Напоминание

"Экологическое образование в общеобразовательной школе"


Автор: Букина Наталья Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 34"
Населённый пункт: город Рязань Рязанская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое образование в общеобразовательной школе"
Раздел: полное образование





Назад




Букина Наталья Александровна,

учитель биологии высшей квалификационной категории

МБОУ «Школа № 34» г. Рязань Рязанская область

Экологическое образование учащихся в общеобразовательной школе.

Цели работы:

1.

Стимулировать

школьников

к

постоянному

пополнению

знаний

об

окружающей среде (уроки-конференции, уроки-деловые игры,

уроки

-

семинары,

уроки

-

диспуты,

уроки

-

путешествия,

беседы,

рефераты, КВН, викторины, праздники);

2.

Развивать творческое мышление, умение предвидеть последствия

природообразующей деятельности человека (наблюдения, беседа,

лабораторная работа).

3.

Развивать исследовательские навыки, умения, принятие экологически

грамотных и целесообразных решений;

4.

Вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению

проблем окружающей среды (участие в природоохранных акциях,

защиты природы от разрушения, пропаганда экологических знаний-

лекции, беседы, праздники, конференции, декады).

Задачи:

1.

Понимание современных проблем окружающей среды;

2. Развитие критического отношения учащихся к результатам

деятельности человека;

3. Умение анализировать собственное поведение в природе,

формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.

В решении этих задач использую основные принципы экологического

образования:

1.

Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся

понимание единства окружающего мира.

2.

Принцип межпредметных связей, раскрывающих единство и

взаимосвязь окружающего мира.

3.

Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый

возрастной период.

4.

Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов,

способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей

средой.

Многие из этих принципов нельзя полноценно реализовывать в

рамках урока. Решение задач осуществимо только при условии взаимосвязи

обучения и воспитания с различными типами и видами внеурочной работы.

В условиях современной сложной экологической ситуации в нашей

стране важна экологизация всей системы образования и воспитания

подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов

экологического образования является принцип непрерывности- это

взаимосвязанный постепенный процесс обучения, воспитания и развития

человека на протяжении всей его жизни.

Главная цель моей работы привлечь внимание учащихся к современным

экологическим проблемам, пробудить творческие способности ребят,

стимулировать самостоятельную работу школьников, усилить их желание

принять активное участие в природоохранной деятельности.

При формировании эколого-краеведческих знаний особое внимание уделяю

методике организации и проведении уроков и внеурочных мероприятий.

Школьники на уроках и во время внеурочных мероприятий знакомятся с

состоянием родного края, своего района и области. Анализируют свои

поступки и поступки других людей по отношению их к окружающей среде.

Учащиеся проводили научно-исследовательскую работу по изучению

растений и животных Кадомского района Рязанской области. Я являюсь

автором Красной книги «Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения

растения и животные Кадомского района Рязанской области». С помощью

этого пособия школьники смогут не только расширить и углубить свои

знания. Оно поможет им в подготовке самостоятельных докладов с

сообщений, в понимании экологических проблем современности, осознании

значения охраны родной природы.

Красная книга Кадомского района передана в районный краеведческий

музей п.г.т. Кадом Кадомского района Рязанской области.

В нашей школе за основу педагогической деятельности взято экологическое

направление работы, осуществляемое на основе программы НЭО

(непрерывное экологическое образование). Система непрерывного

образования состоит из 2-х взаимосвязанных блоков: 1 ступень (начальная

школа) и 2 ступень (5-9 класс). При её организации существует тесное

сотрудничество учителей начального и среднего звена школы. Проводятся

открытые уроки, внеклассные мероприятия по экологии на которых

присутствуют педагоги, родители.

В своей работе использую следующие группы проектов; «Моя зелёная

школа», «Экологическая лестница», «Дети и птицы», «Моя семья» и другие.

В течение года ребята занимаются не только теоретической, но и

общественно-полезной деятельностью: работают на пришкольном участке,

выполняют работы по уходу за комнатными растениями, озеленяют

кабинеты и коридоры в школе, выпускают экологические плаката и листовки.

Особенно дети заботятся о сохранении порядка и чистоты на пришкольной

территории.

Охрана природы – это дело не только взрослых людей, но и детей. Они

подкармливают и спасают брошенных животных, ведут борьбу с мусором,

изготавливают кормушки и домики для птиц и животных зимой, участвуют в

посадке деревьев и др.

На территории прилегающей к школе учащиеся разбили цветники. Посадили

разнообразные цветы6 люпины, бархатцы, астры, петунии и др. Они радуют

людей своей красотой.

Большая роль в экологическом образовании школьников отводится

совместной работе школы и семьи. С этой целью на родительских собраниях

обсуждаются вопросы воспитания ответственного отношения к окружающей

среде «Соблюдение экологических правил и норм в природе» (правила сбора

полевых цветов, разведения костра, устройства мест отдыха).

Традиционными мероприятиями в школе стали: месячник экологии,

«Золотая осень», «Мы встречаем птиц», «День здоровья», природоохранные

акции.

Главной проблемой современности ученые называют состояние экологии.

И очень важно, чтобы подрастающее поколение владело необходимыми

экологическими знаниями, охраняло и заботилось о природе.



В раздел образования