Автор: Букина Наталья Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 34"
Населённый пункт: город Рязань Рязанская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое образование в общеобразовательной школе"
Раздел: полное образование
Букина Наталья Александровна,
учитель биологии высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа № 34» г. Рязань Рязанская область
Экологическое образование учащихся в общеобразовательной школе.
Цели работы:
1.
Стимулировать
школьников
к
постоянному
пополнению
знаний
об
окружающей среде (уроки-конференции, уроки-деловые игры,
уроки
-
семинары,
уроки
-
диспуты,
уроки
-
путешествия,
беседы,
рефераты, КВН, викторины, праздники);
2.
Развивать творческое мышление, умение предвидеть последствия
природообразующей деятельности человека (наблюдения, беседа,
лабораторная работа).
3.
Развивать исследовательские навыки, умения, принятие экологически
грамотных и целесообразных решений;
4.
Вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению
проблем окружающей среды (участие в природоохранных акциях,
защиты природы от разрушения, пропаганда экологических знаний-
лекции, беседы, праздники, конференции, декады).
Задачи:
1.
Понимание современных проблем окружающей среды;
2. Развитие критического отношения учащихся к результатам
деятельности человека;
3. Умение анализировать собственное поведение в природе,
формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.
В решении этих задач использую основные принципы экологического
образования:
1.
Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся
понимание единства окружающего мира.
2.
Принцип межпредметных связей, раскрывающих единство и
взаимосвязь окружающего мира.
3.
Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый
возрастной период.
4.
Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов,
способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей
средой.
Многие из этих принципов нельзя полноценно реализовывать в
рамках урока. Решение задач осуществимо только при условии взаимосвязи
обучения и воспитания с различными типами и видами внеурочной работы.
В условиях современной сложной экологической ситуации в нашей
стране важна экологизация всей системы образования и воспитания
подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов
экологического образования является принцип непрерывности- это
взаимосвязанный постепенный процесс обучения, воспитания и развития
человека на протяжении всей его жизни.
Главная цель моей работы привлечь внимание учащихся к современным
экологическим проблемам, пробудить творческие способности ребят,
стимулировать самостоятельную работу школьников, усилить их желание
принять активное участие в природоохранной деятельности.
При формировании эколого-краеведческих знаний особое внимание уделяю
методике организации и проведении уроков и внеурочных мероприятий.
Школьники на уроках и во время внеурочных мероприятий знакомятся с
состоянием родного края, своего района и области. Анализируют свои
поступки и поступки других людей по отношению их к окружающей среде.
Учащиеся проводили научно-исследовательскую работу по изучению
растений и животных Кадомского района Рязанской области. Я являюсь
автором Красной книги «Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения
растения и животные Кадомского района Рязанской области». С помощью
этого пособия школьники смогут не только расширить и углубить свои
знания. Оно поможет им в подготовке самостоятельных докладов с
сообщений, в понимании экологических проблем современности, осознании
значения охраны родной природы.
Красная книга Кадомского района передана в районный краеведческий
музей п.г.т. Кадом Кадомского района Рязанской области.
В нашей школе за основу педагогической деятельности взято экологическое
направление работы, осуществляемое на основе программы НЭО
(непрерывное экологическое образование). Система непрерывного
образования состоит из 2-х взаимосвязанных блоков: 1 ступень (начальная
школа) и 2 ступень (5-9 класс). При её организации существует тесное
сотрудничество учителей начального и среднего звена школы. Проводятся
открытые уроки, внеклассные мероприятия по экологии на которых
присутствуют педагоги, родители.
В своей работе использую следующие группы проектов; «Моя зелёная
школа», «Экологическая лестница», «Дети и птицы», «Моя семья» и другие.
В течение года ребята занимаются не только теоретической, но и
общественно-полезной деятельностью: работают на пришкольном участке,
выполняют работы по уходу за комнатными растениями, озеленяют
кабинеты и коридоры в школе, выпускают экологические плаката и листовки.
Особенно дети заботятся о сохранении порядка и чистоты на пришкольной
территории.
Охрана природы – это дело не только взрослых людей, но и детей. Они
подкармливают и спасают брошенных животных, ведут борьбу с мусором,
изготавливают кормушки и домики для птиц и животных зимой, участвуют в
посадке деревьев и др.
На территории прилегающей к школе учащиеся разбили цветники. Посадили
разнообразные цветы6 люпины, бархатцы, астры, петунии и др. Они радуют
людей своей красотой.
Большая роль в экологическом образовании школьников отводится
совместной работе школы и семьи. С этой целью на родительских собраниях
обсуждаются вопросы воспитания ответственного отношения к окружающей
среде «Соблюдение экологических правил и норм в природе» (правила сбора
полевых цветов, разведения костра, устройства мест отдыха).
Традиционными мероприятиями в школе стали: месячник экологии,
«Золотая осень», «Мы встречаем птиц», «День здоровья», природоохранные
акции.
Главной проблемой современности ученые называют состояние экологии.
И очень важно, чтобы подрастающее поколение владело необходимыми
экологическими знаниями, охраняло и заботилось о природе.