Напоминание

«Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади»


Автор: Баторова Людмила Логиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Харазаргайская средняя школа
Населённый пункт: Иркутская область, с. Харазаргай
Наименование материала: Методическая разработка по русской литературе
Тема: «Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади»
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Эстетические и нравственные проблемы рассказа

Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».

Жизнь человека на Земле

прочно и навсегда

связана с животными -

с птицами,

насекомыми и зверями...

Человек

очень силен

и очень мудр.

Поэтому он должен быть

очень добр, благороден

и разумен

в своих отношениях

с животными.

А.-С. Экзюпери.

Цели урока:

-познавательные: показать

учащимся

важность

и

актуальность

проблемы,

поставленной

писателем,

совершенствовать

навыки

анализа

текста, развивать творческие способности учеников.

-развивающие: развитие образного, логического мышления, навыков

работы с текстом произведения;

-воспитательные:

привить

учащимся

чувство

п р е к р а с н о го ,

представление о гармоничности жизни природы в мире человека.

Оборудование: учебник по литературе для 7 класса под редакцией Т.Ф.

Курдюмовой, портрет писателя, аудиозапись.

План урока:

1)

Оргмомент.

2)

Проверка домашнего задания;

3)

Новая тема:

- вступительное слово учителя;

- словарная подготовка;

- беседа по вопросам;

- релаксация;

- творческая мастерская.

- 4) Подведение итогов:

- рефлексия;

- комментированное выставление оценок.

5) Задание на дом.

Оргмомент.

Сообщение темы и целей урока.

Проверка домашнего задания.

Краткий биографический рассказ о писателе Ф.А. Абрамове.

Новая тема.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого писателя

Федора

Александровича

Абрамова,

с

его

произведением

«О

чем

плачут

лошади».

Мы с вами прослушали рассказ о жизни писателя.

Итак,

великий

писатель

родился

29

февраля

1920

года

в

далёкой

северной деревне Верколка, отгороженной от города бескрайними лесами,

болотами, озёрами.

В Пинеге, как в зеркале,

Отразилась Верколка,

Отразилась Верколка –

Русское село.

Тишина заветная,

Терема столетние.

Семьи многодетные –

Так уж повелось.

Лесом заворожено,

Снегом припорошено,

Дождиком умытое,

Богом позабытое

Русское село.

Поздно как-то, рано ли,

Но в семье Абрамовых

Появился сын.

Родился он с норовом,

Прозывался Федором.

К Пинеге он с вёдрами

За водой ходил.

Чистая водица,

Сполохи зарницы,

Сиверко, метели –

Годы пролетели.

Вот в таком, Богом забытом, селе родился Ф. А. Абрамов.

Веркола…Всё,

вышедшее

из-под

пера

Фёдора

Абрамова,

и

всё,

оставшееся не реализованным, было связано с нею.

Веркола была для Абрамова главной хранительницей писательских,

человеческих Веры, Надежды, Любви, коими крепились творчество и жизнь.

Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – «соль земли», т. е. такие

люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим

трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.

Сегодня мы поразмышляем над его рассказом «О чём плачут лошади».

Попытаемся выяснить, почему же плачут лошади.

Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится не

вопрос, а утверждение. (Запись темы урока в тетрадь).

Автор проводит параллель между лошадьми и людьми: есть люди,

которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто

борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.

На

протяжении

тысячелетий

лошадь

верно

служит

человеку.

Она

сопровождала его всю жизнь, её образ прочно вошёл в русскую культуру.

Коньком

украшали

крышу

избы;

конь

символизирует

достаток

и

благополучие;

считается,

что

подкова

приносит

счастье.

В

античности

считалось, что по небу едет бог Гелиос в золотой колеснице. Так древние

люди объясняли восход и закат солнца.

Лошади – это самые миролюбивые и безотказные животные, готовые до

последнего вздоха служить хозяину.

Например,

в

одном

историческом

документе

сохранилась

такая

история. В 1809 г. на Дунае был ранен французский гусар. Он упал под ноги

своей лошади, и она никому не позволяла приблизится к телу своего хозяина.

Ещё долго и русские, и французы слышали жалобное ржание животного.

