Автор: Медведева Ольга Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 5
Населённый пункт: с.Казгулак, Туркменский район, Ставропольский край
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Составление авторской программы "Литература малой родины" "
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5» с. КАЗГУЛАК
ТУРКМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
спецкурса по краеведению
«Литература малой родины»
8 класс
Уровень общего образования: среднее общее образование
Количество часов: 35 ч.
Авторскую программу разработала:
Медведева Ольга Ивановна
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 5 с. Казгулак
Туркменского района Ставропольского края
2017 год
Авторская программа спецкурса «Литература малой родины» является составной частью учебной программы общеобразовательных
учреждений. Спецкурс предполагает изучение произведений казгулакских писателей и поэтов в
средней школе.
«Литература
малой
родины»,
являясь
самостоятельным
образовательным
предметом,
органично
входит
составной
частью
в
литературу
как
учебную
дисциплину. Она основана на литературных законах и стандартах, предусмотренных для РФ.
Требования к данному курсу определены в утвержденном Губернатором Ставропольского края национально - региональном
компоненте государственного образовательного стандарта. Литература села Казгулак теснейшим образом связана с традициями, обычаями,
культурой, искусством, историей, экономикой нашего края, района, села.
Согласно государственному образовательному стандарту, спецкурс направлен на достижение следующих целей:
-
формирование
духовно
развитой
личности,
обладающей
гуманистическим
мировоззрением,
национальным
самосознанием
и
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
-
постижение учащимися
произведений региональной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
-
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста,
представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
-
овладение
важнейшими
общеучебными
умениями
и
универсальными
учебными действиями
(формулировать
цели
деятельности,
планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников,
включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
Актуальность
и
современность
материала
спецкурса
обусловлены
тем,
что
обращение
к
краеведению
открывает
большие
возможности
для
проявления
творческих
способностей
учащихся
и
способствует
нравственно-эстетическому
воспитанию
юных,
становлении их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции учащихся. Спецкурс
акцентирует мысль о значении творчества писателей и поэтов родного села, создающих ценные в художественном плане произведения,
яркие литературные образы, равнозначные общенациональным и общепринятым фактам современного литературного процесса.
Село
Казгулак
–
многонациональное
село,
поэтому
изучение
книг
местных
авторов
прививает
учащимся
культуру
межнациональных отношений, культуру мира. Через учащихся, родителей педагоги могут стать активными пропагандистами культуры
мира, учителя должны учить детей уважать достоинство каждого человека, отвергать насилие, проявлять гуманизм.
Велико значение краеведения и в расширении литературного кругозора школьников, развитии у них интереса к художественной
литературе прошлого и наших дней, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных
произведений.
На примере произведений писателей-земляков дети учатся не только слышать слово
писателя, понимать друг друга, любить и
оберегать как всю нашу планету, так и то, что они видят каждый день, ту местность, где живут.
Программа
предполагает
заучивание
художественных
текстов
и
выразительное
чтение.
Рекомендуется
выучить
наизусть
2-3
стихотворения , 1 отрывок прозы.
Необходимый компонент программы - развитие речи учащихся: отзыв о прочитанном, о произведениях других искусств, сочинения
по доступной проблематике, в том числе и по нравственному воспитанию, сочинения о героях, создание сценариев, инсценировок, участие в
диалоге во время встречи с писателями.
Для изучения регионального компонента были отобраны произведения, с открыто выраженной авторской позицией, произведения,
отвечающие высоким критериям художественности. При составлении спецкурса учитывались местные условия, интересы и возможности
учащихся, учителя и школы.
Спецкурс,
как
и
программный
курс
литературы,
предполагает
развитие теоретических
понятий
о
произведении
как
художественном
единстве
(идейно-тематической
основе,
сюжете,
взаимосвязи
героев
и
обстоятельств,
способах
характеристики
действующих лиц, художественных особенностях); расширение знаний по стилистике.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осваивать новые виды деятельности;
участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических
норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим
народам;
Регулятивные УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще
неизвестно;
оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня
усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и
преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера.
