Автор: Тунгускова Светлана Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Дискуссионная площадка
Тема: "Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Дискуссионная площадка «Речевое развитие дошкольников через
познавательно-исследовательскую деятельность».
По
мнению
советского
педагога
Василия
Александровича
Сухомлинского,
«Прежде
чем
давать
знания,
надо
научить
думать,
воспринимать,
наблюдать». Хотелось бы услышать ваше мнение по этому
поводу. Считаете ли вы, что первоначально необходимо показать предмет
исследования
ребенку,
познакомить
его
с
ним,
описать
и
дать
сравнительную характеристику с каким-либо схожим объектом, завершив,
таким образом, эмпирический (наблюдение, описание, сравнение, измерение,
эксперимент) метод исследования перейти к теоретическому описанию?
Есть и другое мнение на этот счет, а именно чем богаче словарный
запас ребенка, тем проще ему учиться и изучать окружающий мир, также
легче подобрать необходимые слова в общении как со сверстниками, так и
со взрослыми. Согласны с этим мнением?
Тем не менее, в настоящее время остро стоит проблема развития речи
детей.
Необходимо
ее
рассмотреть
с
разных
позиций.
Есть
ли
у
вас
предположения? С чем может быть связана данная проблема? (Ответ: Она
обусловлена не только ухудшением состояния здоровья, но и снижением
общения
родителей
и
детей,
а
также,
что
немаловажно,
стремительное
снижение речевой культуры в обществе, если уж старшие поколения не
владеют широким словарным запасом, то стоит ли вообще говорить о данной
проблеме? Ведь взрослый должен максимально доступно и правильно дать
описание предмета своему ребенку, стараясь избегать слов паразитов, но
также не стоит пользоваться непонятными ребенку словами, например, папа,
а почему небо голубое? Сынок, все очень просто, это связано с тем, что
воздух рассеивает свет с короткой длиной волны сильнее длинноволнового
излучения
света,
а
интенсивность
рассеивания
обусловлена
колебаниями
количества молекул газов воздуха в объемах, соизмеримых с длинами волн
света. А так как излучение голубого цвета имеет более короткую длину
волны, в конце видимого спектра, он больше рассеивается в атмосфере, чем
красный. Благодаря этому участок неба вне направления на Солнце имеет
голубой цвет и т.д.).
В
конце
обсуждения
можно
сказать,
что,
мы
пришли
к
выводу:
невозможно развить речь ребенка отбросив познания и наблюдения, сделав
акцент
на
расширение
словарного
запаса.
Или
же
наоборот.
Все
это
взаимосвязано и только в совокупности дадут желаемый результат.
В
дошкольном
возрасте
дети
очень
любознательны,
и
по
мнению
нашего
соотечественника,
доктора
психологических
наук
Николая
Николаевича
Поддьякова:
«в
деятельности
экспериментирования
ребёнок
выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий
различными способами на окружающие предметы и явления с целью более
полного их познания и освоения». Хочу подчеркнуть слово самостоятельно,
т.е. нет необходимости постоянно контролировать и опекать ребенка, нужно
дать
ему
волю
в
своей
исследовательской
деятельности.
Или
же
надо
держаться поблизости и контролировать каждое его движение??? (Они тебе
будут говорить о том, что опасно отпускать ребенка одного, надо держаться
рядом, но не контролировать каждый шаг, а смотреть, чтоб не поранился, в
рот посторонний предмет не взял и т.д. Тебе необходимо подвести итог).
Итак, мы решили, что надо быть рядом с ребенком, но не слишком близко,
чтобы дать ему свободу действий, необходимо следить за тем, чтобы он не
поранился и т.д.
Пришло время подвести общий итог. В ходе нашей дискуссии мы
расставили все точки над «И» и можем смело сформировать необходимые на
сегодняшний день задачи. Это поддержка детей и помощь в обучении ребенка
путем
исследовательской
деятельности;
это
развитие
самостоятельности
ребенка;
и,
наконец,
стараться
расширить
словарный
запас,
который,
в
конечном счете, поможет ребенку формулировать свои мысли.
Подготовила Тунгускова С.В.