Автор: Баторова Людмила Логиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Харазаргайская средняя школа
Населённый пункт: Иркутская область, с. Харазаргай
Наименование материала: Методическая разработка по русской литературе
Тема: «Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади»
Раздел: среднее образование
Тема урока: «Эстетические и нравственные проблемы рассказа
Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».
Жизнь человека на Земле
прочно и навсегда
связана с животными -
с птицами,
насекомыми и зверями...
Человек
очень силен
и очень мудр.
Поэтому он должен быть
очень добр, благороден
и разумен
в своих отношениях
с животными.
А.-С. Экзюпери.
Цели урока:
-познавательные: показать
учащимся
важность
и
актуальность
проблемы,
поставленной
писателем,
совершенствовать
навыки
анализа
текста, развивать творческие способности учеников.
-развивающие: развитие образного, логического мышления, навыков
работы с текстом произведения;
-воспитательные:
привить
учащимся
чувство
п р е к р а с н о го ,
представление о гармоничности жизни природы в мире человека.
Оборудование: учебник по литературе для 7 класса под редакцией Т.Ф.
Курдюмовой, портрет писателя, аудиозапись.
План урока:
1)
Оргмомент.
2)
Проверка домашнего задания;
3)
Новая тема:
- вступительное слово учителя;
- словарная подготовка;
- беседа по вопросам;
- релаксация;
- творческая мастерская.
- 4) Подведение итогов:
- рефлексия;
- комментированное выставление оценок.
5) Задание на дом.
Оргмомент.
Сообщение темы и целей урока.
Проверка домашнего задания.
Краткий биографический рассказ о писателе Ф.А. Абрамове.
Новая тема.
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого писателя
Федора
Александровича
Абрамова,
с
его
произведением
«О
чем
плачут
лошади».
Мы с вами прослушали рассказ о жизни писателя.
Итак,
великий
писатель
родился
29
февраля
1920
года
в
далёкой
северной деревне Верколка, отгороженной от города бескрайними лесами,
болотами, озёрами.
В Пинеге, как в зеркале,
Отразилась Верколка,
Отразилась Верколка –
Русское село.
Тишина заветная,
Терема столетние.
Семьи многодетные –
Так уж повелось.
Лесом заворожено,
Снегом припорошено,
Дождиком умытое,
Богом позабытое
Русское село.
Поздно как-то, рано ли,
Но в семье Абрамовых
Появился сын.
Родился он с норовом,
Прозывался Федором.
К Пинеге он с вёдрами
За водой ходил.
Чистая водица,
Сполохи зарницы,
Сиверко, метели –
Годы пролетели.
Вот в таком, Богом забытом, селе родился Ф. А. Абрамов.
Веркола…Всё,
вышедшее
из-под
пера
Фёдора
Абрамова,
и
всё,
оставшееся не реализованным, было связано с нею.
Веркола была для Абрамова главной хранительницей писательских,
человеческих Веры, Надежды, Любви, коими крепились творчество и жизнь.
Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – «соль земли», т. е. такие
люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим
трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.
Сегодня мы поразмышляем над его рассказом «О чём плачут лошади».
Попытаемся выяснить, почему же плачут лошади.
Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится не
вопрос, а утверждение. (Запись темы урока в тетрадь).
Автор проводит параллель между лошадьми и людьми: есть люди,
которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто
борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.
На
протяжении
тысячелетий
лошадь
верно
служит
человеку.
Она
сопровождала его всю жизнь, её образ прочно вошёл в русскую культуру.
Коньком
украшали
крышу
избы;
конь
символизирует
достаток
и
благополучие;
считается,
что
подкова
приносит
счастье.
В
античности
считалось, что по небу едет бог Гелиос в золотой колеснице. Так древние
люди объясняли восход и закат солнца.
Лошади – это самые миролюбивые и безотказные животные, готовые до
последнего вздоха служить хозяину.
Например,
в
одном
историческом
документе
сохранилась
такая
история. В 1809 г. на Дунае был ранен французский гусар. Он упал под ноги
своей лошади, и она никому не позволяла приблизится к телу своего хозяина.
Ещё долго и русские, и французы слышали жалобное ржание животного.