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
Коммуникативные УУД:
планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками
–
определение
цели,
функций
участников,
способов
взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов,
принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Структура и содержание программы.
Построение курса основано на принципе взаимодействия с общей школьной программой по литературе. Региональная литература
рассматривается как часть общенациональной литературы и культуры.
В
программу
курса
включены
произведения
члена
союза
писателей
СССР
В.К.Малярова,
бывших
учителей
школы:
Б.Е.Калмыченко (учитель истории) и С.Ф. Медведевой (учитель русского языка и литературы).
Книга Б.Е.Калмыченко расширит знания школьников по истории страны, края, района, села. Рассказы С.Ф. Медведевой помогут
проникнуть в душу, понять психологический портрет героев, заставят сопереживать, сочувствовать героям. Кроме того, эти книги укрепят в
детях чувство гордости за село, за своих земляков, за своих предков.
Проза также представлена работами юных писателей, бывших и нынешних учеников школы, делающих первые шаги в литературе.
Поэзия представлена
следующими авторами Казгулака: Чашкиной Анастасии, Коротких Марины и Ирины, Тарасенко Галины,
Гальченко Ильи, Маляровой Юлии.
Праздник – презентация творчества любимого поэта и писателя завершает спецкурс.
Тематическое планирование
35 ч.
№
зан
яти
я
Тема занятия
Виды деятельности
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Введение – 2 часа
1
Введение. Программа курса.
Поэты и писатели Ставрополья,
Туркменского района,
села Казгулак (обзор).
Лекция учителя с элементами
творческой работы учащихся.
Работа с теоретическим
материалом, работа в
группах - составление
кластера «Литература
малой родины».
Регулятивные: принимает
и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Познавательные:
осознает познавательную
задачу, читает и слушает,
извлекает нужную
информацию, а также
самостоятельно находит ее
в материалах учебника,
рабочих тетрадях.
Коммуникативные:
задает вопросы, слушает и
отвечает на вопросы
других; формулирует
собственные мысли,
высказывает и
Формирование у
обучающихся
«стартовой»
мотивации к
обучению:
вырабатывать
положительное
отношение к
учению,
познавательной
деятельности,
желание
приобретать новые
знания, умения,
совершенствовать
имеющиеся.
обосновывает свою точку
зрения.
2
Литература села Казгулак. Жанры
произведений. Народные песни.
Составление конспекта в
парах сильный – слабый
«Жанровое своеобразие
словесного искусства».
Повторение малых
фольклорных жанров, их
отличительных
особенностей, причин
возникновения и целей
создания малых жанров
фольклора. Составление
таблицы «Виды песен».
Познавательные: осознае
т познавательную задачу,
читает и слушает,
извлекает нужную
информацию, а также
самостоятельно находит
ее.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно),
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные: строи
т небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
Формирование у
учащихся
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в
единстве и
разнообразии
природы, народов,
культур и религий.
Б.Е.Калмыченко «Жизнь пяти поколений» - 5 ч.
3
Литература как история. Значение
родного села в жизни страны (на
материале книги
Б.Е.Калмыченко). Из истории
создания рукописной книги.
Диалог учителя и
учащихся: проблемные
вопросы, беседа и
размышления.
Изучение содержания
Познавательные:
использует различные
способы поиска учебной
информации в
справочниках, словарях,
Желание
приобретать новые
знания, умения,
совершенствовать
имеющиеся;
Первые главы. «Казгулак на
Ставрополье».
книги, работа с
теоретическим
литературоведческим
материалом (основные
понятия «автор»,
«рукопись», «композиция
произведения»).
Привлечение
дополнительной
литературы, Интернета
необходимой информации,
подготовка сообщения.
энциклопедиях и
интерпретирует
информацию в
соответствии с
коммуникативными и
познавательными задачами
Регулятивные:
принимает и сохраняет
учебную задачу;
планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
слушает собеседника и
ведет диалог, признает
различные точки зрения и
право каждого иметь и
излагать своё мнение и
аргументировать свою
точку зрения и оценку
событий
осознавать свои
трудности и
стремиться к их
преодолению.
