Напоминание

"Адаптация ребенка в детском саду"


Автор: Сошкина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 1944
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация ребенка в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для

ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным

пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация

включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых

зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от

сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном

учреждении. Как, вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по – своему.

Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось

бы рассказать родителям.

Во – первых, надо помнить, что до 2- 3 лет ребенок не испытывает

потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом

возрасте взрослый выступает для ребенка, как партнер по игре, образец по

подражанию и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном

внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами

нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям,

поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный

протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально

чувствительный.

Дети 2 – 3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми

ситуации общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти

страхи – одна из причин затруднения адаптации ребенка к яслям. Нередко

боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок

становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще

болеет, т.к.стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3 – 5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки,

поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно

реагируют на разлуку с ней.

Для эмоциональных неразвитых детей адаптация наоборот происходит

легко – у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи

указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в

дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет

коллективистки настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт

такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим

образом скажется на развитии его эмоциональной сферы – в дальнейшем

такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности.

Период начала систематического посещения детского учреждения очень

сложен для каждого ребенка.

При переходе к новому укладу жизни у него меняется все:

- режим дня

- окружающие его взрослые

- обстановка

- пища

- появляются новые сверстники

Поэтому совершено естественно, что ребенок испытывает в это время

большое эмоциональные и физические перегрузки.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому

саду: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации настроение ребенка становится устойчивым уже в

течение первого месяца. К концу этого периода у ребенка обычно

нормализуется аппетит, налаживается сон, не возникают острые

заболевания.

Привыкание средней тяжести длится 1,5 месяца, при этом ребенок

частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако

невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в

коллектив.

Тяжелая адаптация может на несколько растянуться на несколько месяцев и

сопровождается длительными и тяжелыми заболеваниями.

Можно ли сделать процесс адаптации мене болезненным для ребенка?

Конечно, можно!

Для этого нужно соблюдать некоторые рекомендации.

Родителям желательно поддерживать тесный контакт с сотрудниками

детского сада. Тогда сотрудники к моменту прихода ребенка в группу будут

знать, как можно больше о его привычках и воспитатели по возможности

постараются создать условия, схожие с домашними.

В первые дни и недели посещения детского сада, когда малыш испытывает

эмоциональную нагрузку, родителям желательно:

- быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми

- не перегружать ребенка новой информацией

- поддерживать дома спокойную обстановку

- не посещать многолюдные места

- не принимать дома шумные компании.

Когда ребенок впервые приходит в детский сад, у него происходит ломка

привычек серьезная перестройка всех его отношений с людьми.

Резкая смена условий нередко сопровождается тяжелыми переживаниями,

снижением активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье,

привыкание к новым социальным условиям протекает подчас очень

болезненно.

Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все:

отсутствие близкого человека, незнакомые взрослые, большое количество

детей, новый распорядок дня. Обращение взрослых с детьми также резко

отличается от того, к которому они привыкли дома.

Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у

него бурные реакции. Это отпугивает многих родителей и наводит их на

размышление о целесообразности устройства своего малыша в детский сад.

В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять

привычный уклад жизни детей. Особенно тяжело переносят дети разлуку с

родителями, если его рано приводят и оставляют до вечера.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить

ребенка на прогулку, на прогулке легче ориентироваться в окружающем,

легче познакомиться с воспитателем и детьми, так как условия здесь

напоминают условия домашнего двора.

Наблюдая за поведением детей в первые дни в группе, воспитатель

старается найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

Если ребенок теряется, жмется к матери, не надо настаивать, чтобы он сразу

подошел к незнакомому человеку, пусть немного освоится, лучше найти

возможность побеседовать втроем ( с ним и с матерью), дать ребенку

рассмотреть какую-нибудь игрушку, понаблюдать за играми детей.

Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных

проявлений, но не играет, подавлен, его состояние должно беспокоить не

меньше, чем состояние плачущих детей.

Можно посоветовать родителям на первых порах сократить время

пребывания детей в группе до минимума, а домашние условия приблизить к

детскому саду в организации режима, упражнении в самостоятельности,

чтобы ребенок мог, например, сам есть, обслуживать себя.

Многих неприятностей можно избежать, если начать ребенка готовить к

походу в детский сад заранее, а в первые , особенно ответственные дни,

проследить за тем, чтобы начало общественной жизни не стало для ребенка

тяжким испытанием.

1.

Зайдите в выбранный вами детский сад вместе с ребенком, покажите ему

группу, детскую площадку и т.д.

2.

Первое время ходите в сад вместе, например, вы могли бы предложить

помощь воспитателю во время прогулок и игр с детьми. Спустя некоторое

время начинайте отлучаться, но всегда предупреждайте малыша об

этом, постепенно каждый раз старайтесь уходить на более

продолжительное время.

3.

Принесите в сад несколько любимых игрушек и книжек малыша.

4.

Забирая ребенка из сада, всегда интересуйтесь, как прошел день,

ознакомьтесь с его «творчеством» и не скупитесь на похвалу.

5.

По прошествии двух-трех недель задайте воспитателю следующие

вопросы:

*приобрел ли ваш ребенок друзей?

*плачет ли он и как долго, когда вы уходите?

*охотно ли выполняет поручения взрослых?

*проявляет ли инициативу к деятельности?

*спит ли днем?

*хорошо ли ест?

6. Подумайте, оправдывает ли детский сад ваши ожидания? Если нет, то в

чем вы можете помочь малышу и воспитателям?

7. Если ваш ребенок тяжело адаптируется к обстановке детского сада –

найдите возможность забрать его из сада и проконсультироваться с

психологом.

Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у

взрослых, и не напрасно. Известно, что изменение социальной среды

сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого

внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие

малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир

широких социальных контактов. Если трехлетний малыш, готовящийся к

детскому саду, уже владеет речью, навыкам самообслуживания, испытывает

потребность в детском обществе, то ребенок раннего возраста менее

приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что

именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше

и труднее, чаще сопровождаются болезнями. Самое главное в этой ситуации

– не отчаиваться, так как после периода адаптации ребенок, скорее всего,

уже не будет так расстраиваться после вашего ухода.

Известный отечественный психолог А.И.Захаров рекомендует родителям

дать ребенку возможность после детского сада побегать, попрыгать,

поиграть, а вечером дома устройте небольшой семейный праздник,

например, совместное чаепитие, во время, которого вы можете похвалить

ребенка за проведенный день в детском саду при всех участниках этого

маленького праздника.

Все это поможет ребенку понять, что его любят, ждут его прихода из

детского сада, гордятся им.

ИТАК:

Соблюдайте дома в выходные и праздничные дни режим детского сада

Рассказывайте ребенку о том, что ждет его в детском саду

Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства

Попросите других членов семьи отводить ребенка в детский сад

Дайте ребенку с собой его любимую игрушку или какой-то предмет

Принесите в группу свою фотографию

Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания

Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада

После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской

площадке, дайте возможность ребенку подвигаться, поиграть

Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу

Будьте терпеливы.

ГБОУ Школа №1944

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ЛЕСОВИЧОК - 1»

СОШКИНА О.В.

2018-2019 уч.год



В раздел образования