Автор: Дунаев Артём Владимирович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 517 с углубленным изучением предметов экономического профиля
Населённый пункт: Выборгского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Исследование явлений, связанных с проявлением силы упругости для тел, подвешенных на пружине"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка: “Исследование явлений, связанных с
проявлениями силы упругости для тел, подвешенных на пружине”
Автор-составитель: Дунаев А.В.
Дидактическая цель: формирование у обучающихся умений по применению
методов экспериментального исследования
Планируемые предметные результаты: учащийся научится
проводить прямые измерения веса грузов при помощи динамометра,
растяжения пружины при помощи линейки;
косвенные измерения жесткости пружины;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера,
описывать физические явления, используя физические величины;
Предполагаемое место лабораторной работы в рабочей программе
учителя: 7 класс. Тема: Сила упругости. Закон Гука.
Набор экспериментальных заданий для проведения лабораторной
работы:
I.
Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, грузы соберите
установку для проверки гипотез:
-
“Размах колебаний уменьшается с течением времени”.
-
“Частота колебаний одного тела на пружине больше частоты
колебаний трех тел на пружине ”.
В отчете:
1.
запишите цель опыта (2 балла)
2.
сделайте рисунок опытной установки (2 балла)
3.
опишите порядок проведения опыта (2 балла)
4.
проверьте соответствие гипотез полученным результатам
экспериментов (2 балла)
II.
Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и
три груза соберите экспериментальную установку для определения
жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней 3
груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В отчете:
1.
Сделайте рисунок экспериментальной установки (2 балла)
2.
Запишите формулу для расчета жесткости пружины (2 балла)
3.
Укажите результаты измерений веса грузов и удлинения пружин
(2 балла)
4.
Запишите численное значение жесткости пружины.(2 балла)
III.
Используя штатив с муфтой и лапкой, линейку, пружину, динамометр и
три груза соберите установку для определения зависимости растяжения
пружины от веса грузов, прикрепленных к ней.
В отчете:
1.
сделайте рисунок экспериментальной установки (2 балла)
2.
укажите результаты измерения веса грузов и удлинения
пружин для трех случаев в виде таблицы(2 балла)
3.
сформулируйте вывод о зависимости растяжения пружины
от веса прикрепленных к ней грузов.(2 балла)
Типы
экспериментальных
заданий
Типы лабораторных работ
Наблюдение
Прямое
измерение
Косвенное
Установлени
е
зависимости
С неявно заданной
целью
С явно заданной целью
II
С выбором условий
проведения
III
Со списком гипотез
I
Критерии оценки задания
I:
1.
Сформулирована цель наблюдения.
2.
Сделан рисунок установки, соответствующий условиям работы.
3.
Описан ход опыта.
4.
Сформулирован вывод по полученным результатам.
Критерии оценки задания
II:
1.
Сделан рисунок установки.
a.
рисунок соответствует условию работы;
b.
указано наличие приборов, запись или изображение;
c.
есть указание на способ измерения физической величины.
2.
Записана формула для расчета жесткости пружины.
3.
Проведены прямые измерения.
a.
есть название (обозначение) физической величины
b.
указаны единицы измерения физической величины, соответствующие
используемому прибору.
4.
Рассчитана жесткость пружины
Критерии оценки задания
III:
:
1.
Сделан рисунок установки.
a.
рисунок соответствует условию работы;
b.
указано наличие приборов, запись или изображение;
c.
есть указание на способ измерения физической величины.
2.
Проведены прямые измерения.
a.
есть название (обозначение)
b.
указаны единицы измерения физической величины, соответствующие
используемому прибору.
c.
данные занесены в таблицу.
3.
Сформулирован вывод по полученным результатам.