4
Воспоминания старожилов. «За
правду, за землю, за волю».
Становление советской власти,
революционные события на селе.
Размышления над
прочитанным. Творческий
поиск учеников: извлечение
из дополнительной
литературы, Интернета
воспоминания жителей
села. Подготовка
сообщения. Участие в
Познавательные:
использует различные
способы поиска учебной
информации в
справочниках, словарях,
энциклопедиях и
интерпретирует
информацию в
Проявляет желание
осваивать новые
виды
деятельности,
осознаёт себя как
индивидуальность.
диалоге,
высказывание своих
суждений.
соответствии с
коммуникативными и
познавательными задачами
Регулятивные:
овладевает способностью
принимать и сохранять
цели и задачи своей
деятельности.
Коммуникативные:
слушает собеседника и
ведет диалог, признает
различные точки зрения и
право каждого иметь и
излагать своё мнение и
аргументировать свою
точку зрения и оценку
событий
5
Занятие – размышление. «И снова
война - гражданская». Сложное
время, непростые решения.
Казгулакчане - славные воины.
Анализ и интерпретация
произведения, используя
сведения по истории и
теории литературы.
Вопросы по содержанию
книги Калмыченко.
Извлечение из
дополнительной
литературы, Интернета
необходимой информации.
Подготовка сообщения.
Участие в диалоге,
высказывание своих
суждений. Самооценка
событий.
Познавательные: понима
ет информацию,
представленную в
изобразительной,
схематичной, модельной
форме, использует
знаково-символические
средства для решения
различных учебных задач.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
Устанавливает
связь между целью
учебной
деятельности и её
мотивом,
осуществляет
нравственно-
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
6
Занятие – диалог. «Идет война
священная». Великая
Отечественная война в жизни
наших земляков. Героический
поступок Я.С.Калашникова.
Размышления над
страницами книги. Обмен
вопросами между
учениками. Обмен
найденной информацией о
войне. Размышления над
понятием «героический
поступок». Участие в
диалоге, высказывание
своих суждений.
Познавательные: понима
ет информацию,
представленную в
изобразительной,
схематичной, модельной
форме, использует
знаково-символические
средства для решения
различных учебных задач.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
Устанавливает
связь между целью
учебной
деятельности и её
мотивом,
осуществляет
нравственно-
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
7
«И снова мир». Восстановление
хозяйства, культуры. Жизнь в
колхозе «Первое мая».
Чтение с элементами
пересказа отрывков из
книги Калмыченко и других
произведений о войне,
найденных учащимися в
процессе подготовки
домашних заданий.
Размышления над
страницами книги.
Извлечение из
дополнительной
литературы, Интернета
необходимой информации и
подготовка сообщения.
Участие в диалоге,
высказывание своих
суждений.
Познавательные: понима
ет информацию,
представленную в
изобразительной,
схематичной, модельной
форме, использует
знаково-символические
средства для решения
различных учебных задач.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
Испытывает
желание осваивать
новые виды
деятельности,
участвовать в
творческом ,
созидательном
процессе; осознаёт
себя как
индивидуальность
и одновременно
как член общества.
В.К. Маляров – 13 ч.
8
Занятие - конференция.
Обзорная лекция
«Жизненный и творческий
путь В.К. Малярова -
члена союза писателей
СССР». (С
использованием
презентации)
Лекция учителя.
Знакомство с биографией
земляка, беседа о его
жизненном пути.
Размышления над смыслом
жизни человека. Участие в
диалоге, высказывание
своих суждений
Познавательные:
осмысливает цели чтения
и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
извлечение необходимой
информации из
прослушанного текста;
определение основной и
второстепенной
информации; свободная
ориентация и восприятие
текста; понимание и
адекватная оценка языка
произведения.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
Испытывает
положительное
отношение к
учению,
познавательной
деятельности,
желание
приобретать новые
знания, умения,
совершенствовать
имеющиеся
9
«Не
посторонние
мне
Беседа, проблемные задания,
Познавательные:
Устанавливает
люди».