В рассказе Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» мы узнаем причину

трагедии этих чудесных, добрых и умных животных. Ведь совсем не так

давно было время, когда «лошадью дышали и жили, когда ей скармливали

самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба». Незаменима ее роль

в крестьянской семье — роль не только сильного и верного помощника, но и

доброго, надежного друга. Даже терпя голод, нужду и другие бедствия, люди

окружали лошадь любовью, заботой и лаской. Теперь же пришли совсем

иные

времена.

В

век

научно-технического

прогресса

бывший

когда-то

неоценимым труд лошади заменили работой сильных, никогда не устающих

машин. А что же лошади? Они продолжают работать там, где машин не

хватало,

но

не

было

уже

бескорыстным

гривастым

работягам

прежнего

почета

и

уважения:

«они

постоянно

томились,

умирали

от

жажды,

их

донимал гнус», их забывали покормить, не хотели чистить.

Сильно тосковали лошади от такого отношения, но продолжали верой и

правдой служить своему хозяину — человеку. Поэтому они и вызывали в

сердце главного героя рассказа «чувство жалости и даже какой-то непонятной

вины перед ними». В начале рассказа герой говорит о своей любви к этим

удивительным животным, с которыми были связаны самые теплые и дорогие

воспоминания его прошлого. Однако как легко, не раздумывая, совершает он

предательство

по

отношению

к

ним,

отказываясь

поддерживать

веру

загрустившей Рыжухи в существование счастливых для всего их конского

рода

времен!

Конечно,

человек

скоро

понимает,

что

«совершил

что-то

непоправимое,

страшное»,

что

уже

никакими

силами

нельзя

изменить,

поправить. И поэтому пригнула его к земле «тяжелая лошадиная тоска», из-за

которой

он

сам

себе

стал

казаться

каким-то

непонятным,

«отжившим

существом ».

Таким

образом,

писатель

в

своем

рассказе

затрагивает

одну

из

нравственных проблем, решение которой определяет отношение человека к

самому себе. Это проблема честности перед собой и ответственности за

совершаемые действия.

Словарная подготовка.

НРАВСТВЕННОСТЬ

это

система

правил

поведения

личности,

прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а

что зло.

Беседа по вопросам.

О чем и о ком этот рассказ? Какова идея этого рассказа? (Это рассказ об

отношении людей к лошадям, о самих лошадях и о людях, именно человек

приручил лошадь - он за нее в ответе. Рассказ Абрамова обращён к нам,

людям, живущим сегодня. Автор хочет нам сказать, что каждый человек

на нашей Земле отвечает за будущее мира. Строки рассказа, возможно,

говорят о том, что человечество погибнет, если бросит на произвол

судьбы тех животных, которые верно служили ему, и шире – если не

будет заботиться о будущем Земли);

Как относятся люди к лошадям в рассказе Абрамова? (Конюх Миколка

спустя

рукава;

старушонки,

бабы

сопереживают

лошадям;

главный

герой с особым вниманием).

Кто из лошадей особенно выделяется в рассказе? Почему? (Рыжуха;

зачитывается описание ее: "А Рыжуха - нет. Рыжуха была кобылка

чистая,

да

к

тому

же

ещё

сохранила

свой

весёлый,

неунывающий

характер, нервность молодости. Обычно, завидев меня, спускающегося с

угора,

она

вся

подбиралась,

вытягивалась

в

струнку,

подавала

свой

звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла верёвка, обегала

вокруг кола, то есть совершала, как я называл это, свой приветственный

круг радости.")

Как герой рассказа относился к лошадям и Рыжухе?

Докажите,

что

он

понимал

и

любил

этих

животных. (Он их кормит,

ласкает Рыжуху. "Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на

луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство - в мир пахучих

трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись

на привязи, каждая возле своего кола).

Как вы думаете, главный герой рассказа был другом Рыжухи? А каким

должен быть друг? (Честным, откровенным, способным разделить горе

товарища).

- Как автор описывает лошадь? (Не просто как живое существо, которое

дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо. Мы понимаем,

что кобыла Рыжуха и другие лошади и есть главные действующие лица

рассказа. «Особо-лошадиная красота луга» даётся в резком контрасте с

тем, как лошади «постоянно томились, умирали от жажды…», что

вызывает у читателя соответствующую реакцию на отношение людей к

животным);

В чём рассказчик обманул Рыжуху? (не ответил искренне на её вопрос,

то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком,

не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от

них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И

рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он

тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит. Он

почувствовал

своё

бессилие

изменить

жизнь,

и

от

этого

на

него

навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности);

Какие раздумья вызвал у вас рассказ? В какой мере он обращен ко всем

нам? (Жизнь человека на Земле прочно и навсегда связана с животными -

с птицами, насекомыми и зверями... Человек очень силен и очень мудр.

