Автор: Сидорова Ирина Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ ЦРР Детский сад №80
Населённый пункт: город Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Система мероприятий по созданию развивающей предметно – пространственной среды, учитывающей часть программы, формируемой участниками образовательных отношений
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 80
Красногвардейского района Санкт – Петербурга
Система мероприятий по созданию
развивающей предметно – пространственной среды, учитывающей
часть программы, формируемой участниками образовательных
отношений
Автор: Сидорова Ирина Игоревна
Воспитатель ГБДОУ ЦРР д/с №80
Санкт – Петербург
2017
«Воспитание осуществляется через собственный опыт ребенка,
который всецело определяется средой, и роль педагога при этом
сводится к организации и регулированию среды»
Л.С. Выготский
Введение
Актуальность проблемы реорганизации, развивающей предметно –
пространственной среды вызвана требованиями ФГОС ДО.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования говорится о создании благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка, ФГОС нацеливает
на личностно – ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения
самоценности дошкольного детства.
Такой подход ориентирует педагога на постоянный анализ динамики
развития детей для создания условий проявления детской активности и
свободного творческого самовыражения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать
возможность реализации разных видов детской активности в соответствии с
потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их
здоровья.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной
среды (далее РППС ДО) в дошкольном учреждении необходимо обеспечить
реализацию:
образовательного потенциала пространства групповой комнаты и
материалов, оборудования и инвентаря
для развития детей дошкольного
возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных
особенностей детей;
двигательной активности детей, возможности общения и совместной
деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
образовательной программы, с учетом национально-культурных,
климатических и других условий.
Цели организации РППС ДО:
максимальная реализация образовательного потенциала пространства в
группе, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста;
построение вариативного развивающего образования,
ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов,
видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с
детьми разного возраста, так и с взрослыми, а также свободу в выражении
своих чувств и мыслей;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей
(законных представителей) непосредственно в образовательную
деятельность, осуществление им поддержки по вопросам образования детей,
воспитания, охране и укрепления здоровья, а также поддержки
образовательных инициатив внутри семьи;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и
соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей
(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного
замедления развития детей);
создание равных условий, максимально способствующих реализации
образовательной программы в дошкольном учреждении для детей,
принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным
общностям и социальным слоям, а также имеющих различные возможности
здоровья.
В ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает
свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую функции.
На протяжении процесса взросления ребенка все компоненты (игрушки,
оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-
пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять.
Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и
развивающейся.
Под развивающей средой следует понимать естественную, комфортную,
уютную, рационально организованную, содержательную обстановку группы.
Одно из фундаментальных положений – это необходимость разделения
пространства в помещении группы. В группе, ориентированной на ребенка,
важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная
среда развития, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели
и задачи образовательной программы и применять личностно-
ориентированные технологии обучения.
Таким образом, необходим переход на обучение через организацию такой
образовательной среды, которая предоставляет широкие возможности для
эффективного накопления детьми собственного опыта и знаний.
Как организовать среду, чтобы она отвечала потребностям, интересам
детей и способствовала реализации программы?
Обстановка в группе должна отражать следующую философию:
дети обучаются за счет своего взаимодействия с окружающей средой;
на детей оказывает влияние информация, получаемая через органы
чувств из окружающей обстановки;
образ ребенка, как активного участника учебного процесса должен
найти отражение в окружающей обстановке (имена, семейные фотографии,
поделки и рисунки детей);
обстановка группы должна стимулировать ребенка на творческий
поиск.
Физическая обстановка: стены, мебель, оборудование, игрушки и материалы
– все должно быть эстетически привлекательным для детей. Удобная
расстановка мебели, предусматривающая наличие различных пространств,
насыщенность среды, соответствующая возрастным возможностям детей,
содержанию программы, возможность изменения среды, доступность
материалов и игрушек для детей их безопасность все это имеет огромное
значение для развития детей.
Определяющим моментом в создании развивающей предметно –
пространственной среды является педагогическая идея, которая даст
возможность наполнить среду интересными, познавательными материалами,
внесет индивидуальность, вариативность в развивающую среду каждой
группы.
Задачи организации, развивающей предметно – пространственной
среды:
1.
создать условия для всестороннего развития ребенка;
2.