Первый
сборник
пове стей
и
р а с с ка з ов
молодого прозаика.
самостоятельное раскрытие
нравственного содержания
произведения, нахождение
особенностей
произведения. Чтение и
творческий пересказ
рассказов Малярова.
осмысливает цели чтения
и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
извлечение необходимой
информации из
прослушанного текста;
определение основной и
второстепенной
информации; свободная
ориентация и восприятие
текста; понимание и
адекватная оценка языка
произведения.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
связь между целью
учебной
деятельности и её
мотивом,
осуществляет
нравственно-
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
10
«Перекрестки»
-
сборник
рассказов
и
пове с те й.
Беседа, обсуждение, проблем-
ные задания,
оценивание
Познавательные:
осмысливает цели чтения
Устанавливает
связь между целью
Герои рассказов – жители
степей, а также лесорубы,
моряки.
усваиваемого содержания,
обеспечивающее
личностный моральный
выбор. Формирование
представлений о
современном человеке-
труженике. Заключения
учащихся.
и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
извлечение необходимой
информации из
прослушанного текста;
определение основной и
второстепенной
информации; свободная
ориентация и восприятие
текста; понимание и
адекватная оценка языка
произведения.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
учебной
деятельности и её
мотивом,
осуществляет
нравственно-
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
11
«Хлопоты». Повесть и рассказы.
Повесть «Холода кончаются в
апреле» - посвящение нелегкому
Беседа, обсуждение, проблем-
ные задания,
оценивание
усваиваемого содержания,
Познавательные:
осмысливает цели чтения
и выбор вида чтения в
Устанавливает
связь между целью
учебной
труду чабанов, рассказы -
современникам.
обеспечивающее
личностный моральный
выбор.
Выбор каждым учеником и
анализ одного из рассказов
с целью создания
грамотного и интересного
понимания произведения
(по предварительному
заданию учителя).
зависимости от цели;
извлечение необходимой
информации из
прослушанного текста;
определение основной и
второстепенной
информации; свободная
ориентация и восприятие
текста; понимание и
адекватная оценка языка
произведения.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
деятельности и её
мотивом,
осуществляет
нравственно-
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
12
«Время выбора». Герои - сельские
труженики перед нелегким в
жизни выбором.
Беседа, обсуждение, проблем-
ные задания,
оценивание
усваиваемого содержания,
обеспечивающее
Познавательные:
осмысливает цели чтения
и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
Устанавливает
связь между целью
учебной
деятельности и её
личностный моральный
выбор.
извлечение необходимой
информации из
прослушанного текста;
определение основной и
второстепенной
информации; свободная
ориентация и восприятие
текста; понимание и
адекватная оценка языка
произведения.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
мотивом,
осуществляет
нравственно
-этическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
13
«Пожелай им благо, Господи».
История создания романа. Жизнь
бывшего афганца Ивана Бокарева
в городе, в селе.
Беседа, обсуждение, проблем-
ные задания,
оценивание
усваиваемого содержания,
обеспечивающее
личностный моральный
Познавательные:
осмысливает цели чтения
и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
извлечение необходимой
Устанавливает
связь между целью
учебной
деятельности и её
мотивом,
выбор.
Выработка суждений об
особом периоде в
современной истории.
Определение авторской
точки зрения.
информации из
прослушанного текста;
определение основной и
второстепенной
информации; свободная
ориентация и восприятие
текста; понимание и
адекватная оценка языка
произведения.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
осуществляет
нравственно-
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
14
Нравственные искания главного
героя. Положительные и
отрицательные герои романа.
Беседа, обсуждение, проблем-
ные задания,
оценивание
усваиваемого содержания,
обеспечивающее
личностный моральный
выбор. Составление
Познавательные:
осмысливает цели чтения
и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
извлечение необходимой
информации из
Устанавливает
связь между целью
учебной
деятельности и её
мотивом,
осуществляет
характеристики героя как
пример развития
самостоятельного и
аргументированного
суждения учащихся.
