ничего не приклеивайте. Я пройду посмотрю, что у вас получилось.
Дети создают композицию. Педагог оказывает индивидуальную помощь.
Педагог: У кого композиция готова, нужно приклеить. Затем вставить в рамку, которую я вам
приготовила.
Педагог: Выставите свои работы на мини-выставку.
- Очень красивые получились открытки. Теперь у вас есть открытка, которую вы всегда мо-
жете подарить своим близким. Давайте приберем на столах. Уберите мусор, чтобы было ак -
куратно и уютно.
На данном этапе занятие закончилось. На следующем занятие мы продолжим данную тему,
но составлять кроссворды будите сами, обмениваться и разгадывать.