Автор: Ажиркова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность по изучению природы родного края в рамках внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ РОДНОГО
КРАЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 слайд
В условиях обучения в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального
общего
образования
уделяется
большое
внимание
внеурочной
деятельности школьников.
2 слайд
В
начальной
школе
закладываются
основы
личностной
культуры.
В
этот
период ребёнок учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям
как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения.
В процессе общения с природой и окружающим миром ребёнок учится говорить,
мыслить,
общаться,
изучать
нормы
социальной
и
экологической
культуры.
В
настоящее время очень важно прививать детям любовь к родному краю, бережное
отношение к природе. Природа является источником материального и духовного
состояния существования человека. Изучая природу родного края, ребёнок узнает
много нового и интересного об области, в которой он проживает, учится бережному
отношению к окружающему миру.
3 слайд
Существует противоречие между необходимостью развития универсальных
учебных
действий
у
учащихся
младшего
школьного
возраста
и
ограничениями
имеющихся образовательных технологий в решении этой задачи.
Указанное противоречие делает актуальным попытки поиска новых способов
р а з в и т и я
м е т а п р е д м е т н ы х
у м е н и й
у
м л а д ш и х
ш к о л ь н и к о в .
Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны:
-способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися
содержания начальной школы и
- закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как
ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
4 слайд
В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования,
особую значимость приобрела задача развития творческих способностей личности
ученика.
Решению
этих
задач
во
многом
способствует
использование
в
педагогической практике новых образовательных технологий. К их числу, безусловно,
относится метод проектов.
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к
уровню
знаний
выпускников
школ,
но
и
к
умению
работать
самостоятельно,
к
способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.
Один
из
возможных
способов
достижения
указанных
целей
-
научно-
исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность включает в себя материал, не содержащийся в
базовой программе, поэтому расширяет кругозор и творчество детей в школе. Это
способствует
умению
учащихся
самостоятельно
мыслить,
ставить
и
решать
проблемы, привлекать знания из различных областей, уметь прогнозировать результат
своей деятельности, вести экологические и краеведческие исследования.
5 слайд
УМК «ПНШ» предполагает проектную работу, как на уроках, так и во
внеурочной деятельности. Рaбoчaя программа по изучению природы родного края для
учащихся начальных классов разработана на основе авторской программы Чураковой
Р. Г. «Окружающий мир. Внеурочная проектная деятельность по изучению природы
родного края».
Основные
направления
программы:
научно-познавательное,
духовно-
нравственное и социальное.
В нашей гимназии успешно реализуется программа внеурочной деятельности
«Изучение природы родного края», которая соответствует целям и задачам ООП
НОО.
Проектная
исследовательская
деятельность,
связанная
с
изучением
курса
«Окружающий
мир»,
имеет краеведческую направленность
и
способствует
ф о р м и р о в а н и ю экол огической
и
культурол огической
г р а м о т н о с т и и
соответствующих компетентностей:
•
умений проводить наблюдения в природе,
•
ставить опыты,
•
заботиться об окружающей среде,
•
проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке,
в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
6 слайд
Цель программы — формирование информационной грамотности обучающихся на
основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Задачи программы:
овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе
родного края,
освоение
норм
и
способов
сотрудничества
и
способов
общения
со
сверстниками и родителями,
формирование
ценностно-смысловых
ориентиров
по
охране
окружающей
среды.
7 слайд
Реализация программы проектной внеурочной деятельности предполагает
взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные
особенности:
•
Краеведческая
направленность
курса,
связанная
с
изучением
родного
края.
•
Долгосрочный
характер
познания
природы
и
культуры
своего
края
(программа может быть рассчитана на все четыре года обучения).
•
Проектная
внеурочная
деятельность
может
носить
как групповой
(экскурсии,
кружки,
факультативы,
заседание
научных
клубов
младших
школьников,
олимпиады,
выставки),
так
и индивидуальный
характер
(выполнение
домашних
заданий:
оформление
результатов
наблюдений
и
проведенных экспериментов;
•
подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными
явлениями
в
каникулярные
дни
и
заполнение
дневников
наблюдений,
экскурсии с родителями и т. д.).
8, 9 слайд
Цель проектной деятельности по созданию пособий
– изучение природы
Самарского края.
Конечный
результат
1-го
года
занятий
обучающихся
-
«Определитель
растений
Самарского
края», коллективный продукт, результат совместной работы
детей (персональные изделия), учителя, (картотека книг о растениях) и родителей
(фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений,
картотека по теме проекта).