прослушанного текста;
определение основной и
второстепенной
информации; свободная
ориентация и восприятие
текста; понимание и
адекватная оценка языка
произведения.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
нравственно-
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
15
Картины сельского быта,
отношения между
односельчанами. Отражение
малой родины в романе.
Беседа, обсуждение, проблем-
ные задания,
оценивание
усваиваемого содержания,
обеспечивающее
личностный моральный
выбор. Размышления над
описаниями быта у
Познавательные:
осмысливает цели чтения
и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
извлечение необходимой
информации из
прослушанного текста;
Устанавливает
связь между целью
учебной
деятельности и её
мотивом,
осуществляет
нравственно-
Малярова в сопоставлении
с собственным жизненным
опытом (жизнь родителей,
знакомых…).
определение основной и
второстепенной
информации; свободная
ориентация и восприятие
текста; понимание и
адекватная оценка языка
произведения.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
16
«Мне юность машет издалека»-
короткие повести о непростой
судьбе моряков, рыбаков.
Беседа, обсуждение, проблем-
ные задания,
оценивание
усваиваемого содержания,
обеспечивающее
личностный моральный
выбор.
Создание представлений об
охвате жизненного
Познавательные:
осмысливает цели чтения
и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
извлечение необходимой
информации из
прослушанного текста;
определение основной и
Устанавливает
связь между целью
учебной
деятельности и её
мотивом,
осуществляет
нравственно-
этическое
пространства в творчестве
писателя и соответственно
о значении его творчества.
второстепенной
информации; свободная
ориентация и восприятие
текста; понимание и
адекватная оценка языка
произведения.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
оценивание
усваиваемого
содержания.
17
Занятие – суд. «Недорубы»
-
сборник
повестей
и
рассказов
о
проблемах,
б л и з к и х
С е в е р о -
Кавказскому региону.
Анализ текста, определение
жанра литературного
произведения,
формулирование идеи,
проблематики
произведения, составление
характеристики героям.
Самостоятельные
выступления учащихся.
Познавательные:
осмысливает цели чтения
и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
извлечение необходимой
информации из
прослушанного текста;
определение основной и
второстепенной
Устанавливает
связь между целью
учебной
деятельности и её
мотивом,
осуществляет
нравственно-
этическое
оценивание
информации; свободная
ориентация и восприятие
текста; понимание и
адекватная оценка языка
произведения.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
усваиваемого
содержания.
18
Занятие-диспут.
Продолжение
традиции
изображения
«маленького
ч е л ов е к а »
в
п о в е с т и
«Недорубы».
Анализ текста, определение
жанра литературного
произведения,
формулирование идеи,
проблематики
произведения, составление
характеристики героям.
Познавательные:
осмысливает цели чтения
и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
извлечение необходимой
информации из
прослушанного текста;
определение основной и
второстепенной
информации; свободная
Устанавливает
связь между целью
учебной
деятельности и её
мотивом,
осуществляет
нравственно-
этическое
оценивание
усваиваемого
ориентация и восприятие
текста; понимание и
адекватная оценка языка
произведения.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
содержания.
19
Занятие – экспедиция.
В.К.Маляров – корреспондент
газеты пограничников «На
рубежах Родины».
Характеристика географии
и проблематики
корреспондентской
деятельности писателя.
Характеристика поступков
героев, анализ
своих. Извлечение из
дополнительной
литературы, Интернета
необходимой информации и
подготовка сообщения.
Познавательные:
осмысливает цели чтения
и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
извлечение необходимой
информации из
прослушанного текста;
определение основной и
второстепенной
информации; свободная
ориентация и восприятие
Устанавливает
связь между целью
учебной
деятельности и её
мотивом,
осуществляет
нравственно -
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
Участие в диалоге,
высказывания своих
суждений.