В рассказе Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» мы узнаем причину
трагедии этих чудесных, добрых и умных животных. Ведь совсем не так
давно было время, когда «лошадью дышали и жили, когда ей скармливали
самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба». Незаменима ее роль
в крестьянской семье — роль не только сильного и верного помощника, но и
доброго, надежного друга. Даже терпя голод, нужду и другие бедствия, люди
окружали лошадь любовью, заботой и лаской. Теперь же пришли совсем
иные
времена.
В
век
научно-технического
прогресса
бывший
когда-то
неоценимым труд лошади заменили работой сильных, никогда не устающих
машин. А что же лошади? Они продолжают работать там, где машин не
хватало,
но
не
было
уже
бескорыстным
гривастым
работягам
прежнего
почета
и
уважения:
«они
постоянно
томились,
умирали
от
жажды,
их
донимал гнус», их забывали покормить, не хотели чистить.
Сильно тосковали лошади от такого отношения, но продолжали верой и
правдой служить своему хозяину — человеку. Поэтому они и вызывали в
сердце главного героя рассказа «чувство жалости и даже какой-то непонятной
вины перед ними». В начале рассказа герой говорит о своей любви к этим
удивительным животным, с которыми были связаны самые теплые и дорогие
воспоминания его прошлого. Однако как легко, не раздумывая, совершает он
предательство
по
отношению
к
ним,
отказываясь
поддерживать
веру
загрустившей Рыжухи в существование счастливых для всего их конского
рода
времен!
Конечно,
человек
скоро
понимает,
что
«совершил
что-то
непоправимое,
страшное»,
что
уже
никакими
силами
нельзя
изменить,
поправить. И поэтому пригнула его к земле «тяжелая лошадиная тоска», из-за
которой
он
сам
себе
стал
казаться
каким-то
непонятным,
«отжившим
существом ».
Таким
образом,
писатель
в
своем
рассказе
затрагивает
одну
из
нравственных проблем, решение которой определяет отношение человека к
самому себе. Это проблема честности перед собой и ответственности за
совершаемые действия.
Словарная подготовка.
НРАВСТВЕННОСТЬ
–
это
система
правил
поведения
личности,
прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а
что зло.
Беседа по вопросам.
•
О чем и о ком этот рассказ? Какова идея этого рассказа? (Это рассказ об
отношении людей к лошадям, о самих лошадях и о людях, именно человек
приручил лошадь - он за нее в ответе. Рассказ Абрамова обращён к нам,
людям, живущим сегодня. Автор хочет нам сказать, что каждый человек
на нашей Земле отвечает за будущее мира. Строки рассказа, возможно,
говорят о том, что человечество погибнет, если бросит на произвол
судьбы тех животных, которые верно служили ему, и шире – если не
будет заботиться о будущем Земли);
•
Как относятся люди к лошадям в рассказе Абрамова? (Конюх Миколка
спустя
рукава;
старушонки,
бабы
сопереживают
лошадям;
главный
герой с особым вниманием).
•
Кто из лошадей особенно выделяется в рассказе? Почему? (Рыжуха;
зачитывается описание ее: "А Рыжуха - нет. Рыжуха была кобылка
чистая,
да
к
тому
же
ещё
сохранила
свой
весёлый,
неунывающий
характер, нервность молодости. Обычно, завидев меня, спускающегося с
угора,
она
вся
подбиралась,
вытягивалась
в
струнку,
подавала
свой
звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла верёвка, обегала
вокруг кола, то есть совершала, как я называл это, свой приветственный
круг радости.")
•
Как герой рассказа относился к лошадям и Рыжухе?
•
Докажите,
что
он
понимал
и
любил
этих
животных. (Он их кормит,
ласкает Рыжуху. "Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на
луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство - в мир пахучих
трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись
на привязи, каждая возле своего кола).
•
Как вы думаете, главный герой рассказа был другом Рыжухи? А каким
должен быть друг? (Честным, откровенным, способным разделить горе
товарища).
•
- Как автор описывает лошадь? (Не просто как живое существо, которое
дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо. Мы понимаем,
что кобыла Рыжуха и другие лошади и есть главные действующие лица
рассказа. «Особо-лошадиная красота луга» даётся в резком контрасте с
тем, как лошади «постоянно томились, умирали от жажды…», что
вызывает у читателя соответствующую реакцию на отношение людей к
животным);
•
В чём рассказчик обманул Рыжуху? (не ответил искренне на её вопрос,
то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком,
не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от
них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И
рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он
тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит. Он
почувствовал
своё
бессилие
изменить
жизнь,
и
от
этого
на
него
навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности);
•
Какие раздумья вызвал у вас рассказ? В какой мере он обращен ко всем
нам? (Жизнь человека на Земле прочно и навсегда связана с животными -
с птицами, насекомыми и зверями... Человек очень силен и очень мудр.