10 слайд
Конечный результат 2-го года занятий – пособие для внеурочной деятельности
учащихся
«Опыты,
наблюдения,
эксперименты». Это–коллективный продукт. Он
включает в себя: описание этапов проведенных опытов, экспериментов, наблюдений с
фотографиями, рисунками, презентацией.
Конечный результат
3-го года занятий
учащихся -
пособие для внеурочной
деятельности обучающихся 3-го класса «Иллюстративные материалы по постановке
опытов и экспериментов».
11 слайд
Конечный результат 4-го года занятий учащихся - пособие для внеурочной
деятельности обучающихся 4-го класса – альбом по теме «Самарский край – часть
великой России» (фотографии достопримечательностей родного края).
Стараюсь простроить работу таким образом, чтобы сформировать у детей умения
работать с источниками
информации и наблюдений во время экскурсий. Итогом
работы по каждому разделу программы является оформление страниц «Определителя
растений
родного
края»
рисунками,
фотографиями,
засушенными
листьями
и
семенами (1 класс). Проводится отчёт о проделанной работе в виде выступления.
Изучая раздел «Дикорастущие растения региона», дети собирают материал о
деревьях,
кустарниках
и
травянистых
растениях
Самарской
области.
Во
время
экскурсий в парк, ботанический сад дети учатся различать деревья и кустарники по
кроне
и
листьям.
Дети
собирают
опавшие
листья
и
семена
этих
растений,
засушивают их, делают зарисовки листьев деревьев и кустарников, фотографии. Они
находят интересный, занимательный материал о дикорастущих растениях региона –
это сказки, поговорки и пословицы, загадки, скороговорки и т.д. Результат - выставка
работ обучающихся
.
12 слайд
Актуальность
программы
курса
внеурочной
деятельности
«Изучение
природы
родного
края»
(автор
Р.Г.Чуракова)
обусловлена
тем,
что
он
является
пропедевтическим к изучению в основной школе факультативной программы по
краеведению
«Самароведение», введенного
в
практику
обучения
в
Самарской
области.
Поскольку программа реализуется уже несколько лет, её эффективность
подтверждена экспериментальными данными.
13 слайд
Анкетирование родителей детей, участвующих в проектной деятельности в
рамках курса «Изучение природы родного края»,
показывает удовлетворенность
родителей и детей внеурочной деятельностью на 95 %.
Родители отмечают :
познавательную активность школьников (82%);
интерес к природным сообществам родного края (74%);
бережное отношение к окружающему миру (90%);
развитие коммуникативных способностей своих детей (90 %).
14 – 15 слайд
Необходимо отметить высокое качество обученности и уровень развития
УУД младших школьников гимназии «Перспектива», о чем
свидетельствуют результаты мониторинговых работ в 4-х классах (апрель 2019).
В нашей гимназии успешно действует практика научно – практических
конференций,
на
которых
юные
исследователи
выступают
с
сообщениями
об
исследованиях,
выполненных
самостоятельно
или
под
руководством
учителей
гимназии. Подобные мероприятия не замыкаются в рамках гимназии, а выходят на
городские,
областные
и
республиканские
уровни.
Разработанные
проекты
применяются на практике в учебной и внеурочной деятельности.
Так в городской
конференции «Первые шаги в науку» в 2017-2018 учебном году приняли участие 60
учащихся начальной школы, которые стали победителями в 61 номинации.
16 слайд
При разработке и проведении занятий по внеурочной деятельности, стараюсь
использовать различные технологии, в условиях реализации требований ФГОС
Информационно – коммуникационные технология;
Проектные технологии;
Технология развивающего обучения;
Здоровьесберегающие технологии ;
Технология проблемного обучения;
Игровые технологии и другие.
17 слайд
Эффективным
приемом
при
проведении
занятий
в
рамках
внеурочной
познавательной
деятельности
«Изучение
природы
родного
края»
являются
внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся:
высказать
свою
точку
зрения,
соотнести
собственное
отношение
к
обсуждаемому вопросу с мнениями других детей и, возможно, изменить свои
взгляды на мир.
Позитивное
отношение
к
знанию
как
к
общественной
ценности
удачно
вырабатывается у школьников в процессе проведения интеллектуальных игр. Здесь
знание и умение его использовать становятся высшей ценностью для участников
группы, кроме того, коллективные игры воспитывают важные социальные навыки:
умение работать в команде,
умение слышать друг друга,
умение сдерживать эмоции и др.
Формы игры могут варьироваться в зависимости от цели занятия.
18 слайд
Таким образом, достигается главная цель проектной деятельности – овладение
обучающимися основных практико-ориентированных знаний о природе родного края,
освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и
родителями,
формирование
ценностно-смысловых
ориентиров
по
охране
окружающей среды.