текста; понимание и
адекватная оценка языка
произведения.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
20
Занятие – откровение. Встреча с
писателем-земляком
Встреча с писателем,
беседа с ним, обсуждение
тем и проблем его
произведений. Участие в
диалоге, умение
высказывать свои суждения.
Познавательные:
Использование различных
способов поиска учебной
информации и
интерпретации
информации в
соответствии с
коммуникативными и
познавательными задачами
Регулятивные:
Уметь оценивать и
формулировать то, что уже
Желает
приобретать новые
знания, умения,
совершенствовать
имеющиеся;
участвует в
творческом,
созидательном
процессе.
усвоено
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге:
высказывать свои
суждения по теме,
анализировать
высказывания
собеседников
Медведева С.Ф.- 5 ч.
21
Жизненный и творческий путь
Медведевой С.Ф. Нравственные
проблемы рассказа «Расплата за
расчет»
Знакомство с биографией.
Размышления над смыслом
жизни человека. Участие в
диалоге, высказывание
своих суждений.
Определение
индивидуальных
особенностей творчества
С.Ф. Медведевой. Аналогии
с литературными заметками
и записными книжками
русских писателей.
Познавательные:
Использование различных
способов поиска учебной
информации и
интерпретации
информации в
соответствии с
коммуникативными и
познавательными задачами
Регулятивные:
Уметь оценивать и
формулировать то, что уже
усвоено
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге:
высказывать свои
суждения по теме,
анализировать
высказывания
собеседников
Положительно
относится к
учению,
познавательной
деятельности,
желает
приобретать новые
знания, умения,
совершенствовать
имеющиеся.
22
Занятие-диспут. Отношения
«отцов « и «детей» в рассказе «Я
под эту балалайку припевала,
плакала».
Чтение рассказа учителя,
размышление по теме,
умение четко,
стилистически грамотно
Познавательные:
Использование различных
способов поиска учебной
информации и
Положительно
относится к
учению,
познавательной
излагать свои
мысли. Участие в диспуте,
высказывание своих
суждений.
интерпретации
информации в
соответствии с
коммуникативными и
познавательными задачами
Регулятивные:
Уметь оценивать и
формулировать то, что уже
усвоено
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге:
высказывать свои
суждения по теме,
анализировать
высказывания
собеседников
деятельности,
желает
приобретать новые
знания, умения,
совершенствовать
имеющиеся.
23
Рассказ «На житейских
перекрестках» - о людях нашего
села.
Чтение и анализ
произведения, нахождение
средств художественной
выразительности. Участие в
диспуте, высказывание
своих суждений.
Познавательные:
Использование различных
способов поиска учебной
информации и
интерпретации
информации в
соответствии с
коммуникативными и
познавательными задачами
Регулятивные:
Уметь оценивать и
формулировать то, что уже
усвоено
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге:
высказывать свои
суждения по теме,
Положительно
относится к
учению,
познавательной
деятельности,
желает
приобретать новые
знания, умения,
совершенствовать
имеющиеся.
анализировать
высказывания
собеседников
24
Проблема карьеры, выбора
жизненного пути в рассказах
«Валентин, Валентина» и
«Тюльпаны в октябре».
Чтение рассказа,
размышление по теме,
умение четко,
стилистически грамотно
излагать свои
мысли. Участие в диспуте,
высказывание своих
суждений.
Познавательные:
Использование различных
способов поиска учебной
информации и
интерпретации
информации в
соответствии с
коммуникативными и
познавательными задачами
Регулятивные:
Уметь оценивать и
формулировать то, что уже
усвоено
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге:
высказывать свои
суждения по теме,
анализировать
высказывания
собеседников
Положительно
относится к
учению,
познавательной
деятельности,
желает
приобретать новые
знания, умения,
совершенствовать
имеющиеся.
25
Вечная тема человеческой любви
в произведениях «Еще раз о
любви», «Несостоявшееся
свидание».
Восприятие и анализ
текста, определение жанра
литературного
произведения,
формулирование идеи,
проблематики
произведения, составление
характеристики героям.