обеспечить интенсивную, непрерывную вовлеченность детей;
3.
побуждать детей к активному исследованию;
4.
обеспечить выбор детей на основе их интересов и потребностей;
5.
способствовать развитию: самостоятельности, ответственности,
умению осуществлять выбор деятельности, материалов;
6.
обеспечить личностно – ориентированный подход к ребенку, через
организацию центров активности и широкого информационного поля.
Первая задача связана с деятельностным подходом к развитию и обучению
детей. Именно деятельность обеспечивает основу обучения – мотивацию.
Вторая задача направлена на то, чтобы способствовать появлению вопросов и
к поиску ответов на них.
Третья задача: Интересы и потребности ребенка разнообразны,
разносторонни и изменчивы. Чтобы их удовлетворить, необходимо создавать
такую же разнообразную, разностороннюю и изменчивую среду. Ребенок
может сделать свой выбор только тогда, когда есть из чего выбирать.
Четвертая задача направлена на развитие положительных наклонностей
детей.
Что такое самостоятельность? Это умение самому определить цель и самому
ее достичь через выбранный самим способ действия. «Я сам» - девиз
самостоятельности, и развивающая среда призвана ее обеспечить.
Ответственность напрямую связана с самостоятельностью. Важно не
только самостоятельно нести ответственность за действия, но и умение
предвидеть результат.
Умение делать правильный выбор – оценить свои потребности и
возможности, свои силы для достижения успеха, на этом основывать
собственный выбор.
Развивающая среда создается с участием ребенка и отражает его как
личность, выражает его интересы, потребности и развитие.
РППС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно
заниматься любимым делом. Разделение пространства группы на центры
активности позволяет детям объединяться в подгруппы по интересам.
Определение центров активности и информационного поля
Центр активности – часть групповой комнаты, где тщательно подобранные
материалы и оборудование организованы так, чтобы стимулировать активную
исследовательскую деятельность детей.
Принципы организации центров активности
Для разделения пространства группы используются стеллажи, столы, ковры и
др. оборудование. Столы располагаются в разных местах групповой комнаты.
Центры активности обозначены знаками, символами, словами. Места для
шумных и спокойных игр разделены, чтобы дети не мешали друг другу.
Разделение пространства позволяет организовать разные виды деятельности
– индивидуальные, в малых и больших группах.
Материалы для центров активности должны:
отражать реальный мир;
побуждать к дальнейшим исследованиям;
обеспечивать развитие;
иметь возможность использоваться по - разному;
располагаться свободно и доступно на стеллажах и полках в
открытых контейнерах;
контейнеры, и места их нахождения на полках обозначены символами:
картинками, цветом, формой, словом;
достаточны в количественном отношении;
сменяемы;
обеспечивать выбор;
обеспечивать учет возрастных особенностей и уровня развития каждого
ребенка.
Дидактические правила организации развивающей среды
Центры активности необходимо четко выделять. Полки, ковровые
покрытия, мольберты, столы могут использоваться для разделения
пространства группы на Центры.
Материалы группируются логически и находятся в соответствующих
Центрах.
Все материалы для игр и занятий хранятся на доступной детям высоте,
в понятном им порядке. Материалы и сами Центры помечены ярлыками или
четкими надписями.
Мебель и оборудование нужно обязательно располагать таким образом,
чтобы обеспечить безопасность при передвижении детей.
Не следует оставлять много свободного пространства посреди
группового помещения, чтобы предотвратить слишком интенсивные
движения детей.
Места для спокойных и шумных игр рекомендуется разделять таким
образом, чтобы дети не мешали друг другу, поскольку шум влияет на уровень
тревожности, креативность и способность концентрироваться.
Необходимо, чтобы в группе были места, где дети хранили бы личные
вещи.
Мебель и оборудование в групповом помещении и на открытой
площадке должны быть расставлены таким образом, чтобы во время работы
детей центры легко просматривались.
Желательно, чтобы детские работы и материалы на текущую тему
выставлялись на стенах на уровне, удобном детям для рассматривания и
обмена мнениями.
Развивающая предметно - пространственная среда в группе,
ориентированной на ребенка, должна помогать реализации
основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится
большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим
миром – через игру и открытия.