Поэтому он должен быть очень добр, благороден и разумен в своих
отношениях с животными).
•
В
чем
использования
фантастики
(разговор
с
лошадью)
в
рассказе?
(«Очеловечивание»
страдания
лошади,
герой
глубже
понимает
смысл
происходящих событий, способен дать им самостоятельную оценку. Он
осознает трагичность потери ушедшего навсегда прошлого жизни, когда
человек жил гармонии с лошадьми, со всей природой);
•
Прочитайте
описание
луга
в
начале
рассказа.
Какими
мыслями
и
чувствами оно проникнуто? (Родная природа в восприятии рассказчика
ассоциируется самым чудесным временем жизни человека – детством);
•
Расскажите
историю
гибели
Карька
«на
лесном
фронте»?
(Подчёркивается единство судьбы человека и окружающей его природы,
которая продолжает нести ему помощь и поддержку);
•
Как вы понимаете слова писателя: «В каждом из нас, должно быть, живёт
пушкинский вещий Олег…»? (Эти слова говорят о том, что мы хотим
увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться
памяти животных, которые вечно служили нам);
•
Оцените
поведение
героя
в
последнем
диалоге
его
с
лошадьми.
Как
характеризует
его
речь? (Герой
не
мог
искренне
ответить
на
немой
вопрос
лошади,
нужны
ли
они
в
современной
жизни.
Поэтому
он
напускает на себя «бесшабашную удаль», говорит с «бесшабашностью»,
«театрально»,
ненатурально.
В
его
речи
изобилуют
намеренно
искаженные, просторечные слова и выражения: «покель», «в энтом»,
«без банки не разобраться». Лексика подчеркивает противоречие между
естественным, искренним миром природы и неестественным, лживым,
бездумным миром современных людей);
•
Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре
я
уже
сам
казался
себе
каким-то
нелепым,
отжившим
существом.
Существом
из
этой
лошадиной
породы»?
(герой
рассказа
ощущает
страдания лошадей. Он чувствует единство всего живого в мире, а
значит, не способен на жестокость. Но в современной жизни не нужны
не только лошади, и люди искренние, любящие, близкие к природе – об
этом
тревожится
писатель). Как
по-другому
об
этом
сказал
А.-
С.Экзюпери? ("Мы в ответе за тех, кого приручили".)
•
К какому жанру можно отнести произведение? (сказка, притча – жанр
четко не выражен);
Релаксация.
Волшебный цветок Добра.
Положите
цветок
Добра
и
хорошего
настроения
на
обе
ладони.
Закройте глаза. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело,
вашу
душу.
От
него
исходит
удивительный
запах
и
приятная
музыка
(включаю
спокойную
музыку).
И
вам
хочется
её
послушать.
Мысленно
поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас
появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете,
как ваше тело наполняется удовольствием. Как приятно вашему лицу, как
хорошо становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее
душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой,
уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-
прежнему с вами…
Откройте глаза.
Посмотрите по сторонам.
Пошлите друг другу добрые мысли.
Творческая мастерская.
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: в ответе ли мы за тех,
кого приручили». Подумайте, нуждается ли любое животное на земле в
заботе и внимании человека, отвечает ли человек за будущее на земле?
Подведение итогов. Рефлексия.
- Итак, вспомните, какие задачи были поставлены нами в начале урока?
Удалось ли нам их реализовать? Прокомментируйте.
- Что вы чувствовали во время урока?
- Что вам понравилось?
- Есть ли у вас чувство неудовлетворённости?
- Выскажите, пожалуйста, свои впечатления, замечания, пожелания.
- А теперь все вместе выставим оценки тем, кто работал на уроке.
Подвожу общий итог, отмечаю яркие высказывания, индивидуальные
успехи каждого.
Задание на дом.
Написать рассказ «Зачем нужны в жизни животные».
Министерство образования и науки РФ
Открытый урок
по литературе в 7 классе
«Эстетические и
нравственные проблемы
рассказа
Ф. Абрамова «О чем плачут
лошади».
Учитель: Баторова Л.Л.
2014 г.