Развитие предложенной в
рассказах Медведевой темы
Познавательные:
Использование различных
способов поиска учебной
информации и
интерпретации
информации в
соответствии с
коммуникативными и
познавательными задачами
Регулятивные:
Положительно
относится к
учению,
познавательной
деятельности,
желает
приобретать новые
знания, умения,
совершенствовать
имеющиеся.
в устных творческих
попытках учеников.
Уметь оценивать и
формулировать то, что уже
усвоено
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге:
высказывать свои
суждения по теме,
анализировать
высказывания
собеседников
Юные писатели села - 6 ч.
26
Школьная жизнь: контрольные,
танцы, поездка на озеро…и первая
школьная любовь в рассказе
Бондаревой Елены «Мечты
сбываются».
Восприятие и анализ
текста, определение жанра
литературного
произведения,
формулирование идеи,
проблематики
произведения, составление
характеристики героям.
Познавательные:
выполняет учебно-
познавательные действия в
материализованной и
умственной
форме; осуществляет для
решения учебных задач
операции анализа,
сравнения,
классификации, делает
обобщения, выводы.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану
Коммуникативные:
строит небольшие
Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной дельности
и формирование
личностного
смысла учения
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
27
Рассказ Бондаревой Елены
«Случайная встреча». Месяц,
проведенный в лагере отдыха,
прошел быстро и насыщенно.
Восприятие и анализ
текста, формулирование
идеи, проблематики
произведения, составление
характеристики героям.
Сопоставление с ранее
изученными
произведениями.
Познавательные:
выполняет учебно-
познавательные действия в
материализованной и
умственной
форме; осуществляет для
решения учебных задач
операции анализа,
сравнения,
классификации, делает
обобщения, выводы.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной дельности
и формирование
личностного
смысла учения
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
28
Рассказ Бондаревой Елены
«Чудеса бывают». Мечта о чудесах
и реальность.
Восприятие и анализ
текста, формулирование
идеи, проблематики
произведения, составление
характеристики героям.
Познавательные:
выполняет учебно-
познавательные действия в
материализованной и
умственной
форме; осуществляет для
решения учебных задач
операции анализа,
сравнения,
классификации, делает
обобщения, выводы.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной дельности
и формирование
личностного
смысла учения
конкретных учебно-
познавательных задач.
29
Фантастика и реальность в
рассказе Мащенко Анастасии
«Призраки любви»
Восприятие и анализ
текста, определение жанра
литературного
произведения,
формулирование идеи,
проблематики
произведения, составление
характеристики героям.
Сопоставление с ранее
изученными
произведениями.
Познавательные:
выполняет учебно-
познавательные действия в
материализованной и
умственной
форме; осуществляет для
решения учебных задач
операции анализа,
сравнения,
классификации, делает
обобщения, выводы.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной дельности
и формирование
личностного
смысла учения
30
Мечта героини о полноценной
семье в рассказе Варениковой
Екатерины «Папа». «Вера» -
произведение о жизненном
выборе, стоящем перед каждым
человеком.
Восприятие и анализ
текста, формулирование
идеи, проблематики
произведения, составление
характеристики героям.
Сопоставление с ранее
изученными
произведениями.
Познавательные:
выполняет учебно-
познавательные действия в
материализованной и
умственной
форме; осуществляет для
решения учебных задач
операции анализа,
сравнения,
классификации, делает
обобщения, выводы.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной дельности
и формирование
личностного
смысла учения
31
Рассказ Кондауровой Юлии
«Качели» - произведение о первой
любви. «Лакомство». События
Восприятие и анализ
текста, формулирование
идеи, проблематики
Познавательные:
выполняет учебно-
познавательные действия в
Принятие и
освоение
социальной роли
происходят в сложные 90- годы
прошлого столетия.
произведения, составление
характеристики героям.
Сопоставление с ранее
изученными
произведениями.