Поэтому он должен быть очень добр, благороден и разумен в своих

отношениях с животными).

В

чем

использования

фантастики

(разговор

с

лошадью)

в

рассказе?

(«Очеловечивание»

страдания

лошади,

герой

глубже

понимает

смысл

происходящих событий, способен дать им самостоятельную оценку. Он

осознает трагичность потери ушедшего навсегда прошлого жизни, когда

человек жил гармонии с лошадьми, со всей природой);

Прочитайте

описание

луга

в

начале

рассказа.

Какими

мыслями

и

чувствами оно проникнуто? (Родная природа в восприятии рассказчика

ассоциируется самым чудесным временем жизни человека – детством);

Расскажите

историю

гибели

Карька

«на

лесном

фронте»?

(Подчёркивается единство судьбы человека и окружающей его природы,

которая продолжает нести ему помощь и поддержку);

Как вы понимаете слова писателя: «В каждом из нас, должно быть, живёт

пушкинский вещий Олег…»? (Эти слова говорят о том, что мы хотим

увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться

памяти животных, которые вечно служили нам);

Оцените

поведение

героя

в

последнем

диалоге

его

с

лошадьми.

Как

характеризует

его

речь? (Герой

не

мог

искренне

ответить

на

немой

вопрос

лошади,

нужны

ли

они

в

современной

жизни.

Поэтому

он

напускает на себя «бесшабашную удаль», говорит с «бесшабашностью»,

«театрально»,

ненатурально.

В

его

речи

изобилуют

намеренно

искаженные, просторечные слова и выражения: «покель», «в энтом»,

«без банки не разобраться». Лексика подчеркивает противоречие между

естественным, искренним миром природы и неестественным, лживым,

бездумным миром современных людей);

Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре

я

уже

сам

казался

себе

каким-то

нелепым,

отжившим

существом.

Существом

из

этой

лошадиной

породы»?

(герой

рассказа

ощущает

страдания лошадей. Он чувствует единство всего живого в мире, а

значит, не способен на жестокость. Но в современной жизни не нужны

не только лошади, и люди искренние, любящие, близкие к природе – об

этом

тревожится

писатель). Как

по-другому

об

этом

сказал

А.-

С.Экзюпери? ("Мы в ответе за тех, кого приручили".)

К какому жанру можно отнести произведение? (сказка, притча – жанр

четко не выражен);

Релаксация.

Волшебный цветок Добра.

Положите

цветок

Добра

и

хорошего

настроения

на

обе

ладони.

Закройте глаза. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело,

вашу

душу.

От

него

исходит

удивительный

запах

и

приятная

музыка

(включаю

спокойную

музыку).

И

вам

хочется

её

послушать.

Мысленно

поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас

появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете,

как ваше тело наполняется удовольствием. Как приятно вашему лицу, как

хорошо становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее

душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой,

уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-

прежнему с вами…

Откройте глаза.

Посмотрите по сторонам.

Пошлите друг другу добрые мысли.

Творческая мастерская.

Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: в ответе ли мы за тех,

кого приручили». Подумайте, нуждается ли любое животное на земле в

заботе и внимании человека, отвечает ли человек за будущее на земле?

Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, вспомните, какие задачи были поставлены нами в начале урока?

Удалось ли нам их реализовать? Прокомментируйте.

- Что вы чувствовали во время урока?

- Что вам понравилось?

- Есть ли у вас чувство неудовлетворённости?

- Выскажите, пожалуйста, свои впечатления, замечания, пожелания.

- А теперь все вместе выставим оценки тем, кто работал на уроке.

Подвожу общий итог, отмечаю яркие высказывания, индивидуальные

успехи каждого.

Задание на дом.

Написать рассказ «Зачем нужны в жизни животные».

Министерство образования и науки РФ

Открытый урок

по литературе в 7 классе

«Эстетические и

нравственные проблемы

рассказа

Ф. Абрамова «О чем плачут

лошади».

Учитель: Баторова Л.Л.

2014 г.



В раздел образования