Групповое пространство должно быть спланировано педагогами так, чтобы
дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет
заниматься) и принимать решения. Важно, чтобы среда не ограничивала
детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможности для
развития и реализации разнообразных идей. Рекомендуется также
организовать в каждой группе так называемый «уголок уединения», в
который можно поставить диванчик или разместить мягкие подушки,
игрушки и пр.
Для размещения материалов, предназначенных для активной детской
деятельности, следует приобрести открытые пластмассовые контейнеры,
корзины, (от 4 до 10 в разных Центрах).
Контейнеры должны быть легкими, вместительными, легко входить в полку и
располагаться на полках таким образом, чтобы ими было легко и удобно
пользоваться (желательно по 3–4 коробки на одной полке). Коробки должны
быть систематизированы и снабжены надписями и символами.
Такая среда также способствует навыкам партнерского общения, работы в
команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального
взаимодействия. Все это позволяет педагогу формировать у детей поисковый,
активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя
реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.
Литературный центр (центр грамоты)
Через внимательный и ответственный подбор воспитателями материалов в
этом центре нужно развивать естественное стремление ребенка к
постоянному речевому общению, способствуя развитию уверенной связной
речи и обогащению словаря.
Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные
разговоры, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с
другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг
другу свои истории, создавать книжки – самоделки.
Центр литературы включает:
Книжный уголок – это уютное место с мягким диваном, подушками,
плейерами, магнитолой. Книги соответствуют уровню развития детей: от
книжек с картинками до более сложных (книжки – раскладушки, сказки,
рассказы, стихи, азбуки, энциклопедии).
Уголок детского книгоиздательства – включает наборы картинок,
старые журналы, заготовки для обложек, чистые листы бумаги, дырокол,
ленточки, фломастеры, и т.д. Книги, изготовленные детьми, могут занять
место на полке с другой литературой.
Уголок дидактических игр - игры, отражающие тему, игры на развитие
звуковой культуры речи, подготовку к грамоте, контейнеры в которых
собраны коллекции разных предметов, названия которых начинаются на тот
или иной звук, рабочие листы, макеты букв, обводки, штампики.
Центр математики и настольных игр
Математика – это абстрактная наука, организующая опыт. В тоже время дети
думают конкретно, следовательно, им должна быть предоставлена
возможность изучать математические отношения через действия с
конкретными предметами.
В этом центре есть специально оформленная стенка, на которой размещаются
знакомые цифры, а рядом предметы, соответствующие этой цифре,
геометрические фигуры, картографы на сортировку разных предметов по
цвету, форме, величине, цифры, изготовленные детьми из разных материалов,
ленточки, показывающие рост детей и др.
На стеллажах выделены полки:
Количество и счет: контейнеры с разными предметами для сортировки
(цветные пробки, шишки, листья, камушки), одноразовые тарелки с
числовыми фигурами для счета, цифры, изготовленные из разных
материалов, карточки с интересными играми – заданиями, палочки
Киюзинера с заданиями на разные уровни развития.
Форма и величина: материал на классификацию, контейнеры с
предметами похожими на круг, квадрат, треугольник, рабочие листы, блоки
Дьенеша с заданиями на разные уровни развития.
Логическое развитие: занимательные игры, ребусы, кроссворды.
Центр «сюжетно-ролевой» игры
Сюжетно – ролевая игра является важнейшим фактором социального
развития ребенка.
Играя, дети открывают для себя что-то новое, через игру и поисковую
деятельность они учатся учиться.
Обычно центр сюжетно – ролевой игры устраивается в углу групповой
комнаты, удаленной от мест интенсивного движения. Пространство для
сюжетно – ролевой игры необходимо четко определить, границы могут быть
определены мебелью, полками, ширмами. Для того чтобы игра состоялась, в
центре присутствуют самые разные предметы. К обычному набору детской
мебели добавлены натуральные предметы: телефоны, компьютерная
клавиатура, часы и другие предметы, вышедшие из строя, предметы одежды:
шляпы, сумки, кошельки, картины, фотографии семьи.
Центр изобразительной деятельности.
В центре искусства дети могут пробовать разные средства, рисуют на
мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными
материалами: глиной, мелками, пластилином, игровым тестом, ножницами и
множеством других средств и материалов.
Воспитатели должны всегда помнить о том, что у детей разные возможности
и способности, но каждый ребенок нуждается в поддержке.
Кроме привычных детям изобразительных материалов, на полках
присутствуют материалы для коллажей, бросовые материалы. Краски,
фломастеры, карандаши, бумага должны быть в этом центре в свободном
доступе в течение всего дня. В центре около окна следует поставить
мольберт, рядом с ним повесить передники, халаты, ведра с чистой водой,
ведро для грязной воды для того, чтобы дети не ходили через всю группу
менять воду.
В контейнерах поставить пооперационные карты для самостоятельной
деятельности детей, картографы с пошаговым приготовлением игрового
теста.
Центр кулинарии
В ходе активной познавательно – исследовательской интересной для детей
деятельности в этом центре решаются многие образовательные задачи.
Дети знакомятся с культурным опытом поколений и национальными
традициями, свойствами разных материалов, знакомятся с измерительными
приборами и способами измерения сыпучих и жидких материалов.
Занимательная работа по записи и чтению рецептов в центре «Кулинария»
вызывает у детей настоящий интерес к грамотности, то есть возникает
естественная, ненасильственно обеспеченная готовность детей к школьному
обучению.
Используя продукты, являющиеся основой нашей пищи, такие как овощи,
фрукты, орехи, хлебные злаки, бобы – дети получают исходные
представления об источниках питания. Придумывая разные игры и занятия в
центре кулинарии, можно обеспечивать развитие разных детских
способностей и интересов.
Содержание материалов центра кулинарии включаются различные весы,
мерные емкости – пластиковые стаканы, миски, банки, кувшины, блокноты
для записи нужного количества продуктов. В этом центре может возникнуть и
пополняться некая детская кулинарная книга, где отдельные рабочие листки
могут сплетаться, сшиваться, накалываться на безопасные стержни.
Здесь можно выставлять в прозрачных банках разные продукты. Например,
можно в такие банки насыпать по 1 кг. разных круп, которые интересно
сравнивать по цвету, размеру, форме зерен и весу – ведь разные банки
окажутся по-разному наполненными по высоте. Можно делать выводы,
различать, сопоставлять. Рассматривая эти крупы, дети обязательно будут
спрашивать, как варить кашу, какие еще продукты нужны для того, чтобы
приготовить вкусную кашу, где их взять, как взвешивать, отсыпать, а затем
задумают эту кашу сварить. Осенью уместно поместить в такие банки разную
по цвету и размеру фасоль, бобы, горох. Даже простое пересыпание таких
продуктов, рассматривание и изготовление карточек-этикеток – полезное
занятие, которое порождает дальнейшую поисковую деятельность: кто, в
каких семьях и что готовит из этих продуктов.
Центр песок - вода
Центр песка и воды – настоящий подарок для детей в группе. При выборе
места для этого центра нужно остановиться на том, которое ближе всего к
источнику воды и возможности ее слива. Как правило, педагоги размещают
его недалеко от умывальной комнаты. Чтобы дети не обливались водой,
нужно в этом центре повесить непромокаемые халатики. Ванны могут
наполняться водой, подкрашенной солью с разными травами (ромашкой,
мятой), песком (простым, кварцевым), камушками, листьями и другим
материалом для обогащения сенсорного опыта детей. Кроме того, в этом
центре необходимо иметь мерные стаканчики, совки, воронки, сито,
формочки, маленькие игрушки, лодочки, рыбки, пластиковые бутылки
разного размера и формы, пробки. Материалы можно хранить в контейнерах
так, чтобы дети могли их самостоятельно брать.
Можно придумать много интересных занятий в этом центре:
насыпание или наливание равных количеств песка и воды в сосуды
разной формы поможет детям понять, что количество не зависит от
изменения формы сосуда;
исследование, сколько и каких мисок или ведерок с водой и песком
потребуется, чтобы наполнить стол-бассейн или песочницу, конечно, поможет
совершенствовать навыки счета;
переливание воды в пластмассовые бутылочки разной величины
поможет детям сравнить и понять, что значит «большее» и «меньшее»,
посчитать, сколько воды из маленьких бутылочек поместиться в большую, к
тому же эти совсем нехитрые материалы (пластиковые бутылки разных форм
и размеров) с удовольствием принесут родители – обратитесь к ним с такой
скромной просьбой;
сравнение мокрого и сухого песка с помощью мерных стаканчиков или
весов поможет кроме математических выводов задуматься о причине.
эксперименты и наблюдения типа «Что будет, если я брошу этот
предмет в воду?» или «Что будет, если снег или лед оставить в пустом
ведерке или в теплой воде?»;
осуществление изменений с помощью добавления воды в песок,
красителя в воду или кубиков льда в теплую воду;
классификация плавающих и тонущих предметов.
пересыпание песка и плескание в воде, просеивание песка и зарывание
в нем предметов, просто копание в песке дарят детям замечательные
тактильные ощущения и развивают мелкую моторику;
развитие мелкой моторики – пальцев и рук при переливании из одного
сосуда в другой, удерживании скользких кусочков мыла;
освоение тонких движений при использовании пластмассовой пипетки
при накапывании в банки различных красителей и добавления воды из
кувшина.
Центр науки и природы
Это постоянно действующая мини – лаборатория для познания окружающего
мира через наблюдения, опыты и эксперименты.
Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о
своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и
экспериментирования. Естественная любознательность детей переходит в
деятельность познания. Очень важно, чтобы маленькие дети участвовали в
самом процессе исследования.
Удивление и восторг – вот что испытывает ребёнок, самостоятельно
открывший неведомое для себя раньше!
Чем наполнить этот центр?
Здесь могут быть разные коллекции, весы, лупы, микроскопы, песочные
часы, свечи, воронки, магниты, пластиковые чашки, природный материал,
картографы для фиксации результатов опыта.
В этом центре часто организуется музей. В нем могут быть собраны
камешки, семена, листья, ракушки. Кроме того, необходимо иметь картотеку
опытов и экспериментов, соответствующую возрастным особенностям детей.
Центр строительства
В процессе конструирования у детей появляется много возможностей
проявить свое творческое начало.
Строительство – важнейшая деятельность для развития детей во многих
отношениях, включая речь, социальные навыки, математическое и научное
мышление и представления о социальном окружении.
Здесь дети учатся распознавать формы, высоту, вес предметов, их
соотношение, приобретают опыт совместной работы, развивают речь в
естественном общении.
Этот центр всегда притягивает детей, в нем жизнь кипит, полна творчества и
веселья. Природа конструктора такова, что с его помощью дети могут
творить, усложнять, воспроизводить вновь или менять все, что они делают,
как им этого хочется.
Для центра строительства необходимо выбрать место подальше от активных
передвижений детей.
Конструктор хранится на открытых полках, на высоте, доступной детям.
Кроме конструктора на полках в контейнерах хранятся фигурки людей,
маленьких машин, животных, деревьев, каски, бинокли, веревки, макеты
дороги, реки. В этот центр можно вносить большие коробки для
конструирования домов, гаражей, других зданий.
Кроме того, здесь должны быть рисунки, схемы построек, виды деталей
конструктора и их название.
Разнообразие материалов в центрах активности, подобранное с учетом
комплексно – тематического планирования, отражающие реальный мир,
богатство сенсорных впечатлений способствует интенсивной непрерывной
вовлеченности детей в разнообразные виды деятельности.
Особое внимание следует уделить информационному полю группы, оно
включает в себя:
Продукты детской деятельности;
Экран выбора деятельности в центрах активности;
Календари погоды, природы, недели, месяца, года;
Распорядок дня;
Тематические стенды;
Правила группы;
Картографы, пооперационные карты.
Информационное поле
Самое широкое применение на практике получили распространенные
так называемые «работающие» стенды.
В каждой группе есть газеты, носящие название «Наше солнышко», «Звезда
недели», «Это – Я». Такого рода стенды особенно любимы детьми, ведь это
что-то вроде взрослой доски почёта. По итогам выбора за неделю победитель
получает право дать интервью о своих увлечениях и интересах. Стенды
«Наши дни рождения» (на каждом из которых приклеены фотография
ребенка и надпись с датой) выполняются из самоклеящейся яркой бумаги и
украшают группу. Такие стенды служат удобным напоминанием детям о
возможности поздравить именинника.
Важный атрибут групповой жизни – «Доска выбора», с помощью которой
дети обозначают свой выбор Центра активности. В средней группе – это
может быть стенд с глубокими дорожками, куда ребенок вставляет свою
игрушку или картинку, в подготовительной – стенд с кармашками, куда дети
вкладывают свои фотографии, визитки со своими именами. А в самой
младшей группе у ребят есть игрушки, которые они несут с собой в тот центр
активности, в котором будут работать.
Очень разнообразны в группах стенды «Сколько нас?». Чаще всего это
плакаты с отпечатками детских ладошек, но может быть также воздушный
шар с написанными именами, гирлянда из крупных бумажных колечек с
именами и прочие придумки. Такие стенды часто меняются, выполняются
самими детьми в центре искусств из бумаги, картона, ленточек, воздушных
шаров. Эта работа очень сближает всех детей, помогает ребёнку говорить
чаще «МЫ», чем «Я».
Каждая изучаемая тема заканчивается большим коллективным проектом,
выполняемым всеми детьми, в ней постепенно накапливается материал. А
еще такого рода работы с успехом становятся отличными наглядными
пособиями, не давая детям забыть о пройденной теме.
Также есть стенды «Дни недели», «Части суток», «Поручения», «Наш день».
«Тематическая стена», отражающая тему, на ней можно обозначить
название темы, картографы с высказываниями детей: «что мы знаем», «что
хотим узнать», детские рисунки на данную тему и другие материалы.
Информация о детях группы – фотографии, имена детей на шкафчиках,
сведения об интересах детей, достижениях, работы детей, все это говорит о
том, что группа принадлежит детям, отражает их интересы, особенности
каждого ребенка.
Детей следует привлекать к поддержанию порядка в группе. Для того
чтобы облегчить детям этот процесс на полках необходимо разместить
картинки, надписи с обозначением игр, материалов.Кроме того, совместно с
детьми разрабатываются правила группы.
Правила поведения в группе
Совместная жизнь детей в группе не обходится без ситуаций, требующих
наведения порядка. Самостоятельность и свобода выбора неотделимы от
ответственности.
Начиная с младшей группы детского сада, воспитатели постепенно
вовлекают детей в разработку правил, помогают им самостоятельно
следовать этим правилам и оценивать своё поведение. Дети вместе с
воспитателем обсуждают и устанавливают правила в группе, которые
становятся общими стандартами для всех, включая и воспитателей.
Разработанные совместно с детьми правила моделируются и развешиваются
в группе. В младшей группе это может быть какое-то одно простое правило,
обсужденное воспитателем вместе с детьми. В средней – дети уже могут сами
предлагать и с помощью взрослого принять к исполнению два – три
несложных правила. Детям старшего дошкольного возраста доступно
совместное принятие и выполнение нескольких понятных, разумных правил.
Дети различаются по уровню своей готовности соблюдать правила и
принимать тот тип поведения, которого от них ожидают педагоги. Одним из
лучших способов обеспечить максимальное соблюдение правил детьми
является привлечение самих детей к определению этих правил, их изменению
и принятию новых правил по мере возникновения такой необходимости, то
есть дети:
участвуют в разработке правил;
следят за их соблюдением;
оценивают свое поведение с точки зрения соблюдения правил;
учатся быть ответственными за свои слова и поступки.
Воспитатель, который научил детей правило сообразному поведению, может
освободить себя от нудного и утомительного контроля. Кроме того, принятие
детьми правила, которое они разработали сами, создает у них чувство
причастности и ответственности за его соблюдение. Дети научаются
самоконтролю, могут сами регулировать свое поведение не по указке
«сверху», а по собственной инициативе и собственному пониманию. Это
создает основания для развития осмысленной произвольности, способствует
психологически правильному взрослению ребенка и переходу его в
следующий, младший школьный возраст.
Вывод:
Таким образом, развивающая предметно – пространственная среда
обеспечивает разные виды активности ребенка, становится основой для его
самостоятельной деятельности, условием для самообразования. При этом
развиваются его любознательность и творческое воображение, умственные и
художественные способности, коммуникативные навыки. Развивающая среда
не может быть построена окончательно, при организации РППС необходима
творческая деятельность всех участников образовательного процесса.