материализованной и
умственной
форме; осуществляет для
решения учебных задач
операции анализа,
сравнения,
классификации, делает
обобщения, выводы.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
обучающегося,
развитие мотивов
учебной дельности
и формирование
личностного
смысла учения
Юные поэты села – 2 ч.
32
Поэзия бывших учеников:
Чашкиной Анастасии, Коротких
Марины и Ирины, Тарасенко
Галины.
Выполнение творческих
заданий, выразительное
чтение, восприятие и
анализ стихотворений,
заучивание материала.
Познавательные:
выполняет учебно-
познавательные действия в
материализованной и
умственной
Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
форме; осуществляет для
решения учебных задач
операции анализа,
сравнения,
классификации, делает
обобщения, выводы.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
учебной дельности
и формирование
личностного
смысла учения
33
Поэзия нынешних учеников:
Гальченко Ильи, Маляровой
Юлии.
Выполнение творческих
заданий, выразительное
чтение, восприятие и
анализ стихотворений,
заучивание материала.
Познавательные:
выполняет учебно-
познавательные действия в
материализованной и
умственной
форме; осуществляет для
решения учебных задач
операции анализа,
Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной дельности
и формирование
личностного
сравнения,
классификации, делает
обобщения, выводы.
Регулятивные: принимае
т и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
смысла учения
Итоговое занятие – 2 ч.
34
«Проба пера». Занятие -
практикум.
Творческие задания,
самостоятельная работа,
выразительное чтение, беседа
по вопросам.
Познавательные:
выполняет учебно-
познавательные действия в
материализованной и
умственной
форме; осуществляет для
решения учебных задач
операции анализа,
сравнения,
классификации, делает
Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной дельности
и формирование
личностного
смысла учения
обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно
оценивает свои
достижения, осознает
возникающие трудности,
осуществляет поиск
причин и пути
преодоления.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
35
Итоговое занятие. Праздник –
презентация
Ответы на вопросы,
анализ
любимого произведения,
определение жанра
литературного
произведения.
Познавательные:
выполняет учебно-
познавательные действия в
материализованной и
умственной
форме; осуществляет для
решения учебных задач
операции анализа,
сравнения,
классификации, делает
обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно
оценивает свои
Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной дельности
и формирование
личностного
смысла учения
достижения, осознает
возникающие трудности,
осуществляет поиск
причин и пути
преодоления.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
Список литературы:
1. Время выбора: повести и рассказы. – Ставрополь: Кн. Изд-во, 1988 г. – 284с.
2. Исследовательские работы учащихся.
3. Калмыченко Б.Е.. Жизнь пяти поколений. Из истории с. Казгулак.1978.
4. Литературное краеведение Ставрополья . Региональный учебник для 5-8 классов общеобр. учрежден., Ставрополь, 2001 г.
5. Маляров В.К. Пожелай им благо, Господи. –ЮРКИТ.-1996.
6. Материалы сети Интернет.
7. Мне юность машет издалека: короткие повести/ Б-ка писателей Ставрополья для школьников. Изд. 1. – М.: ООО «Центр - ЛР», 2001г.
8. Недорубы: повести рассказы– Ставрополь: Кн. Изд-во, 2011.
9. Не посторонние мне люди: повесть и рассказы. – Ставрополь: Кн. Изд-во, 1981.
10. Перекрестки: повесть и рассказы. – Ставрополь: Кн. Изд-во, 1982.
11. Пожелай им благо, Господи: роман в двух частях. – Ставрополь: «ЮКРИТ», 1996г.
12.Сборник стихов и рассказов жителей села Казгулак.- 2017.
13.Сидоренко З.Я. Литература Ставрополья и Северного Кавказа : Спецкурс , 8 кл., - Ставрополь, СКИПКРО, 1997 г.
14. Статьи из газеты //Рассвет.
15. Хлопоты: повесть и рассказы. – Ставрополь: Кн. Изд-во, 1985г.
16. Южная звезда// Литературный журнал. № 1.2012.
17. Южная звезда// Литературный журнал. № 